Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День тридцатый.

Житие преподобнаго отца нашего Григорія Пельшемскаго, Вологодскаго чудотворца [1].

Когда Григорію исполнилось 15 лѣтъ, родители хотѣли сочетать его бракомъ. Но преподобный противился этому. Твердо помня заповѣдь о почитаніи родителей и боясь гнѣва Божія за сыновнее непослушаніе, отрокъ смущался и молился Господу, чтобы Онъ помогъ ему сохранить чистоту дѣвства. И, по волѣ Божіей, родители Григорія скоро умерли, не успѣвъ женить сына, и онъ свободно пошелъ по пути подвижничества. Оставшись сиротою, молодой бояринъ такъ распорядился доставшимся ему богатствомъ: рабовъ и рабынь своихъ онъ надѣлилъ землею и имѣньемъ и отпустилъ на волю, деньги роздалъ нищимъ, а самъ, безъ всякихъ средствъ, пошелъ въ обитель Пресвятой Богородицы, честнаго ея Рождества, находящуюся близъ озера Галицкаго, и молилъ архимандрита той обители о постриженіи. Видя, что Григорій еще юнъ, и слыша объ его знатномъ происхожденіи, архимандритъ сказалъ ему:

— «Чадо! въ силахъ ли ты перенести скорби и бѣды, свойственныя иноческому житію? ты еще такъ молодъ».

Григорій сказалъ:

— «Отче! все сотворю, что бы ты ни повелѣлъ».

Умиленный словами юноши и видя такое усердіе его, архимандритъ возложилъ на Григорія иноческій образъ и поручилъ его брату-иноку, для наученія въ иноческомъ житіи. Новопостриженный инокъ отрѣшился отъ всѣхъ соблазновъ мірской суеты. Онъ всецѣло предался Христу и, слѣдуя стопамъ Его, отрекся отъ своей воли, смиренно служа и повинуясь братіи, поучаясь въ молитвахъ день и ночь. Всѣ отцы обители смотрѣли на Григорія, какъ на ангела Божія. Былъ онъ чудный постникъ, и многіе дивились его терпѣнію, смиренномудрію и кротости.

За высокую добродѣтель Григорій сподобился принять санъ священства. Принявъ, какъ вѣрный рабъ, великій талантъ отъ Бога и безъ лѣности пріумножая его (Матѳ. 25, 20), святый, подобно граду, стоящему на верху горы, не укрылся (Матѳ. 4, 14) отъ очей вѣрующихъ. Ради своихъ подвиговъ святый Григорій былъ поставленъ игуменомъ той обители, въ которой принялъ иноческое постриженіе. Послѣ того онъ предался еще большимъ трудамъ во славу Божію, по слову Евангелія: всякому же, емуже дано будетъ много, много взыщется отъ него (Лук. 12, 48); и еще: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16).

Управляя обителью, святый Григорій не оставилъ своихъ трудовъ и подвиговъ и никогда не возносился мыслію ради высоты сана своего; онъ отличался истинно-христіанскимъ смиреніемъ, проявлялъ нелицемѣрную любовь, одинаковую и къ великимъ и къ малымъ, и всѣхъ принималъ съ радостью: старыхъ — какъ братію, юныхъ — какъ дѣтей. За это былъ онъ всѣми славимъ и почитаемъ, и отовсюду приходили къ нему князья и вельможи области той, желая получить полезное для души своей. Самъ князь Галицкій Георгій Димитріевичъ [3] посѣщалъ, преподобнаго Григорія, зная его великое воздержаніе и даръ учительства.

Знатные почитатели преподобнаго — его родные и знакомые стѣсняли подвижника: они окружили его почетомъ и уваженіемъ, часто обращались къ нему. Преподобный почувствовалъ, что все это привязываетъ его къ міру, отъ котораго онъ отрекся при постриженіи, и понялъ, что, «нельзя смотрѣть однимъ глазомъ на небо, другимъ на землю», что Господь воздаетъ иноку не за произнесенные, а за исполненные имъ обѣты. Преподобный молилъ Господа о вразумленіи и, покинувъ Галицкій монастырь, отправился въ Ростовъ для поклоненія святынямъ. Здѣсь онъ остался въ монастырѣ преподобнаго Аврамія [4]. Скоро и въ Ростовѣ замѣтили его великіе подвиги, и иноки Спасскаго монастыря, что на Пескахъ [5], просили архіепископа Діонисія [6] поставить имъ преподобнаго Григорія архимандритомъ. Послѣ долгихъ отказовъ подвижникъ подчинился волѣ архипастыря, принялъ монастырь въ управленіе. Быстро онъ возобновилъ и устроилъ Спасскую обитель, ранѣе бывшую въ упадкѣ, упорядочилъ жизнь братіи и привлекъ много богомольцевъ. Но слава и почетъ слѣдовали за преподобнымъ и снова заставили его перемѣнить мѣсто подвиговъ. Пробывъ всего два года архимандритомъ Ростовской обители, преподобный Григорій тайно отъ всѣхъ, ночью, оставилъ Ростовъ и исполнилъ второе отверженіе отъ міра — первое же его отверженіе отъ міра произошло тогда, когда онъ покинулъ родныя мѣста, родителей, сродниковъ и блага міра сего. Путь свой онъ направилъ въ сѣверную область, въ лѣсную пустыню, гдѣ въ безвѣстности могъ бы онъ угождать Богу. И блуждалъ преподобный по непроходимымъ мѣстамъ, пустынямъ и лѣсамъ, окружавшимъ городъ Вологду, ища мѣста, гдѣ удобнѣе ему работать Богу и спасти душу свою.

Услыхавъ о преподобномъ Діонисіи [7] и Глушицкой его обители во имя Пресвятой Богородицы, честнаго ея Покрова, святый Григорій пришелъ въ сей монастырь и, получивъ отъ преподобнаго Діонисія благословеніе, просилъ дать ему келлію. Видя въ Григоріи исполнителя Божіихъ заповѣдей, преподобный далъ ему келлію при церкви, которую онъ построилъ въ пустынѣ, называемой Сосновецъ, къ югу отъ главной обители [8]; и пребывалъ святый Григорій въ послушаніи у преподобнаго. Видя въ пришедшемъ мужа, опытнаго въ добродѣтели, игуменъ Діонисій полюбилъ его; Преподобный Григорій платилъ ему тѣмъ же. Взаимная любовь подвижниковъ была такова, что у нихъ образовалась какъ бы одна воля. Разъ сказалъ Діонисій Григорію:

— «Не питай въ душѣ своей гордости, но съ корнемъ извлекай ее изъ сердца своего. Служи Господу со страхомъ, трепетомъ и умиленіемъ, зная, что тотъ, кто въ законѣ Его поучится день и нощь, будетъ яко древо насажденое при исходищихъ водъ, еже плодъ свой дастъ во время свое, и листъ его не отпадетъ (Псал. 1, 2-3).

Сказалъ же сіе преподобный Діонисій, провидя, что Григорій будетъ пастырь словеснаго стада въ пустынѣ, и это сбылось. На слова наставника Григорій отвѣчалъ:

— «Какъ несомнѣнна вѣра моя въ Бога, такъ нѣтъ во мнѣ сомнѣнія и къ твоимъ словамъ. Не оставлю я ихъ безъ вниманія, но пріемлю ихъ съ вѣрою и благоговѣніемъ и сохраню въ сердцѣ своемъ, уповая, что они сбудутся. Удостой же меня своего мудраго совѣта, полнаго сладости духовной. Поучая меня, ты зналъ мои сокровенныя мысли и чувства».

Преподобный Діонисій сказалъ на это:

— «Весь умъ твой направь къ тому, чтобы со всѣмъ тщаніемъ искать Единаго Бога и ревностно прилежать къ молитвѣ. Но болѣе всего будемъ стараться, отче Григорій, помогать нищимъ, сиротамъ и вдовицамъ. Пока есть время, твори благое».

Пробывъ нѣсколько времени въ Сосновской обители, Григорій исповѣдалъ преподобному свое желаніе идти въ пустыню и въ уединеніи служить Господу. Преподобный Діонисій отвѣтилъ ему словами псалма:

Услышитъ тя Господь въ день печали, защититъ тя имя Бога Іаковля. Послетъ ти помощь отъ святаго, и отъ Сіона заступитъ тя, помянетъ всяку жертву твою (Псал. 19, 1-4), и прочее.

Подвижники облобызали другъ друга, и преподобный Діонисій отпустилъ Григорія.

Григорій пошелъ на востокъ, въ мѣста неизвѣстныя, не имѣя пристанища, слѣдуя стопамъ Владыки Христа. И молился онъ:

Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя, яко нищъ и убогъ есмь азъ. Сохрани душу мою, яко преподобенъ есмь, спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя, Господи, яко къ Тебѣ воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего (Псал. 85, 1-3).

Дойдя до рѣки Сухоны, святый остановился здѣсь на ночь. Помолившись милосердому Спасу и Пречистой Его Матери, онъ забылся легкимъ сномъ. И вотъ сквозь дремоту услышалъ онъ звонъ. Тотчасъ пробудившись, святый сталъ возсылать молитвы Господу:

— «Господи, Іисусе Христе, Сыне Бога живаго, упованіе всѣмъ странамъ земли и прибѣжище, пріими моленіе недостойнаго раба Твоего и сподоби меня достигнуть мѣста, гдѣ прославится имя Твое и Пречистой Твоей Матери».

Когда зардѣлась заря, преподобный взялъ крестъ, который носилъ съ собою, и пошелъ въ ту сторону, откуда слышалъ звонъ черезъ лѣса и болота. Такъ пришелъ онъ на рѣку Пельшму. Походивъ туда и сюда по берегу, святый, наставляемый Богомъ, пришелъ на мѣсто будущей своей обители, въ 30 поприщахъ отъ Вологды и въ трехъ поприщахъ отъ рѣки Сухоны [9]. Возрадовавшись и возвеселившись духомъ, преподобный водрузилъ на семъ мѣстѣ свой крестъ и, преклонивъ колѣна, усердно молился Господу и Пречистой Богородицѣ, прося ихъ помощи при устроеніи здѣсь общежительной обители.

Окончивъ молитву, святый обошелъ мѣсто, назначенное имъ для храма и келлій, затѣмъ поставилъ себѣ небольшую келлію и началъ жить въ ней въ трудѣ и бдѣніи, моля Бога со слезами. Такъ служилъ онъ Богу, претерпѣвая лишенія и напасти, трудясь въ потѣ лица. Онъ копалъ землю для своего пропитанія, дѣлалъ своими руками все, что было нужно для устроенія монастыря: очищалъ мѣсто отъ мха и кустарника, осушалъ его, запасалъ лѣсъ и другіе матеріалы, нужные для постройки.

Черезъ нѣкоторое время пришелъ къ преподобному священникъ, именемъ Алексій. Преподобный принялъ его съ радостію, какъ бы отъ Бога посланнаго; и молилъ его Алексій о постриженіи. Святый Григорій постригъ священника и нарекъ ему имя Александръ. Сей Александръ, по кончинѣ святаго, сталъ игуменомъ обители той. Подвижники служили Богу, день и ночь молясь и воспѣвая псалмы. Потомъ стали собираться къ пустынникамъ братія, по одному и по два. Составилось общежитіе. Спустя нѣкоторое время святый послалъ одного инока въ волость, называемую Пельшма, къ христолюбивому мужу, именемъ Мартину, и другимъ благочестивымъ людямъ, прося ихъ прислать въ обитель на помощь своихъ работниковъ. Услыхавъ о приходѣ святаго Григорія, эти благочестивые люди возрадовались тому, что святый желаетъ по близости воздвигнуть монастырь. Они послали на помощь преподобному работниковъ. Тѣ пришли въ пустыню и расчистили лѣсъ, порубили и пожгли деревья; выровняли мѣсто. Сотворивъ моленіе, начали строить небольшія келліи. Преподобный Григорій всѣ дни трудился съ братіею, ночью же пребывалъ на молитвѣ, непрестанно воспѣвая псалмы пророка Давида.

Въ то время архіепископскій престолъ въ городѣ Ростовѣ занималъ владыка Ефремъ [10]. Пришелъ къ нему преподобный Григорій принять благословеніе на устроеніе обители. Архіепископъ сказалъ ему:

— «Съ добрымъ дѣломъ пришелъ ты, сынъ мой».

Поучивъ преподобнаго душеполезною бесѣдою, архіепископъ сказалъ ему:

— «Царь Давидъ изрекъ: се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. 132, 1). И Господомъ Богомъ сказано въ Евангеліи: идѣже бо еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Посему и я благой совѣтъ даю тебѣ устроить общежитіе, какъ и апостолы учатъ: ни единъ же что отъ имѣній своихъ глаголаше свое быти, но бяху имъ вся обща (Дѣян. 4, 32). Ты, сынъ мой, имѣешь санъ священства, тебѣ слѣдуетъ заботиться о строеніи общаго житія и, по слову апостола, немощи немощныхъ носити и не себѣ угождати» (Рим. 15, 1).

Преподавъ полезные совѣты объ устроеніи монастырской жизни, архіепископъ облобызалъ подвижника и отпустилъ со словами:

— «Да будетъ съ тобою, сослужебникъ нашего смиренія Григорій, благодать, миръ и милость Божія. Прими отъ меня благословеніе на доброе дѣло, предпринятое тобою».

Послѣ сего преподобный Григорій удалился на мѣсто своихъ подвиговъ, съ Божіею помощію, началъ строить монастырь и прежде всего воздвигъ церковь во имя Пречистой Богородицы и честнаго Ея Собора [11]. Затѣмъ по чину поставилъ трапезу, келліи и все, что потребно для братіи.

Въ то время посѣтилъ его преподобный Діонисій Глушицкій. Благословивъ Григорія, Діонисій похвалилъ избранное имъ мѣсто и далъ ему иконы праздниковъ Господнихъ и книгу Прологъ. Затѣмъ подвижникъ Глушицкій освятилъ алтарь церкви и возвратился въ свой монастырь, заповѣдавъ святому Григорію, чтобы никто изъ братіи ничего не держалъ у себя и не считалъ бы своимъ, но чтобы все было общимъ, то-есть заповѣдалъ соблюдать строгое общежитіе.

Преподобный Григорій все болѣе и болѣе увеличивалъ труды свои, непрестанно молясь Богу, ночью отгоняя сонъ чтеніемъ Божественныхъ книгъ и воздержаніемъ смиряя плоть свою. Онъ процвѣталъ кротостію, братолюбіемъ и нищелюбіемъ, всему сострадая, принимая всѣхъ приходившихъ къ нему. Такъ проводилъ преподобный равно ангельское житіе, устрояя съ Божіею помощію монастырское общежитіе, и никто изъ братіи ни въ чемъ не смѣлъ ему противиться. Все онъ дѣлалъ своими руками, подавая братіи примѣръ, по слову апостола Павла: яко аще кто не хощетъ дѣлати, ниже да ястъ (2 Сол. 3, 10). Будучи искуснымъ писцомъ, святый переписывалъ Божественныя книги: на пѣніе приходилъ прежде всѣхъ; училъ всѣхъ братій подвизаться съ прилежаніемъ и радѣть о своемъ спасеніи.

— «Каждый часъ, — говорилъ онъ, — слѣдуетъ намъ бодрствовать, ибо Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: бдите и молитеся, да не внидете въ напасть: духъ убо бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 26, 41). Слѣдуетъ намъ постоянно ожидать и помышлять о часѣ смертномъ, боясь огня вѣчнаго».

Наставляя братію, святый утѣшалъ ихъ:

— «Чада мои и братія, пусть не устрашаетъ васъ мысль о трудности и тяжести жизни въ сихъ пустынныхъ мѣстахъ: лишь путемъ многихъ скорбей можемъ мы войти въ царствіе небесное. Путь же, вводящій въ жизнь вѣчную, состоитъ въ пощеніи, молитвѣ, милостынѣ отъ чистаго сердца, смиреніи и въ любви нелицемѣрной».

Говоря сіе ученикамъ своимъ, преподобный понуждалъ ихъ къ добродѣтели. Они же, повинуясь ему, съ ревностью исполняли его указанія, каждый по силѣ своей.

Слыша о богоугодномъ житіи святаго Григорія, о его терпѣніи и смиреніи, приходили къ нему ищущіе спасенія и постригались. Такъ умножались братія обители.

Многіе христолюбцы отдавали въ обитель преподобнаго имѣнія и села свои. Но врагъ рода христіанскаго — діаволъ, видя свое униженіе отъ святаго и желая причинить ему зло, научилъ однажды злыхъ людей придти ночью въ обитель и украсть всѣ земледѣльческія орудія монастыря. Братія были сильно опечалены случившимся. Но преподобный сказалъ имъ, что все сіе произошло отъ діавола, и утѣшалъ братію, уговаривая ихъ не печалиться.

— «Все украденное снова у насъ будетъ», — говорилъ подвижникъ.

И дѣйствительно, спустя нѣкоторое время, воры были пойманы, и монастырское имущество было возвращено, по предсказанію преподобнаго.

Преподобный не смущался никакими кознями вражіими. И Богъ прославилъ его повсюду; приходили къ нему многіе, ради пользы душевной, и святый Григорій нелѣностно поучалъ ихъ отъ Божественнаго Писанія. Такъ проводилъ свою жизнь святый, молясь день и ночь, упражняясь въ духовныхъ подвигахъ и увеличивая труды свои, непрестанно заботясь о своемъ словесномъ стадѣ. Радостно совершалъ онъ путь свой безъ преткновенія, вперяя умъ въ вышняя и ограждая сердце свое отъ мятежа страстей.

Въ 1433 году отправился преподобный Григорій въ Москву, гдѣ тогда великимъ княземъ сталъ Георгій Димитріевичъ, удалившій великаго князя Василія Васильевича въ Коломну. И сказалъ преподобный великому князю Георгію:

— «Князь Георгій, подобало ли тебѣ принять власть, не упорядочивъ житія своего? Здѣсь тебя и дѣтей твоихъ постигнетъ укоръ, поношеніе, досада, нестроеніе, раны и безчестье, а тамъ — судъ. Не по строенію Божію хочешь ты властвовать, какъ говоритъ Писаніе: тѣмже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога» (Рим. 9, 16).

Такъ говорилъ подвижникъ. Князь же просилъ у него благословенія и прощенія въ грѣхахъ своихъ. Святый поучалъ его любви не только къ братьямъ, но и ко всѣмъ православнымъ христіанамъ. Поучалъ онъ его и тому, какъ воспитывать дѣтей и направлять ихъ на добрый путь. Внявъ нелицепріятнымъ наставленіямъ преподобнаго, князь Георгій удалился въ область, доставшуюся ему отъ отца, — въ городъ Галичъ. Князь же Василій возвратился на свое княженіе, въ Москву, завѣщанную ему отцомъ его, княземъ Василіемъ Димитріевичемъ, воздалъ преподобному великія почести и отпустилъ его.

Съ еще большею смѣлостью обличилъ преподобный другого князя, сына названнаго Георгія Галицкаго, Димитрія Георгіевича Шемяку. Князь Димитрій пришелъ зимою съ большимъ войскомъ на городъ Вологду и обложилъ ее. Много было въ то время зла въ Русской землѣ: князья не заботились объ управленіи землею, были между ними брани и смуты; разбой и воровство умножились, и много погибало христіанъ. Гражданъ Вологды объялъ страхъ, ибо въ городѣ недоставало войска и не было воеводы. Враги опустошали села вокругъ осажденнаго города, крестьяне разбѣжались, не имѣя пристанища; отъ голода и стужи многіе умирали; такъ разошлись они, какъ стадо, распуганное волками. Многіе крестьяне пришли въ монастырь къ преподобному Григорію и жили тамъ, питаясь монастырскою пищею. Преподобный не сѣтовалъ на это и усердно помогалъ нуждающимся. Видя православныхъ въ такой бѣдѣ, святый Григорій молилъ милосердаго Господа и Пречистую Богоматерь о тишинѣ и устроеніи земскомъ и о укрощеніи немилостиваго князя. Затѣмъ онъ взялъ жезлъ свой и отправился къ Вологдѣ. Придя къ князю, преподобный прямо и открыто обличалъ его. Подвижникъ не боялся смерти, но боялся не говорить истины. Онъ сказалъ князю:

— «Князь! ты совершаешь не тѣ дѣла, которыя тебѣ приличны, но дѣла язычниковъ; иди же въ страну людей, Бога не знающихъ. Ты — православный христіанинъ, а свою Русь воюешь, и воинство твое предаетъ православныхъ горькой смерти. Одни убиты, другіе умерли отъ голода и стужи, многіе пропали безъ вѣсти. Плачутъ христіане — нищіе, сироты и вдовицы, вопіютъ они къ Богу противъ обидящихъ, и скоро Господь отмститъ за нихъ».

Сильно разгнѣвался князь на безстрашнаго обличителя и, не боясь суда Божія, велѣлъ его сбросить съ моста въ ровъ. Святый же безтрепетно продолжалъ свое обличеніе, помня слова Господа: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити (Матѳ. 10, 28). Пробывъ долгое время подъ городомъ, враги ничего не достигли и удалились въ Галичъ. Святый же уклонился отъ встрѣчи съ княземъ и не далъ ему благословенія. И многіе изъ вражескаго войска побиты были гнѣвомъ Божіимъ, по слову блаженнаго, согласно Писанію: тіи спяти быша и падоша (Псал. 19, 9), ибо безъ вины губили они христіанъ и воевали родную Русь [12].

Приходили къ святому иноки изъ окрестныхъ областей и желали жить съ нимъ, подражая ему въ добродѣтели. Приходили въ голодный годъ и голодающіе. Святый съ радостію принималъ всѣхъ, неослабно и безъ лѣности поучая иноковъ и мірянъ:

— «О, братіе! разумно проводите жизнь свою, живите чисто, покайтесь, чтобы не постигла васъ бѣда въ день страшнаго Христова суда. Братіе! брашно насъ не поставляетъ пред Богомъ, — говоритъ апостолъ Павелъ (1 Кор. 8, 8); добрыми дѣлами исполняйте заповѣди Господни — послушаніемъ, кротостію и смиреніемъ. Учитесь закону доброму — имѣть сердце и душу чистыми. Одежда души — истинная вѣра, молитва, слезы и воздыханія, покаяніе, молчаніе, милованіе нищихъ, братолюбіе и воздержаніе отъ всякаго зла; все сіе доставляетъ душѣ веселіе».

Поучая приходящихъ, святый не уклонялся отъ исполненія правила молитвеннаго, увеличивалъ подвиги и трудился надъ перепискою книгъ. Онъ подвизался, соединяя постъ съ милостынею: принималъ странныхъ, кормилъ голодныхъ, выкупалъ должниковъ, былъ одеждою нагимъ, утѣшеніемъ печальнымъ, исцѣленіемъ немощнымъ и наставникомъ всѣмъ хотящимъ спастись. Много лѣтъ ведя суровую жизнь и шествуя скорбнымъ и тѣснымъ путемъ, преподобный Григорій достигъ маститой старости и украсился сѣдинами.

Скончался преподобный Григорій глубокимъ, 127-милѣтнимъ старцемъ.

Въ Пельшемской обители жилъ мужъ, постриженный впослѣдствіи въ ней, именемъ Тихонъ. Сей инокъ повѣдалъ слѣдующее о кончинѣ святаго.

«Я служилъ игумену Григорію, когда еще былъ міряниномъ и носилъ мірскую одежду. Предвидя свое скорое отшествіе къ Богу, святый призвалъ къ себѣ священноинока Александра съ братіею и сказалъ имъ:

— «Чада и братія, изнемогаю я отъ глубокой старости и предаю васъ въ руки Господа; наставникомъ же вмѣсто меня пусть будетъ у васъ священноинокъ Александръ».

Такъ онъ предалъ Александру монастырь и братію. Поучивъ ихъ о пользѣ душевной, моля соблюдать строгое иноческое житіе, согласно своему обѣщанію, святый Григорій, сильный душею, сталъ изнемогать тѣломъ. Видя свое полное изнеможеніе и приближеніе кончины, преподобный Григорій призвалъ къ себѣ всю братію обители; было же ихъ, работавшихъ съ нимъ Богу, 13 человѣкъ. И сказалъ имъ святый:

— «Тѣломъ я отхожу отъ васъ, духомъ же вѣчно буду пребывать съ вами».

Видя святаго въ такой немощи, братія скорбѣли и рыдали, желая отъ великой любви къ нему умереть вмѣстѣ съ нимъ. Тогда одинъ изъ его учениковъ Ѳеодосій, заливаясь слезами, сказалъ святому:

— «Ты оставляешь насъ, отче Григорій, и отходишь ко Господу. А когда тебя не станетъ съ нами, оскудѣетъ монастырь, ибо многіе удалятся изъ него, не имѣя тебя, нашего крѣпкаго пастыря».

Святый же сказалъ:

— «О, чада и братія, не я, грѣшный и недостойный, устраивалъ сію обитель, но Богъ и Пречистая Богородица. Строилъ же я обитель ради нищихъ и безпомощныхъ, а не ради богатыхъ, по благословенію и наказанію отца своего Діонисія. Не скорбите, братія и чада, — съ вами Богъ и Пречистая Богородица. Если дѣла, совершенныя мною на землѣ, будутъ угодны Богу, — не оскудѣетъ мѣсто сіе, только храните любовь между собою».

Слыша это, братія не могла удержаться отъ рыданій. Преподобный же, облобызавъ братію, пошелъ изъ своей обители въ другую, къ отцу своему духовному, священноиноку Варсонофію, мужу строгой жизни. Братія слѣдовали за нимъ и рыдали, разставаясь со своимъ пастыремъ и начальникомъ. Изнемогая тѣломъ и чувствуя приближеніе кончины, святый Григорій велѣлъ отслужить Божественную литургію, причастился святыхъ Таинъ и, осѣнивъ себя крестомъ, сказалъ:

— «Миръ всѣмъ вамъ! Владыко человѣколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда придешь во славѣ судить живыхъ и мертвыхъ и воздать каждому по дѣламъ его».

Присутствовавшіе не могли удержать слезъ своихъ. Затѣмъ святый сказалъ:

— «Что на глазахъ вашихъ творилъ я, то и вы творите; не скорбите, братія и чада, въ день покаянія моего, ибо уже насталъ часъ почить мнѣ о Господѣ. Вы же храните любовь и чистоту душевную».

Братія спросили подвижника, гдѣ они должны положить тѣло его, и онъ отвѣтилъ:

— «Когда душа моя разлучится отъ тѣла, не оказывайте мнѣ никакой чести. Влачите меня за ноги и бросьте въ болото; попирайте ногами своими».

Сказавъ сіе, онъ легъ на одрѣ своемъ, осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и мирно предалъ честную душу свою въ руки Божіи. Кончина преподобнаго Григорія послѣдовала около половины XV столѣтія, мѣсяца сентября въ 30 день, но въ какомъ году, точно не извѣстно [13]. Тѣло его покоилось какъ бы во снѣ, храмина же была полна благоуханіемъ. И рыдали всѣ, лишившись своего добраго пастыря и благого отца. Вспоминали скорбныя слова святаго, смиренно сказанныя имъ въ послѣднія минуты жизни. Вспоминая о семъ, братія плакали отъ умиленія и, возложивъ упованіе на Бога и Пречистую Его Богородицу, нарушили его волю: они взяли мощи преподобнаго, повезли въ монастырь, основанный имъ и освященный его подвигами, и положили ихъ на одрѣ посреди церкви святой Богородицы, честнаго Ея Успенія [14]. Затѣмъ, повелѣвъ изготовить мѣсто для погребенія святаго, стали совершать обычное пѣніе и прощаться у гроба.

Въ монастырѣ былъ инокъ, именемъ Сергій, одержимый болѣзнью глазъ. При гробѣ преподобнаго онъ тотчасъ исцѣлился отъ болѣзни своей, и храмъ наполнился великимъ благоуханіемъ. Сергій исповѣдалъ исцѣленіе свое предъ всѣми въ церкви Божіей. Припадая со слезами ко гробу святаго, братія говорили:

— «О, рабъ Божій, тѣлесно ты окончилъ свою жизнь, но духомъ не отступай отъ насъ и руководи нами, чтобы мы достигли Христа Бога».

Осиротѣвшіе иноки съ честью погребли трудолюбное тѣло святаго. Они поставили гробницу надъ его могилой и помѣстили надъ нею образъ Спаса и Пречистой Его Матери, на поклоненіе приходящей братіи.

Много и другихъ чудесъ совершалось чрезъ святаго Григорія, какъ при жизни его, такъ и по смерти.

Около Пельшемскаго монастыря жилъ нѣкій мужъ, именемъ Іоаннъ, питавшій великую вѣру къ святому. По Божіему попущенію овладѣлъ имъ бѣсъ и немилосердно мучилъ его. Іоаннъ впалъ въ разслабленіе ума и говорилъ неразумное. Родственники привезли его въ монастырь, принесли ко гробу преподобнаго отца нашего Григорія и положили его на ложѣ. Игуменъ же съ братіею вознесли о немъ молитвы къ Богу. И по молитвѣ ихъ, благодатію Божіею, бѣсъ вышелъ изъ Іоанна. Исцѣленный со слезами помолился Пречистой Богородицѣ и призвалъ на помощь преподобнаго Григорія, прося его помиловать и защитить отъ таковой бѣды. Вспомнились ему всѣ совершенныя имъ неподобныя дѣла, и рыдая говорилъ онъ:

— «Увы мнѣ, окаянному и нераскаянному! какъ мнѣ идти неуклонно путемъ спасенія, какъ избѣгнуть страха послѣдняго суда и вѣчныхъ неминуемыхъ мукъ!»

Въ такой печали сталъ онъ пѣть:

— «Владычица, пріими молитву рабовъ Своихъ».

И почувствовалъ себя совершенно исцѣленнымъ. Молясь и припадая къ образу Пресвятой Богородицы, возсылалъ онъ Богу благодарственныя пѣснопѣнія и, поклонившись цѣльбоносному гробу святаго, возвратился въ домъ свой. Остальныя лѣта жизни своей Іоаннъ прожилъ благочестиво, славя Бога и преподобнаго Григорія чудотворца.

Въ Пельшемскомъ монастырѣ былъ инокъ Никодимъ. Жилъ онъ дурно — въ непослушаніи у святаго Григорія. Святый постоянно поучалъ его, онъ же не внималъ и все болѣе уклонялся отъ пути добродѣтели. Видя, что на Никодима не дѣйствуетъ епитимія, святый безъ благословенія удалилъ его изъ обители, поминая слова Господа: слушаяй васъ, Мене слушаетъ, и отметаяйся васъ, Мене отметается (Лук. 10, 16). И сказалъ преподобный ученикамъ своимъ:

— «Не нуженъ мнѣ братъ сей, какъ при моей жизни, такъ и по преставленіи моемъ, ради его непослушанія».

Случилось это незадолго до кончины преподобнаго. Уйдя изъ монастыря, инокъ скитался. Увѣдавъ о чудесахъ, происходившихъ отъ гроба святаго и познавъ славу его, коей сподобилъ его по преставленіи Господь, Никодимъ вспомнилъ, какъ оскорбилъ онъ блаженнаго Григорія непослушаніемъ своимъ. Много дней скорбѣлъ онъ и сокрушался. Наконецъ рѣшился пойти въ Пельшемскую обитель. Ученики же святаго не приняли его, не смѣя преступить заповѣдь наставника. Тогда инокъ пошелъ въ Глушицкій монастырь въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы и, припадая со слезами къ преподобному игумену Амфилохію [15], все исповѣдалъ ему, прося благословенія и разрѣшенія отъ наказанія. Преподобный сказалъ ему:

— «О, чадо, Господь сказалъ, что связанный Его учениками на землѣ будетъ связанъ и на небеси, разрѣшенный землѣ и на небеси разрѣшенъ будетъ (Матѳ. 16, 19). Иди же ко гробу святаго и со слезами проси прощенія своихъ согрѣшеній».

Никодимъ снова пошелъ въ Пельшемскую обитель и, молясь Господу Богу и Пречистой Его Матери, припадалъ ко гробу святаго, день и ночь оплакивалъ свое согрѣшеніе такъ, что многіе дивились непрестаннымъ слезамъ его, — при чемъ говорилъ:

— «Пока ты не простишь меня, отче, не отойду отъ гроба твоего».

Братія же творили о немъ молитву Богу и Пречистой Его Матери, прося у святаго Григорія прощенія согрѣшившему. Отъ многихъ слезъ инокъ впалъ въ тяжкій недугъ и сталъ приближаться къ кончинѣ. Братія же много дней скорбѣли о немъ и сокрушались. Тогда преподобный Григорій явился въ видѣніи священноиноку Александру и сказалъ ему:

— «Скажи брату Никодиму, чтобы онъ не скорбѣлъ и не печалился, такъ какъ я простилъ его».

На слѣдующее утро священноинокъ Александръ повѣдалъ видѣніе всей братіи и Никодиму, и всѣ уразумѣли, что инокъ получилъ прощеніе. Его причастили святыхъ и животворящихъ Таинъ Христовыхъ, и онъ мирно отошелъ ко Господу.

Похоронивъ его съ честію, братія возсылали славу Господу, творящему чудеса по молитвамъ святато угодника Своего Григорія.

Одинъ крестьянинъ, питавшій глубокую вѣру въ помощь святаго Григорія, имѣлъ сына Самуила, который страдалъ слабостью ума. Онъ привелъ его въ монастырь и приставилъ служить братіи.

Служа съ великою любовію и вѣрою, Самуилъ часто приходилъ ко гробу святаго Григорія, припадая, оплакивалъ грѣхи свои, — и многіе дивились непрестаннымъ слезамъ Самуила. За свои молитвы и раскаяніе получилъ онъ полное исцѣленіе отъ недуга и возвратился въ домъ свой, славя Бога и благодаря чудотворца Григорія.

Однажды пришелъ въ монастырь житель села Ваги Григорій, слѣпой на одинъ глазъ уже въ продолженіе 6 лѣтъ. Приведенный двумя своими сыновьями ко гробу чудотворца, Григорій умолилъ игумена и братію совершить молебенъ о своемъ исцѣленіи. Игуменъ отслужилъ молебенъ, онъ же молился со слезами. И вотъ, во время молитвы услышалъ онъ какъ бы громъ, который исходилъ отъ гроба преподобнаго Григорія, и, упавъ на землю, лежалъ какъ мертвый долгое время безъ движенія. Размышляя о происшедшемъ и закрывая рукою здоровый глазъ, онъ испытывалъ, не можетъ ли онъ видѣть слѣпымъ глазомъ. Убѣдившись, что зрѣніе вернулось къ нему, онъ понялъ, что Господь помиловалъ его молитвами преподобнаго Григорія. Радуясь своему исцѣленію, онъ всѣмъ разсказывалъ о немъ и, возсылая хвалу Богу и чудотворцу Его, возвратился въ домъ свой.

Изъ веси, называемой Галичъ, пришла въ монастырь женщина, именемъ Анна, у которой болѣли сосецъ и рука. Руку свою она не могла поднести къ устамъ. Отъ этого недуга Анна не ѣла, не пила и отчаялась въ своей жизни. Припадая ко гробу блаженнаго Григорія, она просила прощенія и плакалась о своемъ недугѣ день и ночь. Спустя немного дней Анна получила исцѣленіе и возвратилась въ домъ свой.

Чудеса святаго Григорія неисчетны, и до сего времени, молитвами блаженнаго, Господь даруетъ ихъ тѣмъ, кто съ вѣрою приходитъ ко гробу святаго.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преподобнаго Григорія написано въ концѣ XV или въ началѣ XVI вѣка и извѣстно въ двухъ изводахъ, значительно разнящихся между собою.
[2] Уѣздный городъ Костромской губ. на низменномъ юго-восточномъ берегу Галичскаго озера.
[3] Кн. Георгій — сынъ великаго князя Димитрія Донского; родился въ 1374 г., умеръ въ 1434 г., захвативъ Москву у своего племянника, великаго князя Василія Васильевича Темнаго.
[4] Богоявленскій Авраміевъ монастырь основанъ преподобнымъ Авраміемъ, древнимъ подвижникомъ неизвѣстнаго времени (XI-XII или XIV-XV столѣтій. Память преподобнаго Аврамія 29 октября). Монастырь существуетъ донынѣ.
[5] Спасскій-Іаковлевскій монастырь основанъ вѣ XIV столѣтіи епископомъ Ростовскимъ Іаковомъ. Въ немъ почиваютъ мощи святителя Димитрія Ростовскаго (память 21 сентября). Монастырь существуетъ до настоящаго времени.
[6] Архіепископъ Діонисій (Грекъ) управлялъ Ростовской епархіей съ 1418 года по 1425 или 1426 годъ.
[7] Скончался въ 1437 г., память празднуется 1-го іюня.
[8] Въ 7-ми верстахъ отъ Глушицы. Сосновецъ основанъ въ 1420 г. Отсюда видно, что около этого времени преподобный Григорій поселился въ пустыни преподобнаго Діонисія, а не въ 1412 г., какъ это сказано во второмъ изводѣ древняго житія.
[9] По современному счету, обитель стоитъ въ 40 верстахъ отъ Вологды и въ 7 в. къ югу отъ г. Кадникова. — Второй изводъ житія относитъ время прихода преподобнаго Григорія на Пельшму къ 1422 году.
[10] Ефремъ управлялъ Ростовской епархіей съ 1427 г. по 1454 г.
[11] Празднуется 26 декабря. — Оба извода древняго житія согласно относятъ открытіе Пельшемскаго монастыря къ 1426 г. Но такъ какъ Ростовскій архіепископъ Ефремъ вступилъ въ управленіе епархіей въ 1427 г. (13 апрѣля), то и открытіе Пельшемской обители произошло не ранѣе этого года.
[12] О нападеніи князя Димитрія Шемяки на Вологду разсказывается также и въ чудесахъ преп. Димитрія Прилуцкаго (память его 11 февраля), при чемъ въ нѣкоторыхъ спискахъ этихъ чудесъ упоминается объ обличеніи князя Димитрія преп. Григоріемъ. Въ какомъ году это произошло, точно неизвѣстно, ибо лѣтописи противорѣчатъ, помѣщая нападеніе кн. Димитрія Шемяки то подъ 1448 г., то подъ 1450 г. (извѣстенъ своею враждою съ Московскимъ княземъ Василіемъ Васильевичемъ Темнымъ. Женился онъ въ 1436 г.; въ 1446 г. добился великокняжескаго стола; умеръ въ 1453 г. въ Новгородѣ отъ отравы).
[13] Въ разныхъ изводахъ древняго житія годъ кончины преп. Григорія указывается разно и на счисленіе отъ Рождества Христова переводится не одинаково. По этому указываютъ четыре цифры: 1441 г., 1442, 1448 и 1449. Въ древнемъ житіи добавляется, что кончина преподобнаго послѣдовала 30 сентября «въ четвертокъ, въ 6 часъ дня». Но въ указанные годы 30 сентября падало на другіе дни седмицы. На четвертокъ 30 сентября приходилось въ 1446 г. и въ 1451 г. Можетъ быть въ одинъ изъ этихъ годовъ (вѣроятнѣе — 1451) и скончался преподобный. — 6-й часъ дня, на нашъ счетъ, будетъ 12-й часъ дня. — Въ древнемъ житіи передается, что преподобный Григорій прожилъ всего 127 лѣтъ; 104 лѣтъ онъ пришелъ на рѣку Пельшму и прожилъ здѣсь 23 года.
[14] Мощи св. Григорія нынѣ почиваютъ подъ спудомъ въ каменномъ храмѣ, сооруженномъ во имя святаго.
[15] Преп. Амфилохій былъ преемникомъ преп. Діонисія по игуменству въ Глушицкой обители (съ 1437 по 1452 г., память преп. Амфилохія 12 октября).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 165-181.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0