Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Декабрь.
День шестой.

Иже во святыхъ отца нашего Николая, архіепископа Мѵръ Ликійскихъ, чудотворца.

Онъ родился (около 280 г.) при имп. Валеріанѣ въ Ликійскомъ г. Патарѣ отъ благородныхъ, богатыхъ и благочестивыхъ родителей, Ѳеофана и Нонны. Благодать Божія проявляла на немъ знаменія съ самаго младенчества его. Будучи отрокомъ, онъ обнаруживалъ наклонность къ строгому воздержанію и уединенной жизни, удалялся мірскихъ забавъ и развлеченій, часто посѣщалъ храмы Божіи и съ любовію изучалъ Свящ. Писаніе подъ руководствомъ своего дяди Николая, епископа Патарскаго. По просьбѣ послѣдняго, св. Николай отданъ былъ родителями на служеніе Господу и по достиженіи зрѣлаго возраста поставленъ пресвитеромъ. Въ этомъ санѣ св. Николай проводилъ еще болѣе строгую и подвижническую жизнь: пребывалъ постоянно въ бдѣніи, постѣ и молитвѣ, и все болѣе совершенствовался въ добродѣтельномъ житіи. Во время путешествія дяди ко св. мѣстамъ, св. Николай управлялъ Патарскою паствою, а по возвращеніи его самъ отправился въ Іерусалимъ и во время пути своими молитвами дважды укротилъ бурю. Возвратившись на родину, онъ, по особому внушенію Божію, переселился въ г. Мѵры, вскорѣ за св. жизнь избранъ былъ здѣсь епископомъ и для всѣхъ явился образцомъ несокрушимой вѣры и пламенной ревности по ней, высокаго благочестія и безмѣрнаго смиренія, кротости и незлобія, достохвальной чистоты и цѣломудрія и великаго воздержанія, истинно христіанскаго человѣколюбія и глубокаго милосердія и состраданія къ несчастнымъ. Одежды его были просты, пища — постническая; двери дома его были отверсты для всѣхъ, и онъ весь день упражнялся въ дѣлахъ своего званія, самъ всегда внимательно выслушивая просьбы всѣхъ, приходившихъ къ нему. При Діоклитіанѣ вмѣстѣ съ прочими христіанами онъ былъ подвергнутъ тюремному заключенію и претерпѣвалъ оное до воцаренія Константина Великаго, «гладъ и жажду и тѣсноту терпя темничную». Въ 325 г. онъ присутствовалъ на I Всел. Соборѣ и явилъ на немъ свою особенную пламенную ревность къ защитѣ православія и къ посрамленію лжеученія Арія. За свою глубокую истинно-христіанскую любовь Мѵрликійскій святитель еще при жизни именовался отцемъ сирыхъ и утѣшителемъ страждущихъ. Прославленный отъ Господа даромъ чудотвореній, св. Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, въ бѣдахъ сущимъ помогая, и отъ потопленія спасая, и изъ глубины морскія на сухо износя, отъ плѣненія восхищая и принося въ домъ, отъ узъ и темницъ избавляя, отъ мечнаго посѣченія заступая, и отъ смерти свобождая, многимъ многая подаде исцѣленія: слѣпымъ зрѣніе, хромымъ хожденіе, глухимъ слышаніе, нѣмымъ глаголаніе; многихъ въ убожествѣ и нищетѣ послѣдней страдающихъ обогати, гладнымъ пищу подаде, и всякому во всякой потребѣ готовый помощникъ, теплый заступникъ и скорый предстатель и защитникъ показася; и нынѣ такожде призывающимъ его помогаетъ и отъ бѣдъ избавляетъ. Вѣсть великаго чудотворца востокъ и западъ, вѣдятъ и вси концы земныи чудотворенія его». Св. Николай скончался въ глубокой старости, около половины IV в. (въ 343 г., по другимъ — въ 341 г., по инымъ — между 345-352 г.) въ г. Мѵрахъ, гдѣ и былъ погребенъ. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ св. Николай прославляется, какъ «свѣтильникъ свѣтлѣйшій», «правило православія», «столпъ церковный», «нечестія противоборецъ и благочестія поборникъ», «питатель вдовъ и сиротъ», «плачущимъ утѣшеніе», «зѣло милостивѣйшій и молебникъ крѣпкій», «великій заступникъ и теплый въ бѣдахъ обрѣтающимся, сущимъ на земли и плавающимъ». Призывая всѣхъ къ прославленію Мѵрликійскаго святителя, св. Церковь взываетъ: «премудраго іерарха восхвалимъ, яко тепла въ бѣдахъ и въ скорбехъ суща отъ Бога помощника и защитника, вси Николая вѣрніи богоноснаго благочестно: молится бо ко Господу, о вѣрою творящихъ и поющихъ божественную память его»; «цари и князи да стекутся», «да воспоютъ», «пастыріе и учителіе, добраго пастыря», «сошедшеся, восхвалимъ, иже въ недузѣхъ врача, и иже въ бѣдахъ избавителя, грѣшніи заступника, нищіе сокровище, и иже въ скорбехъ утѣшителя, спутника путешествующіи, на мори сущіи правителя, и вси вездѣ теплѣ предваряюща, великаго святителя восхваляюще, сице рцемъ: пресвятнй Николае, предвари и избави ны отъ настоящія бѣды и спаси стадо твое молитвами твоими». О перенесеніи мощей св. Николая въ Баръ-градъ см. 9-го мая [1].

Примѣчаніе:
[1] Русскіе люди съ особеннымъ усердіемъ чествуютъ св. Николая и всего чаще къ нему обращаются съ своими молитвами (сн. о Троиц. мон. Казан. еп.). Онъ является заступникомъ отъ всѣхъ бѣдъ и скорбей, и его образъ имѣется едва ли не у каждаго посѣлянина. Предъ нимъ русскій человѣкъ заявляетъ свои самыя простодушныя желанія и надежды. Простолюдины говорятъ: «нѣтъ за насъ поборника супротивъ Николы», «попроси Николу, и онъ скажетъ Спасу», и имя Николай у насъ является однимъ изъ самыхъ употребительныхъ. На такое почитаніе св. Николая могли имѣть вліяніе какъ положенная ему еженедѣльно въ четвергъ служба (по Октоиху), такъ и яркость изображенія въ Четьи-Минеяхъ личнаго характера и душевныхъ качествъ угодника Божія. Его покровительство угнетаемой невинности, рѣшительное заступничество за неправильно осужденныхъ и гонимыхъ, скорая помощь во всевозможныхъ бѣдахъ и обстояніяхъ всѣмъ призывающимъ его, ревность по вѣрѣ и кротость — все это особенно близко открытой и смѣлой, доброй и мягкой русской натурѣ. Съ самаго начала введенія св. вѣры на Руси безпрерывно воздвигались и продолжаютъ воздвигаться въ нашемъ отечествѣ въ честь святителя Николая монастыри, церкви, часовни. Не сотнями, а тысячами считаютъ посвященные имени св. чудотворца Николая престолы въ храмахъ Божіихъ. Немало ввѣрено его покровительству и различныхъ благотворительныхъ учрежденій. Въ частности св. Николай у насъ почитается заступникомъ на водахъ, и св. Церковь величаеть его въ своихъ пѣснопѣніяхъ «спутникомъ путешествующихъ и на морѣ сущимъ правителемъ» (сн. 9 мая). — Изображеніе св. Николая на однихъ иконахъ въ митрѣ, а на другихъ безъ митры — нѣкоторыя объясняютъ тѣмъ, что онъ сначала былъ пресвитеромъ, а затѣмъ епископомъ, а потому на нѣкоторыхъ иконахъ онъ и изображается пресвитеромъ, т. е. безъ митры (Цер. Вѣст. 1892, 42).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 491-492.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0