Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День девятый.

Обрѣтеніе и пренесеніе мощей иже во святыхъ отца нашего святителя Ѳеодосія Углицкаго, архіепископа Черниговскаго.

Мощи святителя Ѳеодосія уже вскорѣ послѣ его кончины стали почитаться «цѣлебными», но лишь черезъ 200 лѣтъ, «ересемъ умножающимся и души простыя смущающимъ», святителя Ѳеодосія, «яко свидѣтеля истины неложнаго яви Христосъ въ Церкви Своей, не словесы любомудрія суемудріе человѣческое побѣждающа, но нетлѣніемъ мощей» его, «чудесы и знаменіе многими вѣру святую утверждающа, въ радость и спасеніе всѣхъ, любовію чтущихъ святую память» его [1]. Въ настоящій день и совершается память послѣдовавшаго въ 1896 г. открытія св. мощей этого «новаго молитвенника и теплаго предстателя у престола Божія», «чудотворца преславнаго, его же Христосъ Церкви Своей дарова, извѣствуя истину вѣры нашея Православныя, ко обличенію суетная мудрствующихъ, и вразумленію заблуждающихся» [2]. Ко времени открытія честныхъ мощей святителя Ѳеодосія для нихъ были изготовлены новый кипарисовый гробъ и массивная серебряная рака [3]. Въ пещерѣ Черниговскаго Борисоглѣбскаго собора 5 сент. было совершено переоблаченіе мощей святителя въ новое архіерейское облаченіе [4] изъ бѣлой парчи съ вышитыми золотомъ цвѣтами. Начиная съ этого числа въ теченіе 3 дней въ церквахъ г. Чернигова были совершаемы заупокойныя богослуженія, съ поминовеніемъ имени святителя Ѳеодосія, архіепископа черниговскаго. Наканунѣ 9 сент. честныя мощи святителя Ѳеодосія на всенощномъ бдѣніи, во время литіи, по переложеніи ихъ въ новый кипарисовый гробъ, съ крестнымъ ходомъ, при громадномъ стеченіи народа съ зажженными свѣчами въ рукахъ, были торжественно перенесены въ Спасо-Преображенскій соборъ и поставлены на его срединѣ. Во время полѵелея всѣмъ присутствующимъ были розданы зажженныя свѣчи. Передъ пѣніемъ величанія гробъ со св. мощами, дотолѣ запертый на замокъ, былъ открытъ и было совершено поклоненіе до земли святителю Ѳеодосію. Начиная съ пѣнія канона до конца всенощной и въ теченіе всей ночи, богомольцы непрерывно подходили прикладываться ко св. мощамъ и принимали помазываніе благословеннымъ елеемъ отъ священнослужителей. Во время литургіи 9 сент. гробъ со св. мощами на маломъ входѣ былъ внесенъ въ алтарь и поставленъ на носилкахъ предъ св. престоломъ такъ, что лицо святителя было обращено къ св. престолу, какъ служащаго. При переходѣ священнослужителей къ горнему мѣсту, мощи святителя были перенесены туда же, поставлены лицомъ къ св. престолу и притомъ такъ, что почивающій во гробѣ святитель былъ виденъ народу, стоящему во храмѣ. По окончаніи литургіи св. мощи были поставлены среди храма на прежнемъ мѣстѣ; затѣмъ послѣ молебнаго пѣнія св. мощи съ крестнымъ ходомъ были обнесены вокругъ Спасо-Преображенскаго собора. По возвращеніи въ соборъ, гробница съ мощами святителя была вложена въ раку на уготованномъ для нихъ мѣстѣ. При торжественномъ открытіи мощей святителя Ѳеодосія было полторастотысячное стеченіе богомольцевъ, изъ которыхъ многіе удостоились видѣть «дивная и преславная чудеса» отъ многоцѣлебныхъ мощей св. угодника Божія: «слѣпіи бо прозираху, нѣміи благоглаголивы бываху, разслабленніи и хроміи исцѣлѣвахуся и всяка немощь и болѣзнь силою Божіей прогоняшеся, и отъ всѣхъ имя Божіе прославляшеся». «Сице и нынѣ мнози болящіе исцѣлѣваются», «съ вѣрою и любовію» притекая къ святителю Ѳеодосію, и онъ, «яко цѣлитель премилостивый», «не точію призывающимъ» его «болящимъ милостивнѣ» внемлетъ, «но и присныхъ ихъ» слушаетъ «и по вѣрѣ тѣхъ скорый врачъ болящимъ» является, «всѣхъ милуя и утѣшая, на всѣхъ щедроты» своя «преизобильнѣ изливая». См. 5 февр.

Примѣчанія:
[1] Еще при жизни пр. Ѳеодосія Черниговская паства чувствовала, что онъ — истинный рабъ Божій, вѣрный строитель въ дому Божіемъ, «стражъ церкви бдительный, труженикъ неусыпный, молитвенникъ и предстатель за всѣхъ предъ Господомъ благонадежный». Послѣ блаженной кончины пр. Ѳеодосія, послѣдовавшей 5 февр. 1696 г., Господь прославилъ его чудотвореніями. Рядъ чудесныхъ проявленій благодати Божіей отъ мощей св. Ѳеодосія Углицкаго открылся исцѣленіемъ отъ тяжкой болѣзни (горячки) преемника его по Черниговской каѳедрѣ, архіепископа Іоанна Максимовича, впослѣдствіи митрополита Тобольскаго, который составилъ въ честь святителя Ѳеодосія «похвалу» (называя въ ней его земнымъ ангеломъ и святымъ, пребывающимъ въ Серафимской паствѣ) к которому приписываютъ составленіе тропаря и кондака пр. Ѳеодосію; по распоряженію сего же архіепископа устроена въ фундаментѣ Борисоглѣбскаго собора надъ гробомъ святителя, каменная пещера, въ которую, къ цѣльбоноснымъ мощамъ святителя и начали ходить за благословеніемъ и дарами духовными усердные его почитатели. «Святитель Ѳеодосій», словомъ св. истины «питая словесныя своя овцы» при своей жизни, «и по преставленіи своемь», какъ «пастырь добрый», являлся имъ «въ сонныхъ видѣніяхъ», внушая «почитати Церковь Божію», ходить въ храмы Божіи, говѣть, исполнять уставы св. Церкви, слушать въ храмахъ молебныя и акаѳистныя чтенія, молиться предъ чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповѣдываться въ своихъ согрѣшеніяхъ и пріобщаться св. Таинъ. Вмѣстѣ съ этими чудесными знаменіями, уже вскорѣ послѣ кончины святителя стало извѣстнымъ и нетлѣніе его мощей. Еще его преемникъ, архіеп. Іоаннъ, въ своей «похвалѣ» свидѣтельствовалъ, что мощи святителя нетлѣнны. Не могло это не подтверждаться и впослѣдствіи, ибо мощи святителя до 1896 г. разновременно были перелагаемы изъ одного гроба въ другой два раза. Такъ, 14 февр. 1772 г. мощи святителя были переложены въ новый гробъ изъ прежняго кипарисоваго гроба (въ которомъ онъ былъ положенъ при погребеніи и который, по переложеніи изъ него мощей святителя, не сохранился, будучи по частямъ весь розданъ народу); въ 1824 г. изъ второго гроба (хранящагося нынѣ въ соборной ризницѣ) святитель былъ переложенъ въ третій (дубовый, обложенный снаружи мѣдными посеребреными досками, а съ лицевой стороны — бронзовыми позолоченными украшеніями), устроенный усердіемъ черниговскаго купца Горбунова, обратившагося изъ старообрядчества въ православіе, по полученіи исцѣленія отъ болѣзни по молитвамъ къ святителю. Благоговѣйное почитаніе святителя Ѳеодосія, начавшееся среди его бывшихъ пасомыхъ со дня его кончины, съ теченіемъ времени все болѣе и болѣе распространялось, и имя пр. Ѳеодосія, какъ великаго угодника Божія, защитника отъ бѣдъ и напастей, избавителя отъ всякаго злаго обстоянія, стало чтиться и призываться далеко за предѣлами Черниговской епархіи. Къ почитанію святителя влекли вѣрующихъ и воспоминанія объ его высокой подвижнической жизни, увѣренность въ нетлѣніи его мощей и несомнѣнность чудодѣйственныхъ исцѣленій при его гробѣ отъ различныхъ недуговъ. Устроенная архіеп. Іоанномъ пещера надъ гробомъ святителя оказалась весьма тѣсною и неудобною для вхожденія въ нее стекавшихся богомольцевъ, а потому въ 1856 г. былъ пристроенъ съ южной стороны къ передней части притвора Борисоглѣбскаго храма полукруглый придѣлъ съ удобной лѣстницей для хода ко гробу святителя, самая пещера была увеличена и въ ней были сдѣланы два оконца. Въ 1895 году, въ виду того, что въ православномъ народѣ все болѣе и болѣе возрастала и утверждалась увѣренность въ святости святителя Ѳеодосія, черезъ совершавшіяся у гроба его чудесныя исцѣленія, Св. Сѵнодъ нашелъ благовременнымъ приступить къ необходимымъ распоряженіямъ для удостовѣренія о нетлѣніи тѣла святителя Ѳеодосія и о чудесныхъ дѣйствіяхъ, совершающихся при гробѣ его надъ вѣрующими. Произведеннымъ 5 іюля 1895 г. подробнымъ освидѣтельствованіемъ гроба, одеждъ и самаго тѣла святителя Ѳеодосія было установлено, что тѣло его благодатію Божіею сохранилось нетлѣннымъ, несмотря на пребываніе въ теченіе 200 лѣтъ въ пещерѣ Борисоглѣбскаго храма, не отличающейся притомъ сухостью. Независимо отъ сего, отъ лицъ, испытавшихъ на себѣ или на своихъ сродникахъ чудесныя исцѣленія заступленіемъ святителя Ѳеодосія, по молитвенномъ призываніи благодатной его помощи, были собраны подъ присягою за рукоприкладствомъ показанія о дѣйствительности совершившихся надъ ними чудотвореній. Такихъ событій было обслѣдовано 49. Св. Сѵнодъ, разсмотрѣвъ во всей подробности и со всевозможнымъ тщаніемъ всѣ вышеизложенныя обстоятельства, пришелъ къ полнону убѣжденію въ истинѣ нетлѣнія тѣла святителя Ѳеодосія и въ достовѣрности чудесъ, чрезъ него совершающихся, и во всеподданнѣйшемъ докладѣ Его Императорскому Величеству изъяснилъ слѣдующее мнѣніе: 1) во блаженной памяти почившаго Ѳеодосія, архіепископа Черниговскаго, причислить къ лику святыхъ, благодатіею Божіею прославленныхъ, и нетлѣнное тѣло его признать святыми мощами; 2) службу святителю Ѳеодосію составить особую, а до времени составленія таковой — отправлять ему службу общую святителямъ; память-же святителя праздновать какъ въ день преставленія его, 5-го февраля, такъ и въ день, который Его Императорскому Величеству благоугодно будетъ назначить для открытія мощей святителя, и 3) объявить о семъ во всенародное извѣстіе указами Св. Сvнода. На всеподданнѣйшей запискѣ Оберъ-Прокурора, при коей былъ повергнутъ на Высочайшее Государя Императора благовоззрѣніе вышеупомянутый всеподданнѣишій докладъ Св. Сvнода, Государь Императоръ, 13-го апрѣля 1896 года, соизволилъ Собственноручно начертать: «Согласенъ. Прочелъ съ умиленіемъ». При этомъ Сvнодальнымъ Оберъ-Прокуроромъ всеподданнѣйше было доложено, что торжество открытія мощей святителя Ѳеодосія было-бы, по мнѣнію Св. Сvнода, благовременно совершить въ первой половинѣ сентября настоящаго года. Во исполненіе изъясненной Высочайшей воли, Св. Сvнодъ, по опредѣленію 19-24 іюня 1896 года, постановилъ совершить торжественное открытіе мощей святителя Ѳеодосія Углицкаго, архіепископа Черниговскаго, въ 9-й день сент. 1896 г. (подр. см. Ц. Вѣд. 1896, 30).
[2] Святитель Ѳеодосій жилъ послѣ патр. Никона и былъ ставленникомъ патр. Адріана, когда, по толкованію старообрядцевъ, Церковь Православная утратила дары благодати. Но какъ же епископъ такой Церкви могъ получить нетлѣніе и даръ чудотвореній? Или Церковь, къ коей принадлежалъ онъ, истинна и спасительна, и тогда старообрядчество есть заблужденіе, или же святитель Ѳеодосій не былъ святой, и тогда мощи его были бы тлѣнны. Взволнованные этимъ сомнѣніемъ старообрядцы прислали (изъ Владим. губ., изъ Кубанской области, изъ земли войска Донского и др. мѣстъ) въ Черниговъ своихъ уполномоченныхъ съ цѣлію убѣдиться въ дѣйствительности нетлѣнія тѣла св. Ѳеодосія. Во время богослуженія въ Спасо-Преображенскомъ соборѣ 10 сент. эти уполномоченные, присутствуя въ соборѣ, были свидѣтелями чуда исцѣленія разслабленнаго при мощахъ святителя. Послѣ совершенія литургіи и молебна имъ было разрѣшено лично удостовѣриться въ неосновательности ихъ сомнѣнія въ нетлѣніи мощей св. Ѳеодосія. Въ ихъ присутствіи были сняты покровы и разоблачены руки святителя, и они воочію убѣдились въ его нетлѣніи. Ни одинъ изъ нихъ не могъ удержаться отъ волненія и слезъ раскаянія и радости, и всѣ они съ благоговѣніемъ приложились къ св. мощамъ. Особенно трогательно было обращеніе отъ невѣрія и сомнѣнія къ полной горячей вѣрѣ въ святость и нетлѣніе новопрославленнаго угодника со стороны старообрядцевъ Кубанской области, которые со слезами и молитвенными стонами: «теперь вѣрую, угодниче Божій, прости моему невѣрію,» — лобызали св. мощи и тутъ же дали обѣщаніе обратиться въ православіе и привести многихъ изъ своихъ собратій къ Православной вѣрѣ (подр. см. Моск. Цер. Вѣд. 1896, 38; Ц. Вѣд. 1896, 37, 44).
[3] Эта цѣнная рака, стоимостію 35.000 руб. (сооруженная на средства д. с. с. Н. А. Терещенко и его супруги) поставлена между колоннами на правой сторонѣ Спасо-Преображенскаго собора, на значительномъ отъ пола возвышеніи, имѣющемъ передъ ракою небольшую площадку со спускающимися отъ нея двумя (входной и сходной) лѣстницами. Въ 1903 г. для раки съ мощами св. Ѳеодосія была изготовлена на средства, пожертвованныя тѣмъ же благотворителемъ, металлическая сѣтчатая сѣнь.
[4] Древнее облаченіе, въ которомъ св. Ѳеодосій нетлѣнно почивалъ свыше 200 лѣтъ въ гробу, и другое облаченіе, изготовленное (въ 1876 г.) Чернигов. архіеп. Наѳанаиломъ и бывшее надѣтымъ на святителя поверхъ перваго облаченія, нынѣ хранятся въ рѣзномъ шкафѣ недалеко отъ раки святителя; здѣсь же находится желѣзная цѣпь чудесно исцѣленной св. Ѳеодосіемъ бѣсноватой женщины въ 1896 г. Кромѣ того сохранился рѣзной кипарисовый крестъ, бывшій въ рукахъ святителя при его погребеніи, и серебряный архіерейскій посохъ съ вырезанною надписью имени святителя.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 353-356.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0