Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать первый.

Входъ во храмъ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи.

Когда Пресвятой Дѣвѣ исполнилось три года, родители ея, вѣрные обѣту, данному ими Господу — посвятить Ему рожденное дитя (сн. 9 сент.), въ предшествіи «добродѣтельми благоукрашенныхъ» отроковицъ «со свѣщами въ рукахъ» и въ сопровожденій своихъ сродниковъ и знакомыхъ, «съ веселіемъ» торжественно ввели Пречистую Дщерь свою во храмъ Іерусалимскій «воспитатися божественною благодатію» предъ Господомъ. Хотя Пресвятая Дѣва, по выраженію церковныхъ пѣснопѣній, въ то время еще «тридѣтствовала тѣломъ», но Она уже «многолѣтствовала духомъ», хотя еще «младенчествовала плотію», но Она уже была «совершенна душею». Она взирала на храмъ Господень, какъ на райскую обитель славы Божіей, какъ на вожделѣннѣйшее мѣсто пристанища, котораго жаждала душа Ея паче дома родительскаго, а потому Она и вошла въ храмъ торжествующей и радующеюся. Св. Дѣва поставлена была на первую ступень храма и къ удивленію всѣхъ, никѣмъ не поддерживаемая, будучи окриляема духомъ любви къ Богу, вошла твердо по пятнадцати ступенямъ храма. Ангелы Божіи невидимо окружали Ее и служили Ей. Объятый священнымъ восторгомъ, первосвященникъ Захарія (см. 5 сент.), «благословивъ, пріятъ» Святую Отроковицу и «съ веселіемъ сію, яко Божіе жилище», по особенному откровенію Божію, ввелъ во Святая святыхъ, куда входилъ только первосвященникъ и при томъ однажды въ годъ. Это поразило недоумѣніемъ не только всѣхъ присутствовавшихъ при этомъ торжествѣ, но даже и «ангели вхожденіе Пречистыя зряще удивишася: како Дѣва со славою вниде во Святая святыхъ». Оставивъ свою Дщерь при храмѣ, свв. Іоакимъ и Анна возвратились въ свой домъ, радуясь и благодаря Бога, сподобившаго ихъ исполнить данный ими обѣтъ. Святая Отроковица, поселившись при храмѣ, проводила все время въ молитвѣ, чтеніи Слова Божія и богомысліи. Занималась Она и свойственнымъ Ея полу рукодѣліемъ, любя особенно приготовлять священныя одежды для служившихъ въ храмѣ, по мѣрѣ возраста Своего исполняла Она и другія работы при храмѣ; служила нищимъ, увѣчнымъ и недужнымъ, которымъ, какъ говоритъ преданіе, отдавала и всю Свою пищу, Сама питаясь хлѣбомъ, «преславнѣ съ небесе», приносимымъ ангелами, и «бесѣдующи» съ ними. Живя при храмѣ и посвящая все время благочестивымъ занятіямъ, Пресвятая Дѣва навыкла непрестанно быть душею и тѣломъ, умомъ и сердцемъ, мыслію и желаніемъ предъ всепроницающимъ всевѣдѣніемъ Господа Бога и въ Его вседержавной волѣ, воспитавъ въ Себѣ живую и крѣпкую вѣру слову Господню, пламенную любовь къ Господу и ближнимъ, всесовершенную преданность волѣ Божіей, глубочайшее смиреніе и кротость, неисповѣдимое терпѣніе и послушаніе слову Господню. «Преспѣваше мудростію и благодатію», Она Своими высокими душевными качествами превосходила всѣхъ Своихъ сверстницъ, «представляя Собою, какъ учитъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, образецъ жизни лучшей и чистѣйшей въ сравненіи съ прочими». Въ раннихъ годахъ жизни лишившись Своихъ родителей (см. 9 сент.), Она, съ утратою ихъ, еще болѣе всею душею, всѣми желаніями Своего чистаго сердца предалась единому Богу и единственно въ Немъ искала Себѣ отрады и утѣшенія. Вмѣстѣ съ возрастаніемъ и укрѣпленіемъ Ея духомъ, возрастало и подвижничество Ея житія, съ трудолюбіемъ умножались Ея богомысліе и молитва, и восходила Она отъ силы въ силу, возрастали въ Ней и дары Святаго Духа. Ее «всю освяти Духъ Всесвятый, внутрь храма пребывающу, и питаему пищею небесною», «яко да будетъ Владыки всѣхъ божественный престолъ и палата, и одръ, и свѣтозарное обиталище», и «жилище прежде вѣкъ отъ Отца нетлѣнно Рождшаго, во спасеніе душъ нашихъ». Какъ бы соревнуя въ чистотѣ Своимъ небеснымъ собесѣдникамъ и въ предвѣдѣніи Своего великаго предназначенія, Она твердо рѣшилась пребыть навсегда Дѣвою и, достигши совершеннолѣтія, Сама Себя уневѣстила Богу, давши священный обѣтъ всегдашняго дѣвства. Она первая въ мірѣ стала дѣвою, ибо въ Ветхомъ завѣтѣ до Нея не было еще примѣра, чтобы дѣвица оставалась навсегда незамужнею и предпочла дѣвство супружеству. Когда наступило время для Пресвятой Дѣвы, по существовавшему тогда обычаю, оставить святое жилище Своего благочестиваго воспитанія и подобно прочимъ дѣвицамъ вступить въ бракъ, Она, «душевныя чистоты имущи доброту», объявила первосвященнику и священникамъ о Своемъ обѣтѣ и по ихъ совѣту и согласію, для храненія дѣвства, имѣя въ то время 11 лѣтъ отъ Своего рожденія, была обручена родственнику Своему, 80-лѣтнему св. и праведному Іосифу, въ домъ котораго, бывшій въ Назаретѣ, и переселилась изъ храма. Въ дальнѣйшей Своей жизни Пресвятая Дѣва Марія, по свидѣтельству св. Амвросія Медіоланскаго, «была Дѣвою не только плотію, но и духомъ, въ сердцѣ — смиренна, въ словахъ — богомудренна, въ глаголаніи — не скора, въ бесѣдахъ — цѣломудренна, никого не обидѣла, всѣмъ желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмѣялась; видъ Ея былъ образомъ внутренняго совершенства; всѣ дни Свои Она обратила въ постъ; сну предавалась только по требованію нужды, но и тогда, какъ тѣло Ея покоилось, духомъ Она бодрствовала, повторяя во снѣ читанное или размышляя о приведеніи въ исполненіе предположенныхъ намѣреній, или предначертывая новыя; изъ дому выходила только въ церковь, и то въ сопутствіи родныхъ; впрочемъ, Она хотя и являлась внѣ дома въ сопровожденіи другихъ, но лучшимъ стражемъ для Себя была Она Сама: другіе охраняли только тѣло Ея, а нравы Свои Она блюла Сама». Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ нынѣшняго дня Пресвятая Дѣва «благочестно восхваляется», какъ «Дѣва пречистая» «честнѣйшая и славнѣйшая горнихъ воинствъ», «пророковъ проповѣданіе, апостоловъ слава, и мучениковъ похвала, и всѣхъ земнородныхъ обновленіе», «чертогъ Божія Слова», «обиталище Всецаря», «Матерь Божія», «наша слава и спасеніе». Призывая въ нынѣшній «радостный день», «соборы вѣрныхъ» къ этому восхваленію Пресвятой Дѣвы, св. Церковь вмѣстѣ съ тѣмъ въ настоящiй «всечестный праздникъ» примѣромъ свв. Іоакима и Анны поучаетъ насъ выполненію благочестивыхъ обѣтовъ, а глубоко назидательнымъ примѣромъ воспитанія Пресвятыя Дѣвы уясняетъ намъ наши обязанности къ дѣтямъ — необходимости какъ можно ранѣе и чаще водить ихъ въ храмъ Божій, пріучать ихъ къ неопустительному совершенію молитвъ домашнихъ, поучать ихъ въ законѣ Господни, свойственнымъ ихъ возрасту занятіями развивать въ нихъ любовь къ ближнимъ и трудолюбіе, внушать имъ повиновеніе церковнымъ уставамъ, пробуждать и укрѣплять въ нихъ духъ благочестія и страха Божія. Начало установленія этого праздника Введенія во храмъ Приснодѣвы Маріи съ достовѣрною точностію — неизвѣстно. Указаніе на существованіе этого праздника въ IV в. находятъ въ бесѣдахъ св. Григорія Нисскаго. Въ IX в. Григоріемъ Никомидійскимъ составлены были стихиры, которыя поются и понынѣ въ этотъ праздникъ [1].

Примѣчаніе:
[1] Извнѣ при Іерусалимскомъ храмѣ были кругомъ 30 каменныхъ храминъ, отдѣленныя одна отъ другой, пространныхъ и красивыхъ; на нихъ были храмины другія, а на другихъ третьи (въ видѣ этажей); такъ что всѣхъ было 90 храминъ, со всякимъ къ жительству угодіемъ. Въ этихъ храминахъ были помѣщенія для различныхъ лицъ: особо жили дѣвы, до времени посвященныя на службы Богу; особо жили вдовицы, обѣщавщія Богу хранить чистоту свою до кончины своей; особо пребывали мужи, называемые назореями, по образу иноковъ безсупружно жительствовавшіе. Были тамъ и другія храмины во упокоеніе странникамъ и пришельцамъ, издалека приходящимъ въ храмъ на поклоненіе. Всѣ они служили Господу въ храмѣ и имѣли пропитаніе свое отъ имѣній церковныхъ. Пресвятая Отроковица Марія была поселена при Іерусалимскомъ храмѣ въ помѣщеніи, гдѣ обитали дѣвы.
       Праздникъ Введенія — дванадесятый. «Вѣстно буди, яко празднуется праздникъ сей 5 дней» (а считая и предпразднство, — шесть дней). — На утренѣ, по 50 псалмѣ, вм. «Молитвами Богородицы», на «Слава» — «Днесь храмъ одушевленный», на «И нынѣ» — тоже, затѣмъ: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. — На литургіи, вместо «Достойно», поется съ припѣвомъ ирмосъ праздника (см. выше, 8 сент.).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 462-465.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0