Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцатъ второй.

Житіе святаго Петра, прежде бывшаго мытаремъ [1].

Въ Африкѣ жилъ одинъ жестокосердый и немилостивый мытарь, по имени Петръ; никогда онъ не пожалѣлъ неимущихъ, не имѣлъ въ умѣ своемъ помышленія о смерти, не ходилъ въ Божіи церкви, сердце его всегда было глухо къ просящимъ милостыню. Но благій и человѣколюбивый Богъ не хочетъ смерти грѣшниковъ, а заботится о спасеніи всѣхъ и неисповѣдимымъ Своимъ Промысломъ спасаетъ каждаго. Онъ и сему Петру явилъ Свою милость и спасъ его слѣдующимъ образомъ.

Однажды нищіе и убогіе, сидѣвшіе на улицѣ, стали хвалить лицъ, относившихся къ нимъ съ милосердіемъ, молились за нихъ Богу, а немилостивыхъ укоряли; бесѣдуя такъ, они заговорили и о Петрѣ, разсказывали о томъ, какъ онъ жестоко поступаетъ съ ними, стали спрашивать одинъ другого, получилъ ли-кто когда нибудь какую-либо милостыню изъ дома Петра; когда же не нашлось такого человѣка, одинъ изъ убогихъ всталъ и сказалъ:

— «Что вы дадите мнѣ, если я сейчасъ пойду и испрошу у него милостыню?»

Уговорившись, они собрали залогь, а тотъ нищій, отправившись, сталъ у воротъ Петра. Вскорѣ Петръ вышелъ изъ дома. Онъ велъ осла, навьюченнаго хлѣбами для княжескаго обѣда. Нищій поклонился ему и сталъ громко просить милостыни. Петръ схватилъ хлѣбъ, и бросилъ его въ лице нищему и ушелъ. Подхвативъ хлѣбъ, нищій пришелъ къ своимъ собратіямъ и сказалъ:

— «Изъ рукъ самого Петра я получилъ сей хлѣбъ».

При семъ онъ сталъ прославлять Господа, и благодарилъ Его за то, что Петръ такъ милостивъ. Спустя два дня, мытарь расхворался такъ сильно, что даже былъ близокъ къ смерти, и воть ему представилось въ видѣніи, будто онъ стоитъ на судѣ и на вѣсы кладутъ его дѣла. На одной сторонѣ у вѣсовъ стояли смрадные и злые духи, по другую же сторону вѣсовъ находились свѣтлые и благообразние мужи. Злые духи принесли всѣ злыя дѣла, какія совершилъ Петръ мытарь въ теченіи всей своей жизни съ самыхъ юныхъ лѣтъ, и положили ихъ на вѣсы; свѣтлые же мужи не находили ни одного добраго дѣла Петра, которое можно было бы положить на другую сторону вѣсовъ; посему они были печальны и съ недоумѣніемъ говорили другъ другу:

— «Нечего намъ положить на вѣсы».

Тогда одинъ изъ нихъ сказалъ:

— «Дѣйствительно, намъ нечего положить, развѣ только одинъ хлѣбъ, который онъ подалъ ради Христа два дня тому назадъ, да и то по неволѣ».

Они положили тотъ хлѣбъ на другую сторону вѣсовъ, и онъ перетянулъ вѣсы на свою сторону. Тогда свѣтлые мужи сказали мытарю:

— «Ступай, убогій Петръ, и прибавь еще къ сему хлѣбу, чтобы не взяли тебя бѣсы и не повели бы на вѣчную муку».

Придя въ себя, Петръ сталъ размышлять о семъ и понялъ, что видѣнное имъ было не привидѣніе, но истина; при семъ онъ вспомиилъ всѣ свои грѣхи, даже тѣ, о коихъ онъ уже забылъ, — ясно представились ему всѣ его согрѣшенія — ихъ-то именно злые демоны, собравъ, клали на вѣсы. Тогда Петръ, удивляясь, подумалъ:

— «Если одинъ хлѣбъ, брошенный мною въ лице убогаго, такъ помогъ мнѣ, что бѣсы не могли меня взять, то насколько болѣе щедрая милостыня, творимая съ вѣрою и усердіемъ, помогаетъ тѣмъ, кто не скупясь раздаетъ свое богатство убогимъ».

И съ тѣхъ поръ онъ сдѣлался въ высшей степени милостивъ, такъ что даже не пощадилъ и самого себя. Однажды онъ шелъ въ свою мытницу [2]. На пути встрѣтился ему одинъ владѣлецъ корабля: онъ былъ нагъ, ибо вслѣдствіе гибели своего корабля онъ обѣднѣлъ совершенно. И вотъ, человѣкъ сей, припавъ къ ногамъ Петра, просилъ его дать ему одежду, чтобы онъ могъ прикрыть наготу свою. Петръ снялъ съ себя прекрасную и дорогую верхнюю одежду и далъ ему; но тотъ, стыдясь ходить въ такой одеждѣ, отдалъ ее для продажи одному купцу. Петръ, возвращаясь изъ своей мытницы, случайно увидѣлъ, что одежда та вывѣшена на торжищѣ для продажи; сіе такъ сильно опечалило его, что придя домой онъ не хотѣлъ даже вкусить пищи, но затворился, сталъ плакать и рыдать, говоря:

— «Богъ не принялъ моей милостыни; я не достоинъ того, чтобы убогій имѣлъ память обо мнѣ».

Плача и скорбя такимъ образомъ, онъ немного уснулъ, и вотъ ему представился нѣкій благообразный мужъ, сіявшій свѣтлѣе солнца; на головѣ у него былъ крестъ, одѣтъ онъ былъ въ ту самую одежду, которую Петръ отдалъ разорившемуся владѣльцу корабля; сей мужъ сказалъ Петру:

— «О чемъ. ты братъ Петръ, скорбишь и плачешь?» Мытарь же отвѣчалъ:

— «Какъ мнѣ не плакать, Господинъ мой, если я даю убогимъ изъ того, что Ты далъ мнѣ, а они данное имъ снова продаютъ на торжищахъ».

Тогда Явившійся сказалъ ему:

— «Узнаешь ли сію одежду, которую Я ношу?» Петръ же отвѣчалъ:

— «Да, Владыко, узнаю; она — моя; ею я одѣлъ нагого». Явившійся сказалъ:

— «Перестань же скорбѣть, ибо одежду, данную тобою нищему, принялъ Я и ношу ее, какъ ты видишь; хвалю тебя за доброе твое дѣло, ибо ты одѣлъ Меня, погибающаго отъ холода».

Проснувшись, мытарь удивился и возревновалъ о жизни неимущихъ, говоря:

— «Если убогіе то же, что Христосъ, то, клянусь Господомъ я не умру, пока не сдѣлаюсь однимъ изъ нихъ».

Тотчасъ онъ роздалъ нищимъ все свое имѣніе и освободилъ рабовъ, оставивъ лишь одного изъ нихъ; сему же рабу онъ сказалъ:

— «Я хочу сообщить тебѣ тайну; храни ее и повинуйся мнѣ; если же не сохранишь тайны и не будешь мнѣ повиноваться, то знай, что я продамъ тебя язычникамъ».

На сіе рабъ отвѣчалъ ему:

— «Все, что повелишь ты мнѣ, господинъ, я долженъ сдѣлать». Тогда Петръ сказалъ ему:

— «Пойдемъ во Святый Градъ, поклонимся животворящему гробу Господню, и тамъ ты продай меня кому-либо изъ христіанъ, а вырученныя отъ продажи деньги дай убогимъ; тогда и самъ будешь свободнымъ человѣкомъ».

Удивился рабъ такому странному намѣренію своего господина; онъ не хотѣлъ повиноваться ему и сказалъ:

— «Идти съ тобою во Святый Градъ я долженъ, такъ какъ я твой рабъ; но продать тебя, господина моего, я не могу, и сего никогда не сдѣлаю».

Тогда Петръ сказалъ ему:

— «Если ты не продашь меня, то я продамъ тебя язычникамъ, какъ уже говорилъ тебѣ».

И они отправились въ Іерусалимъ. Поклонившись святымъ мѣстамъ, Петръ снова сказалъ рабу:

— «Продай меня, если же ты не продашь меня, то я продамъ тебя варварамъ въ тяжкое рабство».

Видя такое непреклонное намѣреніе своего господина, рабъ долженъ былъ повиноваться ему даже противъ своей воли. Встрѣтивъ одного извѣстнаго ему богобоязненнаго мужа, серебряника ремесломъ, по имени Зоила, рабъ сказалъ ему:

— «Послушай меня, Зоилъ, — купи у меня хорошаго раба». Серебряникъ же отвѣчалъ:

— «Братъ, повѣрь мнѣ: я обнищалъ, такъ что нечѣмъ заплатить за него».

Тогда рабъ предложилъ ему:

— «Займи у кого-нибудь и купи его, ибо онъ очень хорошъ, да и Богъ благословитъ тебя за него».

Повѣривъ его словамъ, Зоилъ взялъ у одного своего друга тридцать золотыхъ и на сіи деньги купилъ Петра у его раба, не зная, что Петръ — самъ господинъ раба того. Послѣдній, взявъ деньги за своего господина, удалился въ Константиноноль, и никому не сказавъ, что онъ сдѣлалъ, деньги тѣ роздалъ убогимъ. Съ сего времени Петръ сталъ служить у Зоила; ему пришлось дѣлать то, къ чему онъ ранѣе не привыкъ: то онъ работалъ на поварнѣ, то возилъ навозъ изъ дома Зоила, то копалъ землю въ виноградникѣ; сими и другими тяжелыми работами онъ въ своемъ безмѣрномъ смиреніи изнурялъ свою плоть. Зоилъ же видѣлъ, что Петръ низводитъ благословеніе на его домъ, какъ нѣкогда домъ Пентефрія получилъ благословеніе изъ-за Іосифа; видѣлъ онъ, что богатство его умножилось; посему и возлюбилъ Петра, и въ то же время, видя его необыкновенное смиреніе, питалъ къ нему уваженіе. Однажды онъ сказалъ ему:

— «Петръ, я хочу освободить тебя, будь моимъ братомъ». Петръ же не хотѣлъ свободы, но предпочиталъ служить въ образѣ раба; часто можно было видѣть, какъ другіе рабы ругали его, иногда даже били и всячески оскорбляли его, онъ же терпѣливо переносилъ все сіе, не произнося ни слова. Однажды Петръ увидѣлъ во снѣ лучезарнаго Мужа, нѣкогда явившагося ему въ Африкѣ въ его одеждѣ; Сей, имѣя теперь въ рукѣ тридцать золотыхъ, сказалъ ему:

— «Не скорби, братъ Петръ, ибо Я Самъ получилъ деньги за тебя; потерпи до времени, пока тебя не узнаютъ».

Спустя нѣсколько времени изъ Африки пришли поклониться святымъ мѣстамъ нѣкоторые сребропродавцы; Зоилъ, господинъ Петра, пригласилъ ихъ къ себѣ въ домъ на обѣдъ. Во время обѣда гости стали узнавать Петра и говорили одинъ другому:

— «Какъ сей человѣкъ похожъ на Петра мытаря». Услышавъ ихъ разговоръ, Петръ сталъ скрывать отъ нихъ свое лице, чтобы они окончательно не признали его. Однако они узнали его и начали говорить хозяину того дома:

— «Мы хотимъ сказать тебѣ, Зоилъ, нѣчто важное: знаешь ли ты, что въ дому у тебя служитъ великій мужъ — Петръ? Въ Африкѣ Петръ былъ весьма виднымъ человѣкомъ, но онъ неожиданно освободилъ всѣхъ своихъ рабовъ, и самъ куда-то скрылся. Князь сильно опечаленъ и жалѣетъ, что Петръ оставилъ насъ; въ виду этого мы хотѣли бы взять его съ собою».

Находясь за дверями, Петръ слышалъ всѣ слова; поставивъ на землю блюдо, которое онъ несъ, онъ поспѣшилъ къ воротамъ, чтобы убѣжать; привратникъ былъ нѣмъ и глухъ съ самаго рожденія своего, такъ что лишь по извѣстнымъ знакамъ отворялъ и запиралъ ворота.

Святый Петръ, торопясь выйти, сказалъ нѣмому:

— «Тебѣ говорю именемъ Господа нашего Іисуса Христа: открой мнѣ немедленно двери».

Тогда отверзлися уста нѣмому, и онъ сказалъ:

— «Хорошо, господинъ, сейчасъ открою».

Съ сими словами онъ сейчасъ же отворилъ ворота, и Петръ поспѣшно ушелъ. Тогда бывшій нѣмой пришелъ къ своему господину и въ присутствіи всѣхъ сталъ говорить; всѣ бывшіе въ домѣ удивились, когда услышали, что онъ говоритъ; тотчасъ всѣ стали искать Петра, но не нашли его. Нѣмой же сказалъ:

— «Смотрите, не убѣжалъ ли онъ, знайте, что это — великій служитель Божій; когда онъ подошелъ къ воротамъ, то сказалъ мнѣ: «во имя Господа Іисуса Христа, тебѣ говорю, открой ворота». И я тотчасъ же замѣтилъ исходящій изъ устъ его пламень, который коснулся меня, и я сталъ говорить».

Всѣ немедленно отправились по слѣдамъ Петра, но не настигли его; всюду старательно искали его, но не нашли. Тогда всѣ въ домѣ Зоила возрыдали и говорили: «какъ это мы не знали, что онъ такой великій служитель Божій?» И прославляли Бога, имѣющаго многихъ сокровенныхъ рабовъ Своихъ. Петръ же, убѣгая отъ человѣческой славы, скрывался по тайнымъ мѣстамъ до самого своего преставленія [3].

Слава Господу во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Мытарь — сборщикъ податей.
[2] Мытница — мѣсто, гдѣ собирались пошлины или подать.
[3] Святый скончался въ VI вѣкѣ въ Царьградѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 448-453.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0