Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День восемнадцатый.

Память преподобнаго отца нашего Евменія, епископа Гортинскаго.

Святый Евменій еще съ юныхъ дѣтъ благоугодилъ Богу своею добродѣтельною жизнію. Онъ шествовалъ тѣснымъ путемъ, ведущимъ въ царство небесное, внимая словамъ Господа: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата (Лук. 13, 24). Кто хочетъ войти въ эти врата, тотъ долженъ сложить съ себя два тяжкихъ бремени: заботу объ имуществѣ и попеченіе о тѣлѣ. Евменій отказался отъ своего имущества и роздалъ его нищимъ, памятуя, какъ трудно богатому войти въ царствіе Божіе. Ибо кто, обремененный пристрастіемъ къ богатству, можетъ войти въ тѣсныя врата небесныя? Добрый совѣтъ подалъ Господь юношѣ, спросившему его о томъ, чтó ему сдѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную: аще хощеши совершенъ быти, — сказалъ ему Господь, — иди продаждь имѣніе твое и даждь нищимъ, — и имѣти имаши сокровище на небеси (Матѳ. 19, 21). Служащій маммонѣ [1] не можетъ служить Богу, и обремененный тяжестію богатствъ не пройдетъ сквозь узкія двери небесныя, подобно тому, какъ не можетъ пройти верблюдъ сквозь игольныя уши. Какъ тоть, кто хочетъ пройти чрезъ тѣсное мѣсто, долженъ бываетъ снять съ себя не только ношу, но и одежду; такъ желающій быть на небесахъ раздаетъ нищимъ не только излишки своего имущества, какъ неудобопереносимое бремя, но и самое необходимое, даже одежду, прикрывающую тѣло, подражая этимъ Господу. Таковъ именно былъ и святый Евменій: онъ все считалъ за соръ, отъ всего отказался, все оставилъ, чтобы идти за Христомъ, Его только обрѣсти и пріобрѣсти. Отказавшись отъ имущества, снявъ его съ себя какъ-бы одежду, онъ пріодѣлъ имъ нищихъ, нагихъ и нуждающихся. Отрѣшившись отъ всѣхъ земныхъ пристрастій, онъ вступилъ на тѣсный путь нищеты, проходя узкія врата, приводящія къ богатству небесному. Отказался преподобный и отъ другого бремени — заботь о тѣлѣ: своими подвигами, трудами, воздержаніемъ, постомъ, бдѣніемъ онъ умертвилъ плотскія похоти и утончилъ свое тѣло, удаляясь отъ всякаго плотоугодія и сластолюбія; ибо подвизаяйся, какъ говоритъ апостолъ, отъ всѣхъ воздержится (1 Кор. 9, 25). Онъ воздерживался отъ всего, что утучняетъ тѣло, тяготитъ мысль и рождаетъ страсти. Онъ не давалъ сна очамъ своимъ, пока не очистилъ душу и тѣло отъ страстей и сдѣлался обителью Святаго Духа. Такъ, сложивъ съ себя тяжелыя бремена имущества и всякихъ плотскихъ страстей, онъ содѣлалъ себя способнымъ къ прохожденію узкаго пути и тѣсныхъ вратъ, ведущихъ въ жизнь вѣчную. Такъ какъ добродѣтельная жизнь святаго Евменія сіяла, какъ бы свѣтильникъ, и была для всѣхъ весьма полезна, то онъ былъ избранъ и возведенъ на престолъ Гортинской церкви [2], и, какъ свѣча, стоящая на подсвѣщникѣ, просвѣтилъ свою паству, осіявая, какъ солнце, церковь Христову своими дѣлами и поученіями: ибо свѣту міра подобаетъ дѣлами предварять слово, подобно тому какъ сіяніе предваряетъ для взора самый свѣтильникъ. И такъ святый Евменій, пребывая на епископскомъ престолѣ своемъ, училъ духовныхъ чадъ своихъ прежде всего дѣломъ, чистою и богоугодною жизнію своею, являясь образцомъ для своего стада, а затѣмъ поучалъ ихъ и словомъ. Сначала самъ содѣлавшись какъ-бы свѣтомъ, потомъ просвѣтилъ и другихъ; самъ дни и ночи поучался въ законѣ Господнѣ, а потомъ и другихъ тому же наставилъ; самъ, стяжавъ чистую совѣсть, очистилъ совѣсть и другихъ. Онъ былъ весьма милостивъ, согласно значенію своего имени [3], и жизнь его была полна дѣлами милосердія. Онъ былъ отцомъ для сиротъ, богатствомъ нищихъ, подателемъ для просящихъ, утѣшителемъ скорбящихъ, врачемъ страждущихъ и предивнымъ чудотворцемъ. Однажды святый молитвою умертвилъ устремившагося на него большаго змѣя; но еще большее чудо сотворилъ онъ, поправъ адскаго змія — діавола, побѣдивъ его молитвою и отогнавъ отъ врученнаго ему Христова стада. И не только въ Гортинѣ, но и въ Римѣ [4] святый Евменій вооружился противъ бѣсовъ. Прибывъ въ Римъ, онъ своими знаменіями и чудесами привелъ многихъ въ изумленіе: онъ изгонялъ изъ людей бѣсовъ, исцѣлялъ больныхъ и умиротворялъ враждующихся и гнѣвающихся. Послѣ того, онъ былъ и въ Ѳиваидѣ [5], гдѣ во вреля бездождія низвелъ своею молитвою съ неба дождь, — и въ той странѣ впослѣдствіи мирно скончался, перешедши изъ временной жизни въ жизнь вѣчную и нескончаемую [6]. Его святое тѣло было перенесено въ Гортинъ, на мѣсто его служенія, и съ честію погребено тамъ.

Примѣчанія:
[1] Маммона — слово Халдейскаго или Сирскаго происхожденія, означающее имѣніе, богатство, блага земныя, поскольку человѣкъ полагаетъ въ нихъ свою надежду; такимъ образомъ, это слово выражаеть не только богатство, но и любовь и привязанность къ нему. Въ Новонъ Завѣтѣ Маммона представляется какъ-бы нѣкоимъ божествомъ, покровительствующимъ богатству (см. Матѳ. 6, 24).
[2] Гортина, или Гортинъ — въ древности значительный городъ на островѣ Критѣ, при р. Леѳеѣ (нынѣ Іеропотамо). Развалины древняго города сохранились и донынѣ.
[3] Евменій, въ переводѣ съ греческаго, значитъ: благосклонный, доброжелательный, милостивый.
[4] Здѣсь слѣдуетъ разумѣть подъ именемъ Рима Константинополь, получившій наименованіе новаго, или второго Рима; такое толкованіе наиболѣе соотвѣтствуетъ смыслу всего житія и ходу описываемыхъ въ немъ событій.
[5] Ѳиваида — область знаменитаго въ древности города Ѳивы; этимъ же имененемъ назывался вообще весь Верхній (южный) Египетъ по имени главнаго города Ѳивы. — По словамъ церковныхъ пѣснопѣній, св. Евменій отправился въ Ѳиваиду не добровольно, а сосланъ былъ туда врагами православной вѣры (Служба св. Евменію, канонъ, пѣснь 7, тропарь 2). Сосланъ онъ былъ за то что умалилъ мрачныя ереси (сѣдаленъ) моноѳелитовъ, признававшихъ во Христѣ одну только волю — Божественную.
[6] Дѣятельность и кончина св. Евменія относитея къ VII столѣтію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 340-343.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0