Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День первый.

Преп. отца нашего Симеона столпника и архимандрита, и матере его Марѳы.

Онъ родился въ предѣлахъ Антіохіи сирской отъ бѣдныхъ родителей поселянъ и въ юности своей пасъ стада. Будучи 13-ти лѣтъ, онъ усердно молился Богу, да покажетъ ему путь спасенія. И отроку, по молитвѣ, было видѣніе: снилось, что онъ копаетъ землю, какъ бы для фундамента подъ зданіе. И слышитъ онъ голосъ: «копай глубже». Св. Симеонъ трудится и все глубже и глубже копаетъ землю. Считая вырытую яму достаточной глубины, онъ останавливается, но тотъ же голосъ снова велитъ ему копать глубже. То же повторилось и въ третій разъ. Тогда св. Симеонъ сталъ копать безостановочно, пока тотъ же голосъ не остановилъ его со словами: «довольно уже; а теперь, если хочешь созидать, созидай, трудясь прилежно; ибо безъ труда ни въ чемъ не успѣешь». И позналъ отрокъ изъ этого видѣнія, что для полученія спасенія необходимъ трудъ непрерывный и неослабный. «Земная вся оставивъ», онъ тайно покинулъ родительскій домъ и принялъ иночество въ сосѣдней обители. Здѣсь онъ провелъ нѣсколько времени въ суровыхъ подвигахъ поста, непрестанной молитвы и монастырскаго послушанія, и затѣмъ, «привременная вся презрѣвъ», уединился въ пустыню, гдѣ 3 года провелъ, затворившись въ тѣсной пещерѣ. Слава объ его необыкновенныхъ подвигахъ привлекала къ нему множество посѣтителей, желавшихъ хотя прикоснуться только къ одеждѣ св. человѣка. Но когда увидѣлъ подвижника св. Мелетій антіохійскій (12 февр.) прикованнымъ къ камню, онъ не похвалилъ его вещественныхъ оковъ, сказавши, что человѣкъ можетъ владѣть собою и безъ оковъ, силою воли. Св. Симеонъ немедленно снялъ оковы и рѣшился положить начало новому роду подвижничества: онъ создалъ себѣ столпъ въ 6 локтей вышиною и, взойдя на него, постоянно пребывалъ въ постѣ, иногда «единощи чрезъ всю четыредесятницу пищу пріемля», и возносился молитвою къ Живущему на небесахъ. Впослѣдствіи пр. Симеонъ все болѣе и болѣе увеличивалъ высоту столпа, претерпѣвая въ своихъ подвигахъ много тяготы, мочимый дождемъ, палимый солнцемъ, мучимый холодомъ, питаясь сочивомъ и водою. По свидѣтельству Никифора Каллиста, «Великій Симеонъ, и самымъ тѣломъ восходя горѣ и подражая житію ангеловъ, отрекся отъ всѣхъ земныхъ благъ и заботъ; собравъ силы свои, онъ стремился къ горнему и создалъ себѣ жилище между небомъ и землею, дабы внѣ всякаго общества и препятствій непрестанно благословлять и славословить Бога купно съ ангелами. Онъ былъ какъ посредникъ, возносящій къ Богу мольбы людей молящихся и подающій имъ свыше великую благодать». Умертвивъ «воздержаніемъ и труды страсти», пр. Симеонъ силою обитавшей въ немъ благодати Божіей исцѣлялъ болѣзни и предвидѣлъ будущее. Тысячи людей, приходя, повергались ницъ предъ столпомъ преподобнаго, прося у него благословенія. Даже язычники, смотря на необыкновеннаго подвижника, убѣждались въ истинности христіанской вѣры и принимали крещеніе. Совѣты пр. Симеона были выслушиваемы съ благоговѣніемъ и исполняемы, какъ внушенные Богомъ (сн. 11 янв.). Имп. Ѳеодосій Младшій безпрекословно повиновался словамъ его; имп. Маркіанъ тайно въ одеждѣ простолюдина посѣщалъ дивнаго подвижника и пользовался его духовною бесѣдою. Подвигамъ преподобнаго, по словамъ Церкви, дивились не только люди, но и ангелы, а его терпѣнія страшились сами демоны. Славный великими подвигами благочестія, даромъ чудотвореній и прозорливости, пр. Симеонъ скончался въ глубокой старости (69 лѣтъ), въ 459 г. (сн. 26 янв. и 24 мая). Св. Церковь, воспѣвая терпѣніе и подвиги пр. Симеона, называетъ его «небеснымъ человѣкомъ, земнымъ ангеломъ и неусыпнымъ свѣтильникомъ вселенной». Мощи его положены были въ Антіохіи. Часть ихъ перенесена была впослѣдствіи въ Царьградъ [1]. Пр. Марѳа, мать пр. Симеона, скончалась около 428 г. и была погребена при столпѣ своего сына. Въ службѣ пр. Марѳа не упоминается.

Примѣчаніе:
[1] Простой народъ называетъ пр. Симеона лѣтопроводцемъ; дается дню его памяти и названіе бабьяго лѣта; такъ какъ съ этого времени начинаются сравнительно съ лѣтними легкія занятія женщинъ, какъ напримѣръ: моченіе льна, трепанье пеньки и проч. Съ «Семена дня» у поселянъ начинаются засидки, т. е. начинаютъ засиживать надъ работами при огнѣ. — Въ Кіевѣ, Черниговѣ и нѣкоторыхъ городахъ на Волыни вечеромъ 1-го сентября совершается традиціонный обрядъ женитьбы Семена или женитьбы свѣчки. Обыкновенно поутру въ этотъ день на городскомъ базарѣ, между столиками и ларями, устанавливаютъ торговки зеленое деревцо, которое онѣ и зовутъ Семеномъ. Для украшенія деревца обыкновенно собираются доброхотныя даянія. Кто даетъ деньгами, а кто натурою: яблоки, груши, орѣхи, конфеты; дѣвушки изъ дому приносятъ для украшенія свои нарядныя ленты. Послѣ захода солнца, когда прекращается на базарахъ торговля, къ Семену сходятся всѣ торговки — поклонницы старинныхъ преданій. На деревцо лѣпятъ со всѣхъ сторонъ небольшія восковыя свѣчи и ихъ зажигаютъ. Всѣ участницы торжества (исключительно женщины и дѣвушки) усаживаются на скамьяхъ вокругъ деревца, угощаются и послѣ угощенія затягиваютъ пѣсни, иногда весьма недвусмысленнаго содержанія. Подобное же празднество совершается въ этотъ вечеръ и въ нѣкоторыхъ изъ Кіевскихъ ремесленныхъ мастерскихъ. Хозяинъ на свой счетъ украшаетъ всякими лакомствами зеленую вѣтку, уставленную посрединѣ мастерской. Зажигаютъ свѣчи, и начинается угощеніе съ пѣснями и танцами. Начиная со 2 сентября, работы въ ремесленныхъ заведеніяхъ идутъ уже и при свѣчахъ. Такимъ образомъ смыслъ обычая здѣсь довольно ясенъ: провожая зеленое лѣто, символомъ котораго служитъ древесная вѣтвь, съ началомъ перваго осенняго мѣсяца, рабочіе величаютъ свѣчку, съ которою они не разстаются при работахъ до весны. Нелѣпое названіе праздника «женитьбой Семена», очевидно, указываетъ на связь его съ церковнымъ празднованіемъ въ этотъ день памяти св. Симеона-столпника. Пастырямъ Церкви слѣдуетъ разъяснять своимъ пасомымъ грѣховность обычая проводить вечеръ этого дня въ несвойственномъ христіанамъ гульбищѣ. Въ Великороссіи обычай этотъ вовсе неизвѣстенъ.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 337-339.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0