Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Январь.
День семнадцатый.

Пр. и богоноснаго отца нашего Антонія Великаго.

Онъ родился въ Египтѣ въ половинѣ III вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще «изъ младенчества добродѣтели прилежно обучився», онъ, по смерти родителей, на 20 году своей жизни, «богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ», роздалъ свое имѣніе нуждающимся и поселился въ пещерѣ, недалеко отъ мѣста своего рожденія, въ которой началъ подвизаться подъ руководствомъ одного благочестиваго старца-отшельника. Спустя нѣсколько времени, стремясь къ совершенному уединенію, онъ ушелъ въ дальнее мѣсто пустыни, переплылъ рѣку Нилъ и поселился на восточномъ берегу ея въ пещерѣ. Здѣсь онъ постоянно молился и трудился, и въ то же время изнурялъ свое тѣло строгимъ воздержаніемъ. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ только но захожденіи солнца и притомъ не ежедневно. Въ такихъ великихъ подвигахъ онъ провелъ въ своей пещерѣ 20 лѣтъ. Слава его необыкновенныхъ подвиговъ, чудесъ и душеспасительныхъ наставленій привлекла въ пустыню его весьма многихъ ревнителей благочестія. Посѣтители начали мало-по-малу селиться около пустыннаго жилища великаго подвижника. Образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Вскорѣ вся пустыня заселилась отшельниками. Антоній былъ наставникомъ и руководителемъ ихъ въ жизни. Будучи строгимъ подвижникомъ, св. Антоній позволялъ себѣ невинныя игры съ братіей; однажды, когда его за это осудилъ одинъ звѣроловъ, онъ попросилъ его натянуть свой лукъ; звѣроловъ повиновался; «тяни еще и еще», повелѣвалъ подвижникъ; звѣроловъ возразилъ, что лукъ можетъ переломиться; «такъ и въ дѣлѣ Божіемъ», наставительно сказалъ св. Антоній, «если сверхъ мѣры напрягать силы братіи, то онѣ разстроятся». Нерѣдко искали наставленій и приходили къ св. Антонію за совѣтами великіе подвижники, а также и образованные язычники-философы. Незнакомый съ ученостью мудрецовъ, преп. Антоній, просвѣщенный свыше, удивлялъ ихъ своею мудростію. Св. Антоній въ продолженіе 85-лѣтнихъ своихъ подвиговъ только 2 раза оставлялъ пустыню и являлся въ Александрію, со словомъ любви, утѣшенія и вразумленія. Въ первый разъ онъ былъ въ Александріи во время гоненія Максимина. Антоній утѣшалъ гонимыхъ, однихъ укрѣплялъ на подвиги, за другихъ ходатайствовалъ передъ судьями. Около года провелъ онъ въ этихъ подвигахъ, и хотя самъ желалъ пострадать за вѣру, но Господь хранилъ его, и онъ возвратился въ пустыню. Въ другой разъ онъ явился въ Александрію, когда тамъ появилось лжеученіе аріанъ. Аріане распространили слухъ, будто св. Антоній согласенъ съ ихъ образомъ мыслей, надѣясь однимъ именемъ его увлечь многихъ въ ересь. Пришедши въ Александрію, св. Антоній предъ всѣмъ народомъ осудилъ ложное ученіе аріанъ. Слова великаго подвижника произвели глубокое впечатлѣніе въ Александріи. Обличивъ неправое ученіе и утвердивъ въ истинной вѣрѣ маловѣрныхъ, св. Антоній удалился въ свою любимую пустыню. Здѣсь онъ много творилъ чудесъ, и слава его подвиговъ при концѣ жизни была такъ велика, что пронеслась во всѣхъ странахъ. Предузнавъ свое отшествіе къ Богу, св. Антоній простился съ братіею и далъ имъ послѣднее наставленіе. Скончался онъ 105 лѣтъ отъ роду въ 356 г. Св. Церковію онъ прославляется, какъ «чистый душею и сердцемъ, ангелъ земный, человѣкъ небесный, дѣвства учитель, воздержанія извѣстное мѣрило», «постниковъ началовождь», «монашествующихъ столпъ и основаніе», «пустыни добрѣйшее воспитаніе, и Церкве непозыблемое утвержденіе, заблуждающихъ великій наставникъ, наша похвала и вселенныя свѣтлое радованіе». Онъ оставилъ послѣ себя правила и поученія инокамъ, постановленія, изложеніе нѣкоторыхъ мыслей, отвѣты на разные вопросы и письма. Мощи преп. Антонія обрѣтены и принесены были въ Александрію въ 544 г., потомъ, по взятіи Египта Сарацынами, — въ Константинополь въ VII вѣкѣ, оттуда, въ X-XI вѣкѣ, въ діоцезъ Вьенскій; въ исходѣ XV вѣка св. мощи перенесены были въ церковь св. Іуліана въ Арлѣ (во Франціи).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 42-43.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0