Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать третій.

Воспоминаніе VI-го Вселенскаго Собора.

Шестой Вселенскій Соборъ, Константинопольскій III, былъ въ 680 г., при императорѣ Константинѣ IV Погонатѣ, въ Константинополѣ, противъ моноѳелитовъ, которые для примиренія евтихіанскаго ученія съ православнымъ признавали въ Іисусѣ Христѣ два естества, подобно православнымъ, но, подобно монофизитамъ, допускали лишь одну волю, обусловливаемую единствомъ ѵпостаси (т. е. единствомъ личнаго самосознанія) во Христѣ. Еще при императорѣ Иракліи, патріархъ Александрійскій Киръ, желая облегчить примиреніе съ Церковію монофизитамъ, сильнымъ особенно въ Египтѣ, призналъ офиціально единство воли въ единомъ лицѣ Богочеловѣка, хотя и совмѣщающемъ въ Себѣ два естества. Константинопольскій патріархъ Сергій и Римскій папа Гонорій I не нашли въ томъ ничего противнаго православію; впрочемъ, для предотвращенія новыхъ смущеній въ Церкви, положили воздерживаться отъ всякаго рѣшительнаго выраженія относительно этого предмета, еще не опредѣленнаго Церковію. Но не такъ равнодушно принялъ это Софроній, патріархъ Іерусалимскій, который видѣлъ здѣсь логическое противорѣчіе ученію о двухъ естествахъ и, слѣдовательно, явную преклонность къ монофизитству. Чтобы укротить начавшееся волненіе умовъ, императоръ Ираклій въ 638 г. издалъ догматическій эдиктъ, извѣстный подъ именемъ «Изложенія Вѣры», ἔκθεσις τῆς πίστεως, гдѣ повелѣвалъ всячески избѣгать выраженій и объ «единой» и о «двухъ» воляхъ. Это нисколько не послужило къ успокоенію раздора; напротивъ, подало поводъ къ открытой оппозиціи, которая опять обнаружилась, преимущественно на Западѣ, поддерживаемая и авторитетомъ преемниковъ Гонорія, и еще болѣе ревностію ученаго и глубокомысленнаго аввы Максима [Исповѣдника]. Преемникъ Ираклія, Констансъ, не видя конца смутамъ, въ 648 г. замѣнилъ неудавшійся эдиктъ новымъ, подъ именемъ «Типа Вѣры», τύπος τῆς πίστεως, гдѣ наистрожайше повелѣлъ прекратить безусловно всѣ пренія о спорномъ пунктѣ, подъ опасеніемъ гражданскаго преслѣдованія ослушниковъ. Но это дало только поводъ къ бо́лшему раздраженію, произвело мучениковъ, между которыми были Максимъ и папа Мартинъ I, умершіе въ ссылкѣ въ предѣлахъ нынѣшней Южной Россіи, послѣ продолжительныхъ жестокихъ истязаній. Востокъ и Западъ рѣшительно раздѣлились. Это побудило, наконецъ, императора Константина Погоната прибѣгнуть къ естественной и законной мѣрѣ Вселенскаго Собора. Въ 680 г., по предварительномъ сношеніи съ Римомъ, какъ главнымъ центромъ оппозиціи, собралось въ Константинополѣ 170, по другимъ — 289 епископовъ. Лично были два Восточные патріарха, Георгій Константинопольскій и Макарій Антіохійскій, оба моноѳелиты. Папа Агаѳонъ прислалъ отъ себя легатовъ. Императоръ самъ присутствовалъ при засѣданіяхъ Собора, который продолжался около года. Фанатизмъ моноѳелитовъ дошелъ до такой степени изступленія, что одинъ ѳракійскій монахъ, по имени Полихроній, вызвался предъ Соборомъ въ доказательство правомыслія «единовольниковъ» воскресить мертвеца, но осрамился при дозволенномъ ему всенародномъ опытѣ. Послѣ многихъ жаркихъ преній, опредѣлено признавать двѣ воли въ Іисусѣ Христѣ, соотвѣтствующія двумъ естествамъ. Патріархъ Константинопольскій сознался въ заблужденіи и былъ принятъ въ общеніе Церкви. Но Антіохійскій патріархъ Макарій остался упорно при моноѳелитской ереси, вслѣдствіе чего и былъ преданъ анаѳемѣ со всѣми предшествовавшими моноѳелитами, не исключая и папы Гонорія. Въ 711 г. произошелъ было новый расколъ въ Константипополѣ, при насильственномъ восшествіи на императорскій престолъ моноѳелита Вардана, подъ именемъ Филиппика, который, не входя во дворецъ, приказалъ выбросить изъ него изображеніе Шестого Вселенскаго Собора, стоявшее вмѣстѣ съ изображеніями прочихъ Соборовъ и включилъ снова въ церковныя диптихи имена проклятыхъ единовольниковъ. Но съ низверженіемъ его чрезъ Анастасія II, воспослѣдовавшимъ черезъ два года, православіе снова восторжествовало, и моноѳелитъ Іоаннъ, посаженный на Константинопольской патріаршеской каѳедрѣ, отрекшись торжественно отъ ереси предъ папою Константиномъ, присоединился къ Церкви.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 1750.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0