Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать первый.

Житіе преподобнаго отца нашего Іосифа Заоникіевскаго [1].

Различными способами призываетъ Господь ко спасенію избранниковъ Своихъ: однихъ обиліемъ милости, другихъ — и это случается чаще — привлекаетъ подъ Свое благое иго скорбями, испытаніями и несчастіями, показывающими вѣрующему всю тщету и суетность мірской жизни. Такое испытаніе послалъ Господь Иларіону. Неожиданно и безъ видимой причины заболѣли у него глаза. Много стараній и средствъ употребилъ Иларіонъ, чтобы избавиться отъ своей болѣзни, но ничто не помогало; лѣкари и знахари оказались безсильны бороться съ Божіимъ попущеніемъ. Болѣзнь все усиливалась и усиливалась и, въ концѣ концовъ, Иларіонъ ослѣпъ. Положеніе его сдѣлалось весьма тяжелымъ: работать онъ не могъ, а скопленныя ранѣе средства были истощены на лѣченіе. Страшная нищета и полная безпомощность грозили теперь Иларіону. Но онъ не отчаялся, не палъ духомъ предъ такимъ испытаніемъ Божіимъ и не пожелалъ примириться съ своей горькою участью, какъ совѣтовали ему это родные и знакомые, потерявшіе всякую надежду на возвращеніе его зрѣнія. Все упованіе свое возложилъ Иларіонъ на милосердіе Божіе. Вспомнивъ евангельское повѣствованіе объ исцѣленіи слѣпорожденнаго (Іоан. гл. 9), онъ увидѣлъ въ своей болѣзни руку Божественнаго Промысла, испытующаго его для откровенія славы Божіей; «да явятся дѣла Божія на немъ», — такой смыслъ узрѣлъ онъ въ своемъ несчастіи. У Иларіона родилась надежда на исцѣленіе. Онъ думалъ, что если Господь наказалъ его по Своей благой волѣ, то эта же благая воля можетъ и исцѣлить его. И вотъ, оставивъ врачей земныхъ, онъ сталъ ожидать себѣ избавленія отъ Небеснато Врача, къ Которому обратился съ горячею молитвой объ исцѣленіи.

Прежде всего, Иларіонъ далъ обѣтъ каждый воскресный и праздничный день ходить по церквамъ сосѣднихъ селеній и отправлять въ нихъ молебныя пѣнія. Чаще всего онъ молился Заступницѣ рода человѣческаго Божіей Матери, и взывалъ къ безсребренникамъ и цѣлителямъ Космѣ и Даміану. И по мѣрѣ того, какъ усиливалась его молитва, въ немъ укрѣплялась надежда на исцѣленіе и мятущаяся душа его успокоивалась.

«Просите, и дастся вамъ; ищите, и обрящете», — сказалъ Господь (Матѳ. 7, 7). Чего просилъ и искалъ Иларіонъ съ вѣрою и молитвою, то и получилъ. Исполняя свой обѣтъ, въ одинъ изъ воскресныхъ дней былъ онъ за литургіей въ церкви во имя Василія Великаго, что на Ѣдкѣ, и съ пламенной молитвой просилъ Господа объ ислѣленіи. Вдругъ предсталъ предъ нимъ мужъ въ бѣлой одеждѣ. Устрашился Иларіонъ небеснаго видѣнія, но явившійся ободрилъ его и сказалъ:

— «Не ужасайся, Иларіонъ, я рабъ Іисуса Христа, Косма безсребренникъ».

Затѣмъ святый Косма снялъ натѣльный крестъ Иларіона, благословилъ имъ страдальца и, надѣвая снова, сказалъ ему:

— «Отнынѣ ты побѣдишь діавола и будешь видѣть свѣтъ».

Глубокаго благоговѣнія исполнилось сердце Иларіона отъ духовнаго восторга; онъ стоялъ безгласенъ, только слезы умиленія и благодарности струились по его лицу. Между тѣмъ чудное видѣніе продолжалось. Святый Косма сопутствовалъ Иларіону и по пути изъ храма. Когда, возвращаясь домой, усталый и отъ службы и отъ душевныхъ волненій, онъ останавливался отдохнуть въ тѣни подъ деревомъ (время было лѣтнее), чудесный спутникъ удерживалъ его, говоря:

— «Сіе мѣсто не угодно, пойдемъ на другое; есть мѣсто, угодное Божіей Матери».

Такъ они миновали селеніе Обухово, гдѣ былъ домъ Иларіона, и подходили къ деревнѣ Лусниково. Здѣсь, на сырой лѣсной полянѣ, святый Косма сказалъ Иларіону, что на зтомъ мѣстѣ онъ узритъ славу Божію и ему откроется тайна. Затѣмъ, повелѣвъ ему придти сюда на другой день, небесный спутникъ сталъ невидимъ. Со страхомъ и трепетомъ возвратился Иларіонъ домой; весь остатокъ дня онъ провелъ въ молитвѣ и размышленіи о дивныхъ дѣлахъ Божіихъ, съ радостью ожидая явленія славы Божіей. Когда на другой день онъ пришелъ на указанное мѣсто, то услышалъ голоса, воспѣвающіе хвалебныя пѣсни Богоматери, и увидѣлъ двухъ мужей, которые ему сказали:

— «Рабъ Божій, Иларіонъ, иди съ нами. Мы — безсребренники Косма и Даміанъ и посланы къ тебѣ Божіею Матерію, Которая, за многія твои молитвы и слезы, хочетъ даровать тебѣ исцѣленіе».

Внезапно явилась предъ Иларіономъ икона Богоматери, сіяющая солнечными лучами. Святые безсребренники подвели его къ иконѣ и велѣли взять и облобызать ее.

Съ величайшимъ благоговѣніемъ повергся Иларіонъ предъ святой иконой и, прикоснувшись къ ней своими устами, тотчасъ прозрѣлъ, какъ будто никогда и не болѣлъ глазами. Затѣмъ, голосъ, исходящій отъ святой иконы, повелѣлъ ему сказать окрестнымъ жителямъ, чтобы они очистили мѣсто ея явлеяія, водрузили на немъ святый крестъ и поставили возлѣ креста явившуюся святыню. Мѣсто требовало очищенія и устройства, потому что представляло топкую поляну, заросшую мелкимъ лѣсомъ. Святые безсребренники открыли Иларіону, что на этомъ мѣстѣ впредь будутъ источаться исцѣленія для всѣхъ, съ вѣрою приходящихъ къ иконѣ Божіей Матери. Необыкновенное благоуханіе разлилось по всей мѣстности. Объятый трепетомъ отъ всего происшедшаго, Иларіонъ едва могъ придти въ себя и увѣриться въ дѣйствительности случившагося. Возблагодаривъ Господа и Матерь Божію за исцѣленіе и за дивное видѣніе славы Божіей, онъ поспѣшилъ сообщить окрестнымъ жителямъ о всемъ видѣнномъ и слышанномъ и передать имъ повелѣніе отъ святой иконы. Собрались крестьяне и разчистили мѣсто; были приглашены изъ ближайшихъ селеній священники, которые совершили молебны предъ иконою Богоматери. На мѣстѣ явленія Иларіонъ водрузилъ святый крестъ, подлѣ него поставилъ новоявленную икону, а надъ ними устроилъ изъ мелкихъ деревьевъ часовню [2]. Явленіе чудотворной иконы Богоматери произошло 23 іюня 1588 года.

Не захотѣлъ Иларіонъ оставлять святое мѣсто и возвращаться въ міръ. Проникнутый благодарностью къ Господу и въ случившемся видя перстъ Божій, указующій ему иной путь жизни, Иларіонъ рѣшилъ остаться на мѣстѣ своего исцѣленія и предаться духовнымъ подвигамъ. Слава о новоявленной иконѣ быстро распространилась. Страждущіе и скорбящіе, какъ весеннія воды, стекались къ чудодѣйственной святынѣ и получали отъ нея исцѣленіе и утѣшеніе. Мѣсто, дотолѣ пустынное и дикое, обитаемое нѣкогда разбойниками, превратилось въ мѣсто Божія славословія. Когда вѣсть о новоявленной чудотворной иконѣ дошла до епископа Вологодскаго, онъ послалъ игумена Песочнаго монастыря Пимена и соборнаго ключаря священника Іоанна Емельяновскаго удостовѣриться въ подлинности чудесъ, исходящихъ отъ святой иконы. И оказалось, что разсказы о чудесахъ истинны и даже въ присутствіи названныхъ лицъ и другихъ свидѣтелей совершилось чудо — прозрѣлъ слѣпой, семь лѣтъ не видѣвшій свѣта. Послѣ того епископъ повелѣлъ воздвигнуть въ Заоникіевой пустынѣ храмъ въ честь Божіей Матери и святаго Алексія, человѣка Божія, и при храмѣ устроить монастырь. Съ великой радостью принялъ преподобный святительское повелѣніе. Его усердіемъ и трудами окрестныхъ жителей храмъ былъ скоро сооруженъ. Въ день его освященія Иларіонъ былъ постриженъ въ иночество съ именемъ Іосифа. Въ новоучрежденномъ монастырѣ преподобный Іосифъ явился первымъ инокомъ. Скоро пришли къ нему сподвижники, — обитель наполнилась братіями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что преподобному Іосифу, какъ основателю обители, было предложено взять на себя начальство въ ней и духовное руководство братіей. Но велико было смиреніе преподобнаго! Онъ отклонилъ отъ себя эту честь и просилъ избрать въ игумены другого. Былъ избранъ Силуанъ [3] а, преподобный Іосифъ до самой кончины своей остался рядовымъ инокомъ обители. Надъ братіей монастыря возвышали его лишь великіе подвиги. Когда братія и приходящіе богомольцы начали почитать и прославлять преподобнаго Іосифа, онъ принялъ на себя подвигъ юродства: носилъ въ пазухѣ камни, песокъ и землю. Удручая тѣло свое постомъ, онъ проводилъ холодныя ночи даже зимой въ часовнѣ за непрестанной молитвой предъ иконой Богоматери. Тайно отъ братіи онъ надѣлъ на голое тѣло власяницу и не снимая носилъ ее. Власяница была грубая и жесткая; какъ иглами колола она тѣло святаго и кровь непрестанно струилась по его ногамъ. Игуменъ и братія видѣли это, но не догадывались, отъ чего происходитъ. Въ монастырѣ начали считать подвижника скудоумнымъ и въ неразуміи своемъ нерѣдко обижали его и оскорбляли.

Много огорченій и обидъ пришлось перенести подвижнику и отъ мірянъ. Жители ближайшей къ обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладѣетъ ихъ лугами и полями, и потому стремились прогнать изъ своего сосѣдства монаховъ, всячески вредили имъ, напримѣръ, не позволяли ни самимъ инокамъ, ни монастырскому скоту проходить чрезъ свою землю и даже угрожали смертію. Крестьяне похвалялись:

— «Здѣсь не жить монахамъ и не бывать».

Игуменъ принужденъ былъ просить отъ нихъ защиты у самого государя. Тяжело было видѣть преподобному такое озлобленіе на его обитель, но онъ терпѣливо переносилъ всѣ обиды, отвѣчая на нихъ кротостью и всепрощеніемъ, и только молился за оскорбителей.

Такъ дожилъ преподобный Іосифъ до глубокой старости. Праведна была его жизнь, непостыдна и мирна его кончина. Какъ бы предчувствуя ее, преподобный Іосифъ въ воскресенье 20 сентября (1612 г.) причастился Святыхъ Таинъ, а по причащеніи началъ веселиться и радоваться, вспоминая великія благодѣянія Божіи, явленныя ему: явленіе безсребренниковъ и святой иконы, свое исцѣленіе отъ слѣпоты, — весь тотъ дивный путь, какимъ велъ его Господь ко спасенію. На другой день, въ понедѣльникъ 21 сентября преподобный Іосифъ призвалъ одного изъ братіи, и послалъ его къ игумену Ѳеодосію [4] съ просьбой похоронить его тѣло на мѣстѣ явленія славы Божіей и своего исцѣленія, — въ сооруженной имъ часовнѣ. Высказавъ это завѣтное желаніе, по выходѣ брата изъ келліи, престарѣлый подвижникъ мирно и тихо отошелъ ко Господу. Это случилось 21 сентября 1612 года. Восемьдесятъ три года прожилъ преподобный Іосифъ; изъ нихъ около 25 лѣтъ провелъ въ подвигахъ иночества.

Со слезами скорби и вмѣстѣ радости игуменъ и братія встрѣтили вѣсть о кончинѣ преподобнаго. Тяжело имъ было разставаться со своимъ наставникомъ, но радостно было знать, что они имѣютъ теперь своего ходатая предъ Богомъ, радостно было видѣть блаженное упокоеніе, котораго сподобилъ Господь преподобнаго за его святое житіе. Игуменъ и братія торжественно погребли тѣло преподобнаго Іосифа на указанномъ имъ мѣстѣ, въ часовнѣ; могилу покрыли пеленою и оградили рѣшеткой. Быстро распространилась слава о подвижнической жизни преподобнаго Іосифа и множество народа стекалось къ его могилѣ. Надъ гробомъ святаго пѣлись паннихиды, происходили исцѣленія больныхъ.

Такъ продолжалось болѣе 50 лѣтъ по смерти преподобнаго Іосифа. Но вотъ, въ правленіе Вологодскаго епископа Симона [5], по навѣтамъ приближенныхъ къ нему и повидимому по его распоряженію, часовня преподобнаго была разобрана, могила его лишена украшеній и благолѣпія, и долгое время мѣсто погребенія святаго было въ запустѣніи. Многіе изъ почитателей преподобнаго Іосифа скорбѣли о томъ. Нашелся одинъ инокъ, который изъ уважешя къ его памяти собралъ и возстановилъ часовню, но, опасаясь клеветъ и укоризнъ, оставилъ ее безъ крыши и дверей и даже не посмѣлъ украсить гробъ преподобнаго. Вскорѣ совершилось явное чудо. Въ монастырѣ произошелъ пожаръ: сгорѣли храмы съ утварью, а никѣмъ небрегомая часовня сохранилась цѣлой и невредимой и не обуглилась, хотя пламя огненное, какъ вода, затопляло ее. Послѣ пожара въ часовнѣ нашли чудотворный образъ Божіей Матери, предъ тѣмъ стоявшій въ одной изъ монастырскихъ церквей, теперь сгорѣвшихъ. Но и это чудо не послужило началомъ чествованія святаго. Первоначально оно оставалось даже не записаннымъ.

Неуваженіе къ святому мѣсту было такъ велико, что когда стали возить лѣсъ для постройки новой церкви, то будто бы въ виду тѣсноты разломали чудесно сохранившуюся отъ огня часовню, бревна ея сложили въ груду и снова могила преподобнаго много лѣтъ была въ небреженіи, мочимая дождемъ и снѣгомъ. Затѣмъ, усердіемъ казначея Пахомія, часовня была возстановлена въ томъ видѣ, въ какомъ существовала раньше [6]. Нравы монаховъ Заоникіевскаго монастыря были тогда не высоки. Когда между братіей произошли распри, часовня была разрушена и разметана, нѣкоторыя бревна ея сожжены; рѣшетка же, окружавшая могилу святаго, брошена была подъ трапезу. Прошло нѣкоторое время, часовню возстановили въ третій разъ, но въ худшемъ видѣ: кое-какъ изъ стараго лѣса, безъ оконъ и дверей, болѣе низкую, — «не яко молитвенный домъ, но яко непотребную хлѣвину». Могила же преподобнаго по прежнему находилась въ совершенномъ запустѣніи. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника въ обитель собралось много народа, нѣкоторые богомольцы, за неимѣніемъ мѣста въ монастырѣ, ночевали въ часовнѣ. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могилѣ святаго, вдругъ неистово закричала:

— «Оставь меня, отче, не бей, ибо въ невѣдѣніи я легла на твою ногу».

Спавшіе богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что съ ней случилось, и она отвѣчала:

— «Этотъ монахъ бьетъ меня жезломъ, такъ какъ я легла на его ноги».

Слышавшіе недоумѣвали, ибо никого не видѣли. «И сіе чудо не памятно паки положиша», — оно не вразумило иноковъ, не внушило имъ почтенія къ святому мѣсту, хотя объ этомъ чудѣ много говорили въ городѣ Вологдѣ [7]. Наконецъ епископъ Вологодскій Павелъ [8], Вологодскій уроженецъ, бывшій до святительсва священникомъ въ Вологдѣ, и потому много слышавшій о чудесахъ отъ святой иконы и о богоугодной жизни преподобнаго Іосифа, установилъ ему мѣстное празднованіе. Онъ благословилъ служить преподобному Іосифу молебны, составить ему службу, которая и написана была по образцу службы преподобному Галактіону Вологодскому [9]. Въ Заоникіеву пустынь епископъ Павелъ послалъ въ 1717 году строителемъ іеромонаха Анастасія. Исполняя святительскую волю, Анастасій поставилъ надъ гробомъ преподобнаго новую и хорошую часовню, украсилъ могилу пеленою и сталъ совершать преподобному Іосифу молебны. Вѣрующіе устремились въ Заоникіеву обитель, ко гробу новопрославленнаго угодника Божія. На ихъ приношенія украшена икона Божіей Матери, а на гробницу преподобнаго возложена была новая пелена, шелковая съ золотыми украшеніями. Вскорѣ рѣшено было построить надъ гробомъ преподобнаго Іосифа храмъ вмѣсто часовни и начать сборъ пожертвованій. Въ томъ же 1717 году, одному изъ братіи Заоникіевой обители таинственный голосъ повелѣлъ отыскать и положить при гробѣ власяницу преподобнаго. Ее нашли и положили, и съ того времени она стала служить источникомъ исцѣленія для вѣрующихъ [10]. Такъ Господь возвеличилъ и прославилъ Своего угодника.

Много чудесъ совершилось и совершается при гробѣ преподобнаго Іосифа по вѣрѣ притекающихъ къ нему.

Въ 1717 году въ Вологодскомъ краѣ случилась засуха. Жителямъ угрожалъ голодъ, болѣзни, смертность, разореніе. Однако заступленіемъ преподобнаго Іосифа народъ былъ спасенъ отъ этого бѣдствія. Святитель Павелъ, прибывшій помолиться у гроба преподобнаго, простеръ руки и со слезами молился:

— «О, преподобне Іосифе, если имѣешь благодать предъ Богомъ, упроси, да снидеть дождь, ибо земля не даетъ плода своего, а человѣки и скоты жаждою гибнутъ».

И тотчасъ пошелъ дождь, который напоилъ жаждущую землю. Послѣ этого епископъ повелѣлъ написать на холстѣ образъ преподобнаго и положилъ при гробѣ.

Въ Вологдѣ была дѣвица Ирина, тринадцать лѣтъ страдавшая головною и глазною болѣзнію. Никакія усилія и средства не могли избавить ея отъ тяжкаго недуга. Лѣченіе невѣжественными врачами привело лишь къ тому, что дѣвица совсѣмъ ослѣпла. Когда же привезли больную въ монастырь (3 іюля 1718 тода) и она приложила власяницу чудотворца къ глазамъ своимъ, то почувствовала, «яко мразъ нѣкій началъ отходити отъ главы ея». Послѣ этого она заснула. Проснувшись, Ирина стала ясно видѣть: и болѣзнь глазъ и головныя боли исчезли совершенно.

Въ часовнѣ пренодобнаго получилъ исцѣленіе разслабленный Давидъ, не владѣвшій ни руками, ни ногами. Онъ былъ оставленъ на ночь при гробѣ преподобнаго и, когда началъ засыпать, вдругъ услышалъ голосъ:

— «Встань, Давидъ, и молись о томъ, за чѣмъ пришелъ».

Разслабленный вскочилъ на ноги и, когда опомнился, почувствовалъ себя совершенно здоровымъ. Во время благовѣста къ утренѣ Давидъ, выйдя изъ часовни, пришелъ въ церковь и тѣмъ привелъ въ изумленіе всѣхъ его знавшихъ. Въ благодарность за исцѣленіе онъ далъ обѣщаніе навсегда остаться въ Заоникіевой обители.

Оказывая скорую помощь всѣмъ съ вѣрою приходящимъ къ нему, преподобный строго наказывалъ тѣхъ, которые, не вѣря въ его чудодѣйственную помощь, старались колебать эту вѣру у другихъ.

Вологодскій священникъ Василій сомнѣвался въ святости преподобнаго Іосифа, повѣствованія о чудесахъ его считалъ вымысломъ и сказками; этого мало, онъ запрещалъ прихожанамъ своимъ ходить ко гробу угодника Божія. Видя, что его словамъ народъ не внимаетъ, священникъ выходилъ изъ себя и порою рѣзко, грубо и непристойно отзывался о преподобномъ и о чудесахъ его. За это онъ былъ наказанъ. Когда однажды Василій обратился къ прихожанамъ своимъ, шедшимъ въ Заоникіеву пустынь съ обычными кощунственными рѣчами, онъ вдругъ былъ пораженъ слѣпотой. Но наказанный священникъ тотчасъ же образумился: исповѣдалъ Богу согрѣшенія свои, просилъ прощенія Его угодника, обѣщая не произносить хулы на святаго, и получилъ исцѣленіе.

Велико снисхожденіе и любовь преподобнаго Іосифа къ людямъ. Не только тотъ, кто обращался къ нему съ вѣрою и молитвою, получалъ отъ него скорое исцѣленіе, но даже и тѣмъ, кто не обращался къ нему и вовсе не слышалъ о немъ, онъ подавалъ скорую помощь.

У одной женщины, по имени Екатерины, мужа взяли въ солдаты и былъ тяжко боленъ сынъ. Горько плакала бѣдная женщина о своихъ несчастіяхъ. И вотъ, однажды ночью она увидѣла во снѣ монаха, который сказалъ ей:

— «Не скорби, Екатерина, твой мужъ служитъ за христіанскую вѣру и великато государя, а сынъ твой Іоаннъ вскорѣ будетъ здоровъ. Сходи съ нимъ въ Заоникіеву пустынь помолиться предъ образомъ Божіей Матери; я житель той пустыни, старецъ Іосифъ».

Когда Екатерина пробудилась отъ сна, то нашла сына своего совершенно здоровымъ.

Крестьянка Евдокія болѣе двухъ лѣтъ находилась въ разслабленномъ состояніи, не вдадѣя ни руками, ни ногами. Однажды ночью, лежа въ постели, она увидѣла монаха, высокаго роста съ длинной бородой, въ куколѣ и мантіи и съ жезломъ въ рукѣ. Монахъ подошелъ къ ней, взялъ ее за плечо и сказалъ:

— «Встань и съ вѣрою призови на помощь Богоматерь и обѣщайся сходить въ Заоникіевскую пустыню къ чудотворной иконѣ и исцѣлѣешь».

Когда Евдокія отвѣтила ему, что она не можетъ ходить, не слышала и не знаетъ, гдѣ находится Заоникіева пустынь и какъ найти образъ, то старецъ сказалъ.

— «Пустынь — недалеко отъ города Вологды и хорошо извѣстна по совершающимоя въ ней чудесамъ, а я — монахъ той пустыни Іосифъ. Совѣтую тебѣ не отчаяваться, но имѣть вѣру, и получишь милость».

Сказавши это, старецъ сталъ невидимъ. Больная поражена была видѣніемъ и отъ страха начала креститься, хотя раньше не могла поднять руки. Утромъ она была уже совершенно здорова. Немедленно отправилась она въ Заоникіеву пустынь, гдѣ и повѣдала о чудесномъ исцѣленіи своемъ.

Жена сельскаго булочника Марія Зайцева три года болѣла глазами. Помогать мужу своему она ужъ не могла и подвергалась его попрекамъ и брани. Однажды она подошла къ столу, за которымъ работалъ ея мужъ, желая въ чемъ-нибудь помочь ему, и въ это время увидѣла, какъ отворилась дверь и въ комнату вошелъ монахъ, держа на груди образъ Богоматери. Вслѣдствіе сильнаго сіянія, исходившаго отъ иконы, Марія не могла разсмотрѣть лицо монаха; послѣдній же, обратившись къ ней, сказалъ:

— «Женщина, имѣй вѣру и обѣщайся сходить къ сему образу Богоматери въ Заоникіеву пустыню и исцѣлѣешь».

Послѣ того, какъ видѣніе исчезло, больная тотчасъ почувствовала обегченіе. Когда послѣ этого она вышла въ поле, чтобы помочь мужу въ уборкѣ хлѣба, и во время отдыха размышляла о чудесномъ видѣніи, вдругъ ей представился монастырь, полный народа по случаю праздника, и будто сама она находится въ этомъ монастырѣ. Кто-то подошелъ къ ней и спросилъ, кого она ищетъ, — не того ли, кто приносилъ ей образъ и даровалъ ей облегченіе отъ болѣзни? Когда она отвѣчала, что ищетъ именно этого монаха, собесѣдникъ, указывая перстомъ, сказалъ ей:

— «Смотри, вотъ онъ».

И Марія увидѣла монаха высокаго роста съ длинной и сѣдой бородой, съ тростію, въ мантіи и клобукѣ. Онъ шелъ къ дверямъ часовни, гдѣ покоились мощи преподобнаго Іосифа. Едва она встала, чтобы поклониться ему, какъ видѣніе исчезло. Послѣ этого второго видѣнія болѣзнь ея еще болѣе облегчилась. Вскорѣ Марія пришла въ Заоникіевскую обитель, помолилась предъ образомъ Божіей Матери, у гроба преподобнаго Іосифа и прозрѣла совершенно.

Въ настоящее время мощи преподобнаго Іосифа почиваютъ подъ спудомъ въ тепломъ каменномъ храмѣ монастыря, въ придѣлѣ его имени, подлѣ лѣваго клироса.

Память преподобнаго празднуется мѣстно дважды въ годъ: въ день кончины — 21 сентября и въ день явленія Заоникіевской иконы Богоматери — 23 іюня.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преподобномъ Іосифѣ содержатся въ словѣ на память его, написанномъ въ началѣ XVIII стол. экономомъ Заоникіевскаго монастыря Сергіемъ на основаніи древняго сказанія и разсказовъ старцевъ о подвижникѣ, а также — въ описаніи чудесъ при гробѣ преподобнаго, которое велось тѣмъ же Сергіемъ. Нѣкоторыя чудеса записаны исцѣленными собственноручно въ книгѣ, храняшейся въ обители.
[2] Преданіе разсказывало, что въ древности на этомъ мѣстѣ находился притонъ разбойниковъ, грабившихъ путниковъ на проѣзжихъ дорогахъ. Разбойничій атаманъ, могилу котораго здѣсь указываютъ, назывался Аника, отъ его имени и мѣстность стала называться Аникіевой или Заоникіевой. Пустынь отстоитъ къ сѣверу въ 14 верстахъ отъ города Вологды. Нынѣ (съ 1764 г.) — заштатная.
[3] Управлялъ обителію съ 1589 г. по 1605 г.
[4] Ѳеодосій управлялъ монастыремъ съ 1605 г. по 1612 г.
[5] Симонъ управлялъ Вологодской епархіей съ 1664 г. по 1684 г.
[6] Это было, по сказанію житія, «между архіерействомъ», т. е., или въ 1684 г., по смерти епископа Симона и до возведенія Гавріила, или по смерти епископа Гавріила въ 1707 г., до возведенія Іосифа.
[7] Можно указать двѣ причины такого небреженія къ мѣсту погребенія преп. Іосифа: во-первыхъ, епархіальная власть, осторожно поступавшая въ дѣлѣ прославленія новыхъ подвижниковъ, съ недовѣріемъ относилась къ святости преподобнаго и чудесамъ при его гробѣ; во-вторыхъ, среди братіи Заоникіевской пустыни померкъ свѣтлый образъ преп. Іосифа: не было помнящихъ богоугодное житіе его, не находилось и подражателей его подвиговъ, такъ что, когда строителю Анастасію понадобилось собрать свѣдѣнія о явленіи чудотворной иконы Богоматери и о преподобномъ Іосифъ, онъ долженъ былъ посылать (въ 1717 г.) іеромонаха Сергія въ Кирилловъ Бѣлозерскій монастырь; тамъ и отыскана была книга, описывавшая явленіе святой иконы, и нашелся инокъ, — весьма старый іеромонахъ Аѳанасій, прежде, за 80 лѣтъ до того бывшій понамаремъ Заоникіевой пустыни, — который и повѣдалъ Сергію съ клятвою о жизни преп. Іосифа.
[8] Управлялъ епархіей съ 1716 г. по 1725 г.
[9] Память преп. Галактіона — 24 сентября.
[10] Власяница преп. Іосифа утрачена въ началѣ XIX столѣтія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 121-131.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0