Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День девятнадцатый.

Память святаго благовѣрнаго князя Ѳеодора, Смоленскаго и Ярославскаго чудотворца, и чадъ его Давида и Константина.

Въ тѣ времена, когда надъ Русскою землею тяготѣло татарское иго, былъ обычай, чтобы русскіе князья ѣздили въ Орду къ хану, для утвержденія въ княжескомъ достоинствѣ. Когда однажды нѣкоторые князья поѣхали въ Орду, вмѣстѣ съ ними отправился туда и Ярославскій блаженный князь Ѳеодоръ со многими дарами для хана и для его супруги [5]. Въ Ордѣ онъ былъ принятъ весьма благосклонно и служилъ при дворѣ хана въ качествѣ любимца, весьма уважаемаго. Мужественная красота и умъ его такъ плѣнили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но онъ сказалъ ей, что у него есть жена въ Ярославлѣ, и не склонился на ея увѣщанія.

Испросивъ себѣ отъ хана утвержденіе на княженіе въ Ярославлѣ и получивъ такое утвержденіе, блаженный Ѳеодоръ уѣхалъ изъ Орды домой. Когда прибылъ онъ къ Ярославлю, то услыхалъ, что супруга его скончалась. Онъ хотѣлъ войти въ городъ, гдѣ въ то время жили сынъ его Михаилъ и теща; но бояре и теща не пустили его и начали вести о немъ нелѣпыя рѣчи: «у насъ не въ обычаѣ», говорили они, «принимать къ себѣ въ князья приходящаго изъ чужой земли; довольно для насъ имѣть своимъ княземъ наслѣдника Ѳеодорова, Михаила». Святый Ѳеодоръ снова отправился въ Орду и просилъ хана, чтобы онъ далъ ему опять Ярославское княжество. Ханъ послалъ ярославцамъ строгое повелѣніе принять своего князя, но тѣ не повиновались такому повелѣнію и упорно отказывались принять къ себѣ Ѳеодора. Въ то время, какъ святой князь пребывалъ въ Ордѣ, въ гостяхъ у хана, жена хана опять начала предлагать своему мужу выдать ихъ дочь за Ѳеодора. Но ханъ долго не соглашался, говоря, что не подобаетъ давать дочь ханскую въ супружество даннику, притомъ еще иновѣрному. Тогда ханша открыла мужу свое желаніе, чтобы дочь ихъ приняла христіанскую вѣру и крестилась, а затѣмъ вышла замужъ за Ѳеодора. Ханъ согласился [6]. Дочь ханская крестилась и затѣмъ вступила въ бракъ съ Ярославскимъ княземъ. Ее назвали въ святомъ крещеніи Анною. Послѣ сего брака ханъ еще болѣе полюбилъ святаго Ѳеодора. Часто сажалъ онъ его съ собой за столъ свой, возлагалъ ежедневно ханскій вѣнецъ на его голову, одѣвалъ его въ свою порфиру, устроилъ ему прекрасный дворецъ и окружилъ его славою и богатствомъ [7]. Но среди всего этого великолѣпія сердце блаженнаго князя не возгордилось, и слава міра сего не отвлекла его отъ любви Христовой, и онъ все болѣе и болѣе преуспѣвалъ въ исполненіи заповѣдей Господнихъ. Пока онъ еще жилъ въ Ордѣ, у него родился сынъ, который названъ былъ во святомъ крещеніи Давидомъ. Затѣмъ родился у него второй сынъ, нареченный во святомъ крещеніи Константиномъ.

Вскорѣ послѣ того прибыли къ нему вѣстники изъ Россіи съ извѣстіемъ, что сынъ его Михаилъ умеръ въ Ярославлѣ. Тогда князь Ѳеодоръ сталъ просить хана отпустить его на Русскую землю вмѣстѣ съ княгиней и съ дѣтьми ихъ. Ханъ отпустилъ его съ великою честію, возложивъ на него вѣнецъ и почтивъ его великимъ княженіемъ Ярославскимъ. Святый князь прибылъ въ Ярославль съ большимъ почетомъ; съ нимъ прибыло и много татарскихъ вельможъ отъ двора хана, коихъ онъ, по нѣкоторомъ времени, съ честію отпустилъ въ Орду.

Святый князь Ѳеодоръ княжилъ въ своемъ городѣ Ярославлѣ благочестиво и богоугодно до глубокой старости [8]. Заболѣвъ и чувствуя, что эта болѣзнь — предсмертная, онъ позвалъ къ себѣ княгиню-супругу и дѣтей своихъ и завѣщалъ имъ пребывать въ любви и мирѣ [9]. Затѣмъ онъ велѣлъ отнести себя въ монастырь и тамъ съ великою радостію принялъ отъ игумена иноческій образъ и въ теченіе всего того дня радовался и благодарилъ Бога за то, что Онъ сподобилъ его сего дара, коего давно желала душа его. Предъ самой своей кончиной онъ пожелалъ принять схиму, послѣ чего, преподавъ всѣмъ прощеніе и самъ испросивъ у всѣхъ прощеніе, онъ осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и предалъ душу свою въ руцѣ Божіи [10]. Его благолѣпно погребли въ храмѣ Преображенія Господня. Его святыя мощи и донынѣ источаютъ многія чудеса во славу Христа Іисуса, Господа нашего, Которому слава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ.

Примѣчанія:
[1] Годъ рожденія св. благов. князя Ѳеодора точно опредѣлить нельзя, но, несомнѣнно это было между 1240 и 1245 гг. — По свидѣтельству его жизнеописателя (іеромонаха Антонія, 2-й половины XV в.), онъ отъ юныхъ лѣтъ воспитанъ былъ въ благочестіи и наученъ божественнымъ догматамъ, коими съ любовію наполнялось его сердце, какъ губа, напояемая чистою водою; отрокомъ онъ уже уклонялся дѣтскихъ игръ и обычаевъ, прилежа наипаче чтенію свящ. книгъ и соблюдая чистоту душевную и тѣлесную.
[2] Можайскъ (уѣздный городъ Московской губерніи) былъ тогда еще очень юнымъ, бѣднымъ и малонаселеннымъ городкомъ съ небольшою округою и прилежащими селами. Но Ѳеодоръ принялъ удѣлъ, по выраженію составителя его житія, безропотно, помышляя паче всего о стяжаніи сокровища некрадомаго, нетлѣннаго, вѣчнаго. Въ короткое время умный и добрый князь съумѣлъ сдѣлать свой удѣлъ и люднымъ и не бѣднымъ и заслужилъ благоговѣйную любовь народа.
[3] Ярославль — одинъ изъ самыхъ древнихъ русскихъ городовъ; зависѣлъ сначала отъ Ростова, но потомъ сталъ управляться своими князьями. — Св. Ѳеодоръ вступилъ въ бракъ съ княжною Ростовскою Маріею Васильевной около 1267 года и тогда же вступилъ въ управленіе Ярославскимъ княжествомъ.
[4] Это было въ 1279 году. Впрочемъ, самъ благов. князь Ѳеодоръ въ Смоленскѣ не жилъ а, только титуловался княземъ Смоленскимъ, хотя нѣкоторое время писалъ туда грамоты, вершилъ разныя судныя дѣла и заботился о благѣ смольнянъ, какъ ихъ князь вскорѣ онъ уступилъ Смоленскъ племяннику своему Александру Глѣбовичу.
[5] Путешествіе князя Ѳеодора въ Орду было совершено отчасти и по другимъ обстоятельствамъ: ханъ Золотой Орды Менгу-Темира, вмѣстѣ съ другими князьями русскими, вызвалъ и Ѳеодора для усмиренія Яссовъ и Камскихъ Болгаръ, не хотѣвшихъ платить дань татарамъ. Въ Ордѣ при ханѣ св. князь провелъ около трехъ лѣтъ.
[6] Ханъ самъ взялъ на себя ходатайство предъ Константинопольскимъ патріархомъ о разрѣшеніи сего брака и отправилъ для сего посольство во главѣ съ епископомъ Сарайскимъ Ѳеогностомъ; патріархъ далъ разрѣшеніе подъ условіемъ принятія дочерью хана христіанской вѣры.
[7] Ханъ далъ при семъ своему зятю съ дочерью на содержаніе нѣсколько городовъ: Черниговъ, Болгары, Куманы, Корсунь, Арскъ, Казань и др., — всего до 36 городовъ. Князь Ѳеодоръ испросилъ у хана позволеніе выстроить въ Ордѣ нѣсколько церквей, всѣми мѣрами распространялъ христіанство и покровительствовалъ духовенству.
[8] Св. Ѳеодоръ управлялъ княжествомъ кротко, мудро, безпристрастно, заступаясь за обиженныхъ, вдовъ и сиротъ, милосердствуя о нищихъ и убогихъ. Лѣтописи отличаютъ особенно его искреннее и смиренное благочестіе, усиленные посты и молитвы, многотрудные подвиги и попеченія касательно храмоздательства и церковнаго благолѣпія, а также его почтеніе къ епископскому и священному сану, — въ чемъ подражали ему и его благочестивые сыновья Давидъ и Константинъ, изъ коихъ младшій скончался впослѣдствіи безбрачнымъ, а старшій 23 года мирно управлялъ Ярославскимъ княжествомъ.
[9] Предсмертное завѣщаніе св. благов. князя Ѳеодора весьма трогательно и назидательно. Оно помѣщено полностью на древней иконѣ въ Спасскомъ монастырѣ (излюбленная обитель его и его семейства, сооруженная благочестивою супругою его Анною); на иконѣ св. Ѳеодоръ изображенъ во весь ростъ въ иноческой одеждѣ, посреди своихъ сыновей, со свиткомъ въ лѣвой рукѣ.
[10] Это было 19-го сентября 1299-го года. Сынъ и преемникъ св. князя Ѳеодора князь Давидъ † 1321 года, а годъ кончины князя Константина въ лѣтописяхъ не означенъ. Тѣла ихъ, согласно выраженному ими при жизни желанію, были положены возлѣ тѣла ихъ отца, въ склепѣ подъ сводами храма, не въ землѣ, а поверхъ ея въ гробницахъ. Обрѣтеніе нетлѣнныхъ мощей святыхъ благовѣрныхъ князей Ярославскихъ Ѳеодора, Давида и Константина, вызванное и сопровождавшееся многочисленными дивными исцѣленіями, послѣдовало спустя почти 200 лѣтъ, въ 1467 году. Въ 1658 году послѣдовало перенесеніе мощей ихъ, подавшее поводъ къ установленію мѣстнаго праздника 13 іюня. Въ 1704 году св. Димитріемъ, митрополитомъ Ростовскимъ, устроена была для св. мощей Ярославскихъ чудотворцевъ кипарисная рака, въ которую святитель и переложилъ мощи 22-го іюня, установивъ навсегда праздновать сей день. Впослѣдствіи кипарисная рака со св. мощами угодниковъ вложена была въ новую серебряную раку и тогда же послѣдовало перенесеніе св. мощей въ новоустроенную церковь во имя свв. Ярославскихъ чудотворцевъ, кн. Ѳеодора, Давида и Константина, въ которой они и почиваютъ и донынѣ близъ лѣваго клироса.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 357-361.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0