Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День тридцатый.

Память святаго Михаила, митрополита Кіевскаго и всея Россіи чудотворца.

Святый Михаилъ былъ первымъ митрополитомъ Кіевскимъ и Всеросійскимъ и управлялъ нашею Церковію во дни святаго равноапостольнаго князя Владиміра.

Завоевавъ греческій городъ Корсунь [1], князь Владиміръ принялъ тамъ святое крещеніе и вступилъ въ бракъ съ царевной Анной, родною сестрою Византійскихъ императоровъ [2]. Но имѣя твердое рѣшеніе просвѣтить свѣтомъ Христовой вѣры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслѣдъ затѣмъ, изъ Корсуни же послалъ въ Царьградъ посольство къ императорамъ и патріарху съ просьбой прислать пастырей церкви для крещенія Русской земли, омраченной тьмою идолослуженія, и для управленія Русской Церковію. Патріархъ Константинопольскій святый Николай Хрисовергъ [3] вмѣстѣ съ соборомъ епископовъ избралъ и поставилъ митрополитомъ на Русь Михаила, премудраго разумомъ, учительнаго и святаго житіемъ. Не сохранилось извѣстій объ обстоятельствахъ жизни святаго Михаила до поставленія его митрополитомъ; даже о происхожденіи святителя лѣтописи повѣствуютъ разно: одни называютъ его сирійцемъ, другіе болгариномъ. Получивъ отъ патріарха напутственное наставленіе, святый Михаилъ отправился къ князю Владиміру въ сопровожденіи духовенства, предназначеннаго помогать ему въ управленіи, — шести епископовъ и многочисленныхъ пресвитеровъ и клириковъ. Съ великою радостію и торжествомъ князь встрѣтилъ святителя, и вскорѣ послѣ того вмѣстѣ съ нимъ и съ супругой — царевной поспѣшилъ къ стольному Кіеву. Шествіе новокрещеннаго князя и новопоставленнаго митрополита къ матери градовъ Русскихъ было какъ бы священнымъ походомъ для искорененія языческаго многобожія и идолослуженія въ отчинѣ Владиміра. Они везли съ собою святыя мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Ихъ сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшіе изъ Греціи и взятые изъ завоеванной Корсуни.

Все краткое время управленія святаго Михаила Русскою церковію протекло въ апостольскихъ трудахъ: въ проповѣди Евангелія язычникамъ, въ крещеніи ихъ и утвержденіи въ вѣрѣ новопросвѣщенныхъ. По словамъ церковнаго пѣснопѣнія [4], святый Михаилъ нищетою невѣрія одержимой землѣ Россійской принесъ отъ Царствующаго града Евангеліе Христово и сіе даровалъ ей.

Первымъ дѣломъ святителя на мѣстѣ его архипастырскаго служенія было крещеніе семейства князя, — его сыновей; за нимъ послѣдовало крещеніе дружинниковъ князя, бояръ.

Наша Церковь ублажаетъ святителя Михаила, какъ крестителя стольнаго Кіева, и воспѣваетъ: красуется градъ Кіевъ до днесь ризою крещенія одѣянъ отъ тебе, святителю. Съ великимъ трудомъ, но и съ великимъ успѣхомъ совершено было сіе важное дѣло. Святый митрополитъ, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народъ вѣрѣ Христовой, приготовляя его къ воспріятію святаго крещенія, разрушая его языческія суевѣрія, сѣчивомъ евангельскаго ученія, посѣкая идольское изваяніе. Въ это время князь Владиміръ содѣйствовалъ успѣхамъ ихъ проповѣди своею властью: онъ повелѣлъ слугамъ своимъ сокрушить идоловъ и надругаться надъ ними, а народу отъ мала до велика — мужамъ и женамъ, знатнымъ и простымъ, рабамъ и свободнымъ, идти въ назначенный день на рѣку креститься. И собрались жители Кіева на берегъ Днѣпра для крещенія, которое совершилъ святый Михаилъ съ многочисленнымъ духовенствомъ, въ присутствіи князя, его семейства и бояръ.

Крещеніемъ Кіева положено было прочное начало къ просвѣщенію Руси свѣтомъ евангельской истины: вѣра Христова, которую исповѣдывали князь и бояре, стала вѣрою и Русской столицы. Но теперь надлежало сдѣлать ее вѣрою всей земли Русской отъ конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владиміра и для церковнаго управленія которой поставленъ былъ святый Михаилъ. Самому святителю надлежало собрать стадо словесныхъ овецъ, чтобы быть ихъ пастыремъ и учителемъ. И потому ревностный архипастырь, при содѣйствіи равноапостольнаго князя, стремится насаждать по градамъ Русской земли вѣру Христову. Церковь чтитъ святаго Михаила, какъ свидѣтеля истины и проповѣдника евангелія Христова, истребившаго терніе многобожія и всѣявшаго сѣмя доброплодовитое въ землѣ Россійской. Главнѣйшими городами Руси послѣ Кіева въ то время были: Новгородъ Великій, столица сѣверныхъ владѣній князя Владиміра, и Ростовъ Великій, главный городъ Залѣсской земли [5]. Въ эти два города святый Михаилъ совершилъ путешествія для обращенія язычниковъ въ Христову вѣру. Въ 990 году, въ сопровожденіи епископовъ, княжескаго воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина [6], святитель посѣтилъ Новгородъ; здѣсь сокрушилъ идоловъ, многихъ крестилъ, построилъ нѣсколько церквей и поставилъ къ нимъ пресвитеровъ. На слѣдующій годъ такое же путешествіе съ проповѣдью Евангелія святый Михаилъ предпринялъ въ Ростовъ. Успѣхъ его проповѣди на сей разъ былъ значительнѣе: онъ крестилъ безъ числа людей, воздвигъ много церквей, поставилъ къ нимъ пресвитеровъ и діаконовъ, установилъ чинъ церковнаго богослуженія и управленія.

Въ 992 году святый митрополитъ Михаилъ скончался. Святый Владиміръ неутѣшно скорбѣлъ и плакалъ, такъ какъ въ почившемъ святителѣ лишился не только добраго и ревностнаго пастыря, но и мудраго совѣтника своего въ дѣлахъ государственнаго управленія.

Еще вслѣдъ за крещеніемъ Кіева, святый Михаилъ благословилъ князя Владиміра создать Десятинный храмъ въ честь Пресвятыя Богородицы. Святитель не дожилъ до окончанія его постройки, но этотъ храмъ принялъ его останки, послуживъ мѣстомъ его погребенія [7].

Обрѣтенныя нетлѣнными въ XII вѣкѣ, мощи святаго Михаила тогда же перенесены были въ Кіево-Печерскую лавру, въ Антоніеву пещеру, а отсюда въ 1730 году изнесены въ Великую Успенскую церковь лавры, гдѣ нетлѣнно почиваютъ и донынѣ [8].

Примѣчанія:
[1] Корсунь — иначе Херсонесъ Таврическій — древній греческій городъ на юго-западномъ берегу Таврическаго полуострова или Крыма, вблизи нынѣшняго Севастополя. Послѣ него остались развалины.
[2] Все это произошло въ 988 году. Византійскими императорами въ то время были Василій II Болгаробойца и братъ его Константинъ VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совмѣстно: Василій съ 975 по 1026 г., Константинъ съ 979 по 1028 г., но настоящимъ правителемъ былъ Василій, — наиболѣе способный и дѣятельный.
[3] Св. Николай ІІ Хрисовергъ управлялъ Константинопольскою церковію съ 983 по 996 годъ.
[4] Въ данномъ мѣстѣ и въ ниже слѣдующихъ приводятся слова изъ службы святителю Михаилу.
[5] Новгородъ стоитъ на рѣкѣ Волховѣ при выхолѣ его изъ озера Ильнень; Ростовъ Великій – при озерѣ Неро.
[6] Добрыня — родной дядя Владиміра по матери. Анастасъ Корсунянинъ — грекъ, предавшій Корсунь Владиміру. Впослѣдствіи онъ былъ старѣйшимъ священникомъ при Десятинной церкви.
[7] Десятинная церковь получила свое названіе отъ десятины (10-й части имѣнія), опредѣленной на ея содержаніе княземъ Владиміромъ; построена мастерами, вызванными изъ Греціи, въ продолженіе семи лѣтъ (съ 989 по 996 г.). До ея освященія мощи святаго Михаила, вѣроятно, помѣщались временно гдѣ-нибудь въ другомъ мѣстѣ; впрочемъ возможно, что были погребены и въ недостроенномъ храмѣ.
[8] Память святаго Михаила первоначально праздновалась 16 іюня, по преданію въ день его кончины. Съ 1730 года она перенесена на 30 сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 666-669.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0