Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День тринадцатый.

Память иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Константина града, Златоустаго.

Онъ родился, какъ полагаютъ, въ 347 г. отъ знатныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ жителей Антіохіи, Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, онъ росъ подъ руководствомъ своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанію. Благочестивая и цѣломудренная вдовица своей нѣжной любовію воспитывала въ своемъ сынѣ любящее сердце, свойственное его природѣ, а примѣромъ своей истинно-христіанской жизни учила его покорности волѣ Божіей, самоотреченію ради высшихъ нравственныхъ цѣлей и непоколебимой твердости въ преслѣдованіи этихъ цѣлей и въ борьбѣ съ испытаніями и невзгодами жизни. Все свое раннее дѣтство св. Іоаннъ провелъ въ занятіяхъ Священнымъ Писаніемъ, изучая его подъ руководствомъ своей матери. Раннее знакомство съ Библіей и благотворное вліяніе на сердце св. Іоанна его добродѣтельной матери воспитали въ немъ пламенное стремленіе къ добродѣтельной и святой жизни и отвращеніе къ господствующей въ его время повсюду пышности и всякого рода порокамъ. Юношею св. Іоаннъ слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія. По окончаніи образованія, св. Іоаннъ сдѣлался адвокатомъ и быстро пріобрѣлъ великую славу своимъ краснорѣчіемъ. Развитое христіанскимъ воспитаніемъ нравственное чувство св. Іоанна воздержало его отъ увлеченія мірской суетою, и онъ скоро оставилъ свѣтскую жизнь и гражданскую службу и, живя въ мірѣ, сталъ проводить строго подвижническую жизнь. Св. Мелетій, епископъ Антіохійскій, примѣтивъ высокія дарованія св. Іоанна и его христіанское настроеніе, приблизилъ его къ себѣ, довершилъ наставленіе его въ христіанской вѣрѣ и крестилъ его (на 25 году его жизни), а чрезъ годъ (не позже 370 г.) поставилъ его чтецомъ Антіохійской церкви. Св. Іоаннъ, несмотря на знатность своего происхожденія, высокія дарованія и пріобрѣтенную уже славу краснорѣчиваго оратора, покорно принялъ смиренное званіе чтеца, засвидѣтельствовавъ этимъ свою глубокую преданность Церкви. Исполняя обязанности чтеца, онъ въ то же время продолжалъ усердно заниматся изученіемъ Свящ. Писанія. По любви къ иночеству св. Іоаннъ готовъ былъ удалиться въ пустынное уединеніе, но, какъ послушный и любящій сынъ, по просьбѣ матери, продолжалъ жить въ ея домѣ. По смерти матери, св. Іоаннъ роздалъ свое имѣніе бѣднымъ, освободилъ своихъ рабовъ, ушелъ въ пустыню и прожилъ 4 года въ подвигахъ общежительнаго иночества, а затѣмъ, желая пройти подвигъ полнаго отшельничества, удалился въ одну пещеру, гдѣ прожилъ 2 года (379-380) въ непомѣрно строгихъ и суровыхъ подвигахъ. Отшельническіе подвиги обогатили его опытами духовной жизни, знаніемъ человѣческаго сердца и прочно утвердили въ немъ высокій идеалъ нравственнаго совершенства. По разстроенности здоровья, будучи вынужденъ возвратиться въ Антіохію, св. Іоаннъ въ 381 г. принялъ отъ св. Мелетія санъ діакона. Это со стороны св. Іоанна было дѣломъ послушанія волѣ святителя и выраженіемъ созрѣвшей въ подвигахъ иночества рѣшимости всецѣло посвятить себя священному служенію. Кромѣ служенія при священнодѣйствіяхъ и надзора за благочиніемъ въ храмовыхъ собраніяхъ, св. Іоаннъ въ должности діакона велъ дѣла церковной благотворительности и исполнялъ разныя порученія епископа. Это поставило его въ близкія отношенія къ дѣйствительной жизни. Посѣщеніе богатыхъ, чтобы испрашивать у нихъ подаянія бѣднымъ, и бѣдныхъ, чтобы помогать имъ, дало св. Іоанну всестороннее знаніе жизни и людей и еще болѣе воспламенило въ немъ любовь къ людямъ и состраданіе къ бѣдствующимъ и неимущимъ. Первое серебро, которое св. Іоаннъ отдалъ бѣднымъ, было его собственное, и съ этого дня до самой своей кончины онъ ничего не имѣлъ, и можно сказать, что онъ былъ первый бѣднякъ въ Антіохійской церкви. Посвященный (въ 386 г.) въ санъ священника въ Антіохіи, св. Іоаннъ неутомимо проповѣдывалъ слово Божіе. Онъ произносилъ проповѣди по крайней мѣрѣ разъ въ недѣлю, большею частію дважды, нерѣдко и каждый день. Въ своихъ проповѣдяхъ св. Іоаннъ то объяснялъ Свящ. Писаніе, то возставалъ противъ лжеучителей, то восхвалялъ подвиги святыхъ, то порицалъ нечестіе и особенно жестокосердіе къ бѣднымъ. Всѣ эти проповѣди, будучи чужды риторическихъ украшеній, отличаясь при своей высокой художественности простотою изложенія и логической ясностію, проникнутыя необычайной силой убѣжденія и пламенной вдохновенностію, были одинаково доступны для всѣхъ его слушателей, и св. Іоаннъ производилъ на нихъ неотразимое впечатлѣніе. Привлекаемые его краснорѣчіемъ жители Антіохіи, не только православные, но и еретики и даже іудеи и язычники, толпами стекались слушать его, прерывали его слово громкими рукоплесканіями, а иногда, тронутые до глубины души, начинали плакать и рыдать. Особенно св. Іоаннъ прославился даромъ краснорѣчія во время народнаго мятежа, происшедшаго въ 387 г. отъ обремененія антіохійцевъ новыми налогами и простершагося до низверженія царскихъ статуй. Тогда св. проповѣдникъ явился истиннымъ отцемъ-утѣшителемъ, духовнымъ вождемъ своихъ пасомыхъ, каждый день укрощая жалобы и вопль ихъ бесѣдами (числомъ 21) на торжищѣ и въ храмѣ. Слово св. Іоанна гремѣло безустанно съ церковной каѳедры и слава объ его краснорѣчіи распространилась по всѣмъ предѣламъ имперіи. Во время одной проповѣди, онъ получилъ отъ одной женщины наименованіе Златоуста. Въ 398 г. св. Іоаннъ былъ посвященъ въ архіепископа Константинопольскаго. Изливая «устами златосіянными» «рѣки ученій медоточныхъ», онъ ревностно старался соблюдать свою паству «въ преподобіи и правдѣ». Какъ «земный ангелъ и небесный человѣкъ», св. Іоаннъ, будучи самъ примѣромъ добродѣтели, и другихъ училъ св. жизни. Онъ много заботился объ исправленіи Константинопольскаго клира; былъ попечителемъ и защитникомъ вдовъ, сиротъ и бѣдныхъ, строилъ больницы и страннопріимницы. Дѣятельность попечительнаго святителя не ограничивалась предѣлами одной Константинопольской епархіи, но простиралась и на другія, даже отдаленныя страны: онъ посылалъ миссіонеровъ во Ѳракію, Аравію, Персію, и Богъ благословлялъ апостольскіе труды его: дикіе варвары, оставляя идолопоклонство, обращались къ религіи мира и любви. Пламенная ревность къ православію, непоколебимая твердость въ вѣрѣ, горячая любовь къ ближнимъ, духъ кротости, мудрой умѣренности и снисходительности къ падшимъ, духъ живой вѣры и рѣдкой пастырской настойчивости, требующій отъ всѣхъ жизни истинно-христіанской, — вотъ чѣмъ была проникнута вся жизнь и дѣятельность великаго святителя. Своимъ любвеобильнымъ и вмѣстѣ строгимъ словомъ онъ смѣло обличалъ господствовавшіе пороки своей паствы, особенно страсть къ театральнымъ зрѣлищамъ, сребролюбіе и жестокость богачей, страсть къ модѣ и нарядамъ въ женщинахъ и разныя суевѣрія простого народа. Безпристрастная проповѣдь св. Іоанна, его строгія обличенія, безъ всякихъ уступокъ званію или состоянію, скоро вооружили противъ него богачей, вельможъ и многихъ другихъ, пороки которыхъ онъ обличалъ, и на него былъ сдѣланъ доносъ императрицѣ Евдоксіи. Явныя клеветы, злобно перетолкованныя слова и поступки его были поставлены ему въ вину, и великій учитель Церкви на шестомъ году своего епископскаго служенія былъ осужденъ въ ссылку. Возвращенный съ пути обратно въ Константинополь (13 ноября 405 г.), вслѣдствіе происшедшаго землетрясенія послѣ его отъѣзда и волненія народа, онъ по прежнему продолжалъ громить пороки общества и чрезъ шесть мѣсяцевъ снова отправленъ былъ въ ссылку въ Виѳинію, а потомъ въ глухую деревню Кукузъ (въ Малой Арменіи). Находясь въ ссылкѣ, св. Іоаннъ не переставалъ поучать народъ, занимался письменными трудами, переписывался со многими епископами и монастырями, утѣшая своихъ друзей въ постигавшихъ ихъ бѣдствіяхъ и самъ утѣшаясь выраженіемъ живѣйшаго сочувствія со всѣхъ концовъ христіанскаго міра. Прошло около трехъ лѣтъ, и враги св. Іоанна, чтобы прекратить его оживленныя сношенія съ его многочисленными почитателями, рѣшились перевести его въ самое отдаленное и пустынное мѣсто имперіи Питіусъ, находившійся въ нынѣшней Абхазіи (см. Симоно-Кананит. мон. Сухум. еп.), и вмѣстѣ съ тѣмъ обречь его, уже изможденнаго болѣзнями, на такое путешествіе, котораго онъ не могъ перенести. Дѣйствительно, св. Іоаннъ, совершенно истомленный на пути въ новое мѣсто ссылки сопровождавшими его безчеловѣчными воинами, скончался въ 12 вер. отъ нынѣшняго Сухума (см. Васил.-Златоуст. мон. Сухум. еп.), 14 сентября 407 г. Послѣдніе слова св. Іоанна — этого великаго вселенскаго учителя, краснорѣчивѣйшаго проповѣдника, строго добродѣтельнаго и любвеобильнѣйшаго пастыря, были: «слава Богу за все!» Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ св. Іоаннъ прославляется, какъ «церкве утвержденіе», «добродѣтелей сокровище», «мудрости глубина», «великій архіерей», просіявшій «во всемъ мірѣ, паче лучъ солнечныхъ добродѣтельми и словесы бисерными, паче мудрыхъ мудрѣйшій, и риторовъ превысочайшій, истинныхъ догматъ поборникъ, лжи обличитель, покаянія учитель», «сиротъ отецъ, обидимыхъ быстрая помощь, убогихъ подаяніе, алчущихъ пища». Послѣ св. Іоанна остался составленный имъ чинъ божественной литургіи, извѣстной подъ именемъ Златоустовой. Кромѣ сего, Церковь приняла отъ св. Іоанна Златоуста ученіе «О священствѣ» (изображающее идеалъ христіанскаго пастыря, кругъ его обязанностей и требуемыя отъ него качества), многочисленныя писанія, состоящія въ его поученіяхъ (ок. 800), пѣснопѣніяхъ священныхъ, толкованіи слова Божія, въ письмахъ къ разнымъ лицамъ, и другія сочиненія. Въ своихъ твореніяхъ онъ является несравненнымъ по уму и величайшимъ ораторомъ. Никто не владѣлъ такимъ обиліемъ рѣчи, какою онъ былъ такъ богатъ. Самые отвлеченные предметы вѣры въ его изображеніи понятны для каждаго, потому что онъ объясняетъ то сравненіями, то картинами. Подъ его благозвучными рѣчами всегда слышится присутствіе поэтическаго чувства, породившаго столько плѣнительныхъ картинъ и образовъ. Своимъ словомъ онъ съ неподражаемымъ искусствомъ трогаетъ, восхищаетъ, приводитъ въ умиленіе души и убѣждаетъ. Какъ въ основѣ всѣхъ его поступковъ лежала любовь, такъ любовію было проникнуто и каждое его слово. Св. Іоаннъ былъ по преимуществу — проповѣдникъ любви, вслѣдствіе чего его проповѣди и дышатъ властностію и настойчивостію, необыкновенной трогательностію и сердечностію. Нельзя представить себѣ всей силы и занимательности бесѣдъ св. Златоуста, въ которыхъ можно находить соединеніе всего, что есть наиболѣе возвышеннаго въ ораторствѣ и наиболѣе убѣдительнаго въ тайномъ водительствѣ совѣстей и сердецъ. Эти бесѣды представляютъ собою лучшіе образцы для подражанія проповѣдникамъ всѣхъ вѣковъ и народовъ. Наши предки изъ твореній св. Златоуста въ изобиліи почерпали «книжную сладость», и для нихъ эти творенія были любимѣйшимъ чтеніемъ. И въ настоящее время всякій, ищущій духовной истины и глубокаго назиданія, найдетъ для себя полное удовлетвореніе въ безсмертныхъ произведеніяхъ св. Іоанна Златоуста. Они всегда были новыми и навсегда останутся новыми. «О божественномъ Златоустѣ, — говоритъ св. Димитрій Ростовскій, — праведно есть рещи, яко всѣхъ эллинскихъ мудрецовъ превзыде разумомъ, словомъ и услажденіемъ рѣчи и божественное Писаніе изъясни и истолкова прекрасно». Въ 1907 г. у насъ было церковное празднованіе 1500-лѣтія со дня кончины св. Іоанна Златоуста, въ виду его великихъ заслугъ для Церкви и безсмертныхъ твореній, которыми всегда съ особою любовію пользовался и пользуется православный русскій народъ. См. 27, 30 января и 14 сентября.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 450-453.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0