Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День двадцать третій.

Св. славнаго великомученика и побѣдоносца и чудотворца Георгія.

Онъ былъ сынъ богатыхъ и благочестивыхъ родителей христіанъ. Одни мѣстомъ рожденія великомуч. Георгія считаютъ Каппадокію, другіе — Финикійскій городъ Бейрутъ (древній Беритъ, у подошвы Ливанскихъ горъ), третіи — Лидду Палестинскую. Поступивъ въ военную службу, онъ скоро своимъ умомъ, храбростію, распорядительностію, тѣлесною силою, воинственной осанкой и красотой заслужилъ званіе тысяченачальника и сдѣлался любимцемъ Діоклитіана. Находясь однажды въ судилищѣ и услышавъ безчеловѣчный приговоръ объ истребленіи христіанъ, св. Георгій воспылалъ ревностію къ вѣрѣ Христовой. Онъ роздалъ имущество бѣднымъ, отпустилъ на волю своихъ рабовъ и, представъ предъ царемъ, обличилъ его въ нечестіи и исповѣдалъ себя христіаниномъ. Заявленіе св. Георгія, сдѣланное императору и его совѣту, дышало глубокимъ благочестіемъ, исполнено было сильныхъ и убѣдительныхъ возраженій противъ явной несправедливости и выражало непреклонную твердость и непоколебимость вѣры святаго. Послѣ долгихъ и тщетныхъ увѣщаній отречься отъ Христа, царь повелѣлъ предать св. великомученика жесточайшимъ мукамъ. Заключенный въ темницѣ, св. Георгій былъ положенъ спиною на землю, ноги его были забиты въ колодки, а на грудь наложенъ большой камень. Но св. Георгій мужественно переносилъ страданія и прославлялъ Господа. Ожесточенные мучители били св. страдальца воловьими жилами, колесовали, бросали въ негашенную известь, принуждали бѣжать въ сапогахъ съ острыми гвоздями внутри и проч. Св. мученикъ все терпѣливо перенесъ (см. 18, 19, 21, 23 и 24 апр.) и мучитель въ безсильной ярости приказалъ его усѣкнуть. Это было въ Никомидіи, въ 303 г. Съ именемъ великомученика, св. Георгію, за мужественно перенесенныя страданія и за одержанную имъ славную побѣду надъ мучителями, а также за его чудесную помощь, оказываемую и послѣ своей кончины людямъ, находящимся въ опасности, св. Церковію усвояется наименованіе побѣдоносца; вмѣстѣ съ этимъ св. Церковь прославляетъ св. Георгія, какъ «доблестнаго въ мученицѣхъ», «твердаго страдальца», «плѣнныхъ свободителя, и нищихъ защитителя, немощствующихъ врача, царей поборника», «лукавыхъ духовъ отгонителя, хранителя неусыпна, заступника непостыдна». Мощи св. Георгія были перенесены изъ Никомидіи въ Палестину и положены въ г. Рамлѣ, а при имп. Константинѣ Великомъ были перенесены во вновь устроенный въ честь св. великомученика великолѣпный храмъ въ Лиддѣ (недалеко отъ Рамлы). Глава св. Георгія находится въ Римѣ, въ церкви его имени. См. 3, 10 и 26 нояб. [1].

Примѣчаніе:
[1] Въ Греческой Церкви принято такое изображеніе на иконахъ св. велиномуч. Георгія: на быстро скачущемъ конѣ сидятъ два всадника, изъ которыхъ голова перваго окружена нимбомъ, а на лицѣ другого отражается юношеская радость и счастье. Въ основѣ этого изображенія лежитъ то чудесное спасеніе св. Георгіемъ изъ агарянскаго плѣна одного юноши, о которомъ повѣствуется въ житіи св. великомученика. Въ нашей Церкви св. Георгій, какъ воинъ Царя Небеснаго, издревле изображается сидящимъ на бѣломъ конѣ и поражающимъ копьемъ страшнаго змія. Это изображеніе символически означаетъ побѣду св. Георгія надъ діаволомъ — духовнымъ зміемъ. По объясненію преосвящ. Никанора, Архіеп. Херсонскаго и Одесскаго, драконъ на иконѣ великомуч. Георгія есть символъ язычества, драконъ съ вонзеннымъ въ него остріемъ, которое увѣнчано крестомъ, — это древній (IѴ и V в.) символъ побѣды христіанства надъ язычествомъ. По мнѣнію другихъ, указанное изображеніе св. Георгія основано на преданіи о слѣдующемъ событіи. — Недалеко отъ того мѣста, гдѣ погребенъ былъ св. Георгій, близъ г. Бейрута, жилъ и ежедневно выходидъ изъ озера страшный змій, похищавшій и пожиравшій людей. Но вотъ явился воинственный юноша на бѣломъ конѣ и поразилъ копьемъ змія, готоваго уже поглотить свою жертву. То былъ св. великомуч. Георгій, который такимъ подвигомъ обратилъ ко Христу всѣхъ жителей той страны, бывшихъ язычниками. Въ настоящее время въ концѣ названнаго города обозначено мѣсто, гдѣ св. Георгій поразилъ змія; здѣсь устроена часовня, гдѣ находится особо чтимая икона св. Георгія. — Изображеніе св. Георгія на конѣ, какъ знакъ побѣды, усвоено гербу нашей побѣдоносной Россіи и русскому знаку отличія, возлагаемому на грудь воиновъ за ихъ службу и подвиги — Нѣкоторые думаютъ, что явленіе св. Георгія на конѣ для пораженія чудовища, а также и описанное въ его житіи совершенное имъ чудесное оживленіе единственнаго вола земледѣльца-язычника (обратившагося послѣ этого чуда ко Христу) и послужили главнымъ образомъ поводомъ къ сложившемуся у христіанскихъ народовъ убѣжденію — признавать св. Георгія покровителемъ скотоводства и защитникомъ стадъ отъ хищныхъ звѣрей. Поэтому же въ Георгіевъ день жители нашихъ деревень и городовъ выгоняютъ обыкновенно, впервые послѣ зимы, свой скотъ на пастбище, и при этомъ совершаютъ св. великомученику молебствіе съ окропленіемъ св. водою пастуховъ и стада. День великомуч. Георгія, или, по просторѣчію, «Егорьевъ день», пользуется особенною извѣстностію въ народѣ и празднуется имъ. На Востокѣ св. великомуч. Георгій принадлежитъ къ числу особенно чтимыхъ святыхъ и тамъ ему и 3 нояб. празднуется такъ же торжественно, какъ и 23 апр.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 156-157.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0