Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День восьмой.

Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи.

Въ нынѣшній день св. Церковь празднуетъ преславное рождество отъ свв. Іоакима и Анны преблагословенной Дѣвы Маріи, избранной въ Матерь Господа нашего Іисуса Христа. По отцу Дѣва Марія происходила отъ рода царскаго, по матери — отъ архіерейскаго, и такимъ образомъ Она вѣнчана славою и честію: славою, — какъ отъ корня царскаго прозябшая, честію, — «яко отъ архіерейскаго племени израсшая». Марія съ еврейскаго языка значитъ «Госпожа» и «надежда»; ибо Она имѣла родить Господа, Который есть чаяніе языковъ. Ея рожденіе было плодомъ праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни свв. Іоакима и Анны (см. 9 сент. и 9 дек.), плодомъ цѣложизненнаго ихъ терпѣнія и молитвъ, крѣпкой ихъ вѣры, побѣдоносно сокрушавшей самыя тяжкія для сердца испытанія, плодомъ живаго упованія на Бога и Его всесильную помощь. Свѣтлымъ и радостнымъ торжествомъ ознаменовали свв. родители рожденіе данной имъ отъ Бога Дщери. Многія жертвы были принесены Господу, какъ дань благодаренія, какъ выраженіе чувствъ благоговѣнія и преданности Богу, которыми жило и дышало ихъ. сердце; щедрыя милостыни розданы были нищимъ и убогимъ въ знакъ радости и веселія, обильная трапеза учреждена была священникамъ и левитамъ, друзьямъ и знаемымъ. Но свв. Іоакиму и Аннѣ не дано было видѣть въ этой жизни всей пренебесной славы богодарованной имъ Дщери. Они радовались и торжествовали только о снятіи съ нихъ поношенія среди людей, о чудесномъ разрѣшеніи своего неплодства, о рожденіи Дщери по особенному къ нимъ благоволенію Божію и благовѣстію ангельскому. Для насъ этотъ благознаменательный день особенно долженъ быть торжествененъ и радостенъ, потому что рожденіе отъ свв. Іоакима и Анны Дщери есть рожденіе той Богоизбранной Дѣвы, Которая, согласно съ предсказаніемъ прор. Исаіи, безсѣменно зачала во чревѣ отъ Духа Святаго и родила Сына — Еммануила, спасшаго родъ человѣческій отъ тяготѣвшаго надъ нимъ проклятія и вѣчной смерти, — есть явленіе, видѣнной Іаковомъ лѣствицы (Быт. 28, 12), соединившей небо съ землею, — предвидѣнной Іезекіилемъ двери заключенной (Іез. 44, 2), которою прошелъ Господь Богъ Израилевъ, чтобы посѣтить и сотворить избавленіе людемъ Своимъ, — созиданіе дома Премудрости Божіей (Прит. 9, 1), просвѣтившей всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9), и разсѣявшей тьму невѣрія и заблужденій; словомъ, для насъ рождество Пресвятой Дѣвы Маріи есть начало исполненія всѣхъ обѣтованій божественныхъ, которыми жило и утѣшалось человѣчество въ теченіе многихъ тысячелѣтій, явленіе міру той сокровенной отъ вѣкъ и родовъ тайны, которая предуготована отъ вѣчности во спасеніе и славу падшаго рода человѣческаго. Вотъ почему настоящій праздникъ, какъ учитъ св. Андрей Критскій, есть «начало праздниковъ: онъ служитъ дверію къ благодати и истинѣ». По словамъ св. Іоанна Дамаскина, «день рождества Богородицы есть праздникъ всемірной радости, потому что Богородицею весь родъ человѣческій обновился и печаль праматери Евы премѣнилась въ радость». Св. Церковь такъ изображаетъ важность и значеніе сего праздника въ своихъ пѣснопѣніяхъ. — Днесь «Богъ престолъ святъ на земли Себѣ предуготова» и «отъ неплоднаго корене» «израсти намъ Матерь Свою». «Нынѣ жезлъ Аароновъ отъ корене Давидова прозябшій, нынѣ Дѣва Чистая происходитъ». «Днесь Ева разрѣшается осужденія, разрѣшается же и неплодство, и Адамъ древнія клятвы»: «раждается Мати Живота, тму разрѣшающи, Адамово обновленіе, Евино воззваніе, и нетлѣнія источникъ, тли примѣненіе», «живота нашего Ходатаица, клятвы отъятіе, благословенія поданіе», «Ея же ради мы обожихомся, и отъ смерти избавлени быхомъ». Посему св. Церковь «въ благознаменитый день праздника» рождества Богородицы приглашаетъ вѣрующихъ вострубить «духовною цѣвницею» въ честь Богоматери, поклониться «пеленамъ» Ея и прославить Господа, «отверзшаго ложесна нераждающей» и «давшаго плодъ прежде неплоднѣй», «Имъ же избавихомся древняго Адамова нынѣ осужденія», и «Ему же поклоняющеся воспѣваемъ Дѣвы Всенепорочныя рождество».

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 349-351.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0