Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать второй.

Житіе и страданіе святаго мученика Фоки, именуемаго вертоградаремъ [1].

Блаженный Фока былъ такъ огражденъ добродѣтелями, что древній тать — діаволъ, похитившій блаженство въ райскомъ вертоградѣ у праматери нашей, не могъ похитить добродѣтели у святаго Фоки. Святый ревностно стремился къ своему спасенію, со страхомъ внимая словамъ апостола: трезвитесь, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Такъ подвизался святый, и слухъ о благочестивой его жизни прошелъ между людьми. Добродѣтель, какъ горящая свѣча, не можетъ утаиться, но и въ темнотѣ ночной сіяетъ издалека; такъ и святый Фока, какъ бы среди тьмы, сіялъ своимъ благочестіемъ среди людей невѣрующихъ и развращенныхъ, приводя многихъ къ познанію свѣта. Слухъ о святомъ дошелъ и до нечестиваго князя сей страны. Князю разсказали, что Фока не только самъ вѣруетъ въ Распятаго, но и другихъ обращаетъ къ Нему вслѣдъ за собою. Тогда князь послалъ своихъ слугъ, чтобы они убили раба Христова; тѣ немедленно отправились, и стали искать Фоку, чтобы предать его смерти.

Ихъ встрѣтилъ самъ Фока и спросилъ:

— «Кого вы ищете?»

Они отвѣчали:

— «Мы отыскиваемъ Фоку».

Тогда Фока сказалъ:

— «Ступайте ко мнѣ, господа мои, я вамъ разскажу о немъ».

Съ сими словами онъ привелъ ихъ къ себѣ въ домъ и угостилъ ихъ, ибо такъ подобаетъ поступать съ врагами своими, согласно словамъ Писанія: аще алчетъ врагъ твой ухлѣби его: аще ли жаждетъ, напой его (Прит. 25, 22).

Когда же слуги вкусили вина, Фока спросилъ ихъ:

— «Для чего вы ищете сего человѣка?»

Тогда они разсказали ему тайну:

— «Мы ищемъ его, чтобы предать на мученіе, ибо князь послалъ насъ убить его за то, что онъ не покланяется богамъ нашимъ, а почитаетъ Распятаго».

Фока сталъ просить ихъ:

— «Прошу васъ, господа мои, подождите до утра въ моемъ домѣ, угощайтесь и пейте, а завтра я предамъ его вамъ: ибо никто не знаетъ его лучше меня. Онъ живетъ недалеко отсюда; теперь же куда-то ушелъ, но скоро вернется, и завтра я предамъ его въ ваши руки».

Посланные согласились и стали пировать въ домѣ святаго Фоки. Онъ же въ сіе время устроилъ въ своемъ саду гробъ, приготовилъ все необходимое для погребенія, роздалъ нищимъ свое имѣніе и всю ночь пребывалъ въ молитвѣ, приготовляясь къ смерти. Когда наступило утро, посланные княземъ слуги встали и спросили его:

— «Здѣсь ли Фока, коего ты хотѣлъ предать въ наши руки?»

Святый же съ радостію отвѣчалъ имъ:

— «Здѣсь, господа мои, — дѣлайте съ нимъ, что хотите».

Тогда слуги спросили:

— «Гдѣ же онъ?»

Блаженный отвѣчалъ:

— «Я — Фока, котораго вы ищете, я рабъ Іисуса Христа... Я — отрекаюсь отъ вашихъ мерзкихъ боговъ, умертвите меня».

Услыхавъ сіе, посланные удивились: они почувствовали стыдъ и не хотѣли обагрить рукъ своихъ кровію сего человѣка, ибо онъ такъ радушно принялъ ихъ и угостилъ; они хотѣли уйти и сказали ему:

— «Мы скажемъ князю, что всюду искали Фоку, но нигдѣ не нашли».

Но онъ сталъ просить ихъ, схватилъ ихъ за ноги и умолялъ, чтобы они исполнили то, что имъ повелѣно.

— «Ничѣмъ вы меня такъ не вознаградите за мое гостепріимство, — говорилъ святый Фока, какъ тѣмъ, о чемъ я прошу васъ; ибо чрезъ сіе вы избавите меня отъ узъ плоти, и я могу соединиться съ желаннымъ Христомъ».

Такъ святый Фока стремился освободиться отъ узъ тѣла и жить со Христомъ. Такъ сильно желалъ онъ пролить свою кровь за Христа; столь великую онъ имѣлъ любовь къ Богу, что говорилъ:

— «Лучши мнѣ милость Твоя, паче животъ сей временный» (Псал. 62, 4).

Итакъ онъ умолилъ слугъ и принялъ вѣнецъ мученическій; будучи усѣченъ въ главу мечемъ, онъ перешелъ отъ земли къ небу [2]. Его святыя мощи были погребены въ приготовленномъ имъ самимъ гробѣ. Впослѣдствіи, когда еще болѣе просіяло въ тѣхъ странахъ благочестіе, надъ гробницей мученика была выстроена церковь во имя его. И многіе вѣрующіе почерпали благодать отъ святыхъ мощей Христова страдальца: одни получали исцѣленіе отъ болѣзней, другіе — утѣшеніе въ печаляхъ, иные же получили помощь въ бѣдахъ молитвами святаго мученика Фоки. Не только въ городѣ Синопѣ, но и по всей вселенной, на землѣ и на морѣ, всѣмъ съ вѣрою призывающимъ его имя и вручающимъ себя его молитвамъ, святый являлся великимъ благодѣтелемъ въ нуждахъ и скорымъ помощникомъ. У мореплавателей было обыкновеніе призывать на помощь святаго Фоку; ибо много разъ онъ являлся имъ: то ночью, когда поднималось волненіе, онъ будилъ спящаго рулеваго; то видѣли, что онъ самъ поднималъ паруса; иногда его замѣчали на носу корабля; иногда онъ являлся ходящимъ по морю. Имя святаго Фоки прославляли на многихъ корабляхъ, плававшихъ по Чермному и Адріатическому морямъ и по океану; вмѣсто обычныхъ своихъ пѣсенъ, моряки стали воспѣвать похвальныя пѣснопѣнія въ честь святаго Фоки, такъ что всякій часъ его имя было на устахъ мореплавателей. Не только въ бѣдствіяхъ, но и среди удовольствій они вспоминали святаго Фоку. У нихъ былъ такой обычай: когда они сидѣли за трапезой или за какимъ-либо угощеніемъ, то отдѣляли часть пищи или питія въ честь святаго Фоки. Кто-нибудь изъ присутствовавшихъ за трапезой покупалъ сію часть, и вырученныя отъ продажи деньги собирались въ особую кружку. Такъ каждый день удѣляли часть своей трапезы святому, и одинъ послѣ другого покупалъ сію часть: сегодня одинъ, завтра другой, потомъ третій, — начиная съ перваго и до послѣдняго, всѣ по очереди покупали ту часть и собирали за нее деньги. Когда же они выходили на берегъ, то деньги, собранныя отъ продажи сихъ частей, раздавали убогимъ, недужнымъ, сиротамъ и странникамъ.

Сей обычай хранился много лѣтъ до того времени, пока враги святаго Креста, попущеніемъ Божіимъ за наши грѣхи, не взяли всѣ сіи страны [3]; они весьма сильно стали притѣснять святую вѣру и уменьшили число христіанъ. Однако же и теперь святый Фока, общій заступникъ всѣхъ, не перестаетъ помогать плавающимъ въ морѣ міра сего; онъ приводитъ насъ къ небесному пристанищу, усердно молясь за насъ Господу. Да избавимся же мы молитвами сего мученика Христова отъ всякаго потопленія, волненія и бури, нынѣ, всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовникъ.
[2] Сіе было около 320 года.
[3] Здѣсь разумѣются магометане-турки. Въ 1214 г. Синопъ подпалъ власти сельджукскихъ турокъ, а спустя 2½ столѣтія онъ снова былъ завоеванъ (въ 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометомъ II, завоевавшимъ Константинополь и основавшимъ на развалинахъ Византійской имперіи Турецкую (магометанскую).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 434-437.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0