Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Февраль.
День первый.

Св. муч. Трифона.

Онъ происходилъ изъ селенія Кампсады, близъ г. Апамеи, отъ бѣдныхъ и благочестивыхъ родителей и занимался пасеніемъ гусей. Еще въ юности св. Трифонъ получилъ отъ Бога даръ исцѣлять болѣзни и изгонять бѣсовъ. По греческимъ евхологіямъ, однажды молитвою св. Трифона спасены были отъ голода жители Кампсады, гдѣ появившіяся вредныя насѣкомыя и гады поѣдали хлѣбные злаки, древесные листья и всякую зелень. Св. Трифонъ, сожалѣя о бѣдствіи, простеръ руки свои ко Господу съ молитвою, прося Его послать ангела Своего для пораженія вредныхъ насѣкомыхъ; при этомъ св. мученикъ и самъ связалъ ихъ клятвою, чтобы они удалились въ мѣста недостунныя, назначенныя къ ихъ обитанію [1]. Слава о чудесахъ, соверщавшихся по молитвамъ св. Трифона, быстро распространилась. Многіе язычники, видя эти чудеса, обращались ко Христу и принимали св. крещеніе. Во время гоненія Декія, правителю востока, Акилину, было донесено, что Трифонъ обращаетъ язычниковъ въ христіанство. Правитель повелѣлъ взять Трифона и представить къ нему для допроса. Не могши заставить святаго отречься отъ христіанской вѣры ни ласками, ни угрозами, Акилинъ приказалъ подвергнуть его тяжкимъ мученіямъ. Мученика повѣсили на дерево и били жестоко палками, терзали тѣло его желѣзными когтями и обжигали свѣчами, вбили гвозди въ его ноги и такъ водили по городу въ жестокую стужу. Святый, какъ бы «въ чуждемъ стражда тѣлеси», все терпѣливо переносилъ, прославляя Бога. Въ безсильной ярости мучитель повелѣлъ, наконецъ, усѣкнуть его мечемъ, но прежде, нежели мечъ палача коснулся св. Трифона, онъ съ молитвою предалъ душу Господу. Это было въ Никеѣ, въ 250 г. Мощи св. Трифона были перенесены въ Царьградъ, а потомъ въ Римъ. Часть мощей хранится въ Москвѣ, въ церкви его имени, что въ Напрудной [2].

Примѣчанія:
[1] Въ Бол. Требникѣ помѣщенъ (см. 60 гл.) «Чинъ бываемый на нивахъ, или виноградѣ или вертоградѣ, аще случится вредитися отъ гадовъ, или иныхъ видовъ». Этотъ «Чинъ» совершается въ томъ случаѣ, если появятся «вредъ и тщету нивамъ, виноградамъ, садамъ же и вертоградамъ наносящія» «многовидніи звѣріе, червіе, гусеницы, хрущи и прузи, мышы, щуры и критицы, и различныя роды мухъ и мушицъ, и молій, и мравій, овадовъ же и осъ, и многоножицъ, и многообразныя роды ползающихъ по земли животныхъ, и летающихъ птицъ». Въ указанномъ «Чинѣ» говорится: «подобаетъ быти литургіи и вжигати кандило св. Трифона, или св. Евстафія, или св. Іуліана Ливійскаго (сн. 21 іюн.), или и обоихъ», и послѣ литургіи «взяти елей отъ кандилъ, и воду св. Богоявленій» и кропить крестообразно «на ниву, или виноградъ, или вертоградъ, глаголя молитви« (см. ихъ тамъ же). Въ томъ же «Чинѣ» находится «заклинаніе св. мученика Трифона», составленное отъ лица этого св. угодника. Вѣруя, что св. Трифонъ, при жизни отгонявшій «единымъ токмо пришествіемъ своимъ духи лукавствія» и своими молитвами отвращавшій общественныя бѣдствія, — и по блаженномъ успеніи своемъ не оставляетъ помощію тѣхъ, которые прибѣгаютъ къ нему, упомянутое «заклинаніе» вредныхъ для растительнаго царства насѣкомыхъ и гадовъ и произносится отъ лица св. Трифона, какъ такого угодника Божія, который имѣетъ великую славу у Бога и можетъ съ большимъ дерзновеніемъ повелѣть имъ именемъ Господа «изыти отъ мѣста и окрестъ предѣлъ рабовъ Божіихъ». (Рук. д. с. п. 1894, 19).
[2] Существуетъ преданіе о Московскомъ храмѣ св. Трифона, имѣющее тѣсную связь съ исторіею этого храма. — Однажды на охотѣ у царя Іоанна Грознаго улетѣлъ любимый кречетъ, и онъ приказалъ сокольнику во что бы то ни стало розыскать его въ три дня, иначе грозилъ смертною казнію. Весь лѣсъ изъѣздилъ сокольникъ, но поиски не привели ни къ чему. Измученный, усталый, онъ на третій день остановился около Марьиной рощи и отъ сильнаго изнеможенія заснулъ крѣпкимъ сномъ подъ деревомъ. Передъ этимъ онъ усердно молился: «Угодникъ Божій, — говорилъ онъ, — чью память чтитъ сегодня св. Церковь, — помоги мнѣ найти царскаго кречета, избавь отъ ожидающей меня казни, и я даю обѣтъ создать храмъ во имя твое на семъ мѣстѣ». И видитъ сокольничій дивный сонъ: предсталъ предъ нимъ благолѣпный юноша на бѣломъ конѣ и держитъ на рукѣ царскаго кречета. «Возьми, — говоритъ, — пропавшую твою птицу, поѣзжай съ Богомъ къ царю и не печалься». Проснулся сокольникъ и видитъ — на рукѣ у него дѣйствительно сидитъ царскій кречетъ, котораго онъ и отвезъ къ Грозному, при чемъ разсказалъ ему свое видѣніе и данный обѣтъ. Царь пожаловалъ сокольнику землю, и онъ на томъ мѣстѣ, гдѣ приснился ему чудный юноша, построилъ храмъ. Такъ какъ пропавшій кречетъ нашелся 1 февраля, въ день памяти св. муч. Трифона, то сокольникъ и посвятилъ сему св. мученику созданную церковь, поставивъ въ ней образъ мученика, изображеннаго въ томъ видѣ, какъ онъ предсталъ сокольнику въ сновидѣніи. Преданіе это записано въ книгахъ храма, но относится разсказанное событіе не къ царствованію Іоанна Грознаго, а ко времени Іоанна Калиты, вотчиной котораго было Напрудное, гдѣ находится церковь во имя св. муч. Трифона.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 67-68.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0