Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День пятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Никиты.

Когда въ царствованіе святаго равноапостольнаго царя Константина Великаго святая вѣра начала распространяться по всей вселенной, тогда и въ Готской странѣ [2], по ту сторону рѣки Истра [3] (Дуная) возсіяло, какъ свѣтъ во тьмѣ, святое благочестіе. Въ той странѣ былъ рожденъ, крещенъ и получилъ воспитаніе святый Никита. Готскій епископъ Ѳеофилъ [4], принимавшій участіе на первомъ Никейскомъ соборѣ, исповѣдавшій догматы православной вѣры и подписавшій опредѣленія собора, — просвѣтилъ Никиту свѣтомъ вѣры и крестилъ его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Спустя немного времени, древній завистникъ — діаволъ, не вынося того, что святая вѣра Христова распространяется и число христіанъ все болѣе и болѣе увеличивается, воздвигъ въ сей варварской землѣ, омраченной идолослуженіемъ, борьбу и сильное гоненіе противъ исповѣдующихъ имя Христа и вѣрующихъ въ Господа. Духъ злобы внушилъ князю той страны, по имени Аѳанариху, убивать христіанъ и истребить съ земли своей даже память о нихъ. Въ то время произошло у Готовъ раздѣленіе и междоусобная брань. Они раздѣлились на двѣ части: одна часть имѣла вождемъ своимъ нѣкоего Фритигерна, а другою руководилъ жестокій мучитель Аѳанарихъ. Когда сіи единоплеменники сошлись другъ съ другомъ на бой и произошло великое кровопролитіе, Аѳанарихъ, имѣвшій больше силы и храбрости, одолѣлъ и побѣдилъ своего противника и обратилъ его войско въ бѣгство. Побѣжденный Фритигернъ бѣжалъ въ Грецію, гдѣ искалъ помощи у христоненавистнаго царя Валента [5]; императоръ приказалъ всему войску, бывшему во Ѳракіи, идти на помощь Фритигерну. Послѣ сего Фритигернъ, со всѣми оставшимися своими воинами и съ собраннымъ во Ѳракіи греческимъ войскомъ, выступилъ противъ своего соперника. Переходя черезъ рѣку Истръ (Дунай), онъ приказалъ сдѣлать изображеніе святаго Креста и носить сіе изображеніе предъ своими полками. Такъ онъ напалъ на Аѳанариха. Произошло ужасное сраженіе, но христіане съ помощію Креста одолѣли Аѳанариха и побѣдили все его войско: однихъ убили, другихъ взяли въ плѣнъ, такъ что самъ онъ съ небольшой дружиной едва успѣлъ убѣжать. Съ того времени христіанская православная вѣра все болѣе и болѣе стала распространяться среди готовъ, ибо многіе, увидѣвъ непреодолимую силу креста, проявившуюся въ битвѣ, увѣровали въ Распятаго на крестѣ Господа.

Когда умеръ епископъ Ѳеофилъ, на его каѳедру вступилъ Урфилъ [6], мужъ благоразумный и благочестивый. Онъ изобрѣлъ для готовъ письмена и перевелъ съ греческаго языка на готскій много книгъ, такъ что святая вѣра христіанская распространялась среди готовъ съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе. Утвержденію тамъ вѣры во Христа способствовалъ своимъ рвеніемъ и святый Никита, одинъ изъ благороднѣйшихъ и славнѣйшихъ лицъ той земли. Своимъ благочестіемъ и боговдохновенными словами онъ многихъ привелъ ко Христу.

Спустя нѣкоторое время, нечестивый Аѳанарихъ снова возвратился къ себѣ на родину. Достигнувъ власти и силы, онъ, научаемый бѣсомъ, воздвигъ въ своей области страшное гоненіе на христіанъ, стараясь отомстить за свое униженіе, такъ какъ онъ былъ побѣжденъ и посрамленъ христіанами въ битвѣ.

Тогда святый Никита, распаляемый ревностью къ Богу, вышелъ на борьбу съ обоими врагами, невидимымъ и видимымъ: борьбу противъ невидимаго врага онъ велъ, обращая невѣрныхъ въ истинную вѣру и предуготовляя вѣрующихъ къ мученическому подвигу; борьбу же съ видимымъ врагомъ онъ велъ, обличая мучителя Аѳанариха и укоряя его за его безбожіе и безчеловѣчность, за то что онъ предавалъ множество вѣрующихъ различнымъ мукамъ; такимъ образомъ святый Никита побѣдилъ обоихъ: и діавола попралъ, и суровость мучителя преодолѣлъ. Различныя муки, коими у добраго страдальца Христова хотѣли вынудить отреченіе отъ Христа, были безсильны, и самъ мучитель былъ въ недоумѣніи, почему онъ, при всемъ своемъ могуществѣ, не могъ преклонить къ своему злочестію одного раба Христова, твердаго въ своемъ исповѣданіи подобно крѣпкому и непоколебимому столпу.

Что же задумалъ тогда беззаконный? Онъ задумалъ уничтожить огнемъ того, кого не могъ убить многими ранами, истязаніемъ плоти и раздробленіемъ членовъ. Но чего же достигъ нечестивый? Онъ болѣе самъ себя сжегъ своею яростью, чѣмъ мученика — пламенемъ: святый Никита, хотя и находился въ огнѣ, однако тѣло его не сгорѣло отъ огня, душа же его возродилась для новой вѣчной и безсмертной жизни. Между тѣмъ мучитель и безъ огня сгорѣлъ отъ своего безбожія: онъ омертвѣлъ своею душею и тѣло свое предуготовилъ въ адъ. Такъ святый Никита воинствовалъ за Христа подъ знаменіемъ креста и показалъ себя побѣдителемъ; не только по имени, но и на самомъ дѣлѣ онъ былъ таковымъ.

Тѣло святаго, неповрежденное огнемъ, оставалось безъ погребенія и лежало, будучи брошено съ безчестіемъ. Въ то время проживалъ тамъ одинъ благочестивый христіанинъ, по имени Маріанъ. Сей мужъ былъ родомъ изъ Киликійской страны, изъ города Мопсуестіи [7]. По нѣкоторому дѣлу своему онъ пришелъ въ Готскую землю, и здѣсь остановился на довольно продолжительное время. Маріанъ познакомился со святымъ Никитою и пріобрѣлъ его дружбу и любовь; въ особенности же онъ возлюбилъ его тогда, когда увидѣлъ, что святый подвижникъ стоялъ за святую вѣру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вотъ, когда тѣло святаго лежало непогребеннымъ, Маріанъ задумалъ, какъ-бы ему взять тѣло возлюбленнаго своего друга и мученика Христова и отнести въ свою родную страну. Но онъ боялся привести въ исполненіе свое намѣреніе, изъ страха предъ княземъ, приказавшимъ, чтобы никто не смѣлъ погребать тѣла мученика. Тогда Маріанъ задумалъ тайно ночью взять его.

При наступленіи ночи, Маріанъ готовъ былъ выйти на задуманное дѣло; но ночь была темной и дождливой, такъ что ему трудно было идти. Маріанъ былъ сильно опечаленъ этимъ, ибо онъ не видѣлъ, куда идти и гдѣ найти отыскиваемое тѣло мученика. Когда онъ сильно скорбѣлъ о семъ, Богъ всякихъ утѣшеній, нѣкогда указавшій волхвамъ звѣздою путь въ Виѳлеемъ (Матѳ. 2, 2), утѣшилъ и Маріана въ скорби, и указалъ ему благопріятный путь къ обрѣтенію тѣла святаго: Онъ послалъ нѣкую небесную силу въ видѣ звѣзды, которая, возсіявъ предъ Маріаномъ, повела его, куда было нужно. Сія звѣзда предшествовала предъ Маріаномъ и разгоняла ночной мракъ; онъ же съ радостью слѣдовалъ за нею. Достигнувъ того мѣста, гдѣ находилось тѣло святаго, звѣзда остановилась надъ нимъ. Тогда Маріанъ, обвивъ тѣло мученика чистой плащаницей, понесъ его въ домъ, гдѣ проживалъ.

Такъ Маріанъ получилъ искомое сокровище. Скрывъ его на время у себя въ жилищѣ съ большимъ тщаніемъ, онъ вскорѣ послѣ сего возвратился въ отечество и принесъ съ собою тѣло святаго мученика [8]. Пришедши въ городъ Мопсуестію, Маріанъ съ честію похоронилъ его въ своемъ домѣ.

Богъ ниспослалъ благословеніе дому Маріана ради страстотерпца Своего, святаго Никиты, какъ нѣкогда Онъ благословилъ многими богатствами домъ Пентефрія ради Іосифа (Быт. 39, 5) и домъ Аведдаровъ ради Кивота Завѣта (2 Цар. 6, 11). Домъ Маріана сталъ изобиловать большимъ богатствомъ: и вещественнымъ, и духовнымъ, ибо отъ гроба святаго подавалось много даровъ всѣмъ нуждающимся и ниспосылалось болящимъ много исцѣленій. Весь городъ и окрестные жители собирались ко гробу святаго, такъ что домъ Маріана не могъ вмѣстить всѣхъ, собиравшихся сюда, вѣрующихъ; посему всѣ рѣшили построить церковь во имя святаго Никиты и положить тамъ мощи мученика. Принявшись со рвеніемъ за сіе дѣло, вѣрующіе въ скоромъ времени воздвигли храмъ. По окончаніи строенія, когда храмъ былъ украшенъ съ подобающимъ благолѣпіемъ, гробъ святаго мученика открыли и, взявъ ковчегъ, понесли его въ новосозданную церковь и здѣсь погребли въ землѣ. Только одному Маріану удалось взять, на благословеніе своему дому отъ мощей святаго, одинъ перстъ, который онъ и хранилъ у себя съ благоговѣніемъ; болѣе никто не могъ взять ни одной частицы отъ мощей святаго Никиты.

Однажды блаженный Авксентій, епископъ Мопсуестійскій, создавъ церковь въ честь святыхъ мучениковъ Тараха, Прова и Андроника [9], отправилъ посланіе въ городъ Аназарвъ [10], гдѣ почивали мощи сихъ трехъ святыхъ; въ своемъ посланіи онъ просилъ гражданъ Аназарва дать нѣкоторую часть мощей святыхъ мучениковъ для вновь выстроеннаго храма. Тогда граждане Аназарва просили епископа Авксентія [11], чтобы онъ взамѣнъ далъ имъ нѣкоторую часть мощей святаго Никиты на благословеніе ихъ городу. Желая исполнить ихъ просьбу, епископъ приказалъ открыть гробъ святаго мученика Никиты. И вотъ, безъ всякой видимой причины, мраморный камень, бывшій на гробѣ святаго, распался на двѣ половины. Одинъ изъ присутствовавшихъ здѣсь дерзновенно коснулся своей рукой святыхъ мощей, но тотчасъ же рука его высохла, а на него самого напалъ ужасъ. Въ то же время раздался съ неба сильный ударъ грома и блеснула яркая молнія; всѣ пришли въ страхъ. Тогда епископъ понялъ, что Богъ не благословляетъ раздроблять мощи святаго, и раскаялся въ своемъ намѣреніи. Взявъ за изсохшую руку человѣка, дерзко прикоснувшагося къ мощамъ святаго, онъ снова дотронулся ею до мощей и сталъ молиться:

— «О, святый мученикъ Христовъ Никита! Тебѣ болѣе подобаетъ исцѣлять, чѣмъ вредить, ибо ты благъ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказалъ сего человѣка, то не еще ли скорѣе помилуешь его.»

Лишь только епископъ произнесъ сіи слова, тотчасъ исцѣлѣла высохшая рука того человѣка, и всѣ удивлялись чудесамъ святаго мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмѣливаясь уже болѣе касаться мощей угодника Божія, епископъ, совершивъ надъ ними благоговѣйное пѣніе, снова съ честію закрылъ его гробницу, славя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Коему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Никита — по переводу съ греческаго значитъ «побѣдитель».
[2] Готская страна простиралась отъ нижней Вислы до Чернаго моря; главнымъ образомъ Готы жили въ нынѣшней Румыніи, по р. Дунаю.
[3] Истръ — старинное названіе Дуная.
[4] † около 340 года.
[5] Императоръ Валентъ царствовалъ съ 364-378 г.
[6] Урфилъ или Ульфилла — готскій епископъ и ревностный проповѣдникъ христіанства среди готовъ; жилъ отъ 311 г. до 383 г.
[7] Городъ Мопсуестія былъ расположенъ въ равнинѣ, на берегахъ рѣки Пирама.
[8] Кончина св. Никиты послѣдовала 15 сентября 372 г.
[9] Память ихъ празднуется 12 октября.
[10] Аназарвъ или Аназарва — городъ въ Киликіи.
[11] Епископъ Авксентій II жилъ въ половинѣ V вѣка; участвовалъ въ 451 году на IV Вселенскомъ соборѣ въ Халкидонѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 300-305.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0