Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День девятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Зосимы пустынника.

Его спросили, кто онъ такой и какъ его зовутъ.

Святый отвѣтилъ:

— «Я — христіанинъ; имя мое — Зосима».

Тогда его связали и привели въ городъ на судъ. Здѣсь князь сталъ спрашивать его о волшебствѣ и чародѣйствѣ: какимъ образомъ онъ такъ заколдовалъ звѣрей, что живетъ посреди нихъ невредимымъ и бесѣдуетъ съ ними, какъ съ людьми?

Зосима отвѣчалъ:

— «Я не для волшебства живу въ пустынѣ; но, будучи самъ христіанинъ, я не могу жить въ городѣ съ невѣрующими, — посему и пошелъ въ пустыню, желая лучше быть со звѣрями, нежели съ людьми злыми — врагами Господа моего Іисуса Христа. Имѣя образцомъ такой жизни житіе другихъ христіанъ — святыхъ отцовъ, удалившихся отъ міра и живущихъ въ пустынѣ, и я старался подражать имъ, насколько могъ. Богъ же, знающій служащихъ Ему и промышляющій о нихъ, и меня благоустроивъ по Своей благости, покорилъ мнѣ на утѣшеніе мое дикихъ звѣрей — и вотъ, я живу съ ними, радуясь о Господѣ и возложивъ на Него все свое упованіе».

Князь на это сказалъ ему:

— «Такъ ты злой старецъ, почитаешь Назарянина? [1] Хорошо. Вотъ я пойду въ Назаретъ и тамъ буду тебя жестоко мучить, чтобы ты или отказался отъ Назарянина, или въ лютыхъ страданіяхъ лишился жизни; а кстати, пусть и Назаряне, увидавъ твои мученія, устрашатся».

И онъ сначала послалъ въ Назаретъ святаго Зосиму въ оковахъ, а потомъ и самъ отправился туда. Выбравъ время для суда, Дометіанъ велѣлъ привести Зосиму и спросилъ его:

— «Разскажи о своемъ волшебствѣ, какъ ты очаровалъ звѣрей?»

Зосима въ отвѣтъ на сіе исповѣдалъ, что онъ — христіанинъ.

Тогда князь велѣлъ повѣсить святаго внизъ головой, навязать ему на шею большой камень и строгать его тѣло желѣзными когтями.

Послѣ сего онъ опять спросилъ:

— «Разскажешь ли ты теперь о своемъ волшебствѣ?»

Зосима на это сказалъ:

— «Христосъ, Богъ мой — вотъ Кто послалъ звѣрей на утѣшеніе мнѣ въ пустынѣ».

Князь сказалъ ему:

— «Если звѣри слушаютъ твоего Бога, то повели придти сюда одному звѣрю: тогда мы всѣ примемъ твою вѣру».

Зосима воздѣвъ свои честныя руки къ небу, сталъ молиться.

— «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій! — говорилъ онъ, — послушай меня, раба Твоего, пошли сюда льва, чтобы онъ служилъ мнѣ».

И внезапно въ городъ вбѣжалъ страшный левъ, — и всѣ, увидавъ его, разбѣжались. Левъ же, подойдя къ Зосимѣ, сталъ поддерживать камень, который былъ привязанъ къ его шеѣ.

Тогда князь сталъ просить святаго:

— «Зосима! укроти звѣря и мы отвяжемъ тебя».

Зосима повелѣлъ звѣрю быть кроткимъ, и князь приказалъ развязать святаго и хотѣлъ послать его къ царю. Но Зосима предалъ Богу духъ свой [2]. Христіане погребли съ честію тѣло святаго, прославляя Отца, Сына и Святаго Духа, славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. Іисуса Христа. — Небольшой городокъ Назаретъ находился въ сѣверной части Палестины, которая называлась Галилеею. Населеніе его было бѣдно и не пользовалось уваженіемъ въ глазахъ другихъ іудеевъ (Іоан. 1, 46). Но здѣсь было отечество Іосифа, обручника Святой Дѣвы; здѣсь было Благовѣщеніе Богородицѣ; здѣсь протекло дѣтство и отрочество Іисуса Христа; здѣсь Онъ воспитывался; здѣсь пребывалъ и въ началѣ Своего открытаго служенія, отъ чего и назывался Назаряниномъ. Съ этого времени Назаретъ, бывшій дотолѣ неизвѣстнымъ, сдѣлался знаменитѣйшимъ мѣстомъ во всей Галилеѣ. Но въ 1263 г. онъ былъ обращенъ турками въ совершенныя развалины. Чрезъ нѣсколько столѣтій онъ былъ построенъ вновь и долго былъ бѣднымъ селеніемъ. Нынѣ Назаретъ служитъ мѣстомъ паломничества со всѣхъ концовъ христіанскаго міра.
[2] Страданія св. Зосимы относятся къ началу IV вѣка ко временамъ царствованія римскаго императора Діоклитіана. Память св. Зосимы пустынника совершается еще 4 января вмѣстѣ съ св. Аѳанасіемъ комментарисіемъ (смотрителемъ за узниками, ведшимъ имъ запись), который, увидѣвъ Зосиму невредимымъ послѣ страшныхъ мученій, увѣровалъ во Христа и послѣ молитвенныхъ подвиговъ предалъ духъ свой Господу въ пустынѣ. Св. Зосима, по минейнымъ сказаніямъ, кратко передаваемымъ и св. Димитріемъ Ростовскимъ подъ 4 января, скончался не сразу послѣ претерпѣнныхъ отъ Дометіана мученій, а мирно предалъ духъ свой Господу тамъ же въ пустынѣ, вмѣстѣ со св. Аѳанасіемъ, въ разщелинѣ одной скалы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 355-357.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0