Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать восьмой.

Житіе святаго Вячеслава, князя Чешскаго.

— «Господи Боже, Іисусе Христе, благослови сіе отроча, якоже благословилъ еси праведныхъ Твоихъ — Авраама, Исаака и Іакова и вѣнчай его, якоже вѣнчалъ еси правовѣрныхъ царей, равноапостольныхъ Константину и Елену».

Съ этого-то особенно времени Божіей благодатію отрокъ сталъ рости и преуспѣвать. Бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамотѣ, которою святый очень скоро овладѣлъ вполнѣ. Видя его успѣхи, отецъ отправилъ его въ городъ Будечъ учиться латинскому языку и другимъ наукамъ; во всемъ этомъ онъ преуспѣвалъ къ удивленію учителей.

Но волею Божіею случилось, что князь Вратиславъ скоро умеръ [4] и святый Вячеславъ, юный еще возрастомъ, вступилъ на родительскій престолъ. Здѣсь, въ санѣ правителя, выказалъ онъ въ особенности свои дарованія: вмѣстѣ съ своею матерію онъ старался объ улучшеніи управленія страны, заботился о своемъ семействѣ: выдалъ замужъ сестеръ своихъ въ сосѣднія княжества, наблюдалъ за воспитаніемъ младшихъ братьевъ, не упуская случая и самому расширить свои познанія, такъ что скоро онъ изучилъ вполнѣ не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя въ этомъ отношеніи всякаго священника или даже епископа. Богъ благословлялъ его дѣятельность, одаряя его премудростью. Онъ же усердно старался угодить Богу, заботился объ убогихъ, кормилъ ихъ, принималъ странныхъ по слову Евангельскому: взалкахся бо и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; страненъ бѣхъ, и введосте Мене (Матѳ. 25, 35), почиталъ духовенство, строилъ и украшалъ церкви, ко всѣмъ, относился съ любовью, какъ къ богатымъ, такъ и къ бѣднымъ, и во всю недолговременную жизнь свою помышлялъ только о благомъ.

Но діаволъ, исконный врагъ рода человѣческаго, и теперь всячески старался посѣять смуты: нѣкоторые зломысленные вельможи захотѣли воспользоваться молодостью святаго, который по смерти отца своего остался всего восемнадцати лѣтъ. И вотъ сначала они стали возстановлять князя Вячеслава противъ его матери, говоря, что она убила его бабку святую Людмилу, и злоумышляетъ противъ него. Вячеславъ сперва повѣрилъ этимъ словамъ и отправилъ свою мать въ городъ Будечъ, но скоро вспомнилъ слова апостола Павла: чти отца твоего и матерь, — яже есть заповѣдь первая во обѣтованіи (Ефес. 6, 2), — вернулъ мать обратно въ свой домъ и съ горькими слезами каялся, говоря:

— «Господи Боже мой, не вмѣни мнѣ сего во грѣхъ», — и повторялъ слова Псалмопѣвца: грѣхъ юности моея и невѣдѣнія моего не помяни (Псал. 24, 7).

Съ этихъ поръ онъ всячески почиталъ свою мать, такъ что она радовалась его благочестію и добротѣ: онъ питалъ увѣчныхъ, заботился о вдовахъ и сиротахъ, выкупалъ плѣнныхъ, всѣмъ дѣлалъ добро, и всюду прославлялось имя добраго и праведнаго князя Вячеслава.

Злонамѣренные вельможи, увидавъ, что ихъ замыслы не удались вслѣдствіе разума и благонравія святаго, стали возмущать противъ него брата его — Болеслава, который, какъ младшій, долженъ былъ подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеславъ со своими совѣтниками и съ матерью умышляютъ извести его, и совѣтовали ему для спасенія своей жизни убить святаго князя и самому занять княжескій престолъ. Эти злобные совѣты соблазнителей смутили умъ Болеслава и онъ сталъ помышлять о смерти своего брата, подобно тому, какъ почти сто лѣтъ спустя [5] Святополкъ Окаянный, желая быть единовластнымъ въ Русской землѣ, задумалъ избить братьевъ.

Желая исполнить свое преступное намѣреніе, Болеславъ пригласилъ брата къ себѣ на освященіе церкви, которое должно было произойти въ воскресный день, съ коимъ совпало тогда и празднованіе памяти святыхъ Космы и Даміана. Святый Вячеславъ, пріѣхавъ и отслушавъ святую литургію, хотѣлъ возвратиться обратно въ Прагу [6], но Болеславъ сталъ удерживать его, упрашивая не обидѣть его отказомъ отъ угощенія, которое онъ приготовилъ. Святый согласился остаться, хотя, когда онъ вышелъ на дворъ Волеславовъ, слуги предупреждали его о замыслахъ брата. Святый не повѣрилъ этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тотъ день они въ радости провели вмѣстѣ; а между тѣмъ ночью злодѣи собрались во дворѣ одного изъ заговорщиковъ, по имени Гнѣвысы, и вмѣстѣ съ Болеславомъ обдумывали, какъ бы имъ убить св. Вячеслава, и рѣшили напасть на него, какъ только онъ встанетъ и пойдетъ къ утренѣ, такъ какъ знали, что по благочестію своему святый не пропуститъ службы. И ихъ предположенія сбылись: лишь только раздался благовѣстъ къ утренѣ, Вячеславъ тотчасъ всталъ со словами:

— «Слава Тебѣ, Господи Боже мой, яко далъ еси свѣтъ и мнѣ дожити до сего утра».

Затѣмъ онъ одѣлся и, умывшись, пошелъ въ церковь; въ воротахъ дома его догналъ Болеславъ. Святый, обернувшись, сказалъ:

— «Здравствуй, братъ; вчера хорошо...».

Но не успѣлъ онъ докончить своей рѣчи, какъ Болеславъ, по наущенію діавола, выхватилъ свой мечъ изъ ноженъ и ударилъ имъ брата по головѣ, со словами:

— «Сегодня хочу тебя еще лучше угостить».

Вячеславъ воскликнулъ:

— «Братъ, чтó ты задумалъ?»

И схвативъ его, повалилъ на землю, и спросилъ:

— «Братъ мой, какое зло я сдѣлалъ тебѣ?»

Но тутъ подбѣжалъ одинъ изъ заговорщиковъ и поразилъ святаго въ руку. Тогда онъ, оставивъ Болеслава, побѣжалъ къ церкви. Заговорщики бросились за нимъ и двое изъ нихъ — Честа и Тира — зарубили его въ самыхъ дверяхъ церковныхъ, а третій — Гнѣвыса — пронзилъ его еще мечемъ въ ребра. Блаженный испустилъ духъ со словами:

— «Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой».

По убіеніи князя, злодѣи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всѣхъ тѣхъ, кого святый Вячеславъ пріютилъ въ своемъ домѣ; заговорщикъ Тира сталъ совѣтовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и отъ брата и отъ матери, но тотъ отвѣтилъ, что это еще успѣется, такъ какъ ей некуда скрыться.

Тѣло же святаго Вячеслава заговорщики изрубили и бросили безъ погребенія, только какой-то священникъ прикрылъ его покрываломъ. Въ то время мать святаго, услышавъ о его убіеніи, бросилась искать его и, увидѣвъ изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала всѣ части его тѣла и, не смѣя отнести ихъ къ себѣ, тутъ же, на дворѣ священника этой церкви, омыла, одѣла, и тогда его отнесли въ церковь и положили тамъ. Отдавши этотъ послѣдній долгъ своему мученически погибшему сыну, мать святаго Вячеслава, спасаясь отъ смерти, укрылась въ странѣ хорватовъ [7], такъ что, когда Болеславъ вздумалъ и къ ней послать убійцъ, то они ея уже не могли найти.

Останки блаженнаго князя нѣсколько времени еще находились въ церкви, ожидая погребенія, пока, наконецъ, позволили позвать священника, чтобы совершить отпѣваніе святаго мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую въ дверяхъ церковныхъ, какъ ни старались, никакъ не могли отмыть. По истеченіи же трехъ дней, она сама исчезла чудеснымъ образомъ [8].

Вскорѣ братоубійца Болеславъ созналъ свой тяжкій грѣхъ и горько плакалъ, раскаяваясь и говоря:

— «Азъ согрѣшихъ и грѣхъ мой и беззаконія моя азъ знаю, Боже помози мнѣ грѣшному».

Онъ послалъ священниковъ и своихъ приближенныхъ перенести мощи святаго Вячеслава въ стольный градъ Прагу, и ихъ съ честію положили по правую сторону алтаря въ церкви святаго Вита, которую создалъ самъ святый.

Примѣчанія:
[1] Чехія занимаетъ средне-европейское плоскогоріе, окруженное со всѣхъ почти сторонъ горами и орошаемое рѣкой Лабой (Эльбой) съ ея притоками. Въ отдаленной древности эта страна была занята Кельтскимъ народомъ — бойями, отъ которыхъ она носитъ другое названіе — Богемія. Незадолго до Р. X. бойи были изгнаны германцами-маркоманами, ведшими долгія войны съ римлянами и окончательно исчезнувшими въ половинѣ V в.; вскорѣ послѣ этого, вѣроятно, поселились въ опустѣвшей странѣ славянскія племона чеховъ, по которымъ и страна прозвалась Чехіей. Когда святые братья, Кириллъ и Меѳодій, распространяли христіанство въ славянскихъ странахъ — Моравіи и Панноніи, тогда ими же были крещены и чехи, и у нихъ введено было богослуженіе на славянскомъ языкѣ; христіанство у чеховъ распространилось очень сильно и скоро у нихъ появились святые подвижники; въ Православной Церкви извѣстны: блаженная Людмила, святый Вячеславъ и преподобный Прокопій, жившій уже въ XI вѣкѣ (память его празднуется 16-го сентября). Но еще до крещенія чеховъ святыми первоучителями славянъ появились въ Чехіи и нѣмецкіе миссіонеры, которые стали распространять богослуженіе на латинскомъ языкѣ, а такъ какъ они при этомъ пользовались покровительствомъ могущественныхъ нѣмецкихъ государствъ, сосѣднихъ съ чехами, то имъ съ теченіемъ времени удалось совершенно вытѣснить славянское богослуженіе, которое уже въ XI в. приходилось защищать святому Прокопію, хотя мѣстами оно продолжало сохраняться и позже.
[2] Память ея празднуется 16-го сентября.
[3] Вступилъ на княжескій Чешскій престолъ въ послѣднихъ годахъ IX в.
[4] Князь Вратиславъ умеръ въ 920 году по Р. X.
[5] Въ 1015 году.
[6] Столица Чехіи, находится на р. Влтавѣ, притокѣ Лабы.
[7] Славянское племя, живущее по берегу Адріатическаго моря и по рѣкамъ Савѣ и Дравѣ, притокамъ Дуная, къ югу отъ Чехіи.
[8] Мученическая кончина святаго Вячеслава, князя Чешскаго, произошла въ 935 г., въ 28-й день сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 627-631.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0