Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать третій.

Память перваго Воронежскаго святителя Митрофана, въ схимонасѣхъ Макарія.

Онъ родился въ 1623 г. въ предѣлахъ Владимірскихъ отъ родителей духовнаго званія и въ мірѣ назывался Михаиломъ. Благочестивые родители дали ему доброе воспитаніе въ духѣ вѣры православной. Овдовѣвъ на 40 г. своей жизни, Михаилъ оставилъ міръ и принялъ иночество въ Золотниковской обители Успенія Богоматери, близъ г. Суздаля. Ревностный въ подвигахъ послушанія инокъ въ 1663 г. рукоположенъ былъ въ пресвитера и (въ 1666 г.) возведенъ въ игумена Косминой Яхромской обители, а въ 1675 г. — Унженской, въ предѣлахъ Галича. Какъ игуменъ, св. Митрофанъ пользовался всеобщимъ уваженіемъ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ и былъ извѣстенъ самому патріарху. Утверждая благочестіе и порядокъ въ предѣлахъ Галича, по порученію патріарха, св. Митрофанъ не разъ выдавалъ изъ монастырской казны жалованье ратнымъ людямъ. Съ открытіемъ новой епархіальной каѳедры въ Воронежѣ, на нее избранъ былъ игуменъ Унженскій Митрофанъ и рукоположенъ 2 апрѣля 1682 г. Въ Москвѣ новопоставленный епископъ удостоился подносить патріарху вѣнецъ для возложенія на главу царственнаго отрока Петра. Здѣсь ему пришлось быть свидѣтелемъ тѣхъ безпорядковъ, которые были производимы раскольниками и которые оставили неизгдадимое впечатлѣніе въ душѣ св. Митрофана. Святитель ясно и глубоко понималъ, какъ велико зло, пораждаемое расколомъ, раздирающимъ нѣдра Христовой Церкви, и на соборѣ Московскомъ явилъ себя, какъ ревностный обличитель раскола. Въ продолженіе всей своей жизни св. Митрофанъ являлъ себя строгимъ обличителемъ невѣжественнаго раскола, побуждая и другихъ бдительно стоять на стражѣ Христовой Церкви, охраняя чистоту ея ученія. Какъ начальникъ, онъ былъ доступенъ всякому, и его домъ былъ мѣстомъ пристанища всѣхъ скорбящихъ, гостиницею для странныхъ, врачебницею для болящихъ. Весьма часто святитель самъ отправлялся по городу, входилъ въ дома болящихъ и утѣшалъ ихъ вѣрою и надеждою на милость и помощь Божію. Имъ расходовались значительныя суммы денегъ «для раздачи въ милостыню по тюрьмамъ и по богадѣльнямъ, и по приказамъ, и нищимъ-убогимъ, и ссылочнымъ всякаго чина людямъ». Нерѣдко святитель «окупалъ» тѣхъ, кто сидѣлъ по тюрьмамъ и не могъ заплатить денежной пени. По его приказу, покупались гробы для усопшихъ бѣдняковъ и въ большомъ количествѣ заготовлялась одежда для раздачи неимущимъ. Какъ святитель, онъ пользовался высокимъ уваженіемъ и сердечною любовію имп. Петра, который, при своихъ частыхъ посѣщеніяхъ Воронежа (гдѣ на рѣкѣ Донѣ онъ устроялъ верфь и сооружалъ флотъ), нерѣдко награждалъ святителя деньгами и угодьями на пользу нуждающихся. При каждомъ пріѣздѣ въ Воронежъ имп. Петръ I прежде всѣхъ посѣщалъ св. Митрофана и всегда отходилъ отъ него съ новымъ духовнымъ назиданіемъ. Какъ вѣрный сынъ отечества и почитатель власти церковной, св. Митрофанъ помогалъ царю и словомъ, и дѣломъ въ его предпріятіяхъ на пользу русской земли. Въ продолженіе 20 лѣтъ ревностно трудился онъ для блага Церкви. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ онъ прославляется, какъ непоколебимый ревнитель уставовъ Церкви, поборникъ противъ суемудрыхъ лжеучителей, небоязненный обличитель пасомыхъ. Скончался онъ въ 1703 г. Прибывшій въ то время въ Воронежъ имп. Петръ I, посѣтивъ св. Митрофана, припалъ къ его одру, лобызалъ его десницу, оставался неотлучно до самой кончины святителя, самъ закрылъ очи почившему и принималъ участіе въ несеніи его гроба. Святитель былъ погребенъ въ Воронежскомъ каѳедральномъ соборѣ. Память о глубокомъ благочестіи и пастырскихъ добродѣтеляхъ св. Митрофана свято чтима была съ самаго времени его кончины. Не только жители Воронежа, но и вдали обитавшіе приходили на мѣсто погребенія святителя и просили совершать о немъ панихиды. Впослѣдствіи, когда современное св. Митрофану поколѣніе смѣнилось новымъ, уже не знавшимъ святителя, благоговѣйное почитаніе къ его памяти не только не уменьшилось, но болѣе и болѣе усиливалось, вслѣдствіе укоренившагося въ народѣ убѣжденія, что св. Митрофанъ — великій угодникъ Божій. Увѣренность въ святости первосвятителя Воронежской епархіи утверждалась и на убѣжденіи въ нетлѣніи его мощей, усмотрѣнныхъ при перенесеніи ихъ изъ собора, по случаю его перестройки, въ другой храмъ (въ 1718 г.) и обратно въ соборъ (въ 1735 г.). Съ 1820 г. замѣчено было, что число почитателей памяти св. Митрофана доходило до громаднаго стеченія ихъ въ Воронежъ, при чемъ надъ нѣкоторыми больными бывали чудесныя исцѣленія, о чемъ молва разносила и по отдаленнымъ странамъ Россіи. Мощи св. Митрофана торжественно были открыты 6 авг. 1832 г. [1]. Сначала мощи святителя находились въ Архангельскомъ соборѣ, а 25 іюня 1833 г. перенесены въ Благовѣщенскій, гдѣ и почиваютъ открыто съ правой стороны собора при самомъ иконостасѣ. Въ 1903 г. въ Воронежской епархіи праздновалось 200-лѣтіе кончины святителя Митрофана.

Примѣчаніе:
[1] Въ честь св. Митрофана въ Воронежской епархіи совершается нынѣ два праздника: въ день преставленія св. Митрофана, 23 нояб., и въ день открытія мощей святителя, при чемъ это открытіе воспоминается не 6-го, а 7-го авг., по случаю праздника Преображенія. Празднованіе св. Митрофану 7 авг. совершается въ Воронежѣ съ большею торжественностію, чѣмъ 23 нояб. Кромѣ крестнаго хода изъ каѳедралънаго собора и приходскихъ церквей въ Благовѣщенскій Митрофановъ монастырь, что бываетъ и 23 нояб., 7-го авг. послѣ литургіи обносятся мощи св. Митрофана вокругъ монастыря. Въ этотъ день стеченіе богомольцевъ бываетъ ежегодно громадное и гораздо болѣе, чѣмъ 23-го нояб., тѣмъ болѣе, что послѣ 7-го авг. богомольцы изъ г. Воронежа отправляются къ 13-го авг. въ г. Задонскъ (въ 84 вер. отъ Воронежа), ко дню памяти другаго Воронежскаго святителя, св. Тихона.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 469-471.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0