Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать третій.

Житіе преподобной Поликсеніи.

Послѣ сего Поликсенію постигли несчастія. Она была необыкновенно красива; прельстясь ея красотою, одинъ безчестный человѣкъ насильственно похитилъ Поликсенію и увезъ ее въ Грецію. Но милосердный и всесильный Заступникъ беззащитныхъ и невинныхъ, Господь сохранилъ юную дѣвицу невредимою и не попустилъ исполниться преступнымъ замысламъ нечестиваго похитителя. Злой умыселъ нечестивца Господь обратилъ даже на пользу Поликсеніи. Плывя въ Грецію, на одномъ изъ кораблей Поликсенія слышала проповѣдь еще другаго великаго ученика Христова, святаго апостола Петра. Благорасположенная къ высокому Божественному ученію Христа Спасителя, съ живымъ довѣріемъ обратилась она, по прибытіи въ Грецію, къ покровительству и защитѣ христіанъ. Проповѣдывавшій тамъ въ то время святый апостолъ Христовъ Филиппъ поручилъ одному благочестивому семейству скрыть Поликсенію отъ ея преступнаго похитителя. Съ большими затрудненіями и препятствіями удалось симъ добродѣтельнымъ христіанамъ скрыть Поликсенію въ греческій городъ Патры, или Патрасъ, Ахайской области, гдѣ большинство жителей въ то время было уже обращено въ христіанство проповѣдью святаго апостола Андрея, первозваннаго ученика Христа Спасителя.

Въ Патрахъ Поликсенія, уже подготовленная благовѣстіемъ святыхъ апостоловъ Христовыхъ Павла, Петра и Филиппа, и на самой себѣ испытавшая теперь дѣятельную благотворительность христіанъ, — съ живою вѣрою въ Божественность ученія Христа Спасителя приняла христіанство и крещена была самимъ святымъ апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ. Тутъ же Поликсенія была свидѣтельницею славныхъ чудесъ, совершенныхъ святымъ апостоломъ Андреемъ. Она видѣла, какъ кротко переносилъ сей тогда уже престарѣлый старецъ тяжкія истязанія и мученія, какъ онъ претерпѣлъ крестную смерть за свое нежеланіе отречься отъ Господа Іисуса Христа и смѣлое заступничество за христіанъ.

— «Увѣруй самъ во Христа», — говорилъ гнѣвному язычнику правителю города и области святый апостолъ, когда тотъ съ угрозою смерти требовалъ, чтобы святый Андрей отрекся отъ Христа, поклонился языческимъ богамъ и совершилъ въ честь ихъ жертвоприношеніе. — «Я болѣе скорблю о твоей гибели, нежели о страданіяхъ предстоящихъ мнѣ, — продолжалъ святый апостолъ, — мои страданія продолжатся день, два, а твои мученія будутъ длиться вѣчно».

Но, не обращая вниманія на краткое увѣщаніе святаго Андрея, злобный правитель присудилъ его сначала къ жестокимъ истязаніямъ, а потомъ обрекъ его на крестную смерть, и чтобы продлить мученія возможно долѣе, велѣлъ не пригвоздить, но привязать его ко кресту.

Когда апостола Божія вели на мѣсто распятія, народъ, среди котораго была и юная Поликсенія, толпился во множествѣ вокругъ него, громогласно восклицая:

— «Чѣмъ согрѣшилъ сей праведникъ, сей другъ Божій, что его ведутъ на самую позорную у насъ казнь, на которую осуждаются лишь злѣйшіе преступники?»

Но святый Андрей успокоивалъ и уговаривалъ народъ и шелъ съ радостію на мѣсто мученія за исповѣданіе Христа.

Не покидали святаго Андрея преданные его ученики, въ числѣ коихъ была также Поликсенія, и тогда, когда его распяли и повѣсили на крестѣ. Множество народа толпилось близъ невинно распятаго святаго Андрея, негодуя на рѣшеніе правителя и восклицая съ возрастающимъ недовольствомъ:

— «Напрасно страдаетъ сей святый мужъ!»

Апостолъ же старался успокоить волнующихся и продолжалъ учить слову Божію:

— «Люди, здѣсь стоящіе, — говорилъ онъ, — жены и дѣти, старцы и молодые, рабы и свободные! Послушайте слова моего и не думайте болѣе о суетѣ временной жизни, но смотрите на меня, висящаго на крестѣ ради Христа и уже готоваго оставить сіе тѣло. Не должно страшиться смерти тѣмъ, кои подвергаются ей за истину въ семъ мірѣ: они достигаютъ блаженнаго успокоенія. Очистите себя, не забывайте моего ученія; отъ всего сердца увѣруйте въ Отца и Сына и Святаго Духа. Храните заповѣди Господа нашего Іисуса Христа и тѣмъ явите себя достойными вѣчнаго блаженства, которое уготовалъ Господь любящимъ Его!»

Дни и ночи проходили такимъ образомъ. Святый старецъ, несмотря на тяжкія мученія, не переставалъ поучать народъ. И сія кроткая, но полная жизни и истинной любви проповѣдь со креста особенно сильно подѣйствовала на юную Поликсенію. За нѣсколько сутокъ она пережила цѣлую жизнь, и христіанство непоколебимо утвердилось въ ней.

Между тѣмъ продолжительное страданіе святаго Андрея до того усилило ропотъ и негодованіе народа, что толпа съ крикомъ окружила жилище правителя Егеата, требуя освобожденія святаго Андрея, уже третій день висѣвшаго на крестѣ безъ пищи.

— «Напрасно страдаетъ сей кроткій, святый и мирный человѣкъ, — говорилъ народъ. — Вотъ уже болѣе двухъ сутокъ, какъ онъ виситъ на крестѣ и не перестаетъ учить насъ добру и правдѣ; его должно снять!»

Егеатъ, устрашась волненія, согласился на желаніе народа и самъ пошелъ на мѣсто казни, чтобы при себѣ велѣть снять святаго Андрея со креста. Первозванный апостолъ, увидя его, сказалъ:

— «Для чего пришелъ ты, Егеатъ? Если для того, чтобы исповѣдать вѣру въ Господа Іисуса Христа, то несомнѣнно получишь прощеніе, если же ты явился для того, чтобы отвязать меня отъ сего древа, то напрасно ты теперь старался бы о семъ, — я уже наслаждаюсь зрѣніемъ Царя Небеснаго, уже покланяюсь Ему, уже стою предъ Нимъ! Но пока еще есть время, позаботься о душѣ своей и не готовь себѣ вѣчныхъ мукъ».

По повелѣнію правителя, воины хотѣли было отвязать святаго Андрея отъ креста, но апостолъ, поднявъ очи къ небу, воскликнулъ:

— «Не допусти, Господи, чтобы меня сняли со креста, даруй мнѣ пострадать за Тебя такимъ же образомъ, какимъ благоизволилъ пострадать Ты. Не дай поколебаться тѣмъ, кои познали и возлюбили Тебя чрезъ мое благовѣстіе; сохрани ихъ и утверди во святой Твоей вѣрѣ, чтобы и они прославляли Тебя, истиннаго Бога; пріими и меня съ миромъ!»

И дѣйствительно, тщетно исполнители казни старались приблизиться къ распятому, чтобы отвязать его отъ креста, — невидимая сила останавливала ихъ. Блестящій свѣтъ, болѣе яркій, чѣмъ солнечный, совершенно окружилъ святаго Андрея и въ продолженіе почти получаса скрывалъ его отъ предстоящихъ. Когда же сей свѣтъ исчезъ, оказалось, что святый апостолъ Андрей уже предалъ духъ свой Богу, и только лице его сіяло небеснымъ свѣтомъ.

Какъ воскресеніе Іисуса Христа сильно подвигло святыхъ апостоловъ на проповѣдь Его Божественнаго ученія, такъ и кончина святаго апостола Андрея плодотворно подѣйствовала на святую Поликсенію. Принявшая христіанство отъ такого столпа Христовой церкви, какимъ былъ святый апостолъ Андрей, упражнявшаяся и укрѣплявшаяся въ Божественномъ вѣроученіи Спасителя подъ его же руководствомъ, — святая Поликсенія сама восхотѣла проповѣдывать Божественное ученіе Христа Спасителя. И когда она узнала, что посѣтившій городъ Патры вскорѣ послѣ смерти апостола Андрея святый Онисимъ отправляется на проповѣдь въ Испанію, — святая Поликсенія съ радостію стала сопутствовать ему на свою родину для благовѣстническихъ трудовъ. Она хотѣла обратить ко Христу своихъ соплеменниковъ, еще непросвѣщенныхъ свѣтомъ Евангелія.

Возвратясь въ Испанію со святымъ Онисимомъ и съ подругою своею Ревеккою, вмѣстѣ съ нею крещенною, святая Поликсенія ревностно предалась дѣятельному распростаненію христіанства среди своихъ единоплеменниковъ. Сестра ея Ксантиппа также присоединилась къ ея благовѣстническимъ трудамъ. Сохранилось сказаніе, что особенно часто онѣ проповѣдывали въ многолюдномъ городѣ Толедо.

Итакъ всю остальную жизнь свою, почти сорокъ лѣтъ, святая Поликсенія посвятила сему великому подвигу, подавая увѣровавшимъ во Христа примѣръ благочестивой жизни. Плодомъ сего благочестиваго апостольскаго служенія ея было то, что весьма многіе язычники въ Испаніи были обращены и утверждены ею въ христіанствѣ.

Около 109 года по Рождествѣ Христовомъ святая Поликсенія мирно скончалась, до конца земной жизни сохранивъ дѣвство.

Примѣчаніе:
[1] Память преподобной Ксантиппы празднуется въ тотъ же день.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 461-465.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0