Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Декабрь.
Недѣля по Рождествѣ Христовѣ.

Память святыхъ и праведныхъ Іосифа, обручника Пресвятыя Дѣвы Богородицы, Давида царя, и Іакова, брата Божія.

Св. и праведный старецъ Іосифъ происходилъ изъ царскаго рода Давида (Матѳ. 1, 6; Лук. 1, 27). Св. Евангелистъ называетъ его «праведнымъ» (Матѳ. 1, 18), а это названіе, по замѣчанію св. Іоанна Златоуста, показываетъ, что обрученникъ Пресвятыя Дѣвы «имѣлъ всѣ добродѣтели». Онъ жилъ въ Назаретѣ и снискивалъ пропитаніе трудами рукъ своихъ, будучи древодѣломъ, т. е. плотникомъ. Какъ человѣкъ строго благочестивый, вполнѣ честный, тихій, кроткій, смиренный, скромный, искренній, миролюбивый, внимательный къ голосу своей совѣсти и вѣщаніямъ свыше, Іосифъ былъ внолнѣ достойнымъ великой чести — быть ближайшимъ зрителемъ исполненія «великой тайны благочестія» (1 Тим. 3, 16). Онъ былъ уже 80-лѣтнимъ старцемъ и, по свидѣтельству св. Епифанія, уже «много лѣтъ жилъ во вдовствѣ», когда застигло его избраніе Промысла Божія быть хранителемъ дѣвства Пресвятыя Дѣвы Маріи. По мнѣнію нѣкоторыхъ, св. Іосифъ скончался вскорѣ послѣ посѣщенія Іерусалима съ 12-лѣтнимъ Іисусомъ Христомъ (Лук. 2, 41-52), такъ какъ о немъ послѣ того въ Евангеліи не упоминается.

Св. царь Давидъ происходилъ изъ простого званія, былъ меньшій изъ сыновъ Іессея, изъ колѣна Іудова, и занимался пасеніемъ овецъ, но отличался рѣдкимъ умомъ, высокимъ мужествомъ, непоколебимымъ терпѣніемъ, великою кротостію, трогательною нѣжностію сердца, строгимъ благочестіемъ, имѣлъ глубокую вѣру въ Бога и истинную любовь къ Нему, живое постоянное чувство соприсутствія невидимаго Бога и всецѣлой зависимости отъ Его руководительства, и оказался «мужъ по сердцу Божію» (Дѣян. 13, 22), а потому и былъ избранъ Богомъ на царство во Израиля. Онъ царствовалъ за тысячу лѣтъ до рождества Спасителя и былъ вторымъ царемъ Израильскимъ. Еще до воцаренія своего, будучи юношей, онъ, когда вооружился противъ Израильтянъ сильный народъ филистимскій, вышелъ, съ твердой увѣренностію въ помощи Божіей, на единоборство съ Голіаѳомъ и однимъ ударомъ камня поразилъ этого филистимскаго великана. Прославленный за это своими соотечественниками, юный Давидъ съ непоколебимымъ терпѣніемъ, кротостію и великодушіемъ перенесъ разнообразные нападки и злоумышленія Саула. Сдѣлавшись царемъ Израильскимъ, Давидъ велъ разнообразныя войны съ окрестными народами, побѣждалъ ихъ, и въ свое царствованіе распространилъ предѣлы своего царства въ весьма значительной мѣрѣ. Іерусалимъ сдѣлалъ онъ столицею государства, перенесъ туда скинію свидѣнія и рѣшительно намѣренъ былъ, вмѣсто скиніи, построить неподвижной великолѣпный храмъ Господу; но поелику объявлена была ему воля Божія, что не онъ созиждетъ храмъ, а сынъ его (Соломонъ), то Давидъ только заготовилъ все необходимое для сооруженія храма и заповѣдалъ сыну своему намѣреніе и желаніе свое привести въ исполненіе. Онъ много сдѣлалъ для славы Божіей и для благочестія народа. Богослуженіе въ скиніи онъ привелъ въ отличное устройство, опредѣлилъ число и порядокъ служащихъ, завелъ многочисленный хоръ пѣвцовъ и, самъ вдохновенный Божіимъ Духомъ, сочинилъ много «псалмовъ», или пѣсней, для употребленія при Богослуженіи. За свое благочестіе и праведность онъ заслужилъ такую любовь и милость отъ Бога, что Богъ подтвердилъ ему всѣ обѣтованія, данныя Аврааму, обѣщалъ ему незыблемость престола, благословеніе и умноженіе потомства и возвѣстилъ ему, что отъ его потомства родится Избавитель міра (Псал. 71, 17; 88, 29. 36; Матѳ. 1, 1; 20, 31; 21, 9; Лук. 1, 32-33). Хотя глубоко поучительная жизнь царя Давида и была омрачена, по немощи человѣческой природы, тяжкимъ паденіемъ (2 Цар. гл. 11), но и въ этомъ паденіи онъ преподалъ намъ величайшій примѣръ покаяннаго сокрушенія и твердой вѣры въ Бога (см. Псал. 50), давшихъ ему возможность и силу сбросить съ себя бремя грѣховности и возстать для новой духовной жизни. Живая и несокрушимая вѣра въ Бога была отличительною чертою царя Давида. Эта вѣра дала ему возможность съ непоколебимой твердостію выдержать натискъ различнаго рода злоключеній его многоиспытанной жизни, глубоко раскаяться въ содѣянномъ грѣхѣ, смиренно предать себя карающей рукѣ Божіей, терпѣливо перенести всѣ возмездія за этотъ грѣхъ, возстать послѣ своего паденія выше, нежели какимъ онъ былъ, и явить въ себѣ высокій образецъ покаянія, кротости, терпѣнія, упованія и благочестія. И «Господь отпустилъ Давиду грѣхи, и на вѣки вознесъ родъ его, и даровалъ ему завѣтъ царственный, и престолъ славы во Израили» (Сир. 47, 13). Будучи величайшимъ царемъ Израильскимъ, неустрашимымъ вождемъ, искуснымъ правителемъ, высокимъ наставникомъ и святымъ человѣкомъ, св. Давидъ былъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, неподражаемымъ поэтомъ и вдохновеннымъ пророкомъ. Онъ былъ основателемъ псалмопѣнія, и его псалмы, въ которыхъ онъ вдохновенно излилъ свои чувства вѣры и упованія на Бога, благодарности и славословія, радости и скорби, ликованія и покаяннаго сокрушенія, по силѣ и нѣжности выраженій, по возвышенности и пламенности религіознаго чувства, не имѣютъ ничего себѣ подобнаго въ книгахъ Ветхаго Завѣта. Псалтирь св. царя Давида служитъ неисчерпаемой сокровищницей высокихъ образцовъ молитвъ, моленій, прошеній, благодареній Богу, цѣлительныхъ утѣшеній для душъ скорбящихъ, бѣдствующихъ, озлобляемыхъ, гонимыхъ. Какъ боговдохновенный пророкъ (Дѣян. 2, 30), св. царь Давидъ въ своихъ псалмахъ изрекъ много ясныхъ и сильныхъ пророчествъ объ Іисусѣ Христѣ [1] (см. Псал. 2, 2; 40, 10; 21, 1. 8. 9. 15. 17. 18. 22; 62, 22; 87, 15. 10).

Св. Іаковъ, братъ Господень (Гал. 1, 19, Матѳ. 13, 55; Марк. 6, 3; Матѳ. 12, 47-49; Марк. 3, 16-19. 31; Іоан. 2, 12; 7, 3. 5, Дѣян. 1, 13-14, 1 Кор. 9, 5), одинъ изъ 70-ти апостоловъ, былъ сынъ св. и праведнаго Іосифа отъ его брака до обрученія съ Пресвятой Дѣвою. Его нужно отличать отъ Іакова Заведеева и Іакова Алфеева. По преданію, онъ сопутствовалъ Пресвятой Богородицѣ, когда Она съ Младенцемъ Іисусомъ и Іосифомъ бѣжала въ Египетъ отъ злобы Иродовой. По воскресеніи Іисуса Христа, онъ былъ удостоенъ особеннаго явленія Господа (1 Кор. 15, 7). Отъ юности св. Іаковъ былъ строго благочестивымъ. Отличаясь необычайною строгостію жизни, онъ соблюдалъ самый строгій постъ, не вкушалъ ни вина, ни мяса, не стригъ волосъ, не ходилъ въ баню, не намащалъ тѣла своего елеемъ, не носилъ мягкихъ одеждъ, но острую власяницу и часто молился съ колѣнопреклоненіемъ. Въ молитвѣ онъ подвизался столь усердно, что отъ частыхъ колѣнопреклоненій кожа на колѣнахъ его ожестѣла, какъ верблюжья. За такую добродѣтельную жизнь Іаковъ всему народу былъ извѣстенъ подъ именемъ праведнаго и пользовался столь великимъ уваженіемъ между іудейскими начальниками, что ему одному отъ первосвященника было дано позволеніе входить во Святая святыхъ — внутреннее отдѣленіе Іерусалимскаго храма, куда св. Іаковъ уединялся для молитвы. Еще большимъ почтеніемъ св. Іаковъ пользовался въ первоначальномъ обществѣ христіанскомъ и почитался столпомъ Церкви (Гал. 2, 9). Преданіе утверждаетъ, что, по повелѣнію Господа, онъ поставленъ былъ апостолами во епископа Іерусалимской Церкви. Онъ предсѣдательствовалъ на апостольскомъ соборѣ въ Іерусалимѣ (Дѣян. 15, 13-21). Все время своего апостольскаго служенія св. Іаковъ провелъ въ Іерусалимѣ, и вокругъ него всегда собиралось множество народа, не только за тѣмъ, чтобы послушать слова его, но и чтобы только коснуться края ризъ его. «Просвѣщая сущія во тмѣ лютѣй», онъ успѣхомъ своей проповѣди о Христѣ возбудилъ вниманіе и зависть іудейскихъ начальниковъ, которые умыслили погубить его. Съ этою цѣлію, воспользовавшись отсутствіемъ римскаго правителя въ Іерусалимѣ, враги вѣры Христовой потребовали отъ него, чтобы онъ въ присутствіи всего народа, во множествѣ собравшагося въ Іерусалимѣ на праздникъ іудейской Пасхи, торжественно предъ всѣми исповѣдалъ, что христіане заблуждаются, вѣруя въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія, и насильно ввели св. апостола на кровлю храма, чтобы всѣ могли услышать его правдивое слово. Но изъ устъ св. исповѣдника вѣры Христовой они услышали небоязненно предъ всѣмъ сонмомъ іудеевъ изреченное слово о Божествѣ Іисуса Христа. Тогда многіе увѣровали во Христа, а книжники и фарисеи говорили между собою: «худо мы сдѣлали, давши Іисусу такое свидѣтельство отъ почитаемаго всѣми мужа». Дабы страхомъ отвратить отъ вѣры сему свидѣтельству, они съ яростію набросились на праведника и низвергнули его съ крыши, крича: «и праведный заблуждается». Разбившись отъ паденія съ высоты, св. Іаковъ не вдругъ скончался, но имѣлъ еще силы приподняться на колѣна и произнести молитву за враговъ своихъ. Несмотря на то, ожесточенные іудеи бросали на него камни и одинъ изъ нихъ ударомъ по головѣ прекратилъ жизнь св. исповѣдника и мученика Христова. Это было незадолго до начала іудейской войны (между 62-66 г.), на 96 г. жизни св. Іакова (по нѣкоторымъ, около 63 г. по Рождествѣ Христовѣ). Мученическая кончина св. Іакова произвела такое впечатлѣніе на умы евреевъ, что послѣдовавшія за нею (66-70 г.) бѣдствія войны съ римлянами и самая война считались наказаніемъ Божіимъ за эту смерть. Св. ап. Іакову принадлежитъ «Соборное посланіе», отличающееся глубокой назидательностію, гдѣ онъ учитъ о необходимости для христіанъ добрыхъ дѣлъ, безъ которыхъ вѣра мертва (2, 17 и слѣд.). Сему же св. апостолу приписывается составленіе одной изъ древнихъ литургій. По свидѣтельству нѣкоторыхъ, мощи его находятся въ Римѣ, въ церкви 12 апостоловъ. Часть его мощей, присланная въ 1853 г. Александрійскимъ патр. Іероѳеемъ, сохраняется въ Старо-Іерусалимскомъ подворьѣ въ Москвѣ.


Въ настоящую недѣлю по Рождествѣ Христовѣ св. Церковь совершаетъ память св. Іосифа, какъ Обручника и хранителя дѣвства Пресвятыя Богородицы; воспоминается вмѣстѣ съ этимъ и бѣгство его съ Пресвятою Дѣвою и новорожденнымъ Мдаденцемъ Іисусомъ въ Египетъ (Матѳ. 2, 13). Св. царь и пророкъ Давидъ воспоминается въ настоящій день, какъ родоначальникъ предковъ Господа Іисуса, по плоти, а св. Іаковъ, братъ Господень, потому, что онъ, по преданію, принималъ участіе въ путешествіи св. семейства въ Египетъ.


Если недѣля по Рождествѣ Христовѣ случится въ числа отъ 26 по 31 декабря, то служба ея отправляется въ эти дни; если же она случится 1 января, то служба ея отправляется 26 декабря.

Примѣчаніе:
[1] По ученію св. Василія Великаго, «книга Псалмовъ объемлетъ въ себѣ полезное изъ всѣхъ книгъ. Она пророчествуетъ о будущемъ, приводитъ на память событія, даетъ законы для жизни, предлагаетъ правила для дѣятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрыхъ ученій и тщательно отыскиваетъ, что каждому на пользу. Она врачуетъ и застарѣлыя раны души, и недавно уязвленному подаетъ скорое исцѣленіе, и болѣзненное возставляетъ, и не поврежденное поддерживаетъ; вообще же, сколько можно, истребляетъ страсти, какія въ жизни человѣческой подъ разными видами господствуютъ надъ душами. И при семъ производитъ она въ человѣкѣ какое-то тихое услажденіе и удовольствіе, которое дѣлаетъ разсудокъ цѣломудреннымъ. Духъ Святый зналъ, что трудно вести родъ человѣческій къ добродѣтели, и что, по склонности къ удовольствію, мы нерадѣемъ о правомъ пути. Итакъ что же дѣлаетъ? Къ ученіямъ примѣшиваетъ пріятность сладкопѣнія, чтобы, вмѣстѣ съ усладительнымъ и благозвучнымъ для слуха, принимали мы непримѣтнымъ образомъ и то, что есть полезнаго въ словѣ. Такъ и мудрые врачи, давая пить горькое врачевство имѣющимъ отъ него отвращеніе, нерѣдко обмазываютъ чашу медомъ. На сей-то конецъ изобрѣтены для насъ сіи стройныя пѣснопѣнія псалмовъ, чтобы и дѣти возрастомъ, или вообще не возмужавшіе нравами, повидимому, только пѣли ихъ, а въ дѣйствительности обучали свои души. Едва ли кто изъ простолюдиновъ, особливо нерадивыхъ, пойдетъ отсюда (т. е. изъ храма), удобно удержавъ въ памяти апостольскую и пророческую заповѣдь; а стихи изъ псалмовъ и въ домахъ поютъ, и на торжищахъ возглашаютъ. И если бы кто, какъ звѣрь, разсвирѣпѣлъ отъ гнѣва, — какъ скоро усладится слухъ его псалмомъ, пойдетъ прочь, немедленно укротивъ въ себѣ свирѣпость души сладкопѣніемъ. Псаломъ — тишина душъ, раздаятель мира; онъ утишаетъ мятежные и волнующіеся помыслы; онъ смягчаетъ раздражительность души и уцѣломудриваетъ невоздержность. Псаломъ — посредникъ дружбы, единеніе между далекими, примиреніе враждующихъ. Ибо кто можетъ почитать еще врагомъ того, съ кѣмъ возносилъ единый гласъ къ Богу? Посему псалмопѣніе доставляетъ намъ одно изъ величайшихъ благъ — любовь, изобрѣтя совокупное пѣніе вмѣсто узла къ единенію, и сводя людей въ одинъ согласный ликъ. Псаломъ — убѣжище отъ демоновъ, вступленіе подъ защиту ангеловъ, оружіе въ ночныхъ страхованіяхъ, упокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, безопасность для младенцевъ, украшеніе въ цвѣтущемъ возрастѣ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство для женъ. Псаломъ населяетъ пустыни, уцѣломудриваетъ торжища. Для нововступающихъ — это начатки ученія, для преспѣвающихъ — приращеніе вѣдѣнія, для совершенныхъ — утвержденіе; это гласъ Церкви. Онъ дѣлаетъ празднества свѣтлыми; онъ производитъ печаль, яже по Бозѣ. Ибо псаломъ и изъ каменнаго сердца вынуждаетъ слезы. Псаломъ — занятіе ангеловъ, небесное сожительство, духовный ѳиміамъ. Это — мудрое изобрѣтеніе Учителя, устроившаго, чтобы мы пѣли и вмѣстѣ учились полезному. Отъ сего и уроки лучше напечатлѣваются въ душахъ. Ибо съ принужденіемъ выучиваемое не остается въ насъ надолго; а что съ удовольствіемъ и пріятностію принято, то въ душахъ укореняется тверже. Чему же научишься изъ псалмовъ? Не познаешь ли отсюда величіе мужества, строгость справедливости, честность цѣломудрія, совершенство благоразумія, образъ покаянія, мѣру терпѣнія и всякое изъ благъ, какое ни наименуешь? Здѣсь есть совершенное богословіе, предреченіе о пришествіи Христовомъ во плоти, угроза судовъ, надежда воскресенія, страхъ наказанія, обѣтованія славы, откровенія таинствъ. Все, какъ бы въ великой и общей сокровищницѣ, собрнно въ книгѣ Псалмовъ».

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Успенской Лавры, 1913. — С. 528-531, 422-423.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0