Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День шестнадцатый.

Память святителя Кипріана, митрополита Кіевскаго.

Святый Кипріанъ, митрополитъ Кіевскій и всея Россіи чудотворецъ, былъ родомъ изъ Болгаріи [1] и отличался святою жизнію [2]; великимъ любомудріемъ и начитанностію въ священныхъ книгахъ [3]. Онъ всѣхъ назидалъ своимъ богодухновеннымъ ученіемъ и своими душеспасительными наставленіями. Ревностно подвизался онъ въ дѣлѣ непрестаннаго учительства [4]; наставлялъ своихъ пасомыхъ, чтобы они пребывали въ страхѣ Божіемъ и всячески воздерживались отъ смѣхотворства и празднословія, особенно же прилежали молитвѣ и истинному покаянію. Любилъ онъ тихую, безмолвную жизнь, и потому часто удалялся въ свое митрополичье село Голенищево [5]. Это особенно безмятежное мѣсто было расположено между двумя рѣками, Сѣтунью и Раменисью, и окружено обильнымъ лѣсомъ. Здѣсь онъ построилъ храмъ во имя трехъ святителей: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста. Живя въ семъ мѣстѣ, святитель Кипріанъ поставлялъ епископовъ и священниковъ и усердно занимался перепискою и переводомъ многихъ священныхъ книгь съ греческаго языка на славянскій [6]. Написалъ онъ и житіе великаго чудотворца, святителя Петра, митрополита всея Россіи [7]. Упражнялся святый Кипріанъ много и въ молитвѣ, и въ чтеніи Божественныхъ писаній [8]. Всегда имѣлъ онъ въ мысляхъ память смертную, страшный судъ Христовъ, мученіе грѣшниковъ и блаженство праведниковъ. Преуспѣвая въ такихъ богоугодныхъ подвигахъ, митрополитъ Кипріанъ достигъ глубокой старости и занемогъ въ томъ же своемъ селѣ Голенищевѣ. За четыре дня до своей кончины онъ написалъ прощальную грамоту, въ коей прощалъ и благословлялъ всѣхъ вѣрующихъ, и самъ просилъ у нихъ прощенія, показавъ въ семъ истинное христіанское любомудріе и смиреніе. Сдѣлалъ онъ такъ потому, что зналъ, какую силу имѣетъ смиреніе: оно разрѣшаетъ грѣхи и все направляетъ къ добру. Предъ своею кончиною святитель заповѣдалъ окружавшимъ его епископамъ и приближеннымъ, чтобы они прочитали эту грамоту надъ его гробомъ, при его погребеніи [9]. И въ такомъ смиреніи, съ благодарною молитвою на устахъ, почилъ онъ о Господѣ въ лѣто 6914-е (отъ сотворенія міра), мѣсяца сентября въ 16-й день [10].

Примѣчанія:
[1] Изъ города Тернова.
[2] Святитель Кипріанъ сначала совершалъ иноческіе подвиги на Аѳонѣ, гдѣ, какъ свидѣтельствуетъ посланіе Терновскаго патріарха Евѳимія къ иноку Кипріану, на Аѳонъ, своими трудами пріобрѣлъ извѣстность.
[3] Своею образованностью, любознательностью и начитанностью въ священныхъ книгахъ онъ былъ извѣстенъ еще на Аѳонѣ, откуда обращался къ вышеупомянутому патріарху Евѳимію съ просьбою написать ему о нѣкоихъ «церковныхъ вещахъ», именно на вопросы: о поклонахъ во дни Пятидесятницы и въ 12 дней между Рождествомъ Христовымъ и Богоявленіемъ и о причащеніи Св. Таинъ въ отсутствіе священника въ пустыняхъ. Его образованность, равно какъ и святая жизнь, обратили на себя особенное вниманіе Константинопольскаго патріарха Филоѳея, который приблизилъ его къ себѣ и сдѣлалъ лицомъ довѣреннымъ, а потомъ рукоположилъ въ митрополита первоначально Кіева и Литвы; по смерти же святителя Алексія, Кипріанъ сталъ митрополитомъ всея Россіи, вступивъ въ управленіе Русскою церковію въ 1390 году, послѣ двухъ лѣтъ церковно-іерархическихъ смутъ.
[4] Памятниками его учительства остались, между прочимъ, различныя его посланія, проникнутыя духомъ истиннаго христіанскаго любомудрія и ревностной пастырской заботливости о духовныхъ нуждахъ ввѣренной ему паствы. Особеннаго вниманія заслуживаютъ посланія къ игумену Аѳанасію и Псковскому духовенству.
[5] Голенищево — подмосковное село, расположенное на живописномъ, высокомъ мѣстѣ за Воробьевыми горами, въ Московскомъ уѣздѣ; существуетъ и по-нынѣ. Въ другое время святитель удалялся на такъ называемое «Святое озеро» — во Владимірскую волость, гдѣ также построенъ былъ имъ храмъ во имя Преображенія Господня.
[6] Такъ, св. Кипріаномъ переведены были съ греческаго: Требникъ, Служебникъ, которые въ нѣкоторыхъ отдѣльныхъ частяхъ были отчасти приспособлены къ потребностямъ русской церковной практики; каноны и молитвы, а также Кормчая, которая въ XVI в. хранилась еще въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ. Св. Кипріану приписываются и нѣкоторыя мелкія статьи литургическаго характера, частію переводныя, частію самостоятельныя. Святитель собиралъ также каноническія статьи Русскихъ святителей и князей, разсылалъ списки литургіи и другихъ священнодѣйствій, предлагалъ объясненія священнодѣйствіямъ, обличалъ произволы въ ихъ совершеніи и т. д. Вообще въ исторіи Русской церкви митрополитъ Кипріанъ занимаетъ важное мѣсто, особенно какъ дѣятель на поприщѣ исправленія церковно-богослужебныхъ книгъ и церковныхъ обрядовъ. Древнее извѣстіе о св. Кипріанѣ говоритъ, что онъ «многія святыя книги съ Греческаго языка на Русскій переложилъ (перевелъ) и довольно писаній къ нашей пользѣ оставилъ».
[7] Составленное св. Кипріаномъ житіе св. митр. Петра дышетъ живымъ благочестіемъ и есть плодъ благодарности за избавленіе отъ бѣдъ и тяжкаго недуга, о чемъ засвидѣтельствовалъ самъ Кипріанъ. — Кипріану принадлежитъ еще нѣсколько историческихъ сочиненій, дошедшихъ до настоящаго времени, изъ коихъ нѣкоторыя вошли въ такъ называемую «Степенную книгу»; сохранилось извѣстіе, что св. Кипріань написалъ многія житія Русскихъ святыхъ.
[8] По отзывамъ лѣтописи, онъ былъ «всякаго любомудрія и разума» исполненъ и «вельми книженъ и духовенъ зѣло и книги своею рукою писаше и въ молитвахъ часто упражняшесь а въ почитаніи Божественныхъ Писаній».
[9] Прощальная, или духовная грамота св. Кипріана была прочтена, согласно его волѣ, при его погребеніи, равно какъ послѣ была читаема и при погребеніи преемниковъ его. Она исполнена любомудрія христіанскаго, проникнута духомъ глубокаго благочестія и съ трогательнымъ краснорѣчіемъ говоритъ о тлѣнности, суетѣ и ничтожествѣ всего земного и о памяти смертной.
[10] Въ 1406 году отъ Р. Х. — Мощи его были обрѣтены въ 1472 году и почиваютъ въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ подъ спудомъ (память обрѣтенія и перенесенія мощей его празднуется 27-го мая). — Во время управленія св. Кипріана Русскою церковію достойно особеннаго вниманія чудесное взбавленіе Москвы и всей Россіи, защитою Богоматери, отъ страшнаго нашествія Азіатскаго завоевателя Тамерлана, совпавшее съ перенесеніемъ изъ Владиміра въ Москву чудотворной Владимірской иконы Богоматери, совершеннымъ по распоряженію и желанію святителя Кипріана.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 320-322.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0