Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать второй.

Житіе святаго пророка Іоны.

— «Что я сдѣлала тебѣ, человѣкъ Божій? Ты пришелъ ко мнѣ вспомянуть грѣхи мои и наказать меня смертію сына».

Онъ же сказалъ ей:

— «Дай мнѣ сына твоего».

Взявъ у нея отрока, Илія отнесъ въ горницу, въ которой жилъ, и положилъ его на свою постель; потомъ воззвалъ онъ ко Господу и сказалъ:

— «Господи Боже мой! неужели Ты и вдовѣ, у которой я пребываю, сдѣлаешь зло, умертвивъ сына ея?»

И, дунувъ трижды на отрока, онъ сталъ молиться:

— «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего въ тѣло.»

Господь услышалъ молитву святаго пророка Своего и сотворилъ по его моленію: душа отрока возвратилась въ тѣло, и онъ воскресъ.

Достигнувъ совершеннолѣтняго возраста, Іона проводилъ добродѣтельную жизнь и неуклонно исполнялъ всѣ заповѣди Господни. Онъ настолько благоугодилъ Богу, что, по преданію, сподобился вскорѣ пророческаго дара и предрекъ, среди другихъ предсказаній, о страданіяхъ Господнихъ, о запустѣніи Іерусалима и о кончинѣ міра.

— «Когда, — говорилъ онъ, — услышите камень, вопіющій тонкимъ и жалобнымъ голосомъ, когда отъ древа будетъ возноситься вѣщаніе къ Богу, тогда приблизится спасеніе и всѣ народы пойдутъ въ Іерусалимъ на поклоненіе Господу; Іерусалимъ же, наполненный звѣрями, будетъ въ мерзости запустѣнія: тогда наступитъ кончина всему живущему».

Получивъ отъ Бога свыше даръ пророчества, Іона выступилъ на общественное пророческое служеніе вслѣдъ за пророкомъ Елиссеемъ, являясь продолжателемъ его дѣла, какъ самъ Елиссей былъ продолжателемъ дѣла Иліи, — одного духа съ нимъ. Древнее іудейское преданіе называетъ святаго пророка Іону ученикомъ Елиссея [3], принадлежавшимъ къ той школѣ сыновъ пророческихъ, во главѣ которой стоялъ сначала пророкъ Илія и потомъ Елиссей; Іона былъ однимъ изъ сыновъ пророческихъ, посланныхъ Елиссеемъ для помазанія Іиуя на царство Израильское (4 Цар. 9, 9-22) [4]. По смерти Елиссея, Іона заступилъ его мѣсто. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Іеровоаму въ предстоявшей ему войнѣ съ сильнымъ Сирійскимъ царствомъ, пророкъ Іона, получивъ о томъ повелѣніе отъ Бога, предсказалъ ему великіе успѣхи въ сей войнѣ, и Іеровоамъ, по его глаголу, возстановилъ предѣлы Израильскаго царства отъ Емаѳа до Мертваго моря, возвративъ, такимъ образомъ, древнія области своего царства, отторгнутыя сирійцами (4 Цар. 14, 25) [5].

Въ царствованіе того же Іеровоама, Іона былъ призванъ къ новому служенію. Онъ получилъ отъ Бога повелѣніе идти для проповѣди покаянія къ нечестивымъ и враждебнымъ по отношенію къ Израильтянамъ иноплеменникамъ.

— «Встань, — повелѣлъ ему Господь, — иди въ Ниневію — городъ великій [6] и проповѣдуй въ немъ, ибо злодѣянія его дошли до Меня».

Но пророкъ не исполнилъ повелѣнія Божія. Онъ думалъ, что Богъ, какъ благій и милосердый, долготерпѣливый и многомилостивый, умилосердится надъ Ниневитянами, если они покаются въ своихъ грѣхахъ. Посему онъ боялся, что пророчество его о погибели Ниневіи не сбудется, и его сочтутъ за обманщика, и самое имя Бога Израилева подвергнется нареканію и укоризнамъ. Не хотѣлъ онъ въ душѣ своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для Израильтянъ. Въ то же время, чувствуя и всю тяжесть непослушанія Богу, Іона, въ страхѣ и скорби, бѣжалъ отъ Лица Божія. Но никто не можетъ укрыться отъ Бога, ибо Господня земля, и исполненіе ея (Псал. 23, 2): кто можетъ бѣжать отъ Того, Иже вездѣ сый и вся исполняяй?

Во время бѣгства Іона прибылъ въ Іоппію [7] и нашелъ здѣсь корабль, отправлявшійся въ отдаленный Ѳарсисъ [8]; отдавъ плату за провозъ, онъ вошелъ на корабль и отправился въ далекій путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвигъ сильный вѣтеръ, и на морѣ поднялась великая буря. Сильныя волны бросали корабль изъ стороны въ сторону, такъ что онъ готовъ уже былъ разбиться. Ужасъ объялъ корабельщиковъ, и они стали взывать каждый къ своему богу, кто какого чтилъ и считалъ своимъ хранителемъ. Въ то же время, желая облегчить корабль отъ излишней тяжести и тѣмъ уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь въ море. Одинъ Іона оставался празднымъ; онъ спустился во внутренность корабля, легъ тамъ и крѣпко заснулъ.

Между тѣмъ пришелъ къ Іонѣ кормчій и, найдя его спящимъ среди такой опасности, разбудилъ его и съ ужасомъ говорилъ ему:

— «Что ты спишь? встань, воззови къ Богу твоему: можетъ быть, Богъ вспомнитъ о насъ, и мы не погибнемъ».

Но буря не утихала и опасность отъ нея не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали другъ другу:

— «Пойдемъ, бросимъ жребій, чтобы узнать, за кого постигло насъ сіе бѣдствіе».

Они бросили жребій, и палъ жребій на Іону. Тогда спросили его:

— «Скажи намъ, за что постигло насъ сіе бѣдствіе? Какое твое занятіе, откуда идешь ты, гдѣ твоя страна и изъ какого ты народа?»

Іона сказалъ:

— «Я — евреянинъ, чту Господа Бога небесъ, сотворившаго море и сушу».

Затѣмъ онъ повѣдалъ имъ о своемъ преслушаніи воли Божіей и о томъ, какъ, согрѣшивъ предъ Богомъ, онъ убоялся и нынѣ бѣгаетъ отъ Лица Божія. Услышавъ сіе, корабельщики сильно устрашились и ужаснулись его преступленію Божественной воли, восклицая:

— «Зачѣмъ ты это сдѣлалъ?»

Несмотря на выпавшій на Іону жребій, обрекшій его на смерть и на грозящую имъ гибель, они не захотѣли исполнить надъ нимъ приговора, какъ по своему человѣколюбію, такъ и по страху предъ Всемогущимъ Богомъ Израилевымъ, воздвигшимъ на нихъ бурю за преслушаніе Іоны. Видя въ послѣднемъ посланника сего Бога, они стали спрашивать его:

— «Что сдѣлать намъ съ тобою, чтобы море утихло для насъ?»

Буря же не прекращалась, и волненіе становилось все сильнѣе. Тогда Іона сказалъ имъ:

— «Возьмите меня и бросьте въ море, и оно утихнетъ для васъ, ибо я знаю, что за меня постигла васъ сія великая буря».

Но корабельщики все еще колебались, видя въ Іонѣ необыкновеннаго человѣка и страшась оскорбить въ его лицѣ Всемогущаго Бога Израилева. Они, напротивъ, начали усиленно грести, чтобы пристать къ землѣ, между тѣмъ какъ море все продолжало бушевать противъ нихъ. Тогда они рѣшились, наконецъ, исполнить надъ Іоною приговоръ. Но прежде, чѣмъ сдѣлать это, они воззвали ко Господу:

— «Молимъ Тебя, Господи, да не погибнемъ за душу человѣка сего, и да не вмѣнишь намъ кровь невинную; ибо Ты, Господи, содѣлалъ, что угодно Тебѣ».

И взяли Іону и бросили его въ море, и тотчасъ прекратилось морское волненіе. Тогда всѣ бывшіе на кораблѣ еще сильнѣе убѣдились, что буря была послана Богомъ въ наказаніе за преступленіе Іоны, и устрашились они всемогущества Его, и, исполненные благоговѣнія къ Нему, принесли благодарственныя жертвы, и дали обѣты чтить Его.

Между тѣмъ пророка Іону, по повелѣнію Божію, проглотилъ китъ, и пробылъ Іона во чревѣ сего кита три дня и три ночи [9]. Поверженный въ море и поглощенный китомъ, Іона не могъ не чувствовать смертельной скорби; но онъ не потерялъ присутствія духа, особенно, когда увидалъ себя невредимымъ: въ немъ явилась надежда, что Господь дастъ ему снова увидѣть свѣтъ Божій и спасетъ его изъ глубины морской. Исполненный сей надежды, онъ сталъ молиться Господу Богу, каясь предъ Господомъ во грѣхѣ своемъ. Изливая свои скорбныя и покаянныя и вмѣстѣ съ тѣмъ благодарныя къ Богу чувства, Іона такъ взывалъ изъ чрева китова:

— «Ко Господу воззвалъ я въ скорби моей, и Онъ услышалъ меня: изъ чрева преисподней я возопилъ, и Ты услышалъ голосъ мой. Ты ввергъ меня въ глубину, въ сердце моря, и потоки окружили меня; всѣ воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказалъ: отринутъ я отъ очей Твоихъ, и потоки окружили меня; всѣ воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основанія горъ я нисшелъ, земля своими запорами на вѣкъ заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою изъ ада. Когда изнемогла во мнѣ душа моя, я вспомнилъ о Господѣ, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущіе суетныхъ и ложныхъ боговъ оставили Милосердаго Благодѣтеля своего. А я гласомъ хвалы принесу Тебѣ жертву: что обѣщалъ, исполню: у Господа спасеніе!» [10]

Молитва Іоны была услышана: милосердый Господь наказалъ раба Своего за преслушаніе Божественной воли, но, не желая его смерти, повелѣлъ, чтобы китъ извергъ Іону на сушу. Увидавъ дневной свѣтъ, небо, землю и море, Іона горячо возблагодарилъ Бога, избавившаго его отъ смерти.

Послѣ сего вторично было слово Господне ко Іонѣ.

— «Встань, иди въ великій городъ Ниневію и проповѣдуй въ ней то, что Я уже повелѣлъ Тебѣ».

Тогда Іона всталъ и пошелъ въ Ниневію. Ниневія же была городомъ великимъ, на три дня пути въ окружности. И началъ Іона ходить по городу, сколько можно пройти въ одинъ день, и проповѣдывалъ:

— «Еще сорокъ дней, и Ниневія будетъ разрушена».

Кратки и грозны были слова пророка Іоны, повидимому рѣшительно предсказывавшаго скорую гибель Ниневіи. Но жители города уразумѣли, что Богъ, опредѣляя ихъ погибель, не безъ причины отлагаетъ на нѣкоторое время исполненіе сего опредѣленія, что сорокъ дней даются имъ, безъ всякаго сомнѣнія, для покаянія, — и повѣрили слову, возвѣщенному имъ отъ Бога чрезъ пророка Іону. Они объявили постъ и одѣлись во вретище, всѣ — отъ бóльшаго изъ нихъ до малаго. Проповѣдь Іоны дошла и до самого царя могущественной Ниневіи; — онъ всталъ съ престола своего, снялъ свое царское облаченіе, одѣлся во вретище и сѣлъ на пеплѣ [11]. Потомъ онъ повелѣлъ провозгласить по всей Ниневіи отъ имени его, царя, и вельможъ, чтобы ни люди, ни скотъ, ни волы, ни овцы ничего не ѣли, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищемъ люди и скотъ, и крѣпко вопіяли къ Богу, и чтобы каждый обратился отъ злаго пути своего и отъ насилія рукъ своихъ.

— «Кто знаетъ, — говорили ниневитяне, — можетъ быть, еще Богъ умилосердится и отвратитъ отъ насъ пылающій гнѣвъ Свой, и мы не погибнемъ».

Надежда не обманула раскаявшихся ниневитянъ: Богъ, видя ихъ сокрушеніе и подвигъ покаянія, отмѣнилъ Свое опредѣленіе, помиловалъ ихъ, и не навелъ на нихъ бѣдствія, о которомъ предвозвѣщалъ устами пророка Своего.

Но если Богу пріятно было видѣть покаяніе ниневитянъ и помиловать ихъ, то Іона, еще оставшійся съ прежними мыслями о непреложности пророчества и, по немощи человѣческой, не постигавшій безпредѣльнаго милосердія Божія, сильно огорчился скорымъ объявленіемъ помилованія покаявшимся грѣшникамъ. По прошествіи сорокадневной проповѣди, онъ вышелъ изъ города и, поднявшись на гору, съ восточной стороны города, сдѣлалъ себѣ тамъ кущу и сѣлъ подъ нею въ тѣни, чтобы посмотрѣть, что будетъ съ городомъ. Но увидавъ, что съ городомъ ничего не случилось, онъ въ сильной печали, въ молитвѣ своей воззвалъ къ Богу:

— «О, Господи! не сіе ли говорилъ я, когда еще былъ въ странѣ моей? Потому я и побѣжалъ въ Ѳарсисъ; ибо зналъ я, что Ты — Богъ благій и милосердый, долготерпѣливый и многомилостивый. И нынѣ, Господи, возьми душу мою отъ меня; ибо лучше мнѣ умереть, нежели жить».

И произрастилъ Господь Богъ ночью вьющееся растеніе [12] надъ головой Іоны, чтобы избавить его отъ солнечнаго зноя и вмѣстѣ съ тѣмъ отъ огорченія, ибо пророкъ находилъ въ этомъ успокоеніе и своему огорченному духу. Іона могъ видѣть въ этомъ указаніе воли Божіей на то, чтобы онъ оставался на семъ мѣстѣ и ждалъ, что послѣдуетъ съ городомъ; это могло еще питать въ немъ надежду, что Богъ какимъ-нибудь чудеснымъ образомъ оправдаетъ Свой приговоръ о Ниневіи. Вмѣстѣ съ тѣмъ, въ явно чудесномъ появленіи тѣнистаго растенія Іона уразумѣлъ особое о немъ попеченіе Божіе. Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая отъ мысли, что Богъ оставилъ его, — превратилась въ радованіе, и Іона пребывалъ подъ произросшимъ растеніемъ весь тотъ день, укрываясь отъ солнечнаго зноя.

Но радость Іоны о тѣнистомъ растеніи была непродолжительна. На слѣдующій день, при появленіи зари, червь, по повелѣнію Божію, подточилъ растеніе, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навелъ Богъ знойный восточный вѣтеръ, и солнце стало палить голову Іоны, такъ что онъ изнемогъ и просилъ себѣ смерти.

— «Лучше мнѣ умереть, — говорилъ онъ, — нежели жить».

И сказалъ Богъ Іонѣ:

— «Неужели ты такъ сильно опечаленъ тѣмъ, что растеніе засохло?»

Іона отвѣчалъ:

— «Очень огорчился, даже до смерти».

Тогда, отечески вразумляя пророка, Богъ сказалъ:

— «Ты сожалѣешь о растеніи, надъ которымъ не трудился, и котораго не растилъ, которое въ одну ночь выросло и въ одну же ночь и пропало. Мнѣ ли не пожалѣть Ниневіи, города великаго, въ которомъ было болѣе ста тысячъ человѣкъ, неумѣющихъ отличить правой руки отъ лѣвой [13], и множество скота?»

Послѣ сего, когда по прошествіи сорока дней, погибель Ниневіи не совершилась, а напротивъ возсіяло солнце, ниневитяне усмотрѣли въ этомъ знакъ милости Божіей и прощенія, вышли изъ города къ пророку Іонѣ и дали ему дары для храма Іерусалимскаго, въ благодарность за спасеніе. Сопровождаемый благодарностію ниневитянъ, которыхъ онъ вó время вразумилъ возвѣщеніемъ гнѣва Божія, Іона удалился съ миромъ изъ Ниневіи въ свою отечественную землю. Поживъ здѣсь богоугодно довольно времени, святый пророкъ Іона мирно скончался и былъ погребенъ въ отечественномъ своемъ городѣ [14]; нынѣ же, предстоя на небесахъ Христу Богу, насыщается зрѣніемъ лица Его и славитъ Его съ пророками и апостолами и со всѣми святыми во вѣки [15]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Геѳаховеръ, по свидѣтельству книги Іисуса Навина, при раздѣленіи земли обѣтованной между сынами Израилевыми по жребію достался колѣну Завулонову и лежалъ въ сѣверной части Галилеи (сѣверная часть Палестины), по пути къ Тиверіадѣ, выше Назарета.
[2] Сарепта Сидонская — городъ Финикійскій, отстоявшій недалеко отъ Сидона.
[3] Елиссей — знаменитый пророкъ Израильскій, ученикъ и преемникъ пророка Иліи въ пророческомъ служеніи (память его 14 іюня).
[4] Сынами пророческими назывались у Израильтянъ ученики пророковъ, которые составляли изъ себя общества, воспитывавшіяся подъ непосредственнымъ ихъ воздѣйствіемъ. Хотя это и не были въ собственномъ смыслѣ училища, но въ нихъ, тѣмъ не менѣе, юноши, къ тому призванные, подготовлялись къ пророческому служенію, и изъ сихъ средоточій распространялось религіозное образованіе и въ народѣ.
[5] Отсюда опредѣляется и время пророческаго служенія Іоны, относящееся къ царствованію Іеровоама и предшественника его Іоаса. Слѣдовательно, Іона былъ однимъ изъ древнѣйшихъ пророковъ Израиля и жилъ въ IX в. до Р. X.
[6] Городъ Ниневія былъ главнымъ городомъ ассирійцевъ, съ которыми евреи тогда находились во враждебныхъ отношеніяхъ. Городъ лежалъ на восточномъ берегу Тигра въ Месопотаміи. Это былъ многолюднѣйшій и богатѣйшій городъ въ древнемъ мірѣ и имѣлъ около 84 верстъ въ окружности, что вполнѣ соотвѣтствуетъ Библейскому опредѣленію ея въ книгѣ прор. Іоны мѣрою трехдневнаго пути (гл. 3, ст. 3), ибо путь одного дня для восточныхъ народовъ соотвѣтствуетъ нашимъ 25-30 верстамъ.
[7] Іоппія (въ переводѣ съ еврейскаго значитъ: красивая, возвышенная мѣстность) — древнѣйшій городъ Финикійскій, по завоеваніи земли обѣтованной доставшійся колѣну Данову, лежитъ при Средиземномъ морѣ на высокомъ холмѣ, на югѣ цвѣтущей равнины Саронской, въ 12 часахъ пути отъ Іерусалима. Городъ сей во всѣ времена былъ весьма важнымъ портовымъ и торговымъ городомъ; нынѣ — Яффа, одинъ изъ главнѣйшихъ и наиболѣе цвѣтущихъ городовъ государства Израиль.
[8] Ѳарсисъ или Тартесъ — древняя финикійская колонія въ юго-западномъ углу древней Иберіи (Испаніи) на р. Бэтисъ (Гвадалквивиръ).
[9] Подъ китомъ нельзя разумѣть въ собственномъ смыслѣ кита. Стоящее здѣсь греческое слово κῆτος, по еврейски — дагаддолъ означаетъ вообще морское чудовище; здѣсь справедливѣе разумѣть особой породы большую акулу. — Трехдневное пребываніе пророка Іоны во чревѣ китовомъ прообразовало собою трехдневное пребываніе Христа Спасителя въ землѣ. Самъ Іисусъ Христосъ такъ свидѣтельствуетъ о прообразовательномъ значеніи пророка Іоны: якоже бѣ Іона во чревѣ китовѣ три дни и три нощи, тако будетъ и Сынъ Человѣческій въ сердцы земли три дни и три нощи (Матѳ. 12, 39-40). Спаситель сравниваетъ Себя съ Іоною: мужіе ніневітстіи покаяшася проповѣдію Іониною: и се болѣ Іоны здѣ (Матѳ. 12, 41). Такъ Іона въ своемъ служеніи и жизни прообразовалъ смерть, воскресеніе и проповѣдь Іисуса Христа. Отцы Церкви говорятъ о семъ такъ: «бѣгущій пророкъ взошелъ на корабль, Христосъ взошелъ на древо; на морѣ возстала сильная буря, сіе волненіе моря есть невѣріе іудеевъ. Выпалъ жребій пророку быть свергнутымъ въ море: сей жребій обозначаетъ волю Отца, по которой Христосъ нисходитъ въ пучину скорбей и смерти. Іона добровольно соглашается быть ввергнутымъ въ море: Іисусъ Христосъ добровольно восходитъ на крестъ. Іона сходитъ въ море съ корабля: Христосъ нисходитъ со креста во гробъ и въ преисподнюю земли. Іона жертвуетъ собою, чтобы спасти претерпѣвавшихъ бурю; Христосъ умираетъ для спасенія рода человѣческаго, обуреваемаго волнами грѣховными. Пророкъ, взятый звѣремъ, но, несъѣденный имъ, молится во чревѣ его: Іисусъ Христосъ, пораженный смертью, но не обладаемый ею, молится за всѣхъ людей. Іона невредимъ пребываетъ въ чревѣ кита, тѣло Іисуса Христа неврежденно пребыло во гробѣ. Іона пребылъ во чревѣ кита три дня и три ночи, — три дня и три ночи былъ Іисусъ въ сердцѣ земли. Іона въ третій день извергается неврежденнымъ изъ чрева китова: Іисусъ Христосъ силою Божества Своего нетлѣннымъ возстаетъ изъ гроба въ третій день. Послѣ чудеснаго избавленія отъ смерти Іона идетъ проповѣдывать покаяніе ниневитянамъ: — послѣ воскресенія Христа ученіе Его проповѣдуется язычникамъ. До времени бѣдственнаго плаванія Іоны Ниневія не слышала проповѣди покаянія и навлекла на себя гнѣвъ Божій, но послѣ того пророкъ избавилъ своею проповѣдію ниневитянъ отъ гнѣва Господня: такъ единственно смертію и воскресеніемъ Христовымъ родъ человѣческій, погруженный въ бездну грѣховную, избавленъ отъ грѣха, проклятія и смерти и примиренъ съ Богомъ».
[10] Молитва Іоны во чревѣ китовомъ положена въ основаніе 6-й пѣсни каноновъ. Святая Церковь въ плаваніи Іоны видитъ не одно прообразованіе страданій и пребыванія во гробѣ Спасителя, но и подобіе нашей жизни. Кораблю Іоны, застигнутому бурей и погруженному волнами, она уподобляетъ нашу душу, обуреваемую волнами житейскаго моря, потопляемую грѣхами, уловляемую духовнымъ звѣремъ — діаволомъ. Спасительному берегу, на который выброшенъ былъ Іона, она уподобляетъ тихое пристанище, которое душа наша обрѣтаетъ въ Богѣ. Съ этою мыслію она каждодневно на утрени въ 6-й пѣсни канона напоминаетъ намъ его покаянную пѣснь и, влагая ее въ уста, возбуждаетъ насъ также пламенно молиться, какъ молился Іона во чревѣ китовомъ, чтобы Богъ возвелъ отъ духовнаго тлѣнія жизнь нашего духа.
[11] Это были обыкновенныя у восточныхъ народовъ выраженія печали и сокрушенія.
[12] Въ Еврейскомъ текстѣ здѣсь стоитъ слово кикайонъ, чтó обозначаетъ собою особое тѣнистое дерево, въ родѣ плюща, или, какъ нѣкоторые переводятъ, клещевину, которая въ нѣсколько дней вырастаетъ до высоты тѣнистаго дерева, но также быстро можетъ и засохнуть, такъ какъ нерѣдко подтачивается въ самомъ корнѣ своемъ червями.
[13] Подъ симъ именемъ вѣроятнѣе разумѣть дѣтей перваго возраста, и въ такомъ случаѣ число жителей Ниневіи обыкновенно полагаютъ въ 645,000 человѣкъ.
[14] † около 800 г. до Р. X. — О послѣдующей за проповѣдію жизни пророка Іоны извѣстно лишь изъ преданій, изъ коихъ древнѣйшія повѣствуютъ, что онъ скончался въ отечественномъ своемъ городѣ, гдѣ доселѣ указываютъ его гробницу и гдѣ мусульмане построили въ честь его великолѣпную мечеть. По другому преданію, пророкъ остался въ Ниневіи, среди развалинъ которой, около Моссула, также указываютъ его гробницу, составляющую предметъ всеобщаго благоговѣнія христіанъ, евреевъ и магометанъ. Первое мнѣніе подтверждается свидѣтельствомъ 3-й книги Маккавейской, гдѣ говорится, что Богъ Іону во чревѣ кита морскаго тающаго нещаднѣ, всѣмъ своимъ невредима показалъ (3 Мак. 6, 6).
[15] Именемъ пророка Іоны надписывается пятая изъ книгъ малыхъ пророковъ, предметомъ которой служитъ посольство Іоны въ Ниневію съ проповѣдью покаянія. Поводомъ къ посольству Іоны послужило не только спасеніе Ниневіи, но и назиданіе самимъ евреямъ, у коихъ развилась тогда нетерпимость къ иноплеменникамъ. Господь вразумляетъ пророка, что спасеніе есть достояніе и язычниковъ, и предостерегаетъ евреевъ, чтобы они исправились, ибо и они могутъ погибнуть, если не раскаются, а мѣсто ихъ займутъ язычники. Отсюда — новое прообразовательное значеніе проповѣди Іониной, предъизображавшей собою новозавѣтную апостольскую проповѣдь, призывающую въ Церковь Христову всѣ народы. На такое значеніе книги пророка Іоны и его самого можно находить указаніе въ словахъ Самого Спасителя, Который, упрекая іудеевъ и особенно фарисеевъ въ нераскаянности, невѣріи и невнимательности къ проповѣди Іоанна Крестителя о покаяніи, говоритъ: мужіе ніневитстіи востанутъ на судъ съ родомъ симъ и осудятъ его, яко покаяшася проповѣдію Іониною: и се болѣ Іоны здѣ (Матѳ. 12, 42). — Книга пророка Іоны читается вся сполна за богослуженіемъ на вечернѣ въ великую субботу наравнѣ съ другими пророчествами Ветхаго Завѣта о воскресеніи Спасителя.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 438-446.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0