Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать третій.

Слово на зачатіе честнаго и славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

— «Не бойся, Захарія: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родитъ тебѣ сына, и дашь ты имя ему — Іоаннъ. И многіе возрадуются о рожденіи его».

Захарія отвѣчалъ:

— «То, что возвѣщаешь ты мнѣ, вѣстникъ радостный, и неожиданно и странно, ибо родить дѣтей въ старости неестественно; я же старъ, и жена моя въ лѣтахъ преклонныхъ: какъ мы можемъ зачать и родить сына?»

Ангелъ же отвѣтствовалъ:

— «Съ первыхъ же твоихъ словъ, Захарія, я вижу, что ты маловѣренъ; ты не вѣришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чемъ я возвѣщаю, не свойственно твоей природѣ, но на сіе есть воля Божія, для которой нѣтъ ничего невозможнаго: яко можетъ Богъ отъ каменія воздвигнути чада Аврааму (Матѳ. 3, 9). Развѣ не извѣстно тебѣ, что Богъ могъ сотворить Адама изъ земли, создать Еву изъ кости Адамовой и престарѣлой Саррѣ даровать сына Исаака? Посему и твоей женѣ Всемогущій Богъ даруетъ въ старости рожденіе сына; ибо услышана молитва твоя».

— «Я, — сказалъ Захарія, — нынѣ приношу Богу свои молитвы о пришествіи вожделѣннаго Мессіи, Коего Онъ обѣщалъ устами святыхъ Своихъ пророковъ; молюсь, чтобы Богъ скорѣе послалъ Его на землю спасти сѣмя Авраамово отъ рабства иноплеменниковъ; молюсь Ему еще и о томъ, чтобы Онъ простилъ согрѣшенія мои и грѣхи всего народа; а о томъ, чтобы имѣть сына, я нынѣ не молюсь, ибо уже и самъ достигъ преклоннаго возраста, и жена моя состарѣлась».

Ангелъ же сказалъ ему:

— «Я — Гавріилъ, предстоящій предъ Богомъ; по откровенію Божію я знаю, что нынѣ ты молишься не о дарованіи сына, а о томъ, о чемъ ты сказалъ мнѣ; однако прежде, когда и ты и супруга твоя не были еще стары, ты усердно молилъ Господа, чтобы Онъ послалъ вамъ сына. Всемилостивый Господь, отъ Коего не можетъ укрыться даже и малѣйшее движеніе сердца человѣческаго, внимаетъ молящимся Ему и исполняетъ желанія боящихся Его. Услышавъ твои прежнія молитвы, Онъ даруетъ тебѣ сына соименнаго благодати [1]; ибо Господь вѣдаетъ по Своему благоволенію — когда исполнить прошенія святыхъ Своихъ: и вотъ у тебя родится сынъ, который великъ будетъ предъ Господомъ».

На сіе Захарія отвѣчалъ:

— «Вижу я теперь, благовѣстникъ, что ты — ангелъ Божій, ибо и бесѣда твоя свидѣтельствуетъ о семъ, и твой видъ ясно показываетъ сіе, и сила словъ твоихъ подтверждаетъ то. Сначала же, когда ты внезапно предсталъ предо мною и сталъ вѣщать, я ужаснулся, подобно тому какъ нѣкогда убоялся Даніилъ пророкъ, увидѣвъ ангела: видѣхъ, говорилъ онъ, явленіе великое, и не оста во мнѣ крѣпость (Дан. 10, 8); также и мать Самсона говорила: человѣкъ Божій пріиде ко мнѣ, и образъ его, яко образъ ангела Божія, страшенъ зѣло (Суд. 13, 6). Посему я и убоялся и не дерзаю возражать противъ твоихъ ангельскихъ словъ; однако спрошу, почему имѣющій родиться у меня сынъ будетъ великъ? развѣ онъ будетъ выше и святѣе пророка Іереміи, къ которому было слово Господне: прежде неже Мнѣ создати тя во чревѣ, познахъ тя, и прежде неже изыти тебѣ изъ ложеснъ, освятихъ тя, пророка во языки поставихъ тя (Іер. 1, 5).

Ангелъ же сказалъ:

— «Великъ будетъ предъ Господомъ сынъ твой, и своимъ духовнымъ величіемъ не только будетъ равенъ пророку Іереміи, но и превзойдетъ его; если тотъ получилъ освященіе до рожденія своего, то сей еще болѣе исполнится Духа Святаго еще во чревѣ матери своей; Іеремія предназначался только къ пророчеству о Мессіи, а сей удостоится и руку возложить на Него и крестить Его. И не только Іеремію, но и прочихъ великихъ святыхъ онъ превзойдетъ величествомъ благодати Божіей, ибо изъ рожденныхъ женами никто не будетъ больше Іоанна Крестителя (Матѳ. 11, 11). Какъ звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ во славѣ, такъ и среди святыхъ Божіихъ одинъ превосходитъ другого славою и честью, ибо и въ нашихъ ангельскихъ чиноначаліяхъ, которыя всегда видятъ лице Господа Саваоѳа, Богъ не всѣмъ равно открываетъ тайны Своей благой воли, но чрезъ вышнихъ чиновъ являетъ ихъ низшимъ. Много звѣздъ является передъ восходомъ солнца, но одна лишь денница предшествуетъ самому солнцу. Многіе пророки проповѣдывали о пришествіи Мессіи, но отрокъ, рожденный тобою, не только будетъ проповѣдывать словомъ, но и перстомъ своимъ укажетъ людямъ Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра. Вотъ почему сынъ твой будетъ великъ и больше среди всѣхъ рожденныхъ женами. Насколько исполненіе радостной вѣсти пріятнѣе, чѣмъ самая вѣсть, настолько будетъ имѣть болѣе чести сравнительно съ другими пророками тотъ пророкъ, который отъ тебя родится. До него пророчествовали всѣ пророки и самый законъ, сей же будетъ завершеніемъ всѣхъ пророковъ, концомъ Ветхаго Завѣта, предтечей новой благодати».

Захарія на сіе сказалъ:

— «Хороша и радостна вѣсть твоя, ангелъ Господень! Если и всякій премудрый сынъ веселитъ отца, то насколько болѣе возвеселилъ бы меня, старца, сынъ мудрѣйшій, нежели всѣ пророки! Но какъ мнѣ радоваться, когда я сомнѣваюсь въ словахъ твоихъ? Не бываетъ радости и веселія въ вещахъ сомнительныхъ, но только въ достовѣрныхъ. И такъ умоляю тебя, ангелъ Божій, скажи мнѣ, какъ могу я увѣриться въ томъ, что ты мнѣ возвѣщаешь?»

Тогда Гавріилъ отвѣчалъ:

— «Ты еще продолжаешь сомнѣваться и не вѣришь моимъ словамъ, Захарія; неужели буду говорить ложно я, посланникъ Бога, Иже вѣренъ есть во всѣхъ словесѣхъ Своихъ и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13), такъ что не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ (Лук. 1, 37). Ты — іерей и учитель Израилевъ, ужели не знаешь, что наступило время, которое я высчиталъ седминами, когда былъ посланъ въ Вавилонъ къ пророку Даніилу (Дан. 9, 24)? [2] Развѣ вы не читали его пророчества? Разсмотри и познай, что уже приблизился Спасающій Израиля и предъ лицемъ Его будетъ предшествовать ангелъ во плоти — сынъ твой, который уготовитъ путь Мессіи, шествуя предъ Нимъ въ духѣ и силѣ Иліи [3]. Но за то, что не повѣрилъ словамъ моимъ, ты будешь нѣмъ и не скажешь ни слова до того дня, когда сіе исполнится».

И тотчасъ нѣмота сковала уста Захаріи, а узы неплодія Елисаветы разрѣшились. Ангелъ же отошелъ къ престолу Вседержителя. Слава Господу во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] «Іоаннъ» — значитъ благодать.
[2] Въ семидесяти седьминахъ, упоминаемыхъ пророкомъ Даніиломъ, насчитывается 490 лѣтъ.
[3] Т. е. съ тою же несокрушимою ревностію и нравственнымъ могуществомъ, съ какими нѣкогда дѣйствовалъ великій ревнитель по Богѣ пророкъ Илія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 454-459.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0