Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать третій.

Преставленіе св. благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и всея Россіи чудотворца (по Минеѣ, М.В.С. и X.М., — въ иночествѣ Алексія).

Сынъ князя Ярослава Всеволодовича Владимірскаго, онъ отличался разумомъ, мужествомъ, крѣпостію тѣлесныхъ силъ, величественною красотою, правдолюбіемъ, сострадательностію и истинно христіанскимъ благочестіемъ. «Отъ юности возлюбилъ онъ Христа и отвращался мірскаго суемудрія, услаждался гласомъ церковныхъ пѣсней, и душа его жаждала поученій святыхъ отцевъ; бдѣнія всенощныя и тайныя къ Богу молитвы были любимымъ его занятіемъ». Въ 1236 г. св. Александръ сдѣланъ былъ княземъ Новгородскимъ. Вскорѣ (въ 1240 г.) на его княжество напали Шведы, чтобы вмѣстѣ съ укрѣпленіемъ своего владычества на берегахъ Финскаго залива распространить католичество между туземными Финскими племенами. Собравъ сильное ополченіе, Шведскій король послалъ его въ устье Невы подъ предводительствомъ «Вейлгера Свѣйскаго» (Биргера Шведскаго). Св. Александръ не устрашился враговъ и вышелъ противъ нихъ. Сильный не столько войскомъ, сколько вѣрою въ помощь Божію, онъ, выступая въ походъ, въ чувствѣ глубокаго убѣжденія говорилъ передъ битвой: «не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ». Въ день битвы, на восходѣ солнца, начальникъ береговой стражи на Финскомъ заливѣ, Пелгуй (во св. крещеніи Филиппъ), видѣлъ свв. Бориса и Глѣба, плывшихъ въ лодкѣ по Невѣ, и слышалъ, какъ одинъ изъ нихъ говорилъ другому: «поможемъ родичу нашему Александру». Узнавъ объ этомъ чудесномъ видѣніи, св. князь Александръ еще болѣе укрѣпился въ надеждѣ на помощь свыше и въ рѣшимости дать первый отпоръ грозному движенію германства и латинства на св. Русь. На берегахъ рѣки Невы св. князь съ немногочисленною дружиною одержалъ надъ врагами полную побѣду, за которую и получилъ названіе Невскаго. Въ 1242 г. онъ освободилъ г. Псковъ отъ Нѣмцевъ, въ томъ же году на льду Чудскато озера одержалъ славную побѣду въ сраженіи (извѣстномъ подъ именемъ «Ледоваго побоища») надъ Ливонскими рыцарями, а затѣмъ (въ 1242 и 1245 г.) одержалъ цѣлый рядъ побѣдъ надъ Литовцами. Сдѣлавшись (въ 1250 г.) великимъ княземъ Владимирскимъ, св. Александръ много потрудился надъ возстановленіемъ и устройствомъ русской земли, сильно въ то время страдавшей отъ насилія татаръ, и являлъ себя твердымъ защитникомъ и хранителемъ православія. Онъ многократно являлся въ станъ татарскихъ хановъ, чтобы ходатайствовать предъ ними за угнетаемую родину, и этимъ не только предотвратилъ много бѣдствій, но и успѣлъ испросить у хановъ многія льготы. Въ первый разъ явившись въ татарскую Орду, св. Александръ показалъ себя не только защитникомъ пользъ государственныхъ, но и исповѣдникомъ вѣры Христовой, готовымъ пострадать за нее. На требованіе идольскихъ жрецовъ пройти чрезъ огонь и поклониться идоламъ, онъ смѣло отвѣтилъ хану Батыю: «Тебѣ поклонюся: Богъ бо почти тебя царствомъ; твари же (т. е. идоламъ) не поклонюся: христіанинъ есмь и не подобаетъ ми кланятися твари; я поклоняюсь Богу, Единому въ Троицѣ славимому, сотворившему небо и землю, Ему же служу и Его же чту». Ханъ, уважая мужество и умъ св. Александра, позволилъ ему не выполнять требованіе жрецовъ. Будучи ревностнымъ поборникомъ православія, св. Александръ отвергъ предложеніе папы Иннокентія IV принять римско-католическое исповѣданіе, сказавъ съ несокрушимой рѣшительностію явившимся къ нему отъ папы посламъ: «Мы знаемъ истинную исторію вѣры, содержимъ то ученіе, которое преподано апостолами, и вашего ученія принимать не желаемъ». Св. князь былъ ангеломъ-хранителемъ своего народа, предстателемъ за него предъ Богомъ, къ Которому онъ обращался въ тяжелыя годины съ молитвою о помощи и небесной защитѣ Котораго онъ самъ приписывалъ не мало счастливыхъ событій и случаевъ избавленія отъ разныхъ бѣдъ. Лѣтописцы не одинъ годъ изъ времени княженія св. князя съ благоговѣніемъ отмѣчали: «и сей годъ добро бѣ христіаномъ». «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгородъ и Псковъ, за все великое княженіе отдавая животъ свой и за вѣру православную», св. благовѣрный князь Александръ былъ замѣчательнѣйшимъ дѣятелемъ удѣльно-вѣчеваго періода нашей исторіи. Двадцать семь лѣтъ княжилъ св. благовѣрный князь Александръ, мужественно и неизмѣнно стоя на стражѣ отечественной страны и упрочивая ея безопасность и благоденствіе. Св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ, воспѣвая доблести св. Александра, прославляетъ его какъ «царей благочестивыхъ державу, и князей православныхъ похвалу», «воиновъ соблюденіе, варваровъ побѣжденіе», «дивнаго въ чудесѣхъ, безплотныхъ сожителя», «обидимыхъ заступника». Тяжкіе труды и подвиги разстроили здоровье св. князя. Будучи послѣдній разъ въ Ордѣ (гдѣ онъ, проживъ 6 мѣсяцевъ, успѣлъ умилостивитъ хана, грозные полки котораго уже готовы были двинуться на Русь), св. князь тамъ «въ болѣзнь тѣлесную впаде» и, возвращаясь оттуда во Владиміръ, еще болѣе занемогъ близъ Городца Волжскаго (см. Городец. мон. Нижегор. еп.). Здѣсь чувствуя приближеніе своей кончины, онъ, по влеченію своего сердца, всегда стремившагося къ Богу, принялъ схиму, съ именемъ Алексія, пріобщился св. Таинъ и блаженно почилъ 14 нояб. 1263 г., имѣя отъ роду только 43 года. Когда вѣсть объ этомъ дошла до Владиміра, то митр. Кириллъ во время богослуженія возвѣстилъ народу о кончинѣ св. князя въ такихъ трогательныхъ словахъ: «чада моя милая, разумѣйте, яко зайде солнце Русской земли». Тогда весь народъ со слезами воскликнулъ: «уже погибаемъ»! Съ великою честію благовѣрный и христолюбивый св. князь былъ погребенъ 23 нояб. въ Рождество-Богородичномъ монастырѣ во Владимірѣ (см. Влад. еп.). По сказанію, при погребеніи св. князя совершилось чудо: онъ самъ взялъ, какъ живой, разрѣшительную грамату. Въ 1380 г. мощи св. князя были открыты и поставлены въ соборномъ храмѣ монастыря. При царѣ Іоаннѣ IV св. князю была составлена особая служба, и въ 1547 г. установлено чтить его память 23 ноября (день его погребенія). Въ 1724 г., по повелѣнію имп. Петра Великаго, мощи св. князя перенесены были въ С.-Петербургъ въ Александро-Невскую Лавру, гдѣ почиваютъ и нынѣ. См. 30 авг.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 467-469.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0