Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двѣнадцатый.

Житіе преподобнаго Вассіана Тиксненскаго [1].

И какъ скоро это непоколебимое намѣреніе созрѣло въ душѣ Василія, онъ поспѣшилъ его выполнить. Чтобы не встрѣтить противодѣйствія со стороны родныхъ, тайкомъ, ночью ушелъ онъ изъ своего дома и отправился искать удобнаго мѣста для предстоящихъ подвиговъ. Когда Василій пришелъ въ мѣстность между рѣками Тиксной и Вопрой, вблизи озера Семенкова [3], гдѣ стояли два храма — во имя Христа Спасителя и святителя Николая Чудотворца, красота мѣста поразила его. Долго любовался онъ прекрасными видами, наслаждался тихимъ уединеніемъ подъ сѣнію храмовъ Божіихъ и рѣшилъ избрать это мѣсто для подвиговъ своихъ.

— «Какъ хорошо бы, — думалъ Василій, — устроить здѣсь келлію и молиться въ ней Богу въ уединеніи и безмолвіи».

Принявши такое рѣшеніе и отдохнувъ здѣсь немного, Василій отправился въ городъ Тотьму [4] въ Спасо-Суморинскую обитель преподобнаго Ѳеодосія [5].

Онъ припалъ къ ногамъ настоятеля, іеромонаха Ѳерапонта, и со слезами умолялъ принять его въ монастырь и удостоить постриженія въ иноческій санъ. Тщетно Ѳерапонтъ указывалъ пришедшему на то бѣдственное положеніе, какое будетъ терпѣть его семейство, лишившись своего кормильца, на тяжесть монашеской жизни и обѣтовъ иночества, — ничто не могло поколебать намѣренія Василія. Наконецъ, видя его твердое рѣшеніе посвятить жизнь свою Богу, игуменъ уступилъ настойчивой просьбѣ и постригъ Василія въ монашество, давъ ему иноческое имя — Вассіанъ. Игуменъ поручилъ новопостриженнаго руководству опытнаго старца, при чемъ заповѣдалъ преподобному Вассіану смиреніе, терпѣніе, полное отреченіе отъ своей воли и послушаніе волѣ руководителя. Глубоко къ сердцу принялъ преподобный увѣщанія настоятеля и всѣми силами стремился выполнить ихъ въ своей жизни.

По приказанію своего старца подвижникъ поступилъ на послушаніе въ пекарню. Не смотря на тяжесть и безпокойство этого труда, безропотно перенося и зимній холодъ и сильный жаръ, проводя цѣлый день на ногахъ, преподобный никогда не тяготился своимъ послушаніемъ, даже постоянно старался услужить, чѣмъ только могъ, каждому изъ братіи. Охотно исполнялъ онъ самыя трудныя монастырскія работы и еще находилъ время неопустительно посѣшать службы Божіи. Всѣ дивились усердію и неутомимости преподобнаго.

Пробывъ въ обители нѣсколько лѣтъ въ молчаніи и смиреніи, подвижникъ пріобрѣлъ не малую опытность въ духовной жизни. Тогда онъ возревновалъ о высшихъ подвигахъ благочестія и испросилъ у игумена Ѳерапонта благословеніе удалиться въ излюбленное мѣсто — на рѣку Тиксну, чтобы тамъ подвизаться въ полномъ уединеніи и безмолвіи, предаваться, молитвѣ и посту. Игуменъ не сталъ прекословить и далъ преподобному свое благословеніе. Въ монастырскомъ храмѣ во имя Преображенія Господня, у гроба преподобнаго Ѳеодосія, игуменъ отслужилъ молебенъ, со слезами простился съ уходящимъ инокомъ и благословилъ его иконой Пресвятыя Троицы. Плакалъ и преподобный Вассіанъ, прощаясь съ братіей и, припадая къ ногамъ настоятеля, молилъ его хоть изрѣдка навѣщать своего духовнаго сына.

И снова подвижникъ прибылъ на Тиксну и душа его исполнилась великою радостью. Войдя на паперть храма Христа Спасителя, онъ повергся предъ иконой и горячо молился, прося Божія благословенія на новые подвиги. Потомъ отправился къ настоятелю храма, священнику Нестору Андрееву, и усердно просилъ священника, весь причтъ и прихожанъ — уступить ему немного мѣста на погостѣ для построенія небольшой келліи. Тѣ безпрекословно согласились, а прихожане даже выразили желаніе срубить иноку и самую келлію.

Все время, пока строилась келлія, преподобный Вассіанъ проводилъ на паперти церковной, пребывая въ постѣ и молитвѣ. Когда же постройка была окончена и священникъ, по просьбѣ его, отслуживши молебенъ предъ иконой Святыя Троицы, освятилъ келлію, подвижникъ поселился въ ней. Это было въ 1594 году.

Достигнувъ исполненія своего желанія, преподобный Вассіанъ съ новымъ усердіемъ предался подвигамъ поста, молитвы и воздержанія. Неопустительно каждую службу посѣщалъ онъ церковь Божію; у себя въ келліи непрестанно молился, ежедневно совершая полное иноческое правило. Питался тѣмъ, что по усердію приносили ему добрые люди. Въ его келлію входилъ одинъ духовникъ. Когда же приносили преподобному подаяніе или просили его совѣта, онъ не принималъ пришедшихъ въ келлію, но бесѣдовалъ съ ними чрезъ окошко. Постелью служилъ подвижнику голый земляной полъ; но большею частію онъ не смыкалъ очей и цѣлыя ночи проводилъ въ молитвѣ и колѣнопреклоненіи.

Однако же и такая жизнь казалась преподобному Вассіану недостаточно богоугодной. Когда посѣтилъ его духовный отецъ, игуменъ Ѳерапонтъ, преподобный испросилъ у него благословенія носить вериги для большаго умерщвленія плоти, да духъ спасется. Дивясь силѣ духа и крѣпости благочестія преподобнаго Вассіана, Ѳерапонтъ благословилъ его на этотъ новый подвигъ, и подвижникъ съ великою радостью возложилъ на свои плечи цѣпи, на руки и ноги надѣлъ оковы, на чресла широкій желѣзный обручъ, а на голову тяжелую желѣзную шапку, прикрывъ ее кукулемъ.

Очищая духъ страданіями грѣшной плоти, все болѣе удаляясь отъ бреннаго міра и приближаясь къ Богу, тридцать лѣтъ подвизался преподобный въ затворѣ и при жизни его никто, кромѣ игумена Ѳерапонта, не зналъ, какими тяжестями смирялъ онъ свое тѣло.

Достигнувъ уже преклонныхъ лѣтъ и предчувствуя блаженную кончину свою, преподобный пригласилъ духовника своего, исповѣдалъ ему грѣхи, причастился святыхъ Христовыхъ Таинъ, простился съ нимъ и, со слезами радости воскликнувъ: «Господи! въ руцѣ Твои предаю духъ мой!» — скончался 12 сентября 1624 года [6].

Старецъ Ѳерапонтъ, видѣвшій блаженную кончину преподобнаго, обрядилъ тѣло его по иноческому уставу и, пригласивши изъ окрестныхъ селъ священниковъ, при множествѣ народа, предалъ его землѣ въ 10 саженяхъ отъ храма.

Окрестные крестьяне, пользовавшіеся духовными бесѣдами и наставленіями преподобнаго Вассіана, увѣренные въ святости его жизни, вскорѣ послѣ его кончины стали призывать святаго въ молитвахъ. Они построили надъ гробомъ преподобнаго часовню, поставили въ ней икону Святыя Троицы, а на гробницу его возложили тѣ тяжести, которыми онъ смирялъ свою плоть.

Прошло нѣсколько лѣтъ, и на мѣстѣ подвиговъ Вассіана возникла обитель въ честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя [7].

Господь вскорѣ прославилъ Своего угодника дивными знаменіями и чудесами.

Мѣстное почитаніе преподобнаго Вассіана, какъ святаго, началось со времени губительной моровой язвы въ 1647 году.

Въ этомъ году по всему Тотемскому уѣзду распространилось моровое повѣтріе: и люди, и животныя умирали скоропостижною смертію. Особенно сильно свирѣпствовала язва на Тикснѣ. По приказанію царя Алексѣя Михайловича [8], всю Тиксненскую волость кругомъ завалили лѣсомъ и на всѣхъ дорогахъ поставили стражу, которая не пропускала ни прохожихъ, ни проѣзжихъ, ни плывущихъ по рѣкѣ. Но ѣздившіе этимъ путемъ въ Архангельскъ московскіе купцы терпѣли отъ этого запрещенія большіе убытки. Поэтому они просили царя снять его. Тогда, по приказанію государя, былъ посланъ на Тиксну для разслѣдованія дѣла дворянинъ Іоаннъ Акингеровъ. Пріѣхавъ на Тиксну и отслуживши молебенъ въ церкви Спаса, Акингеровъ зашелъ въ часовню, построенную надъ гробомъ преподобнаго Вассіана. Увидавъ вериги, оковы и поручи, памятники терпѣнія и трудовъ преподобнаго, онъ удивился высотѣ его подвиговъ. Тотчасъ же онъ приказалъ, чтобы всѣ жители Тиксненской волости собрались на молебенъ. Когда всѣ собрались отъ мала до велика и служили молебенъ, вдругъ умерло отъ язвы девять человѣкъ. Ужасъ объялъ народъ. Акингеровъ, священникъ и всѣ крестьяне въ трепетѣ припали ко гробу преподобнаго Вассіана и со слезами молили его:

— «О, преподобне отче нашъ Вассіане, избави насъ отъ сего смертоносія и отъ тлетворнаго вѣтра!»

И послѣ молебнаго, пѣнія, по молитвѣ преподобнаго Вассіана, моровая язва сразу прекратилась.

Женщина по имени Елена ослѣпла и ничего не видѣла 6 лѣтъ и 5 мѣсяцевъ. Но увидѣвъ во снѣ преподобнаго, она пришла на Тиксну и, съ молитвой приложившись къ его гробу, тотчасъ прозрѣла.

Другая женщина, Юстинія, также давно ничего не видѣвшая, была привезена на Тиксну своей матерью. Отслуживши молебенъ, обѣ женщины съ дозволенія священника остались на ночь у гроба преподобнаго, чтобы помолиться. Въ концѣ ночи онѣ услышали въ церкви необычайный шумъ и отъ страха пали на землю. За стѣной онѣ слышали голоса и, когда мать посмотрѣла въ окно, то увидѣла двухъ человѣкъ, разговаривающихъ между собою.

— «Куда ты идешь, братъ, — сказалъ одинъ, — и что несешь съ собою?»

— «Я несу святую воду, чтобы омыть женщину Юстинію», — отвѣчалъ другой.

Услышавши это, мать и дочь снова припали къ гробу преподобнаго и съ новымъ усердіемъ стали молиться. Во время молитвы Юстинія слышала голоса многихъ поющихъ, чувствовала, что кто-то кропилъ ее святой водой и отиралъ глаза ея одеждою, но ничего не видѣла. Потомъ пробудившись, какъ бы отъ сна, она вдругъ стала видѣть все, какъ будто никогда и не была слѣпою.

Солдатка-вдова Матрона Герасимова четыре недѣли страдала горячкой. Болѣзнь усилилась до такой степени, что женщина въ продолженіи двухъ недѣль не только никого не узнавала, но даже не видѣла и самой комнаты, гдѣ лежала.

Но однажды ей представилось, что къ постели ея подошли два монаха, высокіе ростомъ, въ низкихъ черныхъ клобукахъ и бѣлыхъ срачицахъ. Одинъ изъ нихъ сталъ по правую сторону у постели больной, а другой по лѣвую, и первый, приказавъ Матронѣ молиться преподобному Вассіану, почивающему въ Тиксненской волости, при этомъ указалъ перстомъ на инока, стоящаго слѣва и державшаго въ рукахъ мѣдный ковшъ съ чистой водой. Потомъ, оба они, омывши изъ ковша водою больную съ головы до ногъ, стали невидимы. Тотчасъ послѣ этого видѣнія Матрона очнулась, пришла въ сознаніе и почувствовала себя настолько здоровой, что на другой же день принялась за работу.

Многими и иными дивными чудесами прославилъ Богъ преподобнаго Вассіана, прилѣпившагося къ Богу и оставившаго міръ, презиравшаго плоть и прилежавшаго о спасеніи души своей.

Мощи преподобнаго Вассіана въ настоящее время почиваютъ подъ спудомъ въ приходской Преображенской церкви.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Вассіана написано въ 1745 г. игуменомъ Іосифомъ.
[2] Деревня Бурцево Стрѣлицкой волости, Тотемскаго уѣзда, Вологодской губерніи.
[3] Рѣчки Тиксна и Вопра — притоки р. Сухоны. Мѣсто это находится въ 62 верстахъ къ западу отъ г. Тотьмы.
[4] Городъ Тотьма — нынѣ уѣздный городъ Вологодской губерніи, расположенъ на лѣвомъ берегу р. Сухоны.
[5] Преподобный Ѳеодосій подвизался въ гор. Тотьмѣ и въ 1554 г. основалъ здѣсь Спасо-Суморинскій монастырь, донынѣ существующій. Преставился 28 января 1568 года (память его 28 января). Монастырь отстоитъ въ одной верстѣ отъ города.
[6] По другимъ извѣстіямъ годъ смерти преподобнаго — 1633.
[7] Монастырь существовалъ до 1764 года. Въ настоящее время на мѣстѣ его погостъ Тиксненскій-Преображенскій.
[8] Алексѣй Михайловичъ царствовалъ съ 1645 по 1676 годъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 73-79.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0