Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двѣнадцатый.

Житіе преподобнаго Аѳанасія Высоцкаго [1].

— «Во все время, пока ты былъ при мнѣ, — говорилъ ему впослѣдствіи преподобный Сергій, — ты ни разу не оказалъ непослушанія не только мнѣ, но и братіи».

Въ то же время Аѳанасій отличался среди другихъ братій знаніемъ Священнаго Писанія и любовію къ переписыванію книгъ. Онъ оставилъ въ Троицкой обители много «доброписаній» своей руки и за свою начитанность и любовь къ книгамъ особенно любимъ былъ преподобнымъ Сергіемъ.

Такой инокъ способенъ былъ не только проходить монастырское послушаніе, но и руководить другихъ на иноческомъ пути. И дѣйствительно, преподобный Аѳанасій сталъ основателемъ и игуменомъ одного изъ первыхъ монастырей, происшедшихъ отъ великой лавры Сергіевой, — монастыря Высоцкаго Серпуховскаго. Благочестивый князь Серпуховскій Владиміръ Андреевичъ Храбрый [3], почитавшій и любившій монашескій и священническій чинъ, задумалъ устроить въ своемъ городѣ монастырь. Онъ просилъ преподобнаго Сергія прибыть къ нему для благословенія и основанія обители. Исполняя желаніе князя и видя его усердіе къ монастырямъ и храмамъ Божіимъ, преподобный Сергій съ радостью и безъ замедленія пришелъ въ Серпуховъ. Преподобный осмотрѣлъ и одобрилъ выбранное княземъ мѣсто для будущей обители, называвшееся Высокимъ (по своему положенію на очень высокомъ берегу рѣки Нары) [4], и своими руками заложилъ основаніе храма въ честь Зачатія Пресвятыя Богородицы Богопраматерію Анною [5]. Это было въ 1374 году. Князь Владиміръ просилъ у преподобнаго Сергія любимаго ученика его, преподобнаго Аѳанасія въ игумены новаго монастыря. Князь зналъ преподобнаго Аѳанасія, потому что Радонежская обитель находилась въ его княжествѣ и онъ часто посѣщалъ ее. Жалко было великому подвижнику отпускать отъ себя мужа, чуднаго въ добродѣтеляхъ и разумнаго въ Божественномъ писаніи. Но склоняясь на просьбу князя Владиміра, онъ отпустилъ въ Серпуховъ преподобнаго Аѳанасія. Благодаря щедротамъ усерднаго князя скоро воздвигнутъ былъ храмъ обители, устроены братскія келліи. Строитель пожертвовалъ въ обитель все потребное въ изобиліи: святыя иконы, книги, священные сосуды. На высокой горѣ прекрасно устроенный монастырь былъ очень красивъ. Быстро собирались въ него братія и преподобный Аѳанасій, искусный и разумный въ управленіи монастыря, ввелъ въ обители строгое общежитіе. Поэтому монастырь процвѣталъ и нравами. Въ числѣ первыхъ иноковъ Высоцкаго монастыря былъ преподобный Никонъ, впослѣдствіи преемникъ самого преподобнаго Сергія по игуменству въ Троицкомъ монастырѣ. Весьма знаменательно то, что, когда юный Никонъ пришелъ въ Троицкую обитель и просилъ постриженія, самъ преподобный Сергій направилъ его сперва въ Высоцкій монастырь къ преподобному Аѳанасію, сказавъ, что онъ получитъ тамъ наставленіе въ иноческой жизни: такъ цѣнилъ великій подвижникъ духовное руководительство преподобнаго Аѳанасія! Послѣ же того, какъ преподобный Никонъ прошелъ первоначальный монашескій искусъ и удостоился сана священства за свои подвиги, преподобный Сергій взялъ его въ свой монастырь и передъ смертію назначилъ своимъ преемникомъ по игуменству [6].

Преподобный Аѳанасій поучалъ подчиненную братію какъ высокимъ личнымъ примѣромъ своимъ, такъ и проповѣдническимъ словомъ; свои наставленія преподобный бралъ изъ твореній святыхъ — Василія Великаго, Исаака Сирина и другихъ отцевъ Церкви.

По прежнему, — какъ въ Троицкомъ монастырѣ, — онъ любилъ переписывать душеполезныя книги: эти книги его письма и послѣ него долго хранились въ Высоцкомъ монастырѣ. Заставлялъ трудиться надъ перепискою книгъ и братію монастыря [7].

Преподобный былъ въ близкихъ, дружескихъ отношеніяхъ къ тогдашнему Московскому митрополиту святому Кипріану [8], который и самъ пріѣзжалъ въ Высоцкій монастырь для освященія каменной церкви, замѣнившей первоначальную деревянную (эта каменна церковь построена была тѣмъ же Серпуховскимъ княземъ Владиміромъ Андреевичемъ). Высоцкій игуменъ и митрополитъ Московскій вели между собою переписку. Когда въ 1382 году митрополитъ Кипріанъ, вслѣдствіе неудовольствія на него великаго князя Димитрія Донского, удалился изъ Москвы въ Кіевъ, вмѣстѣ съ нимъ на нѣкоторое время уѣхалъ туда же и преподобный Аѳанасій. Въ 1387 году митрополитъ Кипріанъ, по вызову Константинопольскаго патріарха, долженъ былъ отправиться въ Константинополь. Пользуясь этимъ невольнымъ путешествіемъ митрополита, преподобный рѣшился сопутствовать ему и уже навсегда оставилъ свой Высоцкій монастырь. Лѣтопись объясняетъ намъ причину этого рѣшенія въ такихъ словахъ: «Бога ради остави игуменство». Это должно понимать такъ, что Аѳанасій, подобно преподобному Никону, вскорѣ послѣ смерти преподобнаго Сергія оставившему игуменство, возжелалъ совершеннаго безмолвія и уединенія. Но оставляя игуменство въ Высоцкомъ монастырѣ, преподобный Аѳанасій передалъ его въ добрыя и вѣрныя руки: онъ вручилъ управленіе обителію соименнику своему, имъ же и воспитанному въ иноческихъ добродѣтеляхъ Аѳанасію младшему, какъ назывался онъ въ отличіе отъ своего учятеля [9].

Въ Константинополѣ подвижникъ вмѣстѣ съ митрополитомъ Кипріаномъ жилъ въ Предтечевомъ монастырѣ, носившемъ прозваніе «Богомъ богатаго», затѣмъ подвизался въ обители Перивлепто [10]. Въ одномъ изъ этихъ монастырей святый Аѳанасій купилъ себѣ келлію и право на содержаніе отъ монастыря и пребывалъ, какъ одинъ изъ убогихъ, оставивъ попеченіе о настоящемъ и желая будущаго воздаянія. Когда митрополитъ Кипріанъ въ 1390 году пріѣхалъ снова въ Москву и утвердился на митрополичьемъ престолѣ, онъ много упрашивалъ преподобнаго Аѳанасія, чтобы тотъ возвратился въ Россію и принялъ почетную должность. Но смиренный подвижникъ рѣшительно отказался отъ этого и сказалъ:

— «Эта келлія моя дороже мнѣ всякихъ почестей!»

Одинъ изъ учениковъ Аѳанасія въ Предтечевомъ монастырѣ, сообщившій извѣстіе объ этомъ отказѣ, справедливо восклицалъ:

— «О, умъ разсудительный! о, взоръ свѣтлый! Дивлюсь я твоему воздержному житію!»

Проживая въ Константинополѣ, преподобный Аѳанасій не покидалъ своего любимаго занятія — переписыванія церковныхъ книгъ. Въ 1401 году онъ списалъ своею рукою церковный уставъ подъ названіемъ «Око церковное», который много разъ переписывался и быстро распространился въ Россіи [11]. Пославъ такой уставъ на родину, преподобный Аѳанасій, по всей вѣроятности, слѣдовалъ своему сердечному жаланію сообщить въ свое отечество такое руководство, которое помогало бы править службу церковную благообразно и по чину: изъ одного посланія къ нему митрополита Кипріана, писаннаго еще въ Высоцкій монастырь, мы видимъ, что и тогда преподобнаго весьма интересовали многіе вопросы, относящіеся къ уставному совершенію богослуженія. — Любя самъ переписывать книги, преподобный поселялъ любовь къ этому занятію и въ другихъ инокахъ. Такъ въ 1392 году одинъ изъ учениковъ, по его благословенію и совѣту, написалъ въ Предтечевой царской обители Константинополя Сборникъ отеческихъ сочиненій (400 главъ преподобнаго Марка Исповѣдника, главы преподобнаго Марка, слово Симеона Новаго Богослова, нѣсколько словъ Іоанна Златоустаго и Исаака Сирина).

Живя въ Константинополѣ, преподобный Аѳанасій не забывалъ своего Серпуховскаго Высоцкаго монастыря: онъ прислалъ въ него нѣсколько иконъ Византійскаго письма, которыя и донынѣ стоятъ въ главномъ монастырскомъ храмѣ Пресвятыя Богородицы, надъ царскими вратами.

Преподобный Аѳанасій и въ Константинополѣ пользовался, вѣроятно, большимъ почетомъ и уваженіемъ за свою подвижническую жизнь: переписчикъ упомянутаго выше свято-отеческаго Сборника именуетъ его «священночестнѣйшимъ между иноками». «Поживъ въ молчаніи со святыми старцы», преподобный «въ старости глубоцѣ преставися ко Господу» въ Константинополѣ, по всей вѣроятности, въ первыхъ годахъ XV вѣка.

Память преподобнаго Аѳанасія празднуется мѣстно.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преп. Аѳанасіѣ заимствованы изъ житій преподобныхъ Сергія и Никона Радонежскихъ, изъ лѣтописныхъ извѣстій объ основаніи Высоцкаго монастыря, изъ приписокъ на рукописяхъ и наконецъ изъ подлиннаго житія преподобнаго, написаннаго въ концѣ XVII в. Киріономъ Истоминымъ.
[2] Пятинами назывались владѣнія Новгорода Великаго, наиболѣе близкія къ нему. Обонежская пятина шла справа отъ р. Волхова на сѣверо-востокъ къ Бѣлому морю по обѣ стороны Онежскаго озера. — По другому извѣстію, преп. Аѳанасій былъ родомъ «Ростовецъ», т. е. происходилъ изъ Ростова Великаго (нынѣ уѣзднаго города Ярославской губерніи).
[3] Князь Владиміръ Андреевичъ — сынъ Боровского князя Андрея Іоанновича, племянникъ великаго князя Димитрія Іоанновича Донского и сподвижникъ его по Куликовской битвѣ. Родился въ 1353 г., умеръ въ 1410 г. въ Москвѣ и погребенъ въ Архангельскомъ соборѣ.
[4] Рѣка Нара — лѣвый притокъ Оки, протекаетъ по Московской и Калужской губ.; въ Оку впадаетъ близъ г. Серпухова. Высоцкій монастырь находится въ двухъ верстахъ отъ города.
[5] Празднуется святою Церковію въ 9 день декабря.
[6] Память преп. Никона 17 ноября.
[7] Сохранился списокъ Пандектъ Никона Черногорца, переписанный въ 1381 г. въ Высоцкомъ монастырѣ по благословенію преп. Аѳанасія.
[8] Св. Кипріанъ управлялъ Московскою митрополіею съ 1381 по 1382 г., во второй разъ съ 1390 по 1406 годъ. Память его 16 сентября.
[9] Преп. Аѳанасій младшій, въ мірѣ Амосъ, скончался 12 сентября 1395 г. Память его въ одинъ день съ преп. Аѳанасіемъ, ученикомъ преп. Сергія.
[1] Монастырь Перивлепто былъ построенъ между 1028-1034 годами и возобновленъ между 1074-1081 гг.
[11] «Око церковное» — одна изъ редакцій Іерусалимскаго устава святаго Саввы Освященнаго, который съ XIII стол. по XV вытѣснилъ на Руси прежній уставъ — Студійскій.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 68-73.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0