Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День четырнадцатый.

Сказаніе о Воздвиженіи Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Когда въ Римѣ царствовалъ Максенцій [1], то онъ причинялъ народу много зла, преслѣдуя и мучая не только христіанъ, но убивая и язычниковъ, разграблялъ ихъ имущества и жилъ порочно, оскорбляя благородныя семьи. Онъ былъ тягостенъ и гнусенъ всему Риму, по причинѣ своихъ жестокостей и развращенной жизни. Поэтому Римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда съ матерію своею въ Британіи, прошеніе, умоляя его придти и избавить ихъ отъ сего мучителя. Константинъ сначала написалъ къ Максенцію, дружески увѣщавая его прекратить свои мучительства. Но Максенцій не только не послушалъ его и не исправился, но сталъ еще хуже, и поднялъ оружіе противъ самого Константина, не желая, чтобы онъ былъ соравнымъ ему царемъ. Тогда какъ Константина избрало на царскій престолъ все войско, Максенцій взошелъ на престолъ самовластно. Народъ не любилъ его, и только нѣкоторые вельможи, коимъ онъ обѣщалъ большіе дары и многія почести, изъявили желаніе на его избраніе; Константинъ же былъ провозглашенъ царемъ по всеобщему согласію.

Услышавъ, что Максенцій не исправляется, но усиливается въ своей злобѣ, Константинъ собралъ войско и пошелъ на него войною. Видя, что сила войска его не велика, принимая при семъ въ соображеніе и злыя козни Максенція, онъ началъ сомнѣваться въ своемъ успѣхѣ. Онъ зналъ, что Максенцій много проливалъ человѣческой крови для совершенія волхвованій и заклалъ въ жертву бѣсамъ много отроковъ, дѣвицъ и женъ, зачавшихъ во чревѣ своемъ, чтобы умилостивить тѣмъ ложныхъ боговъ своихъ, на которыхъ надѣялся. Зная, что Максенцію помогаетъ и сила бѣсовская, Константинъ началъ молиться Единому, владычествующему надъ небомъ и землею, Богу, Коего почитаетъ весь родъ христіанскій, и умолялъ даровать ему знаменіе побѣды надъ мучителемъ. И когда онъ такимъ образомъ усердно молился, въ полдень явилось ему на небѣ звѣздное изображеніе Креста Господня [2], сіявшее сильнѣе солнечнаго свѣта; на немъ была надпись: симъ побѣждай. Это чудесное явленіе видѣли всѣ воины, среди коихъ былъ и полководецъ Артемій (который послѣ былъ замученъ за Христа при Юліанѣ) [3], и пришли въ удивленіе. Большинство же изъ нихъ устрашились: у язычниковъ изображеніе креста было знакомь злополучія и смерти, такъ какъ на крестѣ умирали присужденные къ смертной казни разбойники и злодѣи; посему воины боялись, что война ихъ будетъ несчастна. Самъ царь Константинъ находился въ великомъ смущеніи. Но ему ночью явился во снѣ Самъ Христосъ Господь, и снова показалъ явившееся днемъ знаменіе честнаго Креста, сказавъ ему:

— «Сдѣлай подобіе знаменія сего, и повели носить предъ полками, — и тогда побѣдишь не только Максенція, но и всѣхъ враговъ твоихъ».

Царь повѣдалъ приближеннымъ видѣніе свое и, призвавъ искусныхъ мастеровъ золотыхъ дѣлъ, повелѣлъ имъ сдѣлать честный крестъ Господень, по подобію явившагося знаменія, изъ золота, бисера и драгоцѣнныхъ камней. При этомъ и всѣмъ воинамъ своимъ онъ повелѣлъ изображать знаменіе креста на всемъ оружіи, на шлемахъ и щитахъ.

Злочестивый Максенцій, прослышавъ о походѣ Константина въ Италію на Римъ, смѣло выступилъ съ Римскими войсками противъ великаго Константина. Константинъ приказалъ носить передъ полками своихъ воиновъ честный Крестъ. Когда они сошлись съ Максенціемъ и вступили въ битву, то Максенцій силою честнаго Креста былъ побѣжденъ, и множество воиновъ его было умерщвлено, самъ же онъ обратился въ бѣгство. Гонимый царемъ Константиномъ, онъ переправлялся чрезъ рѣку Тибръ мостомъ, который самъ построилъ; но въ это время мостъ, силою Божіею, разрушился, и жалкій мучитель потонулъ въ рѣкѣ съ своими войсками, подобно древнему фараону, и наполнилась рѣка всадниками, конями и оружіемъ [4]. Константинъ Великій побѣдоносно вошелъ въ Римъ, и весь народъ радостно встрѣтилъ его съ великими почестями. Царь же возсылалъ величайшую благодарность Богу, даровавшему ему побѣду надъ мучителемъ силою честнаго и животворящаго Креста, а въ память той преславной побѣды поставилъ среди Рима на высокомъ каменномъ столбѣ Крестъ, на которомъ написалъ: «симъ спасительнымъ знаменіемъ градъ сей освобожденъ отъ ига мучителя».

Въ другой разъ Константинъ пошелъ войною на Византійцевъ, небольшой городъ которыхъ — Византію основалъ, назвавъ своимъ именемъ, нѣкій грекъ Визасъ во времена Манассіи, царя Іудейскаго [5]. Дважды побѣжденный ими, Константинъ находился въ великой печали. По наступленіи вечера, возведши очи свои на небо, онъ увидѣлъ сложенное письмо, на которомъ было написано: Призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Псал. 49, 15). Устрашенный, онъ снова возвелъ очи на небо, и увидѣлъ, какъ прежде, Крестъ на небѣ, изображенный звѣздами, и вокругъ его надписаніе: «Въ семъ знаменіи побѣдиши». Послѣ сего, когда въ битвѣ былъ предносимъ Крестъ, Константинъ побѣдилъ враговъ своихъ и взялъ городъ Византію.

Въ третій разъ, когда Константинъ сражался со Скиѳами [6] на рѣкѣ Дунаѣ, опять явилось на небѣ сіе спасительное оружіе, и снова, какъ и прежде, Константинъ одержалъ побѣду.

Уразумѣвъ изъ сего силу Распятаго на крестѣ Христа и увѣровавъ, что Онъ естъ Единый и истинный Богъ, Константинъ крестился во имя Его вмѣстѣ съ достохвальною матерію своею Еленою, которую, по ея великому благочестію, послалъ въ Іерусалимъ съ большимъ богатствомъ для обрѣтенія честнаго Креста Господня. Царица Елена, отправившись въ Іерусалимъ, обошла святыя мѣста, очистила ихъ отъ идольскаго оскверненія и изнесла на свѣтъ многія мощи святыхъ. Патріархомъ въ Іерусалимѣ былъ тогда Макарій, который встрѣтилъ царицу съ подобающими почестями. Блаженая царица Елена, желая найти скрытый Іудеями животворящій Крестъ Господень, призвала всѣхъ Іудеевъ и просила ихъ, чтобы они показали ей мѣсто, гдѣ скрытъ честный Крестъ Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знаютъ, царица Елена угрожала имъ мученіями и смертію. Тогда они показали ей нѣкоего старца, по имени Іуду, говоря, что онъ можетъ показать царицѣ то, чего она ищетъ, потому что онъ — сынъ уважаемаго пророка.

Несмотря на продолжительныя истязанія, Іуда отказывался повѣдать о мѣстѣ, гдѣ скрытъ Крестъ Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его въ глубокій ровъ. Пробывъ въ немъ нѣкоторое время, Іуда, наконецъ, обѣщалъ сказать о томъ, что знаетъ о зарытомъ въ землю Крестѣ Христовомъ. Тогда вывели его изъ рва и, по его указанію, пришли на мѣсто, гдѣ былъ большой холмъ изъ земли и камней, на которомъ царь Римскій Адріанъ уже построилъ храмъ въ честь языческой богини Венеры [7] и поставилъ въ немъ идола. Іуда показалъ, что здѣсь именно скрытъ Крестъ Христовъ.

Царица Елена повелѣла разрушить идольскій храмъ, землю же и камни разсыпать и раскопать. По совершеніи патріархомъ Макаріемъ на мѣстѣ томъ молитвы, разлилось въ воздухѣ благоуханіе, и тотчасъ, по направленію къ востоку, были обрѣтены Гробъ Христовъ и лобное мѣсто, и близъ его нашли зарытыми три креста, а потомъ и гвозди, коими былъ пригвожденъ ко Кресту Господь. Когда же не могли опредѣлить, какой изъ найденныхъ крестовъ — Крестъ Христовъ, случилось, что въ то время вынесли нѣкоего мертвеца для погребенія. Тогда патріархъ Макарій приказалъ носильщикамъ остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда былъ возложенъ на него Крестъ Христовъ, мертвецъ тотчасъ воскресъ и, силою Божественнаго Креста Господня, всталъ живымъ [8]. Царица съ радостію принявъ честный Крестъ, поклонилась ему и облобызала его, — также и всѣ бывшіе съ нею начальники и вельможи воинскіе и гражданскіе. Нѣкоторые въ то время, по причинѣ тѣсноты, не имѣли возможности увидѣть и облобызать святый Крестъ и просили чтобы по крайней мѣрѣ издали показали бы его имъ. Тогда Макарій, патріархъ Іерусалимскій, ставъ на возвышеннѣйшемъ мѣстѣ, воздвигая Крестъ, показывалъ его народу.

А народъ восклицалъ:

— «Господи помилуй!»

Отсюда и получилъ свое начало праздникъ Воздвиженія честнаго Креста Господня [9].

Царица сохранила у себя часть честнаго древа Креста Господня, также и гвозди, а Крестъ, вложивъ въ серебряный ковчегъ, отдала патріарху Макарію на сохраненіе для будущихъ поколѣній. Іуда, со множествомъ Евреевъ, увѣровалъ во Христа и крестился и былъ во святомъ крещеніи нареченъ Киріакомъ: впослѣдствіи онъ былъ патріархомъ Іерусалимскимъ и скончался, пострадавъ за Христа при Юліанѣ Отступникѣ [10]. А святая царица Елена повелѣла сооружать въ Іерусалимѣ по святымъ мѣстамъ церкви, и прежде всего повелѣла построить церковь Воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, гдѣ были обрѣтены гробъ Христовъ и честный Крестъ. Потомъ она приказала соорудить храмъ въ Геѳсиманіи, гдѣ находился гробъ Пречистыя Богородицы во имя честнаго Ея успенія. Послѣ того благочестивая царица создала еще осьмнадцать церквей и, украсивъ ихъ различными драгоцѣнностями и одаривъ всѣмъ потребнымъ, возвратилась въ Византію, взявъ съ собою часть животворящаго древа Креста Господня и гвозди, которыми было пригвождено нѣкогда тѣло Христово.

Блаженный царь Константинъ положилъ животворящее древо въ золотомъ ковчегѣ, а изъ гвоздей Господнихъ одинъ былъ брошенъ святою Еленою въ Адріатическое море [11], когда она возвращалась въ Царь-градъ, для утишенія поднявшейся сильной бури и морскаго волненія, другой — царь вковалъ въ шлемъ свой, третій приковалъ къ удиламъ въ уздечкѣ своего коня, во исполненіе прореченнаго пророкомъ Захаріею: въ день онъ будетъ еже во уздѣ коня, свято Господу Вседержителю (Зах. 14, 20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохраненіе ближайшимъ царскимъ совѣтникамъ.

По возвращеніи святой Елены изъ Іерусалима въ Византію, христолюбивый царь Константинъ соорудилъ три большихъ креста по числу явленныхъ ему въ войнахъ: одного въ Римѣ, когда потопилъ Максенція, другого въ Византіи, когда взялъ ее, третьяго — когда побѣдилъ на рѣкѣ Дунаѣ Скиѳовъ. Соотвѣтственно симъ тремъ побѣдамъ, онъ соорудилъ изъ драгоцѣнныхъ веществъ три честныхъ креста, и написалъ на нихъ золотыми письменами слѣдующія слова: ІС ХС НИКА, т. е. Іисусъ Христосъ побѣдилъ. Свидѣтельствуя предъ всѣми свою ревность по благочестіи и показывая, что онъ побѣдилъ враговъ силою Креста, царь поставилъ одинъ Крестъ на возвышенномъ мѣстѣ на восточной торговой площади, другой Крестъ на верху пурпурной колонны римской [12] на главной городской площади, третій на прекрасномъ мраморномъ помостѣ на хлѣбномъ рынкѣ, гдѣ совершалось ради святаго Креста Христова много чудесъ и знаменій. Многіе свидѣтельствуютъ, что ангелъ Господень сходилъ съ небесъ на то мѣсто ночью въ свѣтозарномъ сіяніи, и, обходя, кадилъ честный Крестъ, воспѣвая сладкогласно трисвятую пѣснь, послѣ чего снова восходилъ на небо. Это бывало трижды въ годъ: въ сентябрѣ мѣсяцѣ, въ ночь на Воздвиженіе честнаго Креста Христова, второй разъ 7-го мая, въ ночь на воспоминаніе явленія Креста Господня на небеси, и третій разъ въ великій постъ святой Четыредесятницы, въ крестопоклонную недѣлю. И многіе изъ благоговѣйныхъ людей, живущихъ праведно и свято, видѣли сіе схожденіе ангела и слышали его пѣніе и потомъ о семъ повѣдали и другимъ.

Слѣдуетъ теперь вспомнить и о томъ, какъ честное и животворящее древо Креста Господня нѣкогда было похищено Персами и потомъ снова возвращено въ Іерусалимъ къ радости вѣрующихъ [13].

Въ царствованіе Византійскаго царя Фоки, Хозрой, царь Персидскій, покоривъ Египетъ, Африку и Палестину, взялъ Іерусалимъ, причемъ убилъ много христіанъ [14]. Похитивъ при семъ и различныя сокровища церковныя и утварь, онъ въ числѣ другихъ взялъ и сіе многоцѣнное сокровище — древо животворящаго Креста Господня и унесъ его въ Персію. По прошествіи нѣкотораго времени, по смерти царя Фоки, на престолъ его вступилъ Ираклій [15], который, хотя и пытался побѣдить Хозроя, однако самъ много разъ былъ побѣжденъ имъ, и потому просилъ мира, но не получалъ его отъ надменнаго врага. Тогда, находясь въ великой печали, императоръ сталъ искать помощи отъ Бога: онъ повелѣлъ всѣмъ вѣрующимъ совершать молитвы, бдѣнія и посты, дабы Господь избавилъ ихъ отъ врага, который въ своей гордости похвалялся истребить всѣхъ христіанъ и хулилъ имя Господне, и чтобы враги не могли сказать: «рука (т. е. сила) наша крѣпка и боги наши сильны», но чтобы познали язычники, что единъ есть истинный Богъ, крѣпости и силѣ Коего никто не можеть противостоять. И самъ царь молился со слезами и усердно постился. Потомъ, собравъ всѣхъ воиновъ и вооружившись силою Креста, въ надеждѣ на помощь Божію, Ираклій пошелъ на Персовъ войною и въ сраженіи съ Хозроемъ побѣдилъ его и обратилъ въ бѣгство, послѣ чего въ продолженіе семи лѣтъ опустошалъ Персидское царство, завоевывая города и селенія и одерживая побѣды надъ многочисленными полками Хозроя. Наконецъ Хозрой, не имѣя болѣе возможности сопротивляться греческимъ войскамъ, бѣжалъ изъ своей земли и, при переправѣ чрезъ рѣку Тигръ [16], сдѣлалъ младшаго своего сына Медарса своимъ соправителемъ. Возбужденный этимъ, старшій сынъ его Сироесъ замыслилъ убить вмѣстѣ и отца и брата, что вскорѣ и исполнилъ. Послѣ этого Сироесъ, оставшись наслѣдникомъ и владѣтелемъ Персидскаго царства, отправилъ посольство къ греческому царю Ираклію, съ прошеніями и многочисленными дарами, изъявляя предъ нимъ покорность и прося его прекратить свою опустошительную войну. Тогда царь Ираклій, заключивъ съ царемъ Персидскимъ миръ, взялъ съ собою и животворящее древо Креста Господня, похищенное Хозроемъ изъ Іерусалима и находившееся въ плѣненіи у Персовъ въ продолженіе четырнадцати лѣтъ. И возвратился царь греческій со многими пріобрѣтеніями, радуясь и прославляя Бога за Его великую помощь.

Достигнувъ Іерусалима, царь вложилъ честное древо на рамена свои для того, чтобы отнести на прежнее мѣсто, и несъ его, будучи облеченъ въ царскую порфиру, украшенную золотомъ и драгоцѣнными камнями, съ царскимъ вѣнцомъ на головѣ. Тогда совершилось великое чудо: царь внезапно остановился во вратахъ, коими входили на Лобное мѣсто, и къ удивленію всѣхъ не могъ ступить съ честнымъ древомъ Креста Христова ни шагу. Захарія же, патріархъ Константинопольскій, вмѣстѣ со всѣми жителями Іерусалима, вышелъ навстрѣчу царю съ вѣтвями и финиками до самой Елеонской горы, и шелъ вмѣстѣ съ царемъ. И вотъ онъ видитъ свѣтоноснаго ангела Божія, стоящаго въ тѣхъ вратахъ и возбраняющаго входъ. И сказалъ ему ангелъ:

— «Не таковымъ образомъ несъ сюда древо крестное Творецъ нашъ, какимъ вы несете его».

Видя и слыша то, патріархъ вострепеталъ и обратившись къ царю сказалъ:

— «Знай, царь, что невозможно одѣтому въ богатыя одежды и украшенному царскими украшеніями нести древо сіе святое, которое несъ обнищавшій ради насъ Христосъ въ состояніи уничиженія; если хочешь внести его, подражай Его нищетѣ.

Тогда благочестивый царь Ираклій снялъ съ себя пурпуровую порфиру и облекся въ простую и бѣдную одежду, и понесъ честное древо святаго Креста уже безъ всякаго препятствія, идя босыми ногами, — внесъ его въ церковь на то самое мѣсто, откуда оно взято было Хозроемъ, царемъ Персидскимъ, и снова поставилъ тамъ крестное древо [17].

И была великая радость и веселіе у вѣрующихъ по причинѣ возвращенія Креста Господня, и они ликовали (подобно тому, какъ нѣкогда Израильтяне радовались возвращенію отъ Филистимлянъ Ковчега Завѣта) (см. 1 Цар. гл. 7), воздавая хвалу Распятому на крестѣ Христу, Царю славы, и поклоняясь подножію Его святаго Креста. Да будетъ и отъ насъ Ему честь, слава и поклоненіе, нынѣ и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Максенцій — Римскій императоръ (306-312 г.). Онъ преслѣдовалъ христіанъ и отличался жестокостями. Выведенныя изъ терпѣнія римляне пригласили себѣ на помощь Константина, который подъ спасительнымъ знаменемъ креста одержалъ побѣду надъ войсками Максенція, погибшаго въ волнахъ Тибра. Въ 313 году императоры Константинъ и Ликиній (правившій восточною частью) издали указъ, коимъ религія христіанская была объявлена государственною, наравнѣ съ древнею языческою. Но Ликиній вскорѣ, однако, началъ преслѣдовать христіанъ. Тогда Константинъ обратилъ свое оружіе противъ Ликинія и, окончательно побѣдивъ его въ сентябрѣ 323 года, сдѣлался единымъ властителемъ Римской имперіи.
[2] Т. е. изображеніе составлялъ рядъ звѣздъ, которые были сгруппированны въ видѣ креста.
[3] Императоръ Юліанъ царствовалъ съ 361 по 363 г. Сдѣлавшись императоромъ, онъ отступилъ отъ христіанской вѣры и поставилъ задачею своей жизни возстановленіе язычества. Посему онъ и называется Отступникомъ. — Память св. муч. Артемія 20 октября; мученическая кончина его послѣдовала въ 363 году.
[4] Сіе событіе послѣдовало 28 октября 312 года.
[5] Византія, впослѣдствіи знаменитый Константинополь, или «Царь-градъ», впервые возвышенный Константиномъ Великимъ, была сначала небольшой Мегарской колоніей, основанной около 658 года до Р. Хр. и названной по имени главнаго ея основателя (основана выходцами изъ греческаго малоазійскаго города Милета, подчиненнаго тогда Персидскому царству).
[6] Скиѳы — дикій кочевой народъ, пришедшій изъ Азіи и первоначально кочевавшій въ южныхъ степяхъ нынѣшней Россіи, откуда послѣ онъ двинулся далѣе на западъ къ Дунаю, безпокоя опустошительными набѣгами придунайскія области Римской имперіи.
[7] Греко-римская богиня любви, красоты, сладострастія и нечистыхъ похотей. — Пещера гроба Господня, за два столѣтія до сего времени, была завалена по приказанію Римскаго императора Адріана, съ цѣлью сдѣлать неузнаваемымъ совершенно самое мѣсто распятія и погребенія Христа. Это было въ 119 году по Р. Хр.
[8] Св. Димитрій Ростовскій заканчиваетъ свое повѣствованіе о Воздвиженіи Креста Господня (въ примѣчаніи) слѣдующими подробностями: «О чудѣ томъ, чрезъ которое былъ узнанъ истинный Крестъ Христовъ, многіе говорятъ несогласно. Нѣкоторые говорятъ, что мертвая дѣвица была несена на погребеніе и силою крестною была воскрешена. Другіе говорятъ объ умершей вдовѣ, которая чрезъ животворящее древо ожила. Иные повѣствуютъ, что вдова нѣкая лежала дома больной и была близъ смерти, но вотъ, къ ней пришелъ патріархъ (Макарій) съ царицей (Еленой) и, принесши кресты, возлагалъ ихъ на больную, и когда возложенъ былъ Крестъ Господень, немедленно встала здоровой. Другіе передаютъ, что (въ то время) на кладбище несенъ былъ мертвецъ, но чрезъ прикосновеніе ко Кресту Господню онъ воскресъ. Никифоръ Каллистъ (кн. VIII, гл. 29) говоритъ, что оба чуда были совершены тогда Крестомъ Господнимъ: и вдова, лежавшая дома больною и уже умиравшая, отъ вратъ смертныхъ была возвращена къ жизни и здравію, и мертвецъ, котораго несли для погребенія, былъ воскрешенъ».
[9] По изслѣдованіямъ агіологовъ, это было приблизительно въ концѣ мая 326 года. Съ 335 года, когда совершено было освященіе храма Воскресенія Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвиженіе Креста Господня на другой день, 14-го сентября.
[10] Память Киріака празднуется октября 28-го дня.
[11] Адріатическое море — заливо-образная часть Средиземнаго моря, омывающая Аппенинскій полуостровъ (Италію) и западъ Балканскаго. Св. царица Елена изъ Іерусалима прежде направилась, вѣроятно, въ Римъ, а отсюда уже въ новую столицу имперіи — Константинополь.
[12] И доселѣ сохранился въ Константинополѣ остатокъ этой «пурпурной колонны», перевезенной нѣкогда Константиномъ Великимъ изъ Рима. Остатокъ этотъ извѣстенъ подъ именемъ «Горѣлой колонны», каковую онъ изъ себя дѣйствительно и представляетъ.
[13] Нижеслѣдующее повѣствованіе переведено изъ Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго со словъ Ѳеофана, исповѣдника и творца каноновъ († въ первой половинѣ IX в.), и Георгія Кедрина, визянтійскаго церковнаго историка конца XI и начала XII вѣка.
[14] Византійскій императоръ Фока царствовалъ съ 602 по 610 г. — Хозрой II, царь Персидскій, объявилъ войну Грекамъ подъ предлогомъ отмщенія за смерть императора Маврикія, его союзника, и его дѣтей, безчеловѣчно умерщвленныхъ императоромъ-узурпаторомъ Фокою.
[15] Ираклій царствовалъ съ 610 по 641 годъ.
[16] Тигръ — рѣка, протекающая въ Персіи по Месопотаміи; въ концѣ своего теченія Тигръ соединяется съ р. Евфратомъ и впадаетъ въ Персидскій заливъ.
[17] Это было въ 629 году по Р. Хр. Патріархомъ Іерусалимскимъ былъ въ то время св. Захарія съ 609 по 633 г. (съ 614 по 628 г. былъ въ плѣну у Персовъ).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 288-298.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0