Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День тридцатый.

Св. и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

Родомъ изъ Виѳсаиды, братъ св. ап. Петра, ученикъ св. Іоанна Крестителя, призванный первымъ на апостольское служеніе Господомъ (почему и называется «первозваннымъ»), св. ап. Андрей (Іоан. 1, 35-42; 6, 8-9; 12, 22, Матѳ. 4, 18-19; 10, 2; Марк. 13, 3-4; Дѣян. 1, 13-14; 2, 4) былъ въ числѣ ближайшихъ Его учениковъ и, по сошествіи Святаго Духа, проповѣдывалъ Евангеліе въ разныхъ странахъ. Онъ первый проповѣдалъ Христа въ Византіи и, научивъ тамъ многихъ, поставилъ пресвитеровъ и рукоположилъ во епископа св. Стахія (см. 31 окт.). По церковному преданію, св. ап. Андрей проповѣдывалъ Евангеліе и Скиѳамъ, жившимъ на южныхъ, восточныхъ и сѣверовосточныхъ берегахъ Чернаго моря. Пр. Несторъ лѣтописецъ повѣствуетъ, что ап. Андрей, обходя съ проповѣдью различныя страны, былъ въ Россіи и поднялся по Днѣпру до того мѣста, гдѣ нынѣ Кіевъ, а по нѣкоторымъ сказаніямъ, доходилъ даже до Новгорода [1]. Поднявшись въ Кіевѣ на гору, онъ водрузилъ тамъ крестъ и сказалъ находившимся съ нимъ ученикамъ: «на семъ мѣстѣ возсіяетъ благодать Божія, воздвигнутся церкви Христу и свѣтъ истинный отсюда разольется во всю страну». Свои апостольскіе труды св. Андрей окончилъ подвигомъ исповѣдническимъ и мученическимъ въ Ахаіи, въ г. Патрасѣ, или Патрахъ (въ 62 г., по другимъ, ок. 62 г.), пострадавъ отъ епарха Эгеата. Сколько ни склонялъ Эгеатъ св. Андрея, и ласками и угрозами, престать отъ проповѣданія Христа, первозванный апостолъ не преставалъ оглашать самого епарха таинствами вѣры Христовой; сколько ни истязалъ его Эгеатъ многоразличными муками, св. Андрей не преставалъ исповѣдывать велегласно пресвятое имя Господа Іисуса и молилъ только о томъ, чтобы Господь благодатію Своею просвѣтилъ самого мучителя свѣтомъ вѣры Христовой. Наконецъ, св. апостолъ былъ распятъ на крестѣ (поперечные брусья котораго, по преданію, были сдѣланы наискось, въ видѣ латинской цифры X, каковой формы крестъ въ христіанской иконографіи и называется Андреевскимъ); при чемъ, по приказанію епарха, руки и ноги св. апостола не были прибиты гвоздями, а привязаны, чтобы онъ не скончался въ скоромъ времени и, вися привязаннымъ, принялъ больше мученій. Но и вися на крестѣ, св. апостолъ до самой кончины своей не умолкалъ въ исповѣданіи Христа предъ собиравшимися окрестъ его толпами народа, поучая всѣхъ не только вѣрѣ, но и исповѣданію вѣры и терпѣнію за вѣру и говоря: «нѣсть ни едина мука достойна къ имущему быти воздаянію». Св. мощи его въ 1208 г. были перенесены въ Италію и положены въ каѳедральной церкви въ Амальфи; глава св. ап. Андрея находится нынѣ въ Римѣ, десная рука по локоть — въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, часть мощей — въ Исаакіевскомъ соборѣ въ С.-Петербургѣ (см. 30 мая), а въ Троицкомъ соборѣ находится (на аналогіи по правую сторону царскихъ вратъ) старинной живописи икона св. ап. Андрея съ частицею (перстомъ) его мощей.

Примѣчаніе:
[1] Преданіе о проповѣди св. ап. Андрея въ предѣлахъ нашего отечества, особенно же о посѣщеніи имъ Кіева и Новгорода, нѣкоторые не считаютъ достовѣрнымъ, усматривая въ этомъ преданіи не что иное, какъ выраженіе благочестиво-патріотическаго желанія нашихъ предковъ связать принятіе христіанства въ Россіи съ проповѣдью апостольской и тѣмъ самымъ причислить себя къ странамъ, освященнымъ апостольскими стопами. Но если бы даже кому и удалось вполнѣ документально доказать недостовѣрность указаннаго преданія, то оно уже въ такомъ случаѣ не можетъ быть изъято изъ исторіи нашего отечества, — оно должно имѣть въ ней мѣсто. Это преданіе всегда было живо въ народѣ и приходилось ему по душѣ. И вотъ, какъ результатъ живой вѣры въ проповѣдь св. Андрея, въ 1086 г. является въ Кіевѣ церковь во имя этого апостола, заложенная вел. кн. Всеволодомъ Ярославичемъ. Въ началѣ XIII в. на самой уже горѣ, съ которой, по преданію, апостолъ изрекъ свое благословеніе и на которой водрузилъ крестъ, построена церковь во имя Воздвиженія креста Господня; а съ 1774 г. на той же горѣ и до сего времени красуется великолѣпный храмъ св. Андрея Первозваннаго — замѣчательнѣйшее произведеніе архитектуры знаменитаго Рострелли. Въ храмѣ же стоитъ крестъ, по преданію, воздвигнутый на горѣ св. апостоломъ. Ежегодно тысячи богомольцевъ, стекающіеся въ Кіевъ со всѣхъ сторонъ Россіи, священнымъ долгомъ считаютъ помолиться въ храмѣ св. Андрея Первозваннаго и поклониться его кресту. Народъ глубоко и искренне вѣруетъ въ подлинность креста, вѣруетъ, что это тотъ самый крестъ, который водруженъ апостоломъ. Вообще возвышенное преданіе объ апостольской проповѣди на Кіевскихъ горахъ настолько укрѣпилось въ сознаніи народа, въ теченіе многихъ вѣковъ пользовалось такимъ всеобщимъ довѣріемъ, принимало такое участіе въ религіозно-нравственномъ воспитаніи народа, что получило значеніе вполнѣ историческое, войдя въ исторію русскаго народа, какъ дѣйствительный, совершавшійся фактъ (подр. см. И. Матченко. «Св. кн. Владиміръ — Просвѣтитель Руси»).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 481-483.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0