Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать девятый.

Память святыхъ мучениковъ Дады, Гаведдая и Каздои.

— «Кто научилъ тебя такимъ чарамъ?»

Святый Дада отвѣчалъ ему:

— «Если и ты захочешь послѣдовать ученію, которому я слѣдую, то и ты удостоишься совершать такія же чудеса».

— «Неужели», — спросилъ его Гаведдай, — если я увѣрую въ Христа твоего, то буду совершать такія же чудесныя знаменія?»

Святый Дада сказалъ ему на это:

— «Не только будешь ихъ совершать, но и воцаришься со Христомъ».

Тогда Гаведдай приказалъ развести большой костеръ, призвалъ имя Христова, и огонь погасъ. Увидѣвъ такое чудо, царевичъ припалъ къ ногамъ святаго Дады и исповѣдалъ свою вѣру во Христа. Вельможа царскій Андромелихъ донесъ о всемъ этомъ царю Сапору. Узнавъ, что сынъ его Гаведдай вѣруетъ во Христа, царь приказалъ четыремъ слугамъ бить царевича суковатыми палками. Когда эти четверо изнемогли отъ долгаго біенія, царь приказалъ стать на мѣсто ихъ другимъ. Во время біенія, святый Гаведдай призывалъ Бога на помощь. Ему явился ангелъ и укрѣпилъ его, говоря ему:

— «Дерзай, я съ тобою».

Послѣ того святаго мученика бросили въ темницу, гдѣ онъ пробылъ пять дней. Вскорѣ Сапоръ поручилъ власть судить всѣхъ христіанъ своего царства нѣкоему Гаргалу, который велѣлъ бить святаго Гаведдая ремнями изъ воловьей кожи. Претерпѣвая такое мученіе, святый мученикъ поносилъ отцовскую вѣру. Тогда Гаргалъ приказалъ содрать съ тѣла его, отъ ногъ до головы, два ремня кожи, говоря:

— «Посмотрю, придетъ-ли Христосъ твой, чтобы исцѣлить тебя».

Святый же мученикъ вдругъ сдѣлался совершенно здоровъ. Гаргалъ заключилъ его въ темницу; но, силою Божіею, и узы его разрѣшились. Обезумѣлъ судія отъ гнѣва и пошелъ доложить о всемъ этомъ царю, который сказалъ ему:

— «Убей нечестиваго, ибо онъ больше не сынъ мой, но зломыслящій человѣкъ, потому-что увѣровалъ во Христа».

Гаргалъ раскалилъ желѣзный прутъ и пронзилъ имъ голову святаго мученика насквозь чрезъ уши. Но въ то время какъ мученикъ молился, явился ангелъ, вынулъ изъ головы его прутъ и исцѣлилъ святаго страдальца. Увидѣвъ это, Гаргалъ началъ терзать тѣло его острыми желѣзными спицами, приговаривая:

— «Увидимъ, придетъ-ли твой Христосъ и исцѣлитъ-ли тебя».

Но святый Гаведдай опять помолился и получилъ исцѣленіе.

Будучи свидѣтелями всего этого, темничные сторожа пришли въ страхъ и воскликнули:

— «Великъ Богъ христіанскій!»

Но судія еще больше разъярился и велѣлъ вонзить въ плеча мученика желѣзныя спицы и повѣсить его, оставивъ его въ семъ положеніи отъ третьяго до девятаго часа. Святый висѣлъ и молился. Затѣмъ его сняли и опять отвели въ темницу. Мать и сестра желали навѣстить его въ темницѣ, но боялись царя. А самъ Сапоръ, узнавъ, что мученикъ живъ, подвергъ его новому мученію: онъ велѣлъ содрать кожу съ головы его, покрыть лицо его и снова заключить въ темницу. Святый претерпѣвалъ все сіе, славя Бога. Узнавъ, что мученикъ все еще живъ, царь приказалъ вырвать у него ногти на рукахъ и ногахъ и выбить всѣ его зубы. Заключивъ его опять въ темницу, онъ запретилъ давать ему пить и пускать къ нему кого-либо.

Сестра мученика украдкою прошла въ темницу и дала ему пить воды, а темничному сторожу подъ страхомъ казни запретила говорить о томъ. Среди всѣхъ страданій святый мученикъ радовался и врачевалъ отъ недуговъ и болѣзней всѣхъ къ нему приходившихъ, и всѣ дивились сему.

Въ то время сидѣли въ темницѣ иной Гаргалъ, волхвъ, наказанный за многія свои преступленія; увидѣвъ терпѣніе святаго Гаведдая, а также чудеса, которыя онъ совершалъ этотъ волхвъ припалъ къ его ногамъ и сказалъ:

— «Молю тебя, рабъ Божій: помяни меня предъ Христомъ твоимъ».

Святый отвѣтилъ ему:

— «Вѣруй въ Него, и Онъ избавитъ тебя отъ всѣхъ золъ твоихъ».

Гаргалъ воскликнулъ:

— «Вѣрую въ Тебя, Господи Іисусе Христе!»

Затѣмъ присоединился къ Гаведдаю. На другой день мучитель велѣлъ обоихъ ихъ привести къ себѣ на судъ и, раздѣвъ Гаргала, бить его палками. Во время біенія, мученикъ взиралъ на небо и молился такъ:

— «Господи Іисусе Христе, имени Твоего ради я страдаю: укрѣпи меня!»

И сказавъ сіе, онъ предалъ духъ свой Господу. А святаго Гаведдая положили на вертящееся колесо и содрали кожу съ его ногъ. Затѣмъ начали жечь ему ручныя мышцы раскаленными желѣзными молотками и опять ввергнули его въ темницу.

Узники, находившіеся въ ней, помазывались кровію, истекавшею изъ ранъ его, и получали исцѣленіе отъ ранъ своихъ; и всѣ болящіе получали исцѣленіе и славили Бога. Когда князь Гаргалъ услышалъ объ этомъ, то не повѣрилъ. Но великъ былъ его ужасъ, когда святый мученикъ, выведенный по прошествіи 15 дней изъ темницы, оказался цѣлъ и совершенно здоровъ. Тогда онъ ведѣлъ бросить его въ раскаленный котелъ, наполненный смолой и сѣрой, но и послѣ сего мученикъ остался невредимымъ.

Посовѣтовавшись съ своими приближенными, мучитель приказалъ распять святаго мученика на крестѣ, и затѣмъ въ него долго стрѣляли изъ лука въ присутствіи многочисленной толпы. Тогда послѣдовало новое преславное чудо: не только самъ святый оставался невредимъ, но и самыя стрѣлы, пускаемыя въ его тѣло, отскакивали и ранили стрѣлявшихъ. Все сіе поражало народъ ужасомъ. Донесли о семъ царю. Онъ послалъ дочь свою Каздою, чтобы убѣдить святаго Гаведдая. Каздоя же пришедши къ Гаведдаю и увидавши все, бывшее съ нимъ, сама, наученная имъ, увѣровала во Христа. Сапоръ сильно разгнѣвался и приказалъ растянуть дочь свою на землѣ и бить ее палками, послѣ чего и ее бросили въ темницу. Каздоя, лежа въ темницѣ и страдая отъ ранъ, говорила святому Гаведдаю:

— «Помолись за меня, чтобы я могла вынести сіи мученія».

Святый мученикъ отвѣтилъ ей:

— «Твоя вѣра во Христа поможетъ тебѣ, не скорби: я уповаю на Господа, что, по Его волѣ, мученіе не коснется тебя, и ты не будешь болѣе мучена другою мукою».

Царь Сапоръ велѣлъ вывести святаго мученика и связать ему руки и ноги, а затѣмъ бросить его среди конскаго ристалища, чтобы въ теченіе ночи святый былъ растоптанъ конями. Но, благодатію Божіею, святый мученикъ былъ сохраненъ невредимымъ отъ нихъ и благословлялъ Бога за то. Увидѣвъ на другой день, что святый развязанъ и совершенно здоровъ, всѣ дивились сему чуду. Тогда стали опалять его зажженными головнями, онъ же все молился и немолчно славилъ съ радостью Господа. А Дадій и Авдій, которые были христіанами и стояли тамъ, боясь царскаго гнѣва, тайно записывали страданія святаго мученика. Святый сказалъ имъ:

— «Если возможно, принесите мнѣ воды и масла, чтобы я могъ креститься; если же это не возможно, то молитесь, чтобы Господь отпустилъ мнѣ грѣхи мои».

И вотъ малое облако излило на главу мученика воду и масло. И изъ облака послышался голосъ:

— «Рабъ Божій, ты уже принялъ святое крещеніе!»

И лицо мученика просвѣтилось, какъ солнце, и въ воздухѣ разнеслось благоуханіе. Услышавъ сей голосъ, святый Гаведдай благодарилъ и славилъ Бога. Тогда Гаргалъ приказалъ пронзить тѣло его острыми копьями. Нѣсколько часовъ терпѣлъ святый мученикъ это мученіе и, наконецъ, съ молитвою на устахъ предалъ духъ свой въ руцѣ Господни. Гаргалъ велѣлъ разсѣчь тѣло его на три части и разбросать ихъ въ разныя стороны. Дадій и Авдій, бывшіе священниками, и Армазатъ діаконъ взяли его святыя мощи съ великою честью, принесли къ себѣ въ домъ и, помазавъ ихъ ароматами, съ благоговѣніемъ погребли, славя Бога. А святаго и славнаго Даду, царскаго сродника, котораго и раньше много мучили, разсѣкли, наконецъ, на части, и такъ онъ скончался о Господѣ. Нѣкоторые же боголюбцы взяли тѣло его и, съ честью опрятавши его, положили его въ нарочитомъ мѣстѣ. Когда вышеназванные мужи (Дадій, Авдій и Армазатъ) въ ту ночь вмѣстѣ совершали пѣснопѣніе, въ полночный часъ святый Гаведдай сталъ среди нихъ и сказалъ имъ:

— «Возмогайте о Господѣ, братіе».

Они сильно возрадовались отъ такого видѣнія. Святый же снова сказалъ имъ:

— «Да подастъ вамъ Господь награду за то, что вы сдѣлали!» И, преклонивъ главу свою къ Дадію, онъ сказалъ ему:

— «Возьми съ головы моей рогъ съ масломъ и, взявъ часть тѣла Христа моего, войди въ царскій дворецъ и помажь масломъ сестру мою Каздою, а затѣмъ преподай ей святое тѣло Христово».

Дадій сдѣлалъ по слову святаго мученика, крестилъ ее и причастилъ Святыхъ Таинъ, говоря:

— «Усни, сестра, до пришествія Господня!»

И вотъ, ангелъ Господень взялъ душу ея, и она переселилась на небо. Когда ея матерь пришла къ ней, она нашла ее уже умершею. Тогда она вошла къ царю и сказала ему:

— «Вотъ, какой ты безчеловѣчный и жестокій, — даже родныхъ дѣтей своихъ не пощадилъ! Радуйся, что сынъ твой, послѣ многихъ мученій, убитъ, убита также и дочь твоя! Горе твоему жестокосердію! Но дѣти твои, такъ безвременно умершіе, уже не боятся твоего гнѣва».

Слыша такія слова своей супруги, жестокій и безчеловѣчный царь нимало не поскорбѣлъ, хотя она и говорила ему все сіе со слезами, но оставался такимъ же непреклоннымъ и жестокимъ. При видѣ такого его безчеловѣчія, царица взяла драгоцѣнные ароматы, окадила святое тѣло своей дочери ѳиміамомъ и, одѣвши его царскою багряницею, положила рядомъ съ тѣломъ сына своего Гаведдая, тихо плача и жалобно восклицая:

— «Любимые дѣти мои! помяните меня, матерь вашу въ день вашей радости, когда вы будете радоваться со Христомъ, — чтобы и я, окаянная, обрѣла себѣ разрѣшеніе грѣховъ въ славѣ Христа Бога!» [1]

Примѣчаніе:
[1] Страданія и кончнна святыхъ мучениковъ Дады, Гаведдая и Каздои послѣдовали около половины IV вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 646-651.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0