Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать пятый.

Иже во святыхъ отца нашего и священномуч. Климента, папы Римскаго.

Св. Климентъ родился въ Римѣ отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще въ дѣтствѣ потерявъ мать и потомъ отца [1], св. Климентъ жилъ подъ надзоромъ языческихъ воспитателей. Лишенный родительской любви и ласки, св. Климентъ росъ одинокимъ и былъ грустнымъ и задумчивымъ юношей. Окружающая его роскошь и земныя радости поражали его своею суетностію, а изучаемая имъ языческая мудрость возбуждала въ немъ охлажденіе, такъ какъ въ ней онъ не находилъ ни опоры, ни утѣшенія. Скоро св. Климентъ нашелъ себѣ утѣшеніе и счастіе въ вѣрѣ Христовой. Одинъ христіанинъ разсказалъ ему о Христѣ, о жизни вѣчной, и св. Климентъ рѣшилъ отправиться туда, гдѣ проповѣдывали апостолы. Онъ слушалъ (въ Александріи) ап. Варнаву и (въ Кесаріи) ап. Петра, увѣровалъ во Христа, принялъ отъ ап. Петра крещеніе и присоединился къ его ученикамъ, а впослѣдствіи былъ сотрудникомъ ап. Павла. Неожиданно св. Климентъ встрѣтился съ своими родителями и братьями. Все семейство, принявъ вѣру Христову, возвратилось въ Римъ и здѣсь вело самую благочестивую жизнь, стараясь распространять вѣру Христову. Св. Климентъ за свою добродѣтельную жизнь и горячую ревность о вѣрѣ былъ избранъ епископомъ Рима и управлялъ Церковію съ 91 по 100 г. Добродѣтельною жизнію и горячею ревностію къ вѣрѣ онъ пріобрѣлъ полное уваженіе христіанъ. Въ проповѣди христіанства онъ не ограничивался однимъ Римомъ, но простиралъ оную даже до Галліи. Ревность св. Климента въ обращеніи ко Христу знатнѣйшихъ гражданъ г. Рима возбудила негодованіе имп. Траяна, и онъ сослалъ его въ Тавриду (нынѣ Крымъ), въ каменоломни близъ Херсонеса (см. объ Инкерм. мон. Тавр. еп.). Св. Климентъ нашелъ тамъ около 2 тысячъ христіанъ, также осужденныхъ на работу въ каменоломняхъ, и узналъ, что они много терпятъ отъ недостатка воды: «за шесть бо поприщъ на плещахъ приношаше себѣ воду». Св. Климентъ молитвою открылъ имъ источникъ «воды зѣло свѣтлой». Это чудесное открытіе источника привлекло къ св. Клименту множество народа изъ «окрестныхъ градовъ и весей». Просвѣщая свѣтомъ истинной вѣры обитавшихъ въ Тавридѣ язычниковъ, ревностный проповѣдникъ Христа иногда крестилъ новообращенныхъ по 500 человѣкъ «и болѣе», и въ одно лѣто для нихъ было создано 75 церквей. Такъ на пространствѣ южнаго берега Крыма «сокрушены были вси идоли, и столпы ихъ и вся храмы идольскія разорены быша во всей странѣ, вся бо та страна прія святую вѣру». Траянъ, услышавъ объ апостольской дѣятельности св. Климента въ Тавридѣ, послалъ туда приказаніе утопить его въ морѣ съ «котвою» (якоремъ) на шеѣ (въ 101 г.). Въ царствованіе имп. Михаила и матери его Ѳеодоры свв. Кириллъ и Меѳодій, шедшіе чрезъ Херсонесъ на проповѣдь слова Божія, обрѣли мощи св. Климента и положили ихъ въ Херсонесѣ въ храмѣ свв. Апостоловъ [2]. Послѣ св. Климента осталось «Первое посланіе», которое онъ писалъ къ церкви Коринѳской по случаю возникшихъ въ ней раздоровъ и безпорядковъ и которое представляетъ собою первый по времени, послѣ писаній апостольскихъ, письменный памятникъ христіанскаго ученія; оно пользовалось въ древней Церкви особеннымъ уваженіемъ. Ему же приписываютъ и «Второе посланіе, гл. 1-12, гл. 12-20» къ той же церкви, представляющее собою образецъ первобытныхъ церковныхъ поученій. (См. 10 нояб.).

Примѣчанія:
[1] Мать св. Климента отправилась съ двумя старшими сыновьями въ далекое путешествіе на кораблѣ. Во время сильной бури корабль былъ разбитъ, но мать св. Климента спаслась и нашла себѣ убѣжище у одной женщины. Спаслись и сыновья ея, о чемъ мать ихъ не знала. Будучи взяты разбойниками, они были проданы въ рабство въ Кесарію Стратонійскую женщинѣ Іустѣ, полюбившей ихъ, какъ своихъ дѣтей. Здѣсь они слышали проповѣдь ап. Петра и увѣровали во Христа. Отецъ Климента, отправившійся искать погибшее семейство, не найдя его нигдѣ, скитался въ глубокой скорби по разнымъ странамъ, добровольно терпя нищету. Впослѣдствіи всѣ члены этого благочестиваго семейства встрѣтились другъ съ другомъ.
[2] На основаніи послѣднихъ данныхъ, мощи св. Климента были обрѣтены, какъ предполагаютъ нѣкоторые, въ 8 вер. къ западу отъ нынѣшняго Херсонеса (гдѣ теперь такъ называемая Казачья балка). Часть мощей св. Климента была перенесена свв. Кирилломъ и Меѳодіемъ въ Римъ (см. 11 мая), гдѣ находится и доселѣ. Остальная (большая) часть честнаго тѣла св. Климента и его глава были перенесены, по благословенію митр. св. Михаила, св. княземъ Владиміромъ въ Кіевъ на «благословеніе себѣ и на освященіе всѣмъ людямъ», и до нашествія татаръ находились въ Десятинной церкви; о мѣстонахожденіи же ихъ въ послѣдующее время — неизвѣстно (см. ниже, объ Александро-Невской лаврѣ Петерб. еп.).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 473-474.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0