Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать седьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Савватія, Соловецкаго чудотворца.

Услышавъ о томъ, что въ Новгородской же области есть озеро Нево [3], а на немъ островъ, называемый Валаамъ [4], гдѣ находится монастырь во имя Преображенія Господня, иноки котораго пребываютъ въ строгихъ подвигахъ, принося безпрестанныя молитвы Богу и питаясь трудами рукъ своихъ, — преподобный Савватій сталъ просить игумена и братію Кириллова Бѣлозерскаго монастыря о томъ, чтобы его съ благословеніемъ отпустили въ монастырь Валаамскій на жительство. Съ благословеніемъ отпущенный ими, преподобный пришелъ на островъ Валаамъ, гдѣ и былъ радостно принятъ братіею монастыря. Здѣсь подвижникъ провелъ также немалое время. Подражая многотруднымъ подвигамъ тамошнихъ иноковъ и постоянно умножая свои труды, преподобный Савватій и здѣсь, какъ въ монастырѣ Кирилловомъ, превзошелъ всѣхъ въ подвижничествѣ, такъ что его добродѣтельная жизнь стала всѣмъ извѣстною и на Валаамѣ, ибо онъ до крайнихъ предѣловъ истощалъ свою плоть и уже при жизни явился жилищемъ Святаго Духа.

Въ новомъ мѣстѣ своего пребыванія, въ монастырѣ Валаамскомъ, также какъ и въ монастырѣ Кирилловомъ, преподобный Савватій былъ почитаемъ и хвалимъ; посему преподобный сталъ опять жестоко скорбѣть, тяготясь почитаніемъ и похвалами братіи, и вновь помышлялъ объ отысканіи безмолвнаго и уединеннаго мѣста для своихъ подвиговъ. Ранѣе же преподобный слышалъ о ненаселенномъ Соловецкомъ островѣ [5], лежащемъ среди холодныхъ водъ Бѣлаго моря, на разстояніи двухдневнаго плаванія отъ материка. Слушая разсказы о безлюдномъ островѣ, преподобный радовался духомъ и объятъ былъ горячимъ желаніемъ поселиться на немъ для подвиговъ безмолвія. Онъ сталъ усердно просить настоятеля Валаамскаго монастыря отпустить его. Настоятель же съ братіею, любя преподобнаго и почитая въ немъ Божія посланника, не желали лишиться столь достохвальнаго сожителя, являвшагося для всѣхъ образцомъ добродѣтели [6], и умоляли преподобнаго старца не оставлять ихъ. Снисходя на просьбы Валаамскихъ иноковъ, преподобный прожилъ въ ихъ монастырѣ еще малое время, а потомъ, помолившись Богу и положившись на святую Его помощь, тайно ночью ушелъ изъ монастыря, никѣмъ не замѣченный.

Наставляемый и хранимый Богомъ, онъ направился къ Соловецкому острову. Придя къ морю, преподобный встрѣтилъ жителей, населявшихъ морской берегъ противъ Соловецкаго острова, и сталъ ихъ разспрашивать объ островѣ. Они сообщили преподобному, что Соловецкій островъ далеко отстоитъ отъ берега, путь къ нему затруднителенъ и опасенъ, плаватели же едва достигаютъ до острова чрезъ двое сутокъ плаванія и то лишь при тихой погодѣ. Разспросивъ подробно объ островѣ, преподобный Савватій пришелъ къ мысли, что это — удобнѣйшее мѣсто для подвиговъ безмолвія и иноческаго уединенія. Онъ узналъ, что въ окружности островъ имѣетъ болѣе ста верстъ; вблизи его производятся ловы рыбы и морскихъ звѣрей; на немъ есть годная для питья прѣсная вода, рыбныя озера, горы, верхи которыхъ покрыты строевымъ лѣсомъ, долины, заросшія болѣе мелкимъ лѣсомъ; много разныхъ ягодъ; узналъ преподобный, что Соловецкій островъ вполнѣ удобенъ для человѣческаго житія; не заселенъ же онъ потому, что крайне неудобно сообщеніе его съ берегомъ. Многіе, неоднократно желавшіе тамъ поселиться, не могли этого сдѣлать изъ-за страха предъ морскими невзгодами. Иногда лишь, въ хорошую погоду, къ острову подъѣзжаютъ на лодкахъ съ берега рыболовы, но, по окончаніи ловли, немедленно возвращаются на материкъ. Выслушавь все это отъ прибрежныхъ жителей, преподобный Савватій возгорѣлся пламеннымъ желаніемъ поселиться на Соловецкомъ островѣ. Узнавъ о такомъ намѣреніи блаженнаго, поморяне отклоняли его отъ этой мысли, говоря:

— «О, старче! чѣмъ ты станешь питаться или во чтó одѣваться на островѣ, будучи въ столь преклонномъ возрастѣ и ничего не имѣя? И какъ ты будешь одинъ жить въ холодной странѣ, въ дальнемъ разстояніи отъ людей, когда ты уже не въ силахъ ничего самъ для себя сдѣлать?»

Преподобный имъ отвѣчалъ:

— «Я, чада, имѣю такого Владыку, Который природу старика дѣлаетъ юною, равно какъ и младенца возращаетъ до лѣтъ преклонной старости. Онъ обогащаетъ бѣдныхъ, даетъ потребное нищимъ, одѣваетъ нагихъ, и малою пищею досыта насыщаетъ алчущихъ, подобно тому, какъ нѣкогда въ пустынѣ насытилъ Онъ пять тысячъ человѣкъ пятью хлѣбами» (Іоан. 6, 5-13).

Услышавъ отъ старца рѣчи отъ священныхъ книгъ, одни изъ поморянъ удивлялись его разуму, а другіе, по своему неразумѣнію, насмѣхались. Между тѣмъ преподобный, возверзнувъ на Господа печаль свою (Псал. 54, 23), удалился на рѣку Выгъ [7], гдѣ встрѣтилъ инока Германа [8], жившаго тамъ при часовнѣ. Преподобный Савватій нѣкоторое время прожилъ у Германа. Отъ него онъ узналъ о Соловецкомъ островѣ то же самое, что и отъ поморянъ. Посовѣтовавшись между собою и положившись на Бога, оба подвижника рѣшились идти и вмѣстѣ поселиться на Соловецкомъ островѣ. Устроивъ лодку и захвативъ съ собой немного пищи и одежды, а также и орудія для необходимыхъ работъ, они усердно помолились Богу и, возложивши на Него все свое упованіе, сѣли въ лодку и при тихой погодѣ начали плаваніе.

Съ Божіею помощію они на третій день достигли острова и, радуясь и веселясь душею, возблагодарили Бога, указавшаго имъ сіе пустынное мѣсто [9]. На томъ мѣстѣ берега, къ которому пристала лодка подвижниковъ, они поставили крестъ. Удалившись на нѣкоторое разстояніе [10] въ глубь острова, преподобные иноки увидѣли на берегу озера весьма красивую горную мѣстность, гдѣ и рѣшили остановиться для постояннаго жительства. Здѣсь они, построивъ келлію, начали жить для Господа, и пребывали въ трудахъ, добывая себѣ постническую пищу въ потѣ лица, копая землю мотыками [11]. Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь къ Нему духомъ, путемъ непрестанной молитвы и пѣнія псалмовъ Давидовыхъ.

По прошествіи нѣкотораго времени, поморяне, жившіе въ ближайшемъ разстояніи къ острову, стали завидовать поселившимся на островѣ преподобнымъ старцамъ, задумали ихъ изгнать отсюда и говорили между собою:

— «Мы ближайшіе сосѣди острова, какъ бы владѣльцы его, будучи природными жителями земли Корельской, и посему намъ, а послѣ насъ дѣтямъ нашимъ, изъ рода въ родъ, надлежитъ имѣть участіе во владѣніи островомъ».

Спустя нѣкоторое время одинъ рыбакъ, по совѣту своихъ друзей, пришелъ съ женою и со всѣмъ своимъ семействомъ на тотъ островъ и поселился недалеко отъ келлій богоугодныхъ старцевъ. Живя здѣсь, онъ началъ со своими домашними ловить въ озерахъ рыбу. Блаженные же отцы, заботясь о своемъ спасеніи, пребывали въ безмолвіи, и не знали о поселившемся семействѣ рыбака.

Въ одинъ изъ воскресныхъ дней раннимъ утромъ послѣ совершенія обычнаго правила преподобный Савватій, взявъ кадильницу, вышелъ покадить святый крестъ, который онъ водрузилъ близъ своей келліи. Въ это время онъ услышалъ удары и вопли, какъ-бы отъ наносимыхъ кому-то побоевъ. Преподобный ужаснулся того вопля и, предположивъ, что это лишь мечтаніе, оградилъ себя крестнымъ знаменіемъ, возвратился и о слышанныхъ ударахъ и вопляхъ разсказалъ жившему съ нимъ блаженному Герману. Выйдя изъ келліи и услышавъ то же самое, преподобный Германъ пошелъ на крикъ, увидѣлъ плачущую женщину и спросилъ ее, чтó съ ней и отчего она плачетъ. Со слезами женщина разсказала о случившемся съ нею.

— «Когда я шла на озеро къ моему мужу, — говорила она, — меня встрѣтили два свѣтозарныхъ юноши и, схвативши, сильно били меня прутьями, говоря: — «уйдите отъ сего мѣста, вы недостойны здѣсь жить, потому что Богъ назначилъ его для пребыванія иноковъ; скорѣе же уйдите отсюда чтобы не погибнуть вамъ злою смертію». Послѣ того свѣтозарные юноши стали невидимы».

Блаженнный Германъ, возвративгаись къ преподобному старцу Савватію, разсказалъ послѣднему слышанное отъ жены рыбака, и оба они прославили Бога, а рыбакъ, захвативъ съ собою жену и пожитки, безъ замедленія отплылъ въ селеніе, гдѣ жилъ прежде. И съ тѣхъ поръ никто уже изъ мірянъ не дерзалъ селиться на Соловецкомъ островѣ и только рыбаки время отъ времени пріѣзжали на островъ для рыбнаго промысла.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, блаженный Германъ удалился на рѣку Онегу [12], а преподобный Савватій съ глубокою вѣрою въ Бога одинъ остался на островѣ. Единъ только Всевѣдущій, свыше на Своего угодника призиравшій, Господь и святые Его ангелы, посѣщавшіе Савватія, раба Божія, во плоти подражавшаго безплотнымъ, знали, каково было его пребываніе на островѣ, каковъ постъ, каковы духовные подвиги! Намъ же можно судить о трудахъ и лишеніяхъ подвижнической жизни преподобнаго по самому свойству того мѣста, на которомъ онъ поселился. У преподобнаго старца, одиноко пребывавшаго на отдаленномъ, никѣмъ не посѣщаемомъ морскомъ островѣ, не могло быть другого дѣла, кромѣ упражненій въ постоянныхъ подвигахъ богомыслія. И дѣйствительно, углубляясь умомъ въ постоянную молитвенную бесѣду съ Богомъ и къ Нему обращая полныя слезъ очи, преподобный воздыхалъ день и ночь, желая отрѣшиться отъ тѣла и соединиться съ Господомъ.

Почувствовавъ въ глубокой старости, послѣ богоугодныхъ трудовъ, приближеніе смерти, преподобный Савватій сталъ помышлять о томъ, какъ-бы ему сподобиться причащенія Божественныхъ таинъ, которыхъ лишенъ былъ послѣ отшествія изъ Валаамскаго монастыря. Помолившись о томъ Богу, онъ сѣлъ въ небольшой челнокъ и послѣ того, какъ по его молитвѣ море утихло, переплылъ въ теченіе двухъ сутокъ на другой берегъ моря. Выйдя на берегъ, онъ пошелъ по сушѣ, желая дойти до находившейся на рѣкѣ Выгѣ часовни. Случилось, что въ то время на Выгѣ замедлилъ прибывшій сюда, съ цѣлію посѣщенія проживавшихъ тамъ христіанинъ, нѣкій игуменъ Наѳанаилъ.

Идя ранѣе намѣченнымъ путемъ, преподобный, по Божественному промышленію, встрѣтилъ игумена Наѳанаила, шедшаго съ Божественными Тайнами въ одну отдаленную деревню причастить больного. Послѣ обычнаго иноческаго привѣтствія, встрѣтившіеся путники разговорились между собою и, узнавши, кто они такіе, были рады другъ другу. Преподобный Савватій радовался, что нашелъ тó, чего искалъ, а игуменъ Наѳанаилъ былъ радъ тому, что сподобился видѣть честныя сѣдины и святоподобное лицо преподобнаго Савватія, о добродѣтельной жизни котораго онъ многое слышалъ. И сказалъ блаженный Савватій Наѳанаилу:

— «Отче, умоляю твою святость: данною тебѣ отъ Бога властію разрѣшать отпусти мнѣ грѣхи, кои я стану тебѣ исповѣдывать, и удостой меня причащенія Святыхъ Таинъ Пречистаго Тѣла и Крови Христа, Владыки моего. Уже много лѣтъ я пламенѣю желаніемъ напитать мою душу сею божественною пищею. Итакъ, святый отецъ, напитай меня нынѣ, ибо Христосъ Богъ мой показалъ мнѣ твое боголюбіе для того, чтобы ты очистилъ меня отъ грѣховъ, которые я отъ юности до сего дня содѣлалъ словомъ, дѣломъ и помышленіемъ».

— «Богъ да проститъ тебя, братъ», — отвѣчалъ игуменъ Наѳанаилъ и, помолчавъ, поднялъ руки къ небу и со слезами произнесъ: «О, если бы мнѣ, для очищенія моего нерадѣнія, имѣть твои грѣхи, преподобный!»

Святый Савватій сказалъ Наѳанаилу:

— «Умоляю твою святыню, немедленно сподобить меня Божественнаго причащенія, такъ какъ приближается конецъ жизни моей».

Игуменъ отвѣчалъ:

— «Господинъ мой отецъ Савватій, ступай теперь къ часовнѣ и тамъ подожди меня: я иду къ больному и скоро возвращусь къ твоему преподобію; рано утромъ я приду къ тебѣ».

На сіе святый Савватій сказалъ:

— «Отче, не откладывай до утра: вѣдь мы не знаемъ того, будемъ ли дышать воздухомъ до завтра, а тѣмъ болѣе, какъ мы можемъ знать о томъ, чтó случится потомъ».

Святый Савватій говорилъ сіе, предвозвѣщая свою скорую кончину.

Видя въ Савватіи угодника Божія, игуменъ Наѳанаилъ не осмѣливался болѣе противорѣчить ему, но, исполняя его желаніе, по совершеніи исповѣди, причастилъ его Божественныхъ Христовыхъ Таинъ и, преподавъ братское лобзаніе, сказалъ:

— «Рабъ Божій, умоляю тебя: подожди меня на Выгѣ при часовнѣ».

Святый согласился ожидать тамъ игумена. Послѣдній пошелъ къ больному, а преподобный Савватій — къ названному мѣсту, гдѣ, воздавши благодареніе Богу за полученіе причащенія и за всѣ Его къ нему благодѣянія, вошелъ въ бывшую при часовнѣ келлію и, затворившись въ ней, пріуготовлялъ свою блаженную душу, дабы предать ее въ руки Божіи.

Въ то время одинъ купецъ изъ Великаго Новгорода, по имени Іоаннъ, плывя по рѣкѣ Выгу съ своими товарами, присталъ къ стоявшей на берегу часовнѣ. Вышедши изъ своего судна на берегъ, онъ поклонился въ часовнѣ святымъ иконамъ и, войдя въ келлію къ преподобному Савватію, получилъ отъ него благословеніе. Преподавъ благословеніе, святый Савватій поучалъ купца отъ Божественнаго Писанія, наставляя его на добрыя дѣла. Купецъ былъ очень богатъ, имѣлъ рабовъ и желалъ вознаградить святаго всѣмъ необходимымъ изъ своихъ товаровъ. Святый же, не желая ничего брать отъ купца, говорилъ:

— «Если ты желаешь творить милостыню, то у тебя есть нуждающіеся, а я не нуждаюсь ни въ чемъ».

Послѣ сего преподобный поучалъ Іоанна о нищелюбіи, милосердіи къ домочадцамъ и о прочихъ добродѣтеляхъ. Купецъ былъ опечаленъ тѣмъ, что старецъ ничего не взялъ у него. Желая утѣшить его, преподобный сказалъ:

— «Чадо Іоаннъ! Ночуй здѣсь до утра — и ты узришь благодать Божію и благополучно уйдешь своею дорогою».

Но Іоаннъ желалъ отплыть оттуда. И вотъ внезапно нашла гроза съ громомъ и молніей и началось волненіе на рѣкѣ и на морѣ. Увидавши внезапную перемѣну погоды и сильное волненіе воды, Іоаннъ ужаснулся и остался ночевать тамъ. Съ наступленіемъ утра, онъ пришелъ въ келлію, желая предъ отходомъ въ путь свой — такъ какъ волненіе уже утихло, — получить отъ преподобнаго Савватія благословеніе. Постучавшись съ молитвою въ двери келліи преподобнаго, онъ не получилъ отвѣта. Послѣ того какъ онъ постучался второй и третій разъ, дверь открылась, и, войдя внутрь келліи, Іоаннъ увидалъ святаго сидящимъ въ мантіи и кукулѣ и стоящую около него кадильницу. И сказалъ купецъ преподобному:

— «Прости меня, рабъ Божій, за то, что я, питая любовь и вѣру къ твоей святости, осмѣлился войти къ тебѣ. Молю твое преподобіе, напутствуй меня на дорогу твоимъ благословеніемъ, чтобы мнѣ, охраняемому твоими святыми молитвами, благополучно путешествовать».

Когда Іоаннъ говорилъ сіе, — въ отвѣтъ не было ни гласа, ни послушанія, потому что святая душа преподобнаго отошла уже къ Господу, и въ то время по всей келліи распространялось сильное благоуханіе. Увидѣвъ, что преподобный ничего ему не отвѣчаетъ, и подумавъ, что онъ спитъ, Іоаннъ подошелъ къ нему и коснулся его рукою; но убѣдившись, что онъ скончался о Господѣ, — ужаснулся и вмѣстѣ съ тѣмъ умилился и испустилъ теплыя слезы изъ очей.

Въ то время возвращался отъ больнаго игуменъ Наѳанаилъ. Онъ вошелъ въ келлію и, увидѣвъ, что святый преставился, горько плакалъ и лобызалъ его честное тѣло. Игуменъ и купецъ разсказывали другъ другу о преподобномъ, первый — какъ онъ сподобился вчера преподать угоднику Божію Божественныя Тайны, а второй — какъ удостоился насладиться полезною для души бесѣдою съ преподобнымъ. Послѣ надгробныхъ пѣснопѣній, они похоронили святое тѣло преподобнаго, отдавши землю землѣ.

Скончался преподобный Савватій въ двадцать седьмой день сентября мѣсяца [13]. Въ сей день и память его почитается во славу Бога, въ Троицѣ славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Митрополитъ Фотій, родомъ грекъ изъ Мореи, занималъ каѳедру съ 1408 по 1431 г.
[2] Кирилло-Бѣлозерскій монастырь въ г. Кирилловѣ Новгородской губерніи, къ югу отъ Бѣлаго озера, основанъ въ 1397 г. преподобнымъ Кирилломъ († 9 іюня 1427 г.).
[3] Первоначальное названіе Ладожскаго озера, изъ котораго вытекаетъ рѣка Нева, носящая названіе по древнему имени Ладожскаго озера.
[4] Въ сѣверной части Ладожскаго озера. Спасо-Преображенскій монастырь на Валаамѣ основанъ преподобными Сергіемъ и Германомъ въ началѣ XIV в. Когда послѣдовала блаженная кончина обоихъ подвижниковъ, точно неизвѣстно.
[5] Соловецкіе острова на Бѣломь морѣ, Архангельской губерніи, числомъ шесть, находятся въ 150 верстахъ отъ берега Кемскаго уѣзда и въ 400 верстахъ отъ г. Архангельска. Главный изъ нихъ, Соловки, длиною отъ сѣвера къ югу 23 версты, а шириною 15 верстъ; окружность острова по береговой линіи — 175 верстъ.
[6] Какъ опытный въ подвижнической жизни, преподобный Савватій, пребывая въ Валаамскомъ монастырѣ, состоялъ старцемъ новоначальныхъ иноковъ, которыхъ руководилъ въ подвигахъ. Среди его учениковъ былъ Геннадій, впослѣдствіи архіепископъ Новгородскій, управлявшій каѳедрою съ 1484 по 1504 годъ.
[7] Рѣка Выгъ протекаетъ Олонецкою и Архангельскою губерніями и вливаетъ свои воды въ Онежскую губу Бѣлаго моря. Мѣсто, гдѣ остановился преподобиый Савватій, находится на устьѣ р. Выга (теперь волость Сороки, на Корельскомъ берегу).
[8] Преподобный Германъ Соловецкій скончался въ 1479 году, память его 30 іюля.
[9] Преподобные Савватій и Германъ прибыли на Соловецкій островъ въ 1429 году.
[10] Въ 12 верстахъ отъ нынѣшней обители, близь горы Сѣкирной; на этомъ мѣстѣ впослѣдствіи сооружена пустынь съ часовнею преподобнаго Савватія.
[11] Мотыка — особый видъ заступа.
[12] Рѣка Онега въ Олонецкой и Архангельской губерніяхъ; впадаетъ въ Онежскую губу.
[13] Въ 1435 году. Мощи преподобнаго въ 1465 году были перенены съ мѣста его кончины при рѣкѣ Выгѣ на островъ Соловецкій.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 601-610.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0