Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать пятый.

Иже во святыхъ отца нашего Григорія, архіепископа Константинаграда, богослова.

Св. Григорій родился ок. 326-328 г. въ Аріанзѣ близъ Назіанза (въ Каппадокіи), гдѣ отецъ его былъ сначала градоначальникомъ, а потомъ епископомъ (см. 1 янв.). Какъ сынъ обѣта, св. Григорій былъ посвященъ Богу съ самаго дѣтства своею благочестивою матерію Нонною, очень рано началъ обнаруживать любовь къ подвигамъ благочестія и во всю жизнь оставался дѣвственникомъ. Образованіе онъ получилъ сначала въ Неокесаріи у Амфилохія, знаменитаго учителя краснорѣчія, потомъ въ Александріи и, наконецъ, въ Аѳинахъ, гдѣ подружился со св. Василіемъ Великимъ. У свв. друзей въ Аѳинахъ была одна комната, одинъ образъ жизни; имъ были знакомы только двѣ дороги: одна — къ св. храмамъ и находящимся при нихъ наставникамъ въ словѣ Божіемъ, другая — къ училищу, гдѣ они слушали наставниковъ наукъ внѣшнихъ; улицъ, ведущихъ на зрѣлища, они не знали, считая недостойнымъ вниманія то, что не ведетъ къ добродѣтели. Въ 356 г. св. Григорій принялъ крещеніе и съ неохладѣваемою ревностію продолжалъ изучать Св. Писаніе и подвизаться въ богомысліи, постѣ и молитвѣ. Пустыня сильно привлекала къ себѣ св. Григорія, но онъ рѣшился остаться въ домѣ родителей, чтобы въ лицѣ ихъ служить обществу и въ то же время жить строгимъ аскетомъ; одежда его была грубая, пищею служилъ ему хлѣбъ съ солію, питіемъ — вода, постелью — голая земля, постояннымъ занятіемъ его было упражненіе въ словѣ Божіемъ. Отличаясь особенною любовію къ своимъ родителямъ и всегда относясь къ нимъ съ истинною сыновней почтительностію и трогательною заботливостію, св. Григорій, по настоянію своего отца, принялъ санъ пресвитера. Тяготясь этимъ саномъ, котораго не желалъ, св. Григорій удалился въ пустыню къ св. Василію Великому. Возвратившись оттуда примиреннымъ въ душѣ, онъ сталъ примирять и другихъ: примирилъ Назіанзянъ съ своимъ отцомъ, по простотѣ подписавшимся подъ коварнымъ символомъ полуаріанъ. Въ 372 г. св. Василій Великій употребилъ нѣкоторыя усиленныя мѣры, чтобы склонить своего друга къ принятію епископскаго сана. Св. Григорій считалъ себя, по своему глубокому смиренію, недостойнымъ этого сана, но, убѣжденный доводами своего отца, хотя и не охотно, принялъ отъ св. Василія рукоположеніе во епископа г. Сасимъ. Между тѣмъ, по проискамъ враговъ св. Василія, въ Сасимы былъ назначенъ другой епископъ, и св. Григорій уступилъ ему Сасимскую каѳедру. Отецъ Григорія, чувствуя свою немощь, сдѣлалъ св. Григорія своимъ помощникомъ, и св. Григорій, раздѣляя епископскіе труды своего отца, проповѣдывалъ слово Божіе и посвящалъ пресвитеровъ. Вмѣстѣ съ этимъ любвеобильный и отличавшійся особенною нѣжностію чувства св. Григорій былъ питателемъ нищихъ, служителемъ больныхъ, упокоителемъ странныхъ, утѣшителемъ бѣдствующихъ, защитникомъ несчастныхъ. Послѣ кончины отца, св. Григорій удалился въ уединеніе въ Селевкійскій монастырь св. Ѳеклы. Въ 379 году св. Григорій, какъ опытнѣйшій въ дѣлѣ вѣры, былъ приглашенъ православными, для устройства церковныхъ дѣлъ, въ Константинополь, гдѣ въ продолженіе 46 лѣтъ господствовали еретики. Въ одномъ лишь частномъ домѣ могъ проповѣдывать св. Григорій, когда явился въ столицу, и сначала предъ малымъ числомъ православныхъ. Замѣтя въ православныхъ наклонность къ излишнимъ толкамъ и спорамъ о предметахъ вѣры, св. Григорій старался внушить имъ, сколь безполезны пренія о вѣрѣ и, напротивъ, сколь важно исполненіе заповѣдей Божіихъ для желающихъ утвердиться въ высокихъ истинахъ вѣры. Въ то же время св. Григорій съ неотразимою силою убѣдительности разсѣевалъ всѣ возраженія еретиковъ (аріанъ, евноміанъ, македоніанъ, новатіанъ и аполлинаристовъ) и съ неподражаемымъ искусствомъ раскрывалъ истинное ученіе Церкви. Какъ жители столицы, враги православія, прельщаясь только внѣшнимъ блескомъ роскоши, сначала презрительно посмотрѣли на св. старца, согбеннаго подъ бременемъ лѣтъ, на его простую и бѣдную одежду, на обнаженную его голову, на лице его, изнуренное слезами покаянія; смѣялись надъ самымъ происхожденіемъ его изъ безвѣстнаго бѣднаго селенія. Св. Григорій силой своего ума и краснорѣчія всѣ злобныя нападки враговъ обратилъ въ стыдъ имъ самимъ. Слава вдохновеннаго оратора росла быстро, и его проповѣди стекались слушать даже сами еретики, а также іудеи и язычники. Онъ всѣхъ удивлялъ глубокимъ знаніемъ Св. Писанія, сужденіемъ правильнымъ и властнымъ, воображеніемъ плодотворнымъ и блистательнымъ, теплотой и глубиной чувства, необычайною легкостію объясненія, рѣчью точной и сжатой. Слушатели волновались около каѳедры, подобно бурному морю, громко выражали знаки одобренія рукоплесканіями и восклицаніями и записывали слова его. Ожесточенные и упорные враги православія за это преслѣдовали св. Григорія клеветами; врываясь съ палками въ среду его слушателей, старались угрозами разогнать ихъ; возбуждали противъ него народъ; простирали свою ненависть даже до посягательства на жизнь св. Григорія. Но мужественный поборникъ православія все это переносилъ съ замѣчательнымъ спокойствіемъ и терпѣніемъ и, не смотря на опасность, грозившую всему православному міру того времени, не падалъ духомъ, а мужественно и непрестанно продолжалъ стоять на стражѣ вѣры православной, какъ «пастырь преизряднѣйшій». Самая частная жизнь св. Григорія невольно внушала къ нему особенное уваженіе даже въ ожесточенныхъ врагахъ его. Ему незнакомы были ни публичныя собранія, ни палаты вельможъ; онъ питался скудною пищею, облекался въ бѣдную одежду, не занимался тонкостями свѣтскаго обращенія, избѣгалъ всякаго внѣшняго блеска, не измѣнялъ простотѣ своихъ нравовъ даже и послѣ необыкновенныхъ успѣховъ, которыми увѣнчались его труды въ устроеніи св. дѣла Церкви. «Въ тишинѣ храня паству» свою «непотоплену, якоже словесный ковчегъ», онъ «струями мудрыхъ ученій Аріевъ умъ изсушилъ» и всѣхъ «Троицѣ научилъ покланятися боголѣпно». Въ 381 г. на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ св. Григорій былъ признанъ вполнѣ достойнымъ Константинопольской каѳедры и предсѣдательствовалъ на Соборѣ по смерти Мелетія Антіохійскаго. Между тѣмъ другіе еписконы стали оспаривать каѳедру у св. Григорія. Смиренномудрый, кроткій и миролюбивый Григорій пожертвовалъ собою для покоя Церкви и упросилъ собравшихся на Соборъ епископовъ уволить его изъ Константинополя. Остатокъ жизни (ок. 8 лѣтъ) св. Григорій провелъ на родинѣ. Продолжая заботиться о дѣлахъ Церкви и бороться письменно съ еретиками, св. Григорій велъ строгій подвижническій образъ жизни: ходилъ босыми ногами, имѣлъ только одну раздранную одежду, спалъ на голой землѣ или на ложѣ изъ древесныхъ вѣтвей подъ прикрытіемъ рубища и никогда не возжигалъ огня, чтобы согрѣть свое тѣло; пищей для него служили хлѣбъ съ солію и огородныя овощи, питіемъ — вода, въ которую онъ иногда примѣшивалъ немного уксуса. Свои лишенія св. подвижникъ простиралъ до того, что иногда отказывался отъ употребленія дара слова. Такой обѣтъ молчанія онъ хранилъ во время одной изъ св. четыредесятницъ. За свои проповѣди св. Григорій почтенъ былъ Церковію, подобно св. ап. и евангелисту Іоанну, именемъ Богослова: въ своихъ изслѣдованіяхъ истинъ христіанскихъ св. Григорій, при свѣтѣ Откровенія, постигалъ столь глубоко и выражалъ столь полно и точно глубины Божества, какъ только возможно это для человѣка. До насъ дошли отъ него 5 словъ о богословіи, слова похвальныя, на праздники, защитительныя, обличительныя; кромѣ того, письма догматическаго и историческаго содержанія и стихотворенія, отличающіяся высокою поэзіей. Скончался св. Григорій въ 389 г. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ онъ прославляется, какъ «благочестія поборникъ», «сѣятель правыхъ догматовъ всечудный, отгонитель еретичествующихъ зѣло крѣпчайшій», «великій учитель Церкве Христовы», «свѣтлый свѣтильникъ вселенныя, слава православія». Въ 950 г. мощи св. Григорія были перенесены изъ Назіанза въ Константинополь. Часть ихъ была перенесена въ Римъ.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 54-56.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0