Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Мѣсяцъ Май.
День одиннадцатый.

Иже во святыхъ отецъ нашихъ, равноапостольныхъ Меѳодія и Кирилла, учителей Словенскихъ.

Родные братья, они были дѣти одного богатаго воеводы, родомъ болгарскаго славянина, жившаго въ Солуни (въ Македоніи). Старшій, Меѳодій, въ зрѣломъ возрастѣ поступилъ въ военную службу и скоро сдѣлался правителемъ одной славянской области. Послѣ 10-ти лѣтъ службы «пустыннолюбный» Меѳодій удалился на гору Олимпъ (въ Виѳиніи) и, принявши тамъ иночество, весь предался богомыслію и чтенію богодухновенныхъ книгъ, «молитвою, бдѣніемъ и пощеніемъ душу свою украшая». Младшій братъ, Константинъ, съ юности своей оказалъ блестящіе успѣхи какъ въ свѣтскомъ, такъ и въ религіозно-нравственномъ образованіи. Онъ воспитывался вмѣстѣ съ имп. Михаиломъ и такимъ образомъ получилъ блестящее образованіе, но, какъ стяжавшій «раченіемъ любомудрія горнюю премудрость», онъ по окончаніи образованія пренебрегъ всѣми выгодами своего положенія и удалился въ одинъ изъ монастырей при Черномъ морѣ. Скоро мѣстопребываніе его было открыто; онъ почти насильно былъ возвращенъ въ Константинополь и тамъ, принявъ санъ священника, назначенъ былъ библіотекаремъ при храмѣ св. Софіи и учителемъ философіи въ главномъ Константинопольскомъ училищѣ. Обширная начитанность дала ему возможность побѣдить въ ученомъ спорѣ бывшаго патріарха Аннія, иконоборца. Когда эмиръ милитенскій, мусульманинъ, обратился въ Византію (въ 851 г.) съ просьбою о присылкѣ ученыхъ для ознакомленія его съ христіанствомъ, императоръ и патріархъ избрали для этой миссіи «златоглаголиваго» Константина, вмѣстѣ съ Георгіемъ Асинкритомъ. По возвращеніи Константинъ жилъ нѣкоторое время въ Константинополѣ, а затѣмъ удалился къ брату Меѳодію и нѣсколько лѣтъ раздѣлялъ съ нимъ иноческіе подвиги въ монастырѣ, на Олимпѣ. Въ 858 г. Хозары, жившіе на берегахъ Дона, Волги и Азовскаго моря, прислали пословъ къ имп. Михаилу, прося дать имъ книжнаго человѣка, способнаго дать имъ совѣтъ о вѣрѣ. Императоръ отправилъ Константина, какъ сдѣлавшагося извѣстнымъ своими блестящими спорами о вѣрѣ съ разными учеными. Св. Меѳодій съ радостію согласился сопутствовать брату. Свв. братья высадились въ Херсонѣ и здѣсь обрѣли въ морѣ и перенесли въ храмъ свв. Апостоловъ мощи св. Климента (см. 25 нояб.). Пришедши къ хозарамъ, они скоро научили послѣднихъ вѣрѣ Христовой и, утвердивши ихъ въ православіи, возвратились въ Царьградъ. Св. Константинъ возобновилъ свои научныя занятія, а св. Меѳодій принялъ игуменство въ Полихроніевомъ монастырѣ. Вскорѣ послѣ сего, по просьбѣ славянскихъ князей, свв. братья отправились въ Моравію и тамъ, переведя предварительно греческія богослужебныя книги на славянскій языкъ (для какой цѣли ими была изобрѣтена славянская азбука), стали распространять православную вѣру. Проповѣдь ихъ имѣла громадный успѣхъ: въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ свѣтомъ евангельскаго ученія просвѣтились Моравія, Болгарія, Паннонія и другія страны. Въ 867 г., по навѣтамъ нѣмецкихъ епископовъ, свв. Меѳодій и Константинъ вызваны были папою Николаемъ I въ Римъ на судъ. Когда они прибыли въ Римъ, Николая I уже не было въ живыхъ; его преемникъ Адріанъ II, узнавъ, что они несутъ съ собою часть мощей св. Климента (см. 25 нояб.), встрѣтилъ ихъ торжественно за городомъ; Константинъ поднесъ ему Евангеліе и др. книги на славянскомъ языкѣ, и папа, въ знакъ ихъ одобренія, положилъ ихъ на престолъ въ храмѣ св. Маріи, а затѣмъ по нимъ было совершено богослуженіе въ нѣсколькихъ церквахъ Рима. Здѣсь 14 февр. 869 г., будучи 42 лѣтъ отъ рожденія, скончался св. Константинъ, принявъ передъ смертію схиму съ именемъ Кирилла, и былъ погребенъ въ церкви св. Климѳнта. Передъ смертію онъ говорилъ брату: «мы съ тобою, какъ два вола, вели одну борозду; я изнемогъ, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». По смерти св. Кирилла, св. Меѳодій, оправданный папою, былъ поставленъ епископомъ Моравіи и Панноніи, гдѣ и трудился, просвѣщая свою паству и проповѣдуя Христа многимъ другимъ славянскимъ народамъ (Чехамъ, Хорватамъ, Далматамъ и др.). При этомъ св. Меѳодію немало приходилось переносить непріятностей отъ инославныхъ миссіонеровъ, и онъ «многія бѣды и изгнанія претерпѣлъ». Такъ, латинскіе священники вооружили противъ него нѣмецкаго императора; по распоряженію Зальцбургскаго архіепископа съ соборомъ, св. Меѳодія сослали въ Швабію, гдѣ онъ пробылъ въ заточеніи, терпя жесточайшія истязанія, около трехъ лѣтъ: его били, выбрасывали на морозъ безъ одежды, влачили насильно по улицамъ. Папа Іоаннъ VIII въ 874 г. настоялъ на его освобожденіи и возвелъ его въ санъ архіепископа Моравскаго, съ званіемъ папскаго легата; но вскорѣ пр. Меѳодія снова подвергли суду за то, что онъ не вѣровалъ въ исхожденіе Святаго Духа «и отъ Сына» и будто бы не признавалъ своей іерархической зависимости отъ папы. Папа запретилъ ему славянское богослуженіе, а въ 879 г. еще разъ вызвалъ его въ Римъ, гдѣ св. Меѳодій совершенно оправдался отъ возводимыхъ на него обвиненій и снова получилъ буллу, разрѣшавшую славянское богослуженіе. Не задолго до кончины св. Меѳодій посѣтилъ Константинополь по приглашенію имп. Василія. Скончался онъ 6 апр. 885 г. въ маститой старости. См. 6 апр. и 14 февр. [1].


См.Указомъ Св. Синода (1885 г.) празднованіе памяти славянскихъ учителей отнесено къ среднимъ церковнымъ праздникамъ [2]. Служба на этотъ день отправляется по особо изданной книжкѣ; напечатана она и въ Праздн. Минеѣ, изд. въ 1890 г. Кіево-Печерской Лаврой. Тѣмъ же указомъ опредѣлено: въ молитвахъ на литіи, по Евангеліи на утрени предъ канономъ, на отпустахъ, а равно во всѣхъ молитвахъ, въ коихъ поминаются вселенскіе святители русской церкви, поминать послѣ имени святителя Николая архіепископа, Мирликійскаго чудотворца, имена: «иже во святыхъ отецъ нашихъ Меѳодія и Кирилла, учителей Словенскихъ».

Въ 1901 г. Св. Синодомъ опредѣлено (20 мар. — 4 апр., за № 1148) совершать ежегодно во всѣхъ духовно-учебныхъ заведеніяхъ (а именно: духовныхъ академіяхъ, семинаріяхъ, мужскихъ духовныхъ училищахъ и женскихъ училищахъ епархіальныхъ и духовнаго вѣдомства, а также въ церковныхъ школахъ, съ освобожденіемъ 11 мая учащихся отъ учебныхъ занятій) вечеромъ 10 мая въ церкви при духовно-учебномъ заведеніи или мѣстной приходской торжественное всенощное бдѣніе съ чтеніемъ, по желанію, акаѳиста Меѳодію и Кириллу, 11 мая — божественную литургію и послѣ оной молебенъ свв. Меѳодію и Кириллу, при чемъ учащіеся во время означенныхъ богослуженій принимаютъ участіе въ чтеніи и пѣніи [3].

Примѣчанія:
[1] Празднованіе памяти свв. Меѳодія и Кирилла еще въ старое время имѣло мѣсто у всѣхъ славянскихъ народовъ, но затѣмъ, подъ вліяніемъ различныхъ неблагопріятныхъ историческихъ и политическихъ обстоятельствъ, было забыто. Въ началѣ XIX в., вмѣстѣ съ возрожденіемъ славянскихъ народностей, обновилась и память славянскихъ первоучителей. Въ 1863 г. Св. Синодъ постановилъ праздновать свв. Кириллу и Меѳодію 11 мая, для чего древнія службы были вновь напечатаны. Для православной Россіи празднованіе свв. первоучителямъ имѣетъ особое значеніе: «ими бо начася на сроднѣмъ намъ языцѣ словенстѣмъ литургія Божественная и все церковное служеніе совершатися, и тѣмъ неизчерпаемый кладязь воды текущія въ жизнь вѣчную дадеся намъ». Дѣйствительно, наше отечество установилось, окрѣпло и взросло подъ вліяніемъ и охраною православной вѣры, принесенной къ намъ и сохраняющейся въ славянскихъ письменахъ и въ славянскомъ переводѣ Свящ. Писанія и богослужебныхъ книгъ, совершенномъ болѣе тысячи лѣтъ тому назадъ свв. братьями. Славянскія письмена и то, что передано въ нихъ, предохранили насъ отъ западнаго папскаго ига, избавили насъ и отъ излишней опеки грековъ, сохранили нашу народность въ неприкосновенной чистотѣ, посѣяли въ насъ сѣмена образованности и всѣхъ благъ духовныхъ. Чудный, величавый, благозвучный языкъ славянскій, на которомъ свв. братья изложили свой переводъ, сразу же поднялъ нашихъ предковъ надъ уровнемъ варварства, грубости и косности, положивъ въ нихъ начало развитія религіознаго, умственнаго и эстетическаго.
[2] Такъ какъ въ 1885 г. 11 мая случилось въ Троицкую субботу, когда положено поминовеніе усопшихъ, то указомъ Св. Синода празднованіе свв. Меѳодію и Кириллу было отнесено на 13 мая.
[3] Свв. Меѳодій и Кириллъ, именуемые въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ «Церкви Словенскія Апостолами, Словенскихъ странъ просвѣтителями и учителями», положили начало христіанскому просвѣщенію народа русскаго проповѣдью слова Божія на языкѣ славянскомъ и переводомъ священныхъ и церковно-богослужебныхъ книгъ на родное нарѣчіе, на коемъ издревле совершается православное богослуженіе. Православная Россійская Церковь, во всегдашнее воспоминаніе незабвенныхъ заслугъ во благо оной свв. первоучителей Словенскихъ Меѳодія и Кирилла, установила празднованіе памяти ихъ одиннадцатаго мая. Дабы закрѣпить въ юныхъ сердцахъ учащихся въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ и церковныхъ школахъ таковое благоговѣйное и признательное воспоминаніе великихъ подвиговъ свв. Меѳодія и Кирилла, положившихъ начало христіанскаго просвѣщенія народа нашего и тѣмъ завѣщавшихъ пастырямъ церковнымъ и учителямъ школьнымъ распространеніе народнаго просвѣщенія въ духѣ святой Православной Церкви, Св. Синодъ и призналъ необходимымъ установить чествованіе памяти первоучителей Словенскихъ 11 мая во всѣхъ духовно-учебныхъ заведеніяхъ и церковныхъ школахъ совершеніемъ наканунѣ этого дня и въ самый день торжественныхъ богослуженій. Кромѣ того, въ послѣобѣденное время въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ предоставляется назначать торжественныя собранія, съ чтеніемъ учащими записокъ о великихъ подвигахъ, подъятыхъ свв. братьями Меѳодіемъ и Кирилломъ во благо всѣхъ словенскихъ народовъ, и приличествующими торжеству пѣснопѣніями, а въ церковныхъ школахъ къ 11 мая пріурочивается ежегодный актъ, на коемъ производить выдачу свидѣтельствъ окончившимъ курсъ ученія, а гдѣ позволяютъ средства, и наградъ лучшимъ ученикамъ книгами или картинами духовно-нравственнаго содержанія. Установляя таковой порядокъ празднованія въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ и церковныхъ школахъ дня памяти первоначальниковъ и зиждителей нашего духовнаго просвѣщенія, Св. Синодъ уповаетъ, что насажденное въ землѣ нашей трудами и подвигами свв. первоучителей книжное ученіе будетъ возрастать и утверждаться въ чадахъ Православной Церкви подъ благотворнымъ ея воздѣйствіемъ, молитвами и предстательствомъ свв. Меѳодія и Кирилла, первоучителей Словенскихъ (Опр. Св. Син. 1901 г. 20 мар. — 4 апр., за № 1148). Въ городахъ обыкновенно 11 мая, по благословенію мѣстныхъ Архипастырей, учащіеся всѣхъ городскихъ церковныхъ школъ, а въ иныхъ городахъ совмѣстно съ учащимися духовно-учебныхъ заведеній, собираются съ своими учителями и учительницами на торжественное богослуженіе въ назначенномъ храмѣ (см., напр., Ц. Вѣд. 1903 и 1904, 21, 1905, 20, 21). Въ высшей степени умилительно это стеченіе (въ столицахъ исчисляемое цѣлыми тысячами) учащихся и весьма трогательно пѣніе ими въ храмѣ церковныхъ пѣснопѣній. Несомнѣнно, благолѣпіе и особенная торжественность богослуженія неизгладимыми чертами запечатлѣвается въ юныхъ сердцахъ и вообще этотъ школьный праздникъ должно считать имѣющимъ громадное религіозно-воспитательное значеніе, а потому и особыя заботы объ его устроеніи весьма желательны.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 180-182.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0