Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Августъ.
День пятнадцатый.

Успеніе Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи.

Послѣ вознесенія на небо Іисуса Христа, Пресвятая Дѣва, оставаясь, согласно завѣщанію Сына, на попеченіи св. Іоанна (Іоан. 19, 26-27), постоянно пребывала въ подвигѣ поста и молитвы и въ живѣйшемъ желаніи созерцать Сына, сѣдящаго одесную Бога. Но устроенію Промысла Божія, Пресвятая Богородица, «происшедши отъ чреслъ смертныхъ», «имѣла кончину сообразную съ природой», для отрады всѣхъ людей, чтобы и они не страшились проходить на небо тѣми же вратами смерти, которыми прошла Царица Небесная, раздѣляя участь земнородныхъ. «Нужно, — говоритъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, — чтобы то, что составлено изъ земли, — и возвратилось въ землю, а потомъ взошло на небо, принявъ въ землѣ чистѣйшую жизнь чрезъ отложеніе въ ней плоти; нужно, чтобы тѣло чрезъ смерть, какъ бы чрезъ огонь въ горнилѣ, подобно злату, очистившись отъ всего мрачнаго и грубой тяжести бренія, возстало изъ гроба нетлѣннымъ, чистымъ и озареннымъ свѣтомъ безсмертія». День кончины Пресвятыя Богородицы былъ открытъ Ей отъ Господа за три дня до Ея успенія чрезъ явившагося Ей (неподалеку отъ Масличной горы) архангела Гавріила съ пальмовою вѣтвію въ рукахъ и возвѣстившаго Ей о времени Ея отшествія изъ здѣшняго міра. Преставленіе Пресвятой Богородицы (по общепринятому преданію, послѣдовавшее въ 48 г.) было ознаменовано чудесами, которыя воспѣваетъ св. Церковь. Ко дню успенія Царицы Небесной апостолы были восхищены на облакахъ изъ разныхъ странъ земли и поставлены въ Іерусалимѣ. «Подобаше, — воспѣваетъ св. Церковь, — самовидцемъ Слова и слугамъ и еже по плоти Матери Его успеніе видѣти», «яко да не токмо еже отъ земли Спасово восхожденіе узрятъ, но и Рождшія Его преставленію свидѣтельствуютъ, тѣмъ же, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сіона достигоша». Приготовляя Себя къ отшествію въ міръ горній, Пресвятая Дѣва повелѣла украсить храмину и одръ, накурить кадильнымъ ѳиміамомъ и возжечь свѣчи. Она заповѣдала о Своихъ двухъ ризахъ, и прочихъ вещахъ (большею частію бывшихъ дѣломъ Ея собственныхъ рукъ), чтобы онѣ были отданы жившимъ съ нею вдовицамъ и дѣвамъ; также и о пречистомъ Своемъ тѣлѣ завѣщала, чтобы оно было погребено близъ Іерусалима въ Геѳсиманіи, между гробами Ея праведныхъ родителей и св. Іосифа, Ея обручника. Всѣхъ собравшихся и наподнившихъ храмину воплемъ и рыданіемъ Она ободряла и укрѣпляла словами любви и благословенія, обѣтованія и утѣшенія, обѣщавъ, и по отшествіи Своемъ къ Сыну Своему и Богу, не оставлять ихъ въ сиротствѣ, но всѣхъ посѣщать и назирать, о всѣхъ молиться и всѣмъ вспомоществовать. Подзывая къ Себѣ каждаго въ отдѣльности, Она всѣхъ благословила, желая каждому вѣчнаго блаженства и творя къ Богу о нихъ молитву. Приготовившись къ послѣдней минутѣ Своего блаженнаго исхода, Пречистая Богородица честно возлежала на украшенномъ одрѣ, чая Своего отшествія на небо. Вдругъ необычайный свѣтъ озарилъ домъ, и видимо для всѣхъ Господь Іисусъ Христосъ, съ сонмомъ ангеловъ и святыхъ, снисходитъ къ одру Богоматери, принимаетъ пречистую душу Ея въ Свои руки. Пресвятая Богородица, «неизреченно веселящися и аки сладкимъ сномъ уснувши, предаде въ руцѣ Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно отъ небесныхъ душа Ея бѣ проводима въ горняя, руками Господними несома. Провождаху же Ю и апостольская очеса, на видѣніе то пресдавное смотрѣти сподобившіяся». Тогда, по словамъ св. Церкви, «небесныя врата возвысились, Ангелы воспѣли»; встрѣтивъ Царицу Небесную, «Херувимы стали созади съ веселіемъ и Серафимы съ радостію прославили Ее». Лице Богоматери, «освященное добротою Божества, сіяло славою Божественнаго дѣвства» и отъ Ея тѣла разливалось дивное благоуханіе. Съ благоговѣніемъ и страхомъ лобызая пречистое тѣло Богоматери, свв. апостолы освящались отъ прикосновенія къ нему и, ощущая въ сердцахъ своихъ дѣйствіе благодати Божіей, исполнялись духовной радости. Приступивъ къ погребенію пречистаго тѣла Богородицы, свв. апостолы, при пѣніи священныхъ гимновъ, на раменахъ своихъ понесли одръ, къ мѣсту погребенія. Обширный свѣтозарный облачный кругъ, на подобіе вѣнца, появился въ воздухѣ надъ присутствующими и сопровождалъ шествіе. Посланные отъ начальниковъ іудейскихъ, пылавшихъ завистію и мщеніемъ ко всему, что напоминало имъ Христа, устремились на сопровождавшихъ тѣло Богоматери, чтобы разстроить величественную процессію, но свѣтоносное облако, какъ бы стѣною, окружило шествіе, и нападавшіе были частію ослѣплены, частію разсѣяны силою Божіею. Встрѣтивъ торжественное шествіе, одинъ іудейскій священникъ Аѳоній, воспылалъ злобою и яростно бросился къ одру Богоматери съ намѣреніемъ повергнуть его на землю, но едва онъ прикоснулся къ нему своими руками, «внезапно небеснымъ судомъ отсѣчены были дерзкія руки у безчеловѣчнаго» и верхнія части ихъ повисли у гроба. Пресвятая Богородица, дабы никого не огорчать при Своемъ отшествіи изъ міра, подала, по молитвѣ свв. апостоловъ, исцѣленіе и ослѣпленнымъ врагамъ, и дерзновенному Аѳонію (который впослѣдствіи крестился). Положивъ пречестное тѣло Богородицы въ пещеру, свв. апостолы закрыли входъ ея большимъ камнемъ. Три дня свв. апостолы и прочіе вѣрующіе не отходили отъ гроба Богоматери. На третій день, послѣ погребенія Богоматери, не бывшій при кончинѣ ея апостолъ Ѳома, пришедши ко гробу Ея, съ воплемъ и слезами повергся предъ гробовою пещерою, тяжко скорбя, что не удостоился послѣдняго прощанія съ Богоматерію. Въ сердечной жалости о немъ свв. апостолы открыли пещеру, чтобы доставить ему утѣшеніе — поклониться останкамъ Пречистой Дѣвы. Но, отваливъ камень отъ гроба, они увидѣли, что тѣла Пресвятой Богородицы уже не было въ гробницѣ, а тамъ лежали только Ея ризы, отъ которыхъ разливалось чудное благоуханіе, и убѣдились, что Матерь Жизни хотя и «умерла, но возстала, подобно Сыну Своему, для вѣчной жизни», и что тѣло Ея, «возвысивъ, на небеса возведе Іисусъ Сынъ Ея и Спасъ душъ нашихъ» [1]. Церковь всегда вѣруя, что тѣло Пресвятыя Богородицы было взято на небо, такъ прославляетъ Ее въ своихъ пѣснопѣніяхъ: «Побѣждены законы природы въ Тебѣ, Дѣва чистая, въ рожденіи сохраняется дѣвство, со смертію сочетавается жизнь: пребывая по рожденіи Дѣвою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наслѣдіе Твое». Въ тотъ же день вечеромъ, вѣрующіе были утѣшены явленіемъ Богородицы, Которую узрѣли стоящею на воздухѣ, окруженною Ангельскими силами и сіяющею неизреченною славою [2]. Кратковременное пребываніе тѣла Богоматери въ гробѣ и переседеніе Ея душею и тѣломъ на небо и было причиною названія праздника Успеніемъ (сн. Іоан. 11, 11). Праздникъ установленъ для прославленія Богоматери и Ея успенія. Св. Церковь, воспѣвая славное успеніе Богоматери, приглашаетъ вѣрующихъ приступить «ко гробу Божія Матере» и объять его «сердцы и устнами, очесы, и лицемъ, чисто прикасающеся». Церковь прославляетъ Богоматерь, какъ Честнѣйшую херувимовъ и безъ сравненія Славнѣйшую серафимовъ, Которая нынѣ, какъ Царица, предстала одесную Сына и, принявши подъ Свое покровительство родъ человѣческій, ходатайствуетъ за него ко благосердію Владыки. Вмѣстѣ съ тѣмъ событіемъ успенія Богоматери Церковь научаетъ насъ, что смерть не есть уничтоженіе нашего бытія, а только переходъ отъ земли на небо, отъ тлѣнія и разрушенія къ вѣчному безсмертію [3]. Праздникъ Успенія Богоматери восходитъ къ древнимъ временамъ христіанства. Всеобщее празднованіе его 15 августа установлено по волѣ имп. Маврикія (съ 582 года). Пѣснопѣнія на этотъ праздникъ составлены свв. Космою Святоградцемъ (см. 12 дек.), Іоанномъ Дамаскинымъ (см. 4 дек.), Ѳеофаномъ Никейскимъ (см. 11 окт.) и др.

Примѣчанія:
[] Безъ сомнѣнія, вѣра христіанъ въ восшествіе Богоматери на небо въ прославленной плоти — истинна. Если Енохъ изъ міра допотопнаго и пророкъ Илія изъ міра подзаконнаго восхищены на небо съ плотію, то ужели пречистая плоть Честнѣйшей Херувимовъ и Славнѣйшей Серафимовъ предана тлѣнію? Сонмы мучениковъ и подвижниковъ прославлены нетлѣніемъ благоухающихъ мощей, изливающихъ токи исцѣленій; тѣлеса многихъ изъ нихъ, бывшія безъизвѣстными, послѣ не маловременнаго пребыванія на землѣ, открыты видѣніями и чудесами, а пречистое тѣло Богоматери, хотя бы и нетлѣнное, гдѣ-либо сокрывается въ землѣ въ безъизвѣстности? Нѣтъ ни въ одномъ углу христіанскаго міра части мощей Богоматери; это потому, что вѣра въ восшествіе на небеса съ пречистой плотію весьма древна, современна апостоламъ и мученикамъ. Поясъ Богоматери, святыя одежды Ея (сн. 2 іюля и 31 августа) открыты для чествованія міру христіанскому. Хранимые съ благоговѣніемъ, раздѣляемые по лицу земли на части, они творили и творятъ чудеса. Многочисленныя иконы Ея всюду изливаютъ токи исцѣленій и знаменій; а св. тѣло Ея неизвѣстно гдѣ въ землѣ. Нѣтъ, это невозможно! Св. мощи прославленныхъ мучениковъ съ теченіемъ времени иногда подвергаются, по грѣхамъ живущихъ на землѣ, общей участи земного: дѣйствію огня, наводненій, землетрясеній, поруганію отъ варваровъ. Этого не допущено въ отношеніи къ пречистому тѣлу Богоматери, оно не оставлено случайнымъ перемѣнамъ преходящаго міра, но и не унижено предъ тѣлами святыхъ безвѣстнымъ сокрытіемъ въ землѣ, оно несравненно болѣе возвышено надъ ними преславнымъ вознесеніемъ на небеса. (Мѣсяц. Вост., II т., Зам., 325-326 стр.).
[2] По воскресеніи Спасителя апостолы имѣли обычай оставлять во время своея трапезы одно мѣсто за столомъ празднымъ и предъ этимъ мѣстомъ полагали хлѣбъ въ часть и честь Воскресшаго Господа, а послѣ трапезы, «воставше и молящеся», возносить этотъ хлѣбъ, нарицаемый Господнею частію, взывая: «Велико имя Святыя Троицы, Господи Іисусе Христе, помогай намъ». Когда же во время трапезы, въ третій день послѣ успенія Богородицы, свв. апостолы стали возносить хлѣбъ, лежащій во имя Христово, и едва успѣли произнести только слова: «Велико имя», внезапно Пресвятая Богородица явилась на воздухѣ «со облакомъ и свѣтозарными ангелы предстоящими Ей», «радуйтеся, глаголющи, яко съ вами есмь вся дни». Въ отвѣтъ на это свв. Апостолы воззвали: «Пресвятая Богородице, помогай намъ». Послѣ этого чудеснаго событія свв. Апостолы стали совершать возношеніе въ честь явленія имъ Пресвятыя Богородицы, и вкушали одну часть оставляемаго ими хлѣба передъ трапезою, во имя Господа, а другую — послѣ трапезы, во имя Богородицы. Это возношеніе извѣстно подъ именемъ возношенія панагіи. Слово панагія значитъ всесвятая, и этимъ именемъ греки называютъ Божію Матерь. Чинъ возношенія панагіи находится въ Слѣдованной Псалтири, въ Уставѣ (см. Послѣдованіе артоса въ день Пасхи) и въ Требникѣ. Послѣдованіе возношенія панагіи, находящееся въ Требникѣ (см. 95 гл.), совершается тогда, «когда кто вступаетъ въ службу или отправляется въ путь, или намѣревается плыть по водамъ». (Нов. Скриж., 561 стр.).
[3] Вотъ почему св. Церновь, въ своихъ пѣснопѣніяхъ этого дня и призываетъ насъ радоваться, внушая тѣмъ самымъ намъ, что въ дивной кончинѣ Богоматери, къ утѣшенію всѣхъ, явялась съ особеннымъ торжествомъ сила Господа, Который смертію Своею и воскресеніемъ сокрушилъ жало смерти и изъ страшной и мучительнѣйшей сдѣлалъ ее для вѣрныхъ Своихъ послѣдователей радостной и блаженною; ибо Пресвятоя Богородица, «какъ бы сномъ на малое время смертію уснула, вскорѣ отъ нея, яко отъ сна воспрянула, и мертвость гробную, какъ сонное отъ очесъ дреманіе оттрясши, узрѣла безсмертную во свѣтѣ лица Господня жизнь и славу». Кромѣ того, мы должны радоваться о Пресвятой Дѣвѣ, что Она, послѣ жесточайшихъ Своихъ скорбей и страданій на землѣ, получила, отшедши въ горній міръ, награду за Свои добродѣтели; этимъ намъ указывается новое значеніе смерти, данной ей Воскресшимъ изъ гроба: будучи доселѣ наказаніемъ за грѣхъ, смерть сдѣлалась теперь свидѣтельницею добродѣтели, наградою подвиговъ, совершаемыхъ въ жизни (Апок. 14, 13). Наконецъ, мы должны радоваться потому, что Пресвятая Дѣва, по Своемъ успеніи, преселилась въ горній міръ. Тамъ, на небеси, Она всѣмъ существомъ Своимъ предстала престолу Живоначальныя Троицы; тамъ, на небеси, смиренная здѣсь на землѣ, Она явилась безъ сравненія честнѣйшею херувимовъ, славнѣйшею серафимовъ, свѣтлѣйшею всѣхъ праведниковъ, не только рабою Господнею честнѣйшею, но и Царицею неба и земли, Владычицею горнихъ силъ и людей, преисполненною чашею всѣхъ божественныхъ даровъ, безмѣрнымъ моремъ благодати, обильнѣйшимъ источникомъ всѣхъ даровъ, душевныхъ и тѣлесныхъ, всѣхъ скорбящихъ радостью, обидимыхъ Заступницею, алчущихъ Питательницею, для странныхъ утѣшеніемъ, для обуреваемыхъ пристанищемъ, для больныхъ посѣщеніемъ, для немощннхъ покровомъ, жезломъ старости, вдовъ и сирыхъ заступленіемъ. Матери Своей, если только Она восхощетъ молить Господа, Господь ни въ чемъ отказать не можетъ. Она есть единая надежда ненадежныхъ, прибѣжище отчаянныхъ, есть предстательство для насъ непостыдное, ходатайство къ Творцу непреложное, моленіе теплое, заступленіе скорое, стѣна нерушимая, мірови прибѣжище, милости источникъ, есть дверь милосердія Божія. Загляните въ исторію Церкви, загляните въ страницы исторіи нашего отечества, обойдите храмы, посвященные Ея имени, перечтите Ея чудотворныя иконы, пройдите Палестину, Грецію, Россію, даже отпадшій отъ православія западъ, — вездѣ встрѣтите безчисленное множество доказательствъ и безмѣрнаго могущества, и безмѣрнаго милосердія Матери Божіей. Оттого то нѣтъ въ Православной Церкви богослуженія, нѣтъ молитвы, гдѣ бы Церковь своихъ прошеній не подкрѣпляла именемъ и молитвами Пресвятой Владычицы нашея Богородицы; нѣтъ молитвы, нѣтъ богослуженія, гдѣ бы Церковь наша не благодарила, не превозносила восторженными побѣдными пѣснями возбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную, Приснодѣву Марію.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 312-315.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0