Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать восьмой.

Преп. отца нашего Ефрема Сирина.

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. За его благочестивую, истинно-подвижническую жизнь всѣ граждане Низибіи относились къ нему съ величайшимъ уваженіемъ и любовію и смотрѣли на него, какъ на святаго. Оклеветанный изъ зависти однимъ своимъ соименникомъ въ тяжкомъ грѣхѣ, онъ добровольно принялъ на себя тяжкую вину; но когда молва объ этомъ произвела сильный соблазнъ въ народѣ, преподобный, для прекращенія соблазна, при помощи Божіей, чудесно разсѣялъ тяготѣвшее надъ нимъ тяжкое обвиненіе и послѣ этого всѣ еще съ большею любовію и уваженіемъ стали относиться къ нему. По взятіи Низибіи Персами (въ 363 г.), онъ покинулъ ее. Поселившись въ г. Едессѣ на одной горѣ, онъ велъ строго-подвижническую жизнь и продолжалъ заниматься изученіемъ Св. Писанія. Къ его уединенной пещерѣ скоро начали стекаться толпы народа, желавшаго получить онъ него наставленія. Св. Ефремъ поучалъ народъ вѣрѣ и благочестію, и устно, и письменно, а для большаго успѣха вскорѣ открылъ училище, изъ котораго впослѣдствіи вышли знаменитые учители Сирской Церкви. Онъ убѣждалъ своихъ слушателей вести нравственную жизнь и строго обличалъ лжеучителей, волновавшихъ тогда христіанское общество. Многіе изъ язычниковъ сирійскихъ, слыша проповѣди св. подвижника, обратились въ христіанство. Въ концѣ своей жизни св. Ефремъ путешествовалъ въ Египетъ, посѣтилъ въ Кесаріи св. Василія Великаго и принялъ отъ него санъ діакона. Впослѣдствіи св. Василій Великій хотѣлъ посвятить его въ епископа, но смиренный Ефремъ отклонилъ отъ себя этотъ санъ и мирно скончался діакономъ въ 373 (или 379) г. въ г. Едессѣ. Богъ прославилъ преп. Ефрема даромъ чудотвореній. Отрѣшившійся отъ всѣхъ земныхъ привязанностей, отдавшійся непрестанной молитвѣ, пощенію, бдѣнію, богомыслію, нестяжательности, милосердію и служенію ближнимъ, необычайно смиренный подвижникъ, ревностный и тонкій обличитель еретиковъ, неутомимый и глубокомысленный толкователь Св. Писанія, искренній и искуссный пѣспонисецъ, рѣдкій знатокъ сердца человѣческаго и пламеннѣйшій проповѣдникъ покаянія и нравственнаго обновленія, — преп. Ефремъ поистинѣ вмѣщалъ въ себѣ, по словамъ св. Григорія Богослова, все то, чтó составляетъ отличительныя черты человѣка по Богу. Св. Ефремъ оставилъ послѣ себя много твореній богословскихъ, истолковательныхъ, обличительныхъ и нравственныхъ, и они не менѣе разнообразны, глубоки и назидательны, какъ и творенія вселенскихъ отцевъ греческой Церкви. Болѣе всего писалъ онъ о сокрушеніи сердечномъ, о необходимости непрестанно проливать слезы покаянія. Знаніе духовной природы человѣка, пріобрѣтенное путемъ постояннаго самоуглубленія, снисходительная любовь къ падшему, немощному человѣку, усвоенная изъ познанія собственныхъ немощей и изъ размышленія о великой любви къ людямъ Искупителя, — сердечность и пламенное одушевленіе, просвѣчивающіяся въ каждомъ наставленіи учителя-аскета, — вотъ качества, придающія особенную привлекательность его нравоученіямъ, неотразимо дѣйствующимъ непосредственно на сердце и волю читателя. Поученія св. Ефрема поражаютъ и сокрушаютъ страхомъ душу, но въ то же время утѣшаютъ, исполняя ее умиленія и заставляя проливать слезы. Св. Ефремъ оставилъ много умилительныхъ молитвъ и молитвенныхъ пѣснопѣній. Ему, между прочимъ, принадлежатъ глубоко-трогательныя стихиры, поемыя при погребеніи; изъ молитвъ, составленныхъ имъ, особенно извѣстна умилительно-трогательная молитва, читаемая во дни Великаго Поста, — «Господи и Владыко живота моего...».

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 60-61.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0