Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День семнадцатый.

Память святой мученицы Ѳеодотіи.

— «Кто ты?»

Святая отвѣчала ему:

— «Твой умъ помрачился; а если бы ты былъ трезвъ, то конечно узналъ бы, что я — Ѳеодотія».

Тогда Симвликій приказалъ бросить святую въ разжженную печь. Внезапно изъ сей печи вышелъ огонь и попалилъ семьдесятъ человѣкъ; остальные же, бывшіе около печи, закрыли ея отверстіе и бѣжали. Игемонъ послалъ двухъ жрецовъ идольскихъ съ нѣкоторыми другими, чтобы развѣять пепелъ отъ тѣла святой мученицы. Когда открыли печь, изъ нея вышло пламя и пожгло жрецовъ, а остальные посланные увидѣли, что святая сидитъ среди печи между двумя юношами въ бѣлыхъ одеждахъ и поетъ; сіе видѣніе такъ устрашило ихъ, что они упали какъ мертвые. Святая вышла изъ печи, радуясь и воспѣвая Бога. Ее снова посадили въ темницу, потому что Симвликій намѣревался идти въ Византію и хотѣлъ вести за собою святую мученицу въ оковахъ. По возвращеніи оттуда, находясь въ Анкирѣ [4], игемонъ опять потребовалъ къ себѣ святую на судъ и сказалъ ей:

— «Если ты не послушаешь меня и не принесешь жертвы богамъ, я прикажу положить тебя на раскаленное желѣзо».

Она отвѣчала ему:

— «Если Ливисій [5] Дороѳей взойдетъ со мною на сковороду и если огонь не коснется его, то я принесу жертву богамъ».

Симвликій согласился на это, и Дороѳей взошелъ на раскаленный желѣзный листъ, но тотчасъ-же сгорѣлъ, а святая мученица осталась невредимою. Игемонъ недоумѣвалъ, что ему дѣлать, а затѣмъ приказалъ связать святую мученицу и вести въ Никею [6]. Здѣсь ввелъ онъ ее въ идольское капище, дабы принудить принести идоламъ жертву. Она помолилась, и внезапно всѣ идолы пали на землю и разбились. Всѣ видѣвшіе это пришли въ ужасъ. Сильно разгнѣванный такимъ поруганіемъ идоловъ, игемонъ повелѣлъ четыремъ воинамъ растянуть святую и перепилить ее пилою. Но пила притупилась, и слуги изнемогли, святая же опять осталась невредимою и славила Бога. Симвликій тогда повелѣлъ отсѣчь ей голову мечемъ, и чрезъ такую казнь святая Ѳеодотія удостоилась вѣнца мученическаго [7].

Примѣчанія:
[1] Александръ Северъ — Римскій императоръ, царствовалъ съ 222 по 235 годъ.
[2] Каппадокія — область въ Малой Азіи. Каппадокія была прежде самостоятельнымъ государствомъ. Съ 363 г. по 370 г. до Р. X. сначала находилась подъ властью персовъ, а затѣмъ, македонянъ. Потомъ до 16-го года по Р. X. опять имѣла своихъ царей. Въ 17 г. при императорѣ Тиверіи соединена была съ Понтомъ и Малой Арменіей и обращена въ Римскую провинцію. Въ концѣ XI в. (1074 г.) Каппадокія подпала подъ власть турокъ и доселѣ принадлежитъ имъ. Великіе учители Церкви: св. Григорій Назіанзенъ, другъ его св. Василій Великій, братъ св. Василія св. Григорій Нисскій — были родомъ каппадокіане.
[3] Понтійская страна или Понтъ — сѣверо-восточная провинція Малой Азіи при Черномъ морѣ.
[4] Анкира (нынѣ Ангора) — главный городъ одной изъ областей Малой Азіи.
[5] Ливисій — домашній секретарь игемона.
[6] Никея (нынѣ Исникъ) — въ древности богатый и цвѣтущій городъ Виѳиніи (въ Малой Азіи), нынѣ весьма бѣдный и малонаселенный.
[7] † около 230 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 338-339.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0