Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Октябрь.
День пятый.

Преставленіе иже во святыхъ отца нашего святителя Ѳеодосія Углицкаго, архіепископа Черниговскаго, новаго чудотворца.

Малороссъ по происхожденію, изъ (находившейся въ то время подъ властію Польши) Украйны на западной сторонѣ Днѣпра, сынъ священника Никиты (изъ древней дворянской фамиліи Углицкихъ, отличавшейся благочестіемъ и предпочитавшей скромный духовный санъ всѣмъ другимъ мірскимъ служеніямъ) и жены его Маріи, родившійся во второй четверти XVII в. (около его 30-хъ годовъ), по природѣ кроткій, послушный и впечатлительный, воспитанный своими добродѣтельными родителями въ страхѣ Божіемъ, истинно-христіанскомъ благочестіи и строгомъ повиновеніи православной Церкви, онъ подъ вліяніемъ родительскихъ наставленій и ихъ «богобоязненной жизни», съ юныхъ лѣтъ горѣлъ любовію къ Богу и ко храму Божію, «чистоту непорочную сохраняя», «въ простотѣ и незлобіи сердце» свое соблюдая. Эти высокія и достолюбезныя качества его души еще болѣе развились въ немъ во время обученія его въ находившейся въ Кіевѣ при Богоявленскомъ монастырѣ Кіево-Братской коллегіи, высшей въ то время школѣ и главномъ разсадникѣ просвѣщенія для всей южной православной Россіи (славившемся своими руководителями и наставниками, въ числѣ которыхъ были: Иннокентій Гизель, Лазарь Барановичъ, Епифаній Славенецкій, Арсеній Сатановскій и др., яркими лучами духовнаго просвѣщенія свѣтившіе для всей Русской Церкви). Въ этой школѣ, подъ вліяніемъ благочестивыхъ наставниковъ, упражняясь въ чтеніи слова Божія и писаній свв. отцевъ и по нимъ устрояя свою жизнь, будущій святитель Ѳеодосій возрасталъ и совершенствовался духомъ, укрѣплялся въ знаніи истинъ православной вѣры и въ подвигахъ благочестія и своимъ благонравіемъ, покорностію, смиренною набожностію, прилежаніемъ и способностями обратилъ на себя вниманіе школьнаго начальства; здѣсь же юный Ѳеодосій основательно ознакомился съ партеснымъ церковнымъ пѣніемъ. Богомысліе, чтеніе слова Божія и молитва, преимущественно церковная, были его любимыми занятіями. Того благодѣянія, которое сдѣлала ему школа обученіемъ и воспитаніемъ его, онъ никогда не забывалъ и до конца своей жизни оставался ей признательнымъ. По искреннему призванію къ иночеству онъ въ юности рѣшился посвятить Господу всю свою жизнь, принявъ постриженіе въ Кіевской Лаврѣ съ именемъ Ѳеодосія (мірское имя его остается неизвѣстнымъ). Будучи строгимъ и пламеннымъ ревнителемъ монашескаго житія по правиламъ свв. отцевъ, онъ былъ инокомъ въ истинномъ смыслѣ этого слова. «Познавъ, яко отъ послушанія рождается смиреніе, отъ смиренія же безстрастіе, всѣмъ сердцемъ» онъ возлюбилъ «послушаніе, во всемъ волю и помыслы своя отсѣкая». Поставленный въ архидіакона Кіево-Софійскаго собора, при митрополичьемъ престолѣ, молодой и образованный инокъ «многочестно» проходилъ эту должность. Чрезъ нѣкоторое время, преп. Ѳеодосій, влекомый любовію къ уединенію, удалился изъ Кіева и поселился въ славившемся строгостію иноческой жизни отдаленномъ и небольшомъ Крупицкомъ мон. (см. Черниг. еп.), гдѣ былъ посвященъ въ санъ іеромонаха. Вскорѣ онъ за свою духовную мудрость и строгоподвижническую жизнь былъ назначенъ настоятелемъ Корсунскаго мон. (см. Кіев. еп.), а чрезъ два года послѣ этого (въ 1664 г.) — игуменомъ Кіевскаго Выдубицкаго монастыря. О возвышеніи св. Ѳеодосія особенно заботился его бывшій наставникъ, а потомъ архіеп. Черниговскій, Лазарь Барановичъ, состоявшій въ то время блюстителемъ Кіевскаго митрополичьяго престола и бывшій, по выраженію св. Димитрія Ростовскаго, «великимъ столпомъ церковнымъ». Ревностно исполняя обязанности игумена Выдубицкаго мон., преп. Ѳеодосій служилъ для иноковъ примѣромъ строгой подвижнической жизни; для тѣхъ изъ нихъ, которые искали полнаго уединенія, строилъ скиты, всячески заботясь о духовномъ совершенствованіи подчиненныхъ. Принявъ обитель (находившуюся незадолго предъ этимъ во власти уніатовъ) въ разстроенномъ видѣ, онъ, въ теченіе 24-лѣтняго управленія ею, привелъ этотъ древній и знаменитый по своему духу подвижничества, по строгому исполненію иноческаго устава, по благолѣпію богослуженія, монастырь въ прежнее цвѣтущее состояніе, полное внѣшняго и внутренняго благоустройства. Образованный имъ въ этомъ монастырѣ прекрасный пѣвческій хоръ славился не только въ Кіевѣ и во всей Малороссіи, но сдѣлался извѣстнымъ даже и въ Москвѣ. Благочестіе и подвижническая жизнь игумена Ѳеодосія, его попечительность о благосостояніи Выдубицкой обители и отзывчивость къ нуждамъ ближнихъ доставили ему искреннюю любовь и всеобщее уваженіе не только среди монашествующей братіи, но и Кіевлянъ. Архіеп. Лазарь, какъ блюститель Кіевской митрополіи, особенно отличалъ Выдубицкаго игумена и, зная его добродѣтельную жизнь и его строгое постничество и уважая его за его умъ и образованіе, привлекалъ его къ участію во всѣмъ важныхъ церковныхъ дѣлахъ того времени. Въ 1685 г. «пречестный и въ церкви малороссійской заслуженный» игуменъ Ѳеодосій участвовалъ въ посольствѣ къ царямъ Іоанну и Петру Алексѣевичамъ и къ патр. Іоакиму съ просьбой объ утвержденіи избраннаго на Кіевскую митрополію еп. Луцкаго Гедеона. Плодомъ этого посольства, кромѣ утвержденія еп. Гедеона митрополитомъ, было, какъ извѣстно, великое дѣло присоединенія южно-русской церкви къ Московскому патріаршеству. Самъ преп. Ѳеодосій, вѣрно оцѣнивая своимъ проницательнымъ умомъ отрадныя для малороссійской церкви послѣдствія этого событія, весьма сочувствовалъ соединенію Малороссіи съ Москвою въ духовномъ отношеніи. Вмѣстѣ съ этимъ онъ всегда оставался вѣрнымъ православному русскому царю и только подъ его державной рукою надѣялся видѣть Малороссію счастливою. Въ 1688 г. преп. Ѳеодосій былъ назначенъ священно-архимандритомъ и настоятелемъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и, какъ уже весьма «опытный въ управленіи пречестными монастырями», многое сдѣлалъ для внѣшняго и внутренняго благоустройства и этой обители. Съ этого времени отношенія его къ архіеп. Лазарю стали еще болѣе близкими. Онъ исполнялъ различныя порученія престарѣлаго іерарха по управленію епархіей, принимая живое участіе почти во всѣхъ сколько-нибудь выдающихся церковныхъ событіяхъ того времени, и своею ревностію въ этой дѣятельности заслужилъ себѣ еще большее уваженіе, признательность и любовь Черниговскаго святителя. Съ своей стороны и преп. Ѳеодосій постоянно хранилъ къ архіеп. Лазарю сыновнюю преданность и послушаніе и, нисколько не ослабляя своей ревностной дѣятельности на пользу «благокрасованія церкви», всячески укрывалъ себя за его авторитетомъ. Но «не можаше утаитися дивное благоуханіе боголюбезнаго смиренія» великаго подвижника: свѣтъ добродѣтелей его, не смотря на всю глубину его смиренія и скромности, яркими лучами сіялъ вокругъ него, и его мудрая тактичная дѣятельность, способность давать благоразумныя рѣшенія даже въ трудныхъ и запутанныхъ дѣлахъ и подвижническая жизнь доставили ему широкую извѣстность и глубокое уваженіе не только въ Черниговской епархіи, но и во всей южно-русской церкви. Въ 1691 г. преп. Ѳеодосій, по желанію архіеп. Лазаря, былъ назначенъ его постояннымъ помощникомъ. Наконецъ, въ 1692 г. «пречестный архимандритъ Ѳеодосій», какъ «мужъ благій, украшенный добродѣтелями монашеской жизни съ молодыхъ лѣтъ, опытный въ управленіи монастырями, исполненный страха Божія, просвѣщенный и весьма усердный къ церковному благолѣпію», «въ духовныхъ правленіяхъ искусный и великимъ государемъ радѣтельный», былъ единогласно избранъ, затѣмъ утвержденъ и рукоположенъ во архіепископа Черниговскаго, въ качествѣ помощника святителя Лазаря. Какъ «мужъ благодати исполненный», онъ «по истинѣ чести и власти святительскія достоинъ» явился, «словомъ премудръ сущи, житіемъ добродѣтеленъ, въ божественныхъ писаніяхъ искусенъ и доволенъ наставляти словесныя овцы на пажити духовныя». Но и возведенный «на престолъ святительскій», преп. Ѳеодосій сохранилъ всю свою «простоту иноческаго житія», «въ добромъ послушаніи» «святителю Лазарю пребывая и всѣмъ образъ смиренія являя». Послѣ кончины сего Черниговскаго архіепископа (3 сент. 1693 г.), преп. Ѳеодосій «въ неотложномъ времени тотъ архіерейскій престолъ воспріялъ» и былъ утвержденъ (въ янв. 1694 г.) въ званіи самостоятельнаго архіепископа Черниговскаго, какъ іерархъ, который «своими добротами могъ украсить церковь и благоразсмотрѣніемъ устроить дѣлъ правленіе». Святитель Ѳеодосій дѣйствительно былъ пастыремъ истиннымъ и скоро стяжалъ отъ своей паствы «любовь велію», служа для всѣхъ высокимъ образцомъ въ словѣ и житіи, любви и духѣ, вѣрѣ и чистотѣ. Онъ былъ «обидимымъ заступникъ непреоборимый, правды ревнитель неустрашимый, сильныхъ міра сего съ любовію обличая и пасомыхъ своихъ отечески вразумляя, заблуждшія же на путь правый мудрѣ наставляя», «всѣхъ любовію» своею объемля, «скорбящихъ утѣшая, сирымъ же и вдовицамъ на помощь притекая». Своими добрыми дѣлами онъ свѣтилъ не только на свѣщницѣ паствы Черниговской, но и далеко за предѣлами ея; въ самой Москвѣ имя его пользовалось благоговѣйнымъ уваженіемъ за добродѣтельную жизнь. Высоко цѣня спасительность участія вѣрующихъ въ общественномъ Богослуженіи и пламенно желая усиленія въ своей паствѣ любви къ житію подвижническому, онъ ревностно заботился о созиданіи храмовъ Божіихъ и объ устроеніи иноческихъ обителей; духъ его несказанно радовался при видѣ благолѣпія этихъ мѣстъ славы Божіей и спасенія ближнихъ. Заботясь о нравственномъ благосостояніи своей паствы, онъ былъ строгоразборчивъ въ выборѣ лицъ на священнослужительскія мѣста, замѣщая послѣднія людьми достойными и способными, постоянно внушалъ духовенству особенно дорожить своимъ добрымъ именемъ и честію въ глазахъ пасомыхъ, принималъ всѣ мѣры къ усиленію въ приходахъ пастырской просвѣтительной дѣятельности, покровительствовалъ школамъ, благоустрояя ихъ и пополняя ихъ библіотеки, и старался о распространеніи въ своей епархіи церковныхъ и назидательныхъ книгъ. Не мало потрудился онъ и для дѣла православія въ Малороссіи, всячески противодѣйствуя пагубному польскому уніато-католическому вліянію и заботясь объ укрѣпленіи въ этомъ краѣ русской народности. Великую пользу принесъ онъ и русскому государству, своимъ нравственнымъ вліяніемъ, христіанскимъ миролюбіемъ и проникнутымъ сердечною теплотою словомъ успокоивая вспышки украинцевъ и тѣмъ охраняя государство отъ вредныхъ и опасныхъ волненій. Но не столько своею внѣшнею дѣятельностію, сколько самымъ характеромъ и образомъ своей жизни онъ всѣхъ освѣщалъ свѣтомъ своего истиннаго благочестія и всѣхъ согрѣвалъ теплотою своего пламенно любящаго сердца. Онъ всегда былъ правдивъ и говорилъ только слово правды. Непоколебимая вѣра въ промыслъ Божій, дѣятельное стремленіе къ святости, искренняя любовь къ монашескимъ подвигамъ, пламенное усердіе къ молитвѣ и церковному Богослуженію, всегдашняя заботливость о спасеніи своей паствы, отеческое вниманіе къ нуждамъ каждаго, глубокое состраданіе къ безпомощнымъ, трогательная попечительность объ угнетенныхъ и обиженныхъ, щедрая благотворительность, снисходительность къ подчиненнымъ, судъ справедливый и милостивый — были отличительными чертами архипастырской жизнедѣятельности святителя Ѳеодосія. Глубоко сознавая всю слабость и грѣховность человѣческой природы, онъ не возносился предъ другими, отличался глубочайшимъ смиреніемъ, всегда съ кротостію и терпѣніемъ переносилъ незаслуженныя обиды и оскорбленія, предавая ихъ забвенію и прощая обидчиковъ, и былъ любвеобиленъ ко всѣмъ. Истинно христіанская любовь къ Богу и ближнимъ съ самыхъ раннихъ лѣтъ преисполняла все существо преп. Ѳеодосія, и онъ всею душею и сердцемъ былъ преданъ Господу и Его заповѣдямъ. «Крестъ Господень» былъ предметомъ постояннаго его памятованія и его онъ желалъ «непрестанно» видѣть предъ собою (такъ что даже и въ его каретѣ было изображеніе распятія). Инокъ по природѣ и строгій подвижникъ, изучившій «мудростнѣ измлада священная письмена», съ юности отличавшійся смиреніемъ, терпѣніемъ, воздержаніемъ и трудолюбіемъ, онъ возносился умомъ къ Творцу, когда пребывалъ въ храмахъ Божіихъ и по иноческимъ обѣтамъ слушалъ въ нихъ службы Божіи. Духъ пламеннаго молитвенника и строгаго подвижника, отъ частаго обращенія къ Создателю, все болѣе и болѣе отрѣшался отъ мірскихъ суетъ и заботъ: его помыслы становились все чище и чище, чувствованія приближались къ небесному, воля направлялась на предметы свойства неземнаго. Такъ постепенно все его существо претворялось: плотскія помышленія уничтожались, а духовныя брали надъ ними верхъ; въ сердцѣ водворялась чистота, сродная съ ангельскою чистотою; миръ неземной водворялся въ его душѣ. И сталъ онъ человѣкомъ, который былъ въ постоянномъ общеніи со Христомъ Спасителемъ, «домъ Духа Святаго» явился, свою «душу и тѣло отъ страстей очистивъ, смиреніемъ же и любовію себе украсивъ, яко достойное Тому жилище». Достигнувъ высшей степени духовнаго совершенства воспитаніемъ въ себѣ, при помощи Божіей, тѣхъ высокихъ христіанскихъ качествъ, которыя, по Апостолу (см. Гал. 5, 22-23), дѣлаютъ человѣка «духовнымъ», преп. Ѳеодосій мирно скончался въ 1696 г. Св. Церковію онъ прославляется, какъ «сосудъ избранный Святаго Духа», «архіерей Божій, добротами святительства преукрашенный и добродѣтелью сіяющій», «пастырь воистинну добрый», душу свою за овцы своя «положити готовый», «утвержденіе церкве», «православія столпъ непоколебимый, во обличеніе мудрованій нечестивыхъ отъ Бога прославляемый», «кротости и незлобія свѣтлый образъ, любве же неистощимое сокровище», «теплый предстатель земли россійстѣй», «нашъ отецъ» [1], «о всѣхъ предъ Богомъ молитвенникъ теплѣйшій», «всѣмъ и коемуждо яже ко спасенію у Господа испросити готовый», «стужаемымъ отъ духовъ нечистыхъ» «заступникъ и прибѣжище», «всѣхъ болящихъ и скорбящихъ скорый и милостивый утѣшитель», «немощнымъ врачъ безмездный», «чудотворецъ преславный». См. 9 сентября.

Примѣчанія:
[1] Припѣвъ на молебнахъ святителю Ѳеодосію въ Черниговѣ поется съ добавленіемъ слова «нашъ», именно: «святителю отче нашъ Ѳеодосіе, моли Бога о нась» (см. Ц. Вѣдом. 1896, 44). Въ службѣ св. Ѳеодосію нѣтъ никакихъ указаній относительно припѣва къ тропарямъ канона утрени, но въ этихъ тропаряхъ, а также и въ стихирахъ обращеніе къ святителю Ѳеодосію: «отче нашъ», встрѣчается очень часто.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 77-81.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0