Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Январь.
День первый.

Память иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, архіепископа Кесаріи Каппадокійскія.

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. Вмѣстѣ съ этимъ, ища истиннаго познанія и стремясь къ мудрости божественной, онъ занимался изученіемъ Свящ. Писанія, сличалъ переводы его, изучалъ творенія Оригена. Когда грозила опасность вѣрѣ, св. Василій оставлялъ пустыню и являлся самымъ ревностнымъ поборникомъ православія. Въ 364 г. онъ былъ посвященъ въ пресвитера кесарійской церкви. Теперь ревность его не знала усталости: онъ всего посвятилъ себя на служеніе Господу и неустанно поучалъ свою паству, иногда проповѣдуя по два раза въ день — утромъ и вечеромъ, иногда послѣ проповѣди въ одной церкви онъ ходилъ въ другую. Слово такъ чудно плодилось въ устахъ св. Василія, что онъ иногда откладывалъ окончаніе поученія до слѣдующаго дня. Заботясь о духовныхъ нуждахъ своей паствы, св. Василій не оставлялъ безъ вниманія и тѣлесныхъ. Во время голода жители Кесаріи нашли въ немъ щедраго благотворителя. Въ 370 г. св. Василій былъ поставленъ епископомъ Кесарійскимъ и въ этомъ санѣ, не оставляя своего подвижническаго образа жизни, ревностно заботился о своемъ клирѣ отъ перваго служителя алтаря до послѣдняго, всѣхъ вразумляя, отъ всѣхъ требуя строгой добродѣтели. Св. Василій самъ любилъ красоту церковную, благолѣпіе храма, гармонію въ богослуженіи, и это чувство внушалъ окружающимъ его. Самая его внѣшность: осанка, блѣдное изможденное лицо, глубокій взглядъ, спокойная важность тѣлодвиженій, — возбуждала во всѣхъ чувство благоговѣнія. Словомъ и чистотою своей жизни ревностно наставляя всѣхъ своихъ пасомыхъ въ вѣрѣ и благочестіи, онъ былъ «отецъ сиротъ, и вдовъ защитникъ, и богатство нищихъ, болящихъ утѣшеніе, и сущихъ въ богатствѣ окормленіе, старости жезлъ», «наказаніе юности, и монашествующихъ добродѣтели правило». Пламенѣя христіанскою любовію къ ближнимъ, св. Василій устроялъ пріюты, богадѣльни, больницы, страннопріимницы. Мужественный и самоотверженный, всегда готовый на всякія труды и лишенія ради блага ближнихъ, св. Василій не гнушался, съ опасностію для собственной жизни, не только посѣщать, но даже и обнимать прокаженныхъ, давая имъ, такимъ образомъ, великую радость чувствовать близость своей самоотверженной любви къ нимъ. Какъ богомудрый защитникъ православія, св. Василій «силою словесъ божественныхъ ереси низложилъ» и «рѣчи источилъ ученій благочестивыхъ вселеннѣй». Смиренный и кроткій, снисходительный и милосердный къ согрѣшающимъ по немощи, но непоколебимый въ вѣрѣ и готовый все претерпѣть за истину Христову, св. Василій былъ строгимъ карателемъ злочестивыхъ противниковъ вѣры и болѣе всего заботился о чистотѣ православія не только кесарійской, но и всей восточной Церкви. «Онъ, по словамъ св. Григорія Богослова, не давалъ ни сна очамъ, ни дреманія вѣждамъ, и заботами изнурялъ останокъ плоти дотолѣ, пока не нашелъ уврачеванія злу». И только благодаря его заботамъ церковь кесарійская спасена была отъ аріанства. Св. Василій скончался въ 379 г., 50 лѣтъ отъ рожденія. За свои заслуги Церкви и необыкновенную высоко-нравственную и подвижническую жизнь св. Василій названъ «Великимъ» и прославляется, какъ «слава и красота Церкви», «свѣтило и око вселенной», «учитель догматовъ», «палата учености», «вождь жизни». Изъ трудовъ св. Василія дошли до насъ 9 бесѣдъ на шестодневъ, 13 бесѣдъ на псалмы, 25 бесѣдъ на разные случаи, 5 книгъ противъ аріанъ и одна — о божествѣ Святаго Духа, правила церковнаго благочинія, уставы для монашествующихъ, молитвы и литургія, извѣстная подъ его именемъ. Тѣло св. Василія, по сказанію западныхъ писателей, было перенесено крестоносцами во Фландрію; честная глава его, по словамъ преосв. Порфирія, находится въ Аѳонской лаврѣ св. Аѳанасія; рука его хранится въ Венеціи.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 4-5.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0