Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День шестнадцатый.

Память преподобнаго Дороѳея пустынника.

Шестьдесятъ лѣтъ пребывалъ старецъ въ одной пещерѣ, проводя весьма суровое житіе; онъ каждый день во время полуденнаго зноя, бродя около моря, собиралъ камни и созидалъ изъ нихъ келліи, отдавая ихъ тѣмъ, кто не могъ сооружать ихъ. Я же, говоритъ Палладій, однажды сказалъ ему:

— «Для чего ты, отче, въ такой старости мучишь свое тѣло въ лютомъ зноѣ?»

А онъ отвѣчалъ мнѣ:

— «Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучилъ его».

Ѣлъ онъ каждый день въ мѣру, лишь сухой хлѣбъ и немного пустынной зелени, одинъ разъ въ день, также въ мѣру вкушалъ и воды. Богъ свидѣтель, что никто не видѣлъ его ни ложившимся на рогожѣ, ни спящимъ; въ продолженіе ночи онъ сидя плелъ корзины изъ финиковыхъ вѣтвей и, продавая ихъ, на то покупалъ себѣ пищу. И подумалъ я, не при мнѣ ли только живетъ онъ столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошалъ многихъ учениковъ его, всегда ли такъ строго его житіе. И повѣдали мнѣ, что онъ издѣтства ведетъ такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спалъ; иногда лишь, дѣлая что-нибудь или вкушая пищу, смежалъ очи, такъ что много разъ и хлѣбъ выпадалъ изъ его устъ во время ѣды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогожѣ, онъ, какъ бы пожалѣвъ насъ, сказалъ намъ:

— «Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня».

Въ нѣкоторый же день онъ послалъ меня — повѣствуетъ Палладій — около девятаго часа къ своему колодезю, чтобы я принесъ къ его трапезѣ небольшой сосудъ воды. И вотъ прилучилось, что когда я приступилъ къ колодезю и нагнулся, то увидѣлъ въ немъ аспида [3]. Изъ страха я совсѣмъ не почерпнулъ воды, но, побѣжавъ, возвратился къ нему, возвѣстивъ о видѣнномъ и говоря:

— «Погибли мы, отче, ибо я видѣлъ аспида въ колодезѣ».

Преподобный же, немного улыбнувшись и покачавъ головою, сказалъ мнѣ:

— «Если бы діаволъ захотѣлъ во всѣ колодези и во всѣ источники водные ввергнуть ехиднъ, аспидовъ и другихъ ядовитыхъ гадовъ, то ты никогда бы не пилъ воды и умеръ бы отъ жажды».

Сказавъ сіе, онъ всталъ и самъ пошелъ къ колодезю и, почерпнувъ воды, знаменовалъ ее крестнымъ знаменіемъ, и вкусилъ отъ нея, говоря:

— «Гдѣ крестъ, тамъ совсѣмъ не вредитъ бѣсовская сила» [4].

Примѣчанія:
[1] Ѳиваида — область знаменитаго въ древности города Ѳивы; этимъ же имененемъ назывался вообще весь Верхній (южный) Египетъ по имени главнаго города Ѳивы. Келліями отшельническими называлась одна изъ пустынь Египетскихъ, на западной сторонѣ рѣки Нила.
[2] Палладій Еленопольскій (368-430 г.), ученикъ преп. Дороѳея, уроженецъ Галатіи, въ 388 году прибылъ въ Александрію, откуда потомъ удалился въ близлежащую пустыню, гдѣ подвизался и преп. Дороѳей, и потомъ переселился въ Виѳлеемъ. Въ 399 году избранъ въ Епископа Еленопольскаго, въ Виѳиніи, въ Малой Азіи. Послѣ того императоръ Аркадій сослалъ его, какъ сторонника св. Іоанна Златоуста въ Верхній Египетъ, откуда въ 408 г. онъ перемѣщенъ въ Антиною, а въ 412 году возвращенъ на свою каѳедру, въ Еленополь. По просьбѣ Каппадокійскаго префекта Лавса, въ 420 г. онъ составилъ собраніе жизнеописаній святыхъ и сказаній о нихъ, которое въ честь его назвалъ «Лавсаикомъ».
[3] Аспидъ или василискъ — одна изъ самыхъ ядовитыхъ змѣй, ядъ которой смертоносенъ; обычна въ песчанныхъ пустыняхъ Аравіи, Египта, Сахары.
[4] Лавсаикъ, гл. 2-я. — Преп. Дороѳей † въ концѣ IV вѣка въ царствованіе Ѳеодосія Великаго (379-395).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 323-324.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0