Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать пятый.

Житіе преподобной матери нашей Евфросиніи Суздальской [1].

Усердная молитва благочестивыхъ супруговъ была услышана. Въ одну ночь явилась имъ Пресвятая Богородица и сказала:

— «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вотъ вамъ знаменіе: возьмите благоуханіе и покадите имъ весь домъ свой».

Испуганные супруги бысто встали и увидѣли въ своемъ изголовьи узелъ, въ которомъ завязано благоуханіе. Они вознесли слезную молитву къ удостоившей ихъ Своимъ посѣщеніемъ Богоматери, потомъ взяли кадильницу и наполнили свой домъ дивнымъ благоуханіемъ. Спустя нѣкоторое время, также ночью Пречистая Дѣва явилась имъ снова и дала новое знаменіе: вручила имъ прекрасную голубицу, предъизображая тѣмъ рожденіе отъ нихъ дочери.

Князь и княгиня поспѣшили въ Печерскій монастырь, по обычаю усердно молились о дарованіи имъ дитяти и удостоились третьяго явленія Богоматери, сопровождаемой на этотъ разъ преподобными Антоніемъ и Ѳеодосіемъ. Пресвятая Дѣва уже прямо цредсказала благочестивымъ супругамъ рожденіе дочери:

— «Идите въ свой домъ, — говорила Она, — вы зачнете дочь и наречете имя ей Ѳеодулія. Храните ее со всякимъ страхомъ, ибо она будетъ Честнымъ сосудомъ Святаго Духа и сопричтется къ лику дѣвственныхъ служительницъ Мнѣ при Ризположенскомъ монастырѣ въ Суздалѣ. Я сохраню ее, какъ зѣницу ока, приготовляя ее на бракъ Сыну Своему. Пищей для нея будетъ: хлѣбъ, соль и вода, мяса же не вкуситъ она».

Тогда же Пресвятая Богородица предрекла князю Михаилу, что, по рожденіи Ѳеодуліи, у него будетъ еще четыре сына [4].

Тѣмъ же годомъ княгиня иочувствовала, что она зачала во чревѣ своемъ и съ радостю извѣстила о томъ благовѣрнаго князя. По истеченіи опредѣленнаго срока у нихъ родилась дочь. Крещеніе ея было совершено въ Печерской обители; воспріемникомъ отъ святой купели былъ игуменъ; въ святомъ крещеніи новорожденная получила имя Ѳеодуліи. По обычаю знатныхъ людей того времени къ новорожденной княжнѣ была приставлена кормилица. И когда кормилицѣ случалось вкушать мяса, то Ѳеодулія не принимала отъ нея молока и весь день оставалась безъ пищи. Замѣтивъ это, родители здпретили кормилицѣ вовсе вкушать мясную пищу. Когда же окончились годы кормленья, пищей для отроковицы стади хлѣбъ, соль и немното овощей, питьемъ — одна вода, какъ предсказывала Пресвятая Богородица. Дитя росло, радуя родителей своимъ прекраснымъ видомъ и добрымъ нравомъ.

Благочестивая княгиня-мать часто предавалась размышленію о томъ, что ожидаетъ ея дочь въ будущемъ. и старалась понять, какъ исполнится на ней предсказаніе Богоматери. Какъ бы въ отвѣтъ на недоумѣніе княгини однажды снилось ей, будто она возносится на высоту съ отроковицей на рукахъ своихъ и съ словами благодаренія отдаетъ свое дитя въ даръ Всевышнему.

Когда пришло время, Ѳеодулію стали обучать грамотѣ, — самъ князь Михаилъ и мудрый совѣтникъ его Ѳеодоръ. Сильно полюбила ученіе девятилѣтняя княжна и скоро достигла такихъ успѣховъ, которые изумляли ея наставниковъ и прославляли необычайную отроковицу.

Ѳеодулія обладала рѣдкой тѣлесной красотой. Не одинъ изъ князей хотѣлъ имѣть ее невѣстой своего сына и засылалъ сватовъ къ ея отцу. Князь предпочелъ всѣмъ другимъ сына Суздальскаго князя Мины Іоанновича, потомка славнаго Симона Варяга, котораго любилъ преподобный Ѳеодосій Печерскій [5].

Путь жизни для Ѳеодуліи повидимому былъ намѣченъ. Но не то готовилъ ей Господь: къ другому, тѣсному пути звалъ ее Онъ чудесными видѣніями.

Однажды отроковица видѣла грозный и нелицепріятный судъ Господа. Въ Своихъ рукахъ Онъ держалъ открытыя книги жизни; на востокѣ былъ виденъ рай, а на западѣ кипѣло озеро огненное. Тогда является Заступница рода христіанскаго и призываетъ Ѳеодулію къ богоугодному житію праведныхъ, къ безконечнымъ райскимъ утѣхамъ, уготованнымъ отъ Господа любящимъ Его. Въ видѣніи предъ нею предсталъ мужъ въ бѣлыхъ одеждахъ. Онъ привелъ ее въ Печерскій монастырь, въ церковь Пресвятой Богородицы и показалъ сонмъ черноризцевъ, поющихъ всенощныя молитвы. Изумилась блаженная отроковица и помышляла въ себѣ:

— «Блаженны люди сіи, потому что и въ этой жизни они подобны ангеламъ и въ будущей ихъ ожидаетъ райское наслажденіе».

Въ то время въ Суздальскомъ Ризположенскомъ монастырѣ жила боголюбивая и благочеетивая игуменья. Въ разныхъ видѣніяхъ ей представлялась неизвѣстная дивная отроковица, собирающаяся поступить въ Ризположенскую обитель [6].

Между тѣмъ Ѳеодуліи совершилось уже 15 лѣтъ и приближалось время, когда князь Михаилъ долженъ былъ исполнить обѣщаніе, данное имъ Суздальскому князю Минѣ. Родители сообщили объ этомъ своей дочери, но та отказалась отъ брака, желая навсегда сохранить дѣвство. Она обращается съ слезною молитвою ко Пресвятой Богородицѣ, прося у Ней утѣшенія и наставленія. Пресвятая Дѣва явилась ей и сказала:

— «Чти отца и матерь и не противься своимъ родителямъ. Но не бойся: скверна міра сего не прикоснется къ тебѣ и твоего брака не будетъ; ты, осѣненная Святымъ Духомъ, будешь имѣть жилище въ обители дѣвственницъ; однако, исполняя волю родителей, спѣши въ Суздаль и, когда еще будешь въ пути, женихъ твой отойдетъ ко Господу. Не возвращайся тогда къ родителямъ, чтобы они не сдѣлали тебѣ какого-либо принужденія».

Съ упованіемъ на Пречистую Матерь Божію Ѳеодулія, не медля, отправилась въ путь и на пути, дѣйствительно, узнала, что женихъ ея померъ. И не возвратилась уже она обратно въ свой родительскій домъ, а устремилась, по слову Богородицы, въ Суздаль и явилась къ вратамъ обители во имя Положенія Ризы Пресвятыя Богородицы.

Она предстала предъ старицей-игуменьей и, упавъ ей въ ноги, умоляла о принятіи въ обитель. Видя непреодолимое желаніе Ѳеодуліи посвятить себя на служеніе Богу, игуменья вспомнила о чудной отроковицѣ, которая представлялась ей въ видѣніяхъ, и уступила ея просьбѣ, — приняла княжну въ монастырь.

Вскорѣ совершено было постриженіе Ѳеодуліи; ей дано новое имя Евфросиніи, память которой праздновалась въ день пострига [7]. Старица-игуменья такъ поучала новопостриженную: заповѣдала ей ревностно исполнять иноческіе обѣты, бояться Бога и почитать своихъ сестеръ, работать на нихъ со смиреніемъ, не превозносясь своимъ княжескимъ происхожденіемъ и не думая, что онѣ должны для нея работать; убѣждала знатную постриженницу быть убогой на землѣ, чтобы обогатиться на небѣ. Преподобная Евфросинія точно исполнила эти наставленія.

О постриженіи княжны вскорѣ узнали ея родители. Но они спокойно приняли извѣстіе, разсуждая, что если это совершилось, то значитъ такъ угодно Богу и Его Пречистой Матери.

Юная Евфросинія ревностно начала нноческіе подвиги. Все время проводила она въ трудахъ и молитвѣ. Умъ ея совершенствовался, никому отъ нея не было обиды. Подвижница все дѣлала своими руками и при этомъ предавалась крайнему воздержанію: сначала она не принимаетъ пищи въ теченіи сутокъ, затѣмъ постится по два и по три дня, иногда же всю недѣлю остается безъ пищи, подкрѣпляясь одной водой. Большую часть дня она молилась въ храмѣ Божіемъ. Усердно молилась и въ келліи своей: проводила ночи безъ сна за чтеніемъ Священнаго Писанія и пѣніемъ псалмовъ.

Преподобная вскорѣ удостоилась небесной милости. Однажды ей явился Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ образѣ прекраснаго отрока и сталъ около нея. Евфросинія сразу поняла, что это Самъ Христосъ и осмѣлилась спросить Его:

— «Какъ Ты, безплотный воплотился ради насъ и какъ Тебя распяли іудеи?»

Господь отвѣчалъ ей:

— «Я воплотился милости ради», — и затѣмъ, распростерши крестообразно Свои Пречистыя руки, продолжалъ:

— «Такъ распяли Меня іудеи, по Моему изволенію. Ты же бодрствуй и крѣпись».

Ободренная этимъ явленіемъ преподобная Евфросинія усилила свои подвиги. Она забыла свою плоть, подражая ангельскому житію, увеличила постъ, молитвы и слезы. Но юная подвижница не избѣжала діавольскихъ искушеній. Исконный врагъ человѣческаго рода не оставилъ и ее въ покоѣ: то является онъ предъ ней съ вѣнцомъ на головѣ, указывая тѣмъ на свое могущество, то угрожаетъ ей полчищами бѣсовъ, которыя окружаютъ его, то представляетъ ей золото, серебро, церковную утварь, дорогіе камни и бисеръ въ видѣ кала затѣмъ, чтобы вызвать въ ней отвращеніе къ тому, чѣмъ обычно украшаютъ святыя иконы. Подвижница слышитъ скверныя діавольскія ласкательства и гнусное сладострастіе и сама призывается къ безстыдному грѣху, видитъ она различныхъ духовъ злобы — нерадѣнія, лѣности, самолюбія, ненависти, зіяющаго духа сребролюбія, готоваго пожрать весь міръ. Искушая святую, діаволъ разсчитывалъ, что она изнеможетъ въ борьбѣ, оставитъ монастырь, и, возвратившись къ родителямъ, будетъ жить по мірски. Поэтому онъ являлся ей въ образѣ князя Михаила и звалъ въ родной Черниговъ, или представлялся въ образѣ слуги съ дарами отъ ея жениха, съ полчищами духовъ наполнялъ шумомъ и крикомъ тихую келлію инокини во время ея ночной молитвы. Но неустрашимая подвижница крестомъ, именемъ Христа и молитвою къ Богоматери отгоняла лукаваго демона. Совѣты опытной игуменьи также помогали преподобной Евфросиніи противъ козней діавола. Подвижница спрашивала игуменью, для чего Господь по-пускаетъ діавольскія искушенія? Та отвѣчала:

— «Безъ нападеній врага не было бы твердыхъ рабовъ царскихъ, и Господь допускаетъ любящимъ Его терпѣть искушенія, дабы явились добродѣтели ихъ».

Послѣ одного искушенія, когда святая усердно молилась Господу о помощи противъ духа злобы, предъ ея очами разверзлась земля и пропасть поглотила всю силу вражію. Оъ тѣхъ поръ діаволъ уже не искушалъ преподобную.

О подвижнической жизни святой Евфросиніи вскорѣ узнали въ Суздалѣ. И знатныя женщины города съ своими дочерями стали приходить въ обитель, чтобы помолиться съ нею и послушать ея душеспасительныхъ бесѣдъ. Преподобная имѣла пріятный голосъ: ея внятное чтеніе и доброгласное пѣніе вызывали умиленіе и слезы молящихся, а душеспасительныя бесѣды поучали и назидали посѣтительницъ монастыря.

Поучала преподобная Евфросинія и своихъ сестеръ. Въ древнихъ монастыряхъ братія чаще всего поучались въ храмѣ или на трапезѣ, куда собирались, чтобы слушать чтеніе священныхъ книгъ. Преподобная Евфросинія усердно читала священныя книги на такихъ собраніяхъ, а нерѣдко обращалась къ сестрамъ съ живымъ, устнымъ словомъ. Она убѣждала инокинь возненавидѣть грѣхъ и возлюбить добродѣтельное житіе, подражать преподобнымъ матерямъ, просіявшимъ въ подвигахъ. Подвижница поучала сестеръ своихъ тому, что составляетъ похвалу черноризицы, — что онѣ должны дѣлать, чтобы спастись: онѣ обязаны соблюдать самый строгій постъ, чтобы убить въ себѣ страсти тѣлесныя; плакать горькими слезами о своихъ грѣхахъ, чаще пѣть и молиться; имѣть нелицемѣрную любовь другъ къ другу; послушаніе и смиреніе — украшеніе инокинь; кротость и молчаніе — обязательныя добродѣтели ихъ; юныя пусть молчатъ предъ старшими, простыя пусть слушаютъ премудрыхъ; голосъ инокини долженъ быть умѣренный и слово доброчестно; нельзя никого срамить, превозноситься, слѣдуетъ же считать себя послѣднимъ человѣкомъ; должно избѣгать украшеній въ одеждѣ, непрестанно поминать часъ смертный. Все это необходимо соблюдать черноризицѣ, чтобы наслѣдовать вѣчное блаженство, уготованное любящимъ Господа.

Игуменья монастыря и ея помощница не завидовали мудрости и славѣ преподобной Евфросиніи. Напротивъ, они удивлялись дарамъ благодати, изливавшимся на святую, и удостоились видѣній, которыя удостовѣряли богодухновенность ея мудрости и учительныхъ бесѣдъ.

Вскорѣ слава о преподобной подвижницѣ распространилась и за предѣлами Суздаля. Съ ней часто приходили женщины и дѣвицы послушать ея наставленій. И подъ вліяніемъ ихъ многія оставляли міръ и поступали въ Ризположенскій монастырь. Поэтому и въ монастырѣ среди сестеръ обители преподобная Евфросинія пользовалась великимъ уваженіемъ. Сама игуменья слушала ея совѣтовъ. Такъ по ея просьбѣ въ монастырѣ былъ установленъ новый порядокъ: монастырь былъ перегороженъ стѣною на двѣ части, а инокини раздѣлены на двѣ половины, — одну составляли тѣ, которыя поступили въ монастырь дѣвицами, а другую — вдовы. Такимъ образомъ въ одномъ монастырѣ стало какъ бы двѣ обители и въ каждой была своя начальница. Но такъ какъ церковь въ монастырѣ была одна — во имя Пресвятой Богородйцы на половинѣ инокинь-дѣвъ, то на молитву всѣ собирались вмѣстѣ въ эту половину монастыря. Но монахини-вдовицы хотѣли имѣть особый храмъ на своей половинѣ; онѣ упросили Евфросинію ходатайствовать объ этомъ предъ игуменьей. Игуменья и въ этомъ послушалась преподобной и повелѣла въ обители вдовицъ устроить церковь во имя Живоначальной Троицы.

Такое раздѣленіе монастыря и сестеръ его было сдѣлано съ тою мудрою цѣлью, чтобы инокини-дѣвы не узнавали того, что знали и испытали въ міру монахини-вдовицы. Съ этою же цѣлью дѣвамъ-черноризицамъ запрещено было бесѣдовать съ мірскими замужними женщинами, приходившими въ монастырь. Замужнія женщины отсылались въ другую обитель, къ инокинямъ-вдовицамъ. Инокини-дѣвственницы могли вести бесѣду только между собою и съ мірскими дѣвицами, посѣщавшими монастырь.

Примѣръ пренодобной Евфросиніи былъ очень поучителенъ, и многія изъ мірскихъ дѣвъ, слыша о подвигахъ ея и чудесныхъ знаменіяхъ, которыя творилъ ею Богъ, оставляли своихъ жениховъ и постригались въ монастырѣ Пресвятой Богородицы, гдѣ поучались наставленіями славной подвижницы и по силѣ подражали ей.

Своими трудами и подвигами она возвысила значеніе самого монастыря. При жизни преподобной Евфросиніи не было женской обители, которая бы могла равняться съ Ризположенской по благочинію въ жизни и богослуженіи, по благочестію и подвигамъ трудоположныхъ инокинь. Сама же подвижница сіяла, какъ свѣтило на свѣщницѣ, или какъ денница среди звѣздъ. Она была высокимъ примѣромъ для подражанія русскихъ черноризицъ. Преподобная была истинная невѣста Христова. Въ этомъ удостовѣряло ея сподвижницъ одно видѣніе. Онѣ видѣли во снѣ: въ золотыхъ палатахъ два престола и на нихъ два вѣнца, предназначенные для Христа и угодницы Евфросиніи, возлюбившей Христа, Небеснаго Жениха своего.

Преподобная же все больше и больше усиливала свои подвиги: непрестанно молясь и поучаясь въ законѣ Божіемъ день и ночь, она положила на себя подвигъ молчанія и нѣкоторое время пребывала въ безмолвіи.

Такъ шла жизнь преподобной Евфросиніи въ монастырѣ. Вскорѣ случилась смерть великой старицы-игуменьи, при которой преподобная пришла въ монастырь и начала свои подвиги. О ея смерти Богъ открылъ своей избранницѣ заранѣе. Евфросинія пришла къ игуменьѣ, когда та была еще здорова, сообщила ей о близкой кончинѣ и просила благословенія на свои труды и подвиги. Старица благословила Евфросинію и сказала:

— «Будь благословенна, чадо; ты взыскала Христа и обрѣла Его. Онъ наставитъ тебя и утѣшить и честь получишь въ грядущемъ вѣкѣ у несозданной Троицы».

Вмѣстѣ съ этимъ она предсказала, что и отецъ ея удостоится особой благодати на небеси, — мученически пострадаетъ отъ нечестивыхъ вмѣстѣ съ бояриномъ Ѳеодоромъ и за то приметъ вѣнецъ доброты отъ руки Господа. Потомъ, поболѣвъ немного тѣлеснымъ недугомъ, старица тихо скончалась. Игуменьей въ монастырѣ была избрана старица, бывшая второй послѣ игуменьи.

Между тѣмъ на Русь надвигалась страшная гроза, приближалось нашествіи Татаръ. Господь открылъ преподобной Евфросиніи, что Онъ предасть Русскую землю во власть невѣрныхъ. Угодница молилась о помилованіи родины, особенно же города Суздаля. Вскорѣ напалъ на Русскую землю монгольскій или татарскій ханъ Батый съ своей ордой [8]. Страхъ и трепетъ обуялъ православную Русь. Но русскіе князья не соединились вмѣстѣ, чтобы дружно отбить враговъ. Татары быстро шли по Русской землѣ: жгли города и села, жилища людей и храмы Божіи, безпощадно убивали жителей и уводили въ плѣнъ. Спѣшно бѣжали отъ враговъ русскіе люди и укрывались въ непроходимыхъ лѣсахъ, но другіе, видя неминуемую бѣду, принимали монашеское постриженіе. Много дѣвицъ изъ города Суздаля постриглось тогда въ Ризположенскомъ монастырѣ, чтобы найти убѣжище и покровъ въ обители Пресвятой Богородицы.

Въ началѣ февраля 1237 года татарскія полчища осадили Суздаль. Жители заперлись въ городѣ. Преподобная же Евфросинія и другія инокини не оставили своего монастыря и усердно молились о спасеніи града и обители. Господь явился преподобной и открылъ ей, что враги возьмуть и разрушатъ городъ, жители будутъ избиты или плѣнены, но обитель, посвященная Божіей Матери, останется невредима.

— «Тебѣ же вмѣстѣ съ живущими здѣсь обѣщаю, — говорилъ Господь, — что знаменіе креста будетъ охранять твой монастырь».

И тотчасъ же явился дивный свѣтъ надъ монастыремъ, во свѣтѣ былъ виденъ животворящій крестъ и два огнеобразныхъ и свѣтовидныхъ юноши, державшіе въ своихъ рукахъ натянутые луки. Они сказали преподобной, что посланы отъ Бога охранять обитель отъ враговъ. Въ другой разъ святая видѣла, что нѣкоторыя инокини бѣжали въ городъ, чтобы найти защиту за его стѣнами; но онѣ были или усѣчены мечемъ, или отведены въ плѣнъ, а иныя возвратились опять въ монастырь.

Все случилось такъ, какъ было открыто святой Евфросиніи: городъ Суздаль взятъ, горожане избиты или отведены въ плѣнъ, съ ними погибли инокини, которыя бѣжали изъ монастыря. Разоривъ городъ, отрядъ татаръ направился къ обители Пресвятой Богородицы, но не могъ близко подойти къ ней: чудный свѣтъ, сіявшій надъ нею, палилъ безбожныхъ враговъ огнемъ. Тогда выступилъ самъ Батый и расположился на Яроновой горѣ, на берегу рѣки Каменки и отсюда двинулся на обитель. Но преподобная Евфросинія обратилась съ молитвою къ Богу, прося Его покрыть обитель заступленіемъ Своимъ и омрачить очи нечестивыхъ враговъ. Тотчасъ же сошелъ на обитель мракъ въ видѣ облака, такъ что Татары не могли и найти ея.

Жестокой бурей пронеслись татарскія полчища по Суздальской землѣ: города, погосты и села были превращены въ пепелъ одной зимой 1237 года; земля опустѣла. Слѣдующій годъ прошелъ мирно, а зимою 1239 года Батый снова двинулся на Русь, но уже въ южныя ея предѣлы. Онъ сжегъ южный Переяславль [9] и Черниговъ. Кіевомъ владѣлъ тогда князь Михаилъ Черниговскій, отецъ преподобной Евфросиніи. Батый отправилъ къ нему своихъ пословъ, которые льстивыми словами склоняли князя подчиниться хану. Но князь приказалъ умертвить ханскихъ пословъ, а послѣ того ушелъ въ Угорскую землю [10] и жилъ тамъ, какъ изгнанникъ.

Зимою 1240 года Батый взялъ Кіевъ, сожегъ городъ и святыя церкви, избилъ жителей. Съ этого времени ханъ овладѣлъ всей Русской землей, которая стала платить ему дань. Князь Михаилъ плакалъ, слыша въ своемъ изгнаніи о бѣдствіяхъ Русской земли. Наконецъ, не выдержалъ и рѣшился возвратиться на родину. Данники хана Русскіе князья уже ѣздили къ нему на поклонъ. Того же потребовали слуги Батыя и отъ князя Михаила.

— «Нехорошо жить на Батыевой землѣ, не сходивши поклониться ему», — говорили они князю.

И князь вмѣстѣ съ бояриномъ Ѳеодоромъ отправился (въ 1246 году) въ Орду, чтобы предстать предъ грозныя очи Батыя. Слуги хана заставляли князя пройти сквозь огонь, поклониться кусту и идоламъ и обѣщали за то почести и милости царя. Когда же князь отказался исполнить это требованіе, противное духу Христовой вѣры, ему объявили, что его ждетъ лютая смерть. Русскіе, бывшіе тогда въ Ордѣ, стали уговаривать князя, чтобы послушался ханскихъ слугъ, прошелъ сквозь огонь и поклонился идоламъ. И князь сталъ колебаться. Бояринъ Ѳеодоръ ободрялъ и поддерживалъ князя, убѣждалъ его не отрекаться отъ Христа Бога и истинной вѣры. Однако колебанія не оставляли Михаила.

Объ этомъ узнала его дочь, преподобная Евфросинія. Чтобы поддержать отца, она написала ему посланіе и убѣждала не совращаться съ истиннаго пути Христова, не мѣнять истину на ложь, не заботиться объ угожденіи земному владыкѣ, не покланяться тлѣнному царю съ отреченіемъ отъ Царя вѣковъ Христа Бога.

— «Ты, благій отче, — писала преподобная — послушай меня и пострадай, какъ добрый воинъ Христа, Которымъ мы живемъ, движемся, и есмы (Дѣян. 17, 28), Который есть нетлѣнный и невидимый Царь, дланію Своею всю тварь содержащій. А если не послушаешься меня, знай, что отселѣ я — чужая, а не дочь твоя. Не хочешь слушать меня, послушай боярина Ѳеодора и положись на его мудрость, такъ какъ по своему разуму онъ философъ надъ всѣми философами и человѣкъ, преданный тебѣ. Царство же хана Батыя вскорѣ разрушится, ибо кровь православныхъ христіанъ вопіетъ на него ко Господу».

Получивъ посланіе, князь Михаилъ нрочиталъ его и горько оплакивалъ свое малодушіе. Онъ благодарилъ Господа, вразумившаго его посланіемъ дочери-подвижницы. Колебанія Михаила теперь окончились и онъ рѣшилъ лучше пострадать за Христа, чѣмъ кланяться языческимъ идоламъ. Перечитывая вмѣстѣ съ Ѳеодоромъ это посланіе, онъ все больше и больше укрѣплялся въ своемъ рѣшеніи. Наконецъ, однажды князь прямо сказалъ боярину:

— «Спутникъ мой добрый, истинный охранитель души моей, теперь я уразумѣлъ, какъ я могу спасти свою душу: я долженъ вмѣстѣ съ тобой пострадать за Христа».

О такомъ рѣшеніи князя и боярина узнали ханскіе волхвы и донесли Батыю, и ханъ повелѣлъ ихъ предать мученіямъ и смерти. Ханскіе слуги въ точности выполнили повелѣніе: мучили исповѣдниковъ Христовыхъ и усѣкли имъ главы мечемъ. Такъ перешли славные мученики въ обители небесныя! [11]

Вскорѣ святые Михаилъ и Ѳеодоръ во снѣ явились преподобной Евфросиніи. На нихъ были бѣлыя ризы; вѣнцы съ драгоцѣнными камнями и бисеромъ украшали ихъ главы. И сказалъ князь своей дочери:

— «Чадо мое, прославилъ меня Богъ славою многою: Онъ сопричислилъ меня къ лику мучениковъ, и вмѣстѣ съ бояриномъ Ѳеодоромъ я получилъ небесное блаженство; благословенна ты, чадо мое, у Господа, такъ какъ ты была ходатайницей моего спасенія; воистину твоимъ посланіемъ я укрѣпился и получилъ спасеніе».

И послѣ того не одинъ разъ подвижница видѣла въ ночныхъ явленіяхъ своего отца и боярина Ѳеодора въ обителяхъ райскихъ.

Еще при жизни преподобной Евфросиніи Господь прославилъ ее даромъ прозорливости и чудотвореній. На Руси появились тогда повальныя болѣзни, увеличилась смертность. Преподобная сжалилась надъ людьми и обратилась съ молитвой къ Усердной Заступницѣ рода христіанскаго. Пречистая Дѣва явилась Евфросиніи и обѣщала ей:

— «Я умолю Сына Моего, да даруетъ Онъ тебѣ власть спасать и исцѣлять всѣхъ, кто чрезъ тебя будетъ призывать Христа и Меня, рождшую Его».

И съ того времени болящіе, если призывали именемъ Евфросиніи Господа нашего Іисуса Христа, получали помилованіе и исцѣлялись. Слухъ объ этомъ распространился повсюду; къ преподобной стали приносить больныхъ различными недугами и она исцѣляла ихъ именемъ Господа.

Въ Суздалѣ жила знатная вдова, благочестивая, любившая Ризположенскій монастырь и почитавшая преподобную. У нея была одна дочь, которая захворала лютой болѣзнью — бѣснованіемъ. Мать надѣялась на помощь Пресвятой Богородицы и обѣщалась отдать свою дочь въ монастырь, когда она выздоровѣетъ. Вмѣстѣ съ больной она отправилась въ обитель и умолила преподобную Евфросинію исцѣлить бѣсноватую. Блаженная воздѣла руки свои и вознесла молитву о несчастной отроковицѣ. Тогда злой духъ заговорилъ устами дѣвицы:

— «Съ тѣхъ поръ, какъ пришла на это мѣсто прелестница сія, нѣтъ мнѣ власти въ черноризицахъ, но ужъ и отъ этой дѣвицы отгоняетъ она меня».

Сказавъ это, онъ повергъ больную къ ногамъ преподобной, жестоко мучилъ, а потомъ навсегда ее оставилъ. Преподобная же подняла отроковицу за правую руку и та встала здоровой. Обрадованная мать со слезами благодарила святую и немедленно выполнила свое обѣщаніе: отроковица была отдана въ монастырь и приняла иноческій образъ. Новая инокиня получила имя Таисіи. Вскорѣ же послѣ этого приняла монашество и сама мать и была отправлена во вдовью часть монастыря, въ обитель Животворящей Троицы. И не одинъ разъ послѣ того исцѣленныя отъ болѣзней святой Евфросиніей и наставленныя ея назидательными бесѣдами оставляли міръ и принимали иноческое постриженіе.

Обращались къ преподобной нуждавшіеся и въ духовномъ врачеваніи. Однажды пришелъ къ ней за наставленіемъ одинъ изъ богатыхъ людей города Суздаля. Онъ увидѣлъ ее въ ветхой и разорванной одеждѣ съ изможденнымъ отъ подвиговъ лицомъ и просилъ подвижницу принять отъ него новую одежду. Но Евфросинія отклонила просьбу богача:

— «Рыба на морозѣ, — такъ сказала она, — засыпанная снѣгомъ, не портится, не воняетъ и даже бываетъ вкусна; такъ и мы иноки: если переносимъ холодъ, становимся крѣпче и будемъ пріятны Христу въ жизни нетлѣнной».

Такъ она оставалась въ ветхихъ и разорванныхъ одеждахъ, согрѣваемая и украшаемая Божественною благодатію.

Тогда богачъ умолялъ сказать ему наставленіе о томъ, что нужно ему дѣлать для спасенія души. И она сказала:

— «Слушай, христолюбче: счастливъ домъ, въ которомъ господа благочестивые, счастливъ и корабль, который управляется искуснымъ кормчимъ, блаженъ и монастырь, въ которомъ обитаютъ воздержные иноки. Но горе дому, въ которомъ обитаютъ нечестивые господа, горе кораблю, на которомъ нѣтъ искуснаго кормчаго, горе и монастырю, гдѣ нѣтъ воздержанія: домъ обнищаетъ, корабль разобьется, а монастырь запустѣетъ. Ты же, боголюбезный человѣкъ, твори милостыню прежде всего домашнимъ слугамъ своимъ, и если хочешь дать отъ своихъ щедротъ намъ въ монастырь, то пришли только масла деревяннаго, свѣчей и ладану. Этого будетъ достаточно».

И богачъ поступилъ такъ, какъ говорила ему подвижница. Прежде онъ былъ немилостивъ къ слугамъ своимъ, но теперь, послушавши ее, перемѣнился и сталъ милосердъ.

Незадолго до своей кончины подвижница видѣла нощное видѣніе, которое ей открыло, что городъ Суздаль постигнетъ великое землетрясеніе. Она сообщила объ этомъ въ монастырѣ:

— «Вотъ постигнетъ городъ великій трусъ, не помогутъ молитвы Пресвятой Богородицы и святыхъ, отъ вѣка Богу угодившихъ».

И дѣйствительно, въ тотъ же день во время литургіи случилось землетрясеніе, земля колебалась и издавала какъ бы ревъ изъ своихъ нѣдръ, густое облако покрыло городъ тьмою, люди въ ужасѣ прибѣгали молиться въ обитель Богоматери и обращались за помощью къ святой. Преподобная же была спокойна и ободряла ихъ:

— «Кайтесь и просите милости у Бога; я видѣла небо отверсто и въ неизреченномъ свѣтѣ Сына Божія, а предъ Нимъ стояла Пречистая Матерь Его со святыми угодниками и умоляла Господа ниспослать щедроты Свои, пощадить градъ сей и повелѣть бѣдствію престать».

Вскорѣ, дѣйствительно, землетрясеніе прекратилось. Немного времени спустя къ преподобной Евфросиніи снова явился князь Михаилъ съ бояриномъ Ѳеодоромъ и сказалъ ей:

— «Гряди чадо мое любезное, Христосъ зоветъ тебя, гряди насладиться неизглаголанной радости и исполниться свѣта небеснаго».

Преподобная поняла, что приближается часъ ея отшествія къ Богу и стала готовиться. Болѣзнь ея продолжалась недолго. Въ послѣдній разъ она обратилась къ инокинямъ съ наставленіемъ. Потомъ, чувствуя приближеніе смерти, пріобщилась святыхъ Христовыхъ Таинъ и молилась:

— «Слава Тебѣ, Пресвятая Троица! Упованіе наше, Пресвятая Госпоже, помоги мнѣ! Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой!»

Перекрестилась и спокойно отошла въ жизнь вѣчную [12]. Вѣсть о смерти славной подвижницы быстро распространилась повсюду, и въ обитель Пресвятой Богородицы собралось множество народа: явились недужныя и одержимые злымъ духомъ; они прикасались къ тѣлу умершей и получали исцѣленіе отъ своихъ болѣзней.

Послѣ погребенія почившей подвижницы при ракѣ ея происходили поразительныя чудеса: слѣпые прозрѣвали, хромые начинали ходить, нѣмые отверзали уста, бѣсноватые освобождались отъ власти демона, разслабленные получали укрѣпленіе, къ лишеннымъ ума возвращался разсудокъ, и всякій, одержимый какимъ-либо недутомъ тѣлеснымъ и душевнымъ, съ вѣрою притекая къ мощамъ угодницы Божіей, получалъ исцѣленіе по молитвамъ ея.

Это обиліе чудесъ послужило побужденіемъ къ причисленію преподобной Евфросиніи къ лику святыхъ, что и произошло при митрополитѣ Московскомъ Антоніи [13]. Еписпопъ Суздальскій Варлаамъ [14], великій почитатель преподобной, отыскалъ ея житіе и подалъ его съ описаніемъ чудесъ царю Іоанну Васильевичу и митрополиту Антонію. Митрополитъ созвалъ соборъ, который и установилъ. повсемѣстное празднованіе преподобной Евфросиніи.

На торжественное прославленіе Угодницы Божіей собрались толпы народа и отъ ея мощей совершилось въ то время много чудесъ. Одно изъ нихъ особенно поразительно. Человѣкъ, именемъ Матѳей былъ одержимъ лукавымъ духомъ; долго и жестоко онъ мучился. Но вотъ, въ день прославленія преподобной, его привели въ обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросиніи. Демонъ страшно мучилъ его и больной какъ-бы лишилея разума; потомъ вдругъ внезапно очнулся и сказалъ вслухъ.

— «Я вижу на образѣ потъ».

Послѣ того началъ осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшіе тутъ думали, что онъ все еще бѣснуется, но потомъ увидали, что на образѣ преподобной Евфросиніи выступида какъ бы роса. Съ того времени Матѳей сталъ здоровъ и возвратился въ свой домъ.

Нетлѣнныя мощи преподобной Евфросиніи обрѣтены въ 1699 году, 18 сентября и, по благословенію патріарха Адріана, положены въ соборной церкви Ризположенскато монастыря, гдѣ почиваютъ и нынѣ.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преподобной Евфросиніи написано Григоріемъ, инокомъ Спасо-Евѳимьевскаго монастыря въ Суздалѣ, около полов. XVI в. — Суздаль — уѣзддный г. Владимірской губ.
[2] Св. князь Михаилъ, Сынъ Всеволода Святославича Чермнаго, происходилъ изъ линіи Черниговскихъ князей, которая пошла отъ сына Ярослава Мудраго Святослава. Онъ былъ княземъ Кіевскимъ съ 1237 ло 1239 г. Скончался мученически въ Ордѣ 20 сентября 1216 г. Память его празднуетоя 20 сентября.
[3] Главный храмъ въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ, освованный пред. Ѳеодооіемъ, — въ честь Успенія Пресвятой Богородицы.
[4] У св. Михаила, князя Черниговскаго, извѣстны дѣти: Ростиславъ, Семенъ, князь Глуховскій, Георгій Торусскій, Мстиславъ Карачевскій.
[5] Мина Іоанновичъ былъ княземъ только по происхожденію. Владѣтельнымъ княземъ въ Суздали былъ тогда Георгій Всеволодовичъ (убитый татарами въ битвѣ на р. Сити въ 1237 г.).
[6] Названіе монастыря происходитъ отъ праздника Положенія честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахернской церкви при императорѣ Львѣ Великомъ (съ 457 по 474 гг.). Праздникъ (2 іюля) установленъ въ память того, что два брата патриція Галвинъ и Кандидъ принесли въ Константинополь изъ Палестины ризу Пресвятой Богородицы, взявъ ее тайно у одной еврейки, и положили святыню въ предградіи греческой столицы — Влахернахъ. — Суздальская Ризположенская обитель основана неизвѣстно кѣмъ въ 1207 году. Она расположена за городскимъ землянымъ валомъ.
[7] Постриженіе преп. Евфросиніи совершилось 25 сентября, когда Церковь творитъ память преп. Евфросиніи Александрійской, подвизавшейся около полов. V вѣка подъ именемъ Смарагды.
[8] Монголы или татары — кочевой народъ, жившій въ Азіатской степи, называющейся Монголіей. До второй половины XII в. они распадались на мелкія племена или орды, а потомъ были соединены въ одну орду грознымъ Чингисъ-Ханомъ.
[9] Переяславль — уѣздный городъ Полтавской губерніи.
[10] Т.-е. въ Венгрію.
[11] Болѣе подробный разсказъ о страданіяхъ святыхъ Михаила и Ѳеодора можно читать въ житіи ихъ, подъ 20 числомъ сентября.
[12] Преставленіе преподобной Евфросиніи и погребеніе ея тѣла произошло 25 сентября, но какого года, неизвѣстно Слѣдуетъ думать — около половины XIII в.
[13] Митр. Антоній занималъ каѳедру съ 1572 по 1581 годъ. Значитъ, въ промежутокъ между этими годами и было установлено празднованіе преподобной Евфросиніи. Однако мѣстное празднованіе ея было вѣроятно и раньше, такъ какъ имя преподобной встрѣчается въ мѣсяцесловѣ одного устава первой половины XVI в.
[14] Онъ занималъ каѳедру съ 1570 по 1586 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 143-158.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0