Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двѣнадцатый.

Житіе и страданіе святаго священномученика Автонома.

Святый Автономъ былъ епископомъ въ Италіи въ царствованіе Діоклитіана. Когда настало жестокое гоненіе на христіанъ, Автономъ вспомнилъ слова Господа, сказанныя во святомъ Евангеліи: Егда гонятъ вы во градѣ семъ, бѣгайте въ другій (Матѳ. 10, 23), и, оставивъ Италію, переселился въ Виѳинію, гдѣ по Божію произволенію остановился въ одномъ селеніи, называемомъ Сореосъ [1]. Здѣсь святый Автономъ принятъ былъ нѣкоторымъ страннолюбцемъ Корниліемъ. У него онъ прожилъ довольно долгое время и, проповѣдуя Христа, обратилъ многихъ Еллиновъ къ христіанской вѣрѣ. И не мало пріобрѣлъ онъ здѣсь душъ Богу, ибо множество народу собиралось въ домъ Корнилія слушать ученіе святаго Автонома. Онъ же подобно апостоламъ проповѣдывалъ слово Божіе со дерзновеніемъ, ибо въ немъ дѣйствовалъ тотъ же Духъ Святый, Который нѣкогда въ огненныхъ языкахъ сошелъ на святыхъ Апостоловъ. Посредствомъ проповѣди Автонома Духъ Святый возжигалъ сердца человѣческія къ любви Божіей и благочестію, такъ что слушающіе его ученіе умилялись и охотно воспринимали проповѣдь его, прося у него святаго Крещенія. И въ той мѣстности онъ такъ много людей привелъ ко святой вѣрѣ, что домъ Корнилія уже не могъ вмѣщать всего собранія вѣрующихъ. Тогда святый Автономъ выстроилъ христіанамъ церковь во имя воеводы небесныхъ силъ, святаго архистратига Михаила, вручая подъ его защиту всѣхъ новопросвѣщенныхъ имъ; самъ же, посвятивъ Корнилія въ діакона и поручивъ ему словесное стадо Христово, пошелъ въ Ликаонію и Исаврію [2], желая и тамъ быть проповѣдникомъ благочестія.

Потрудившись въ сихъ странахъ въ дѣлѣ проповѣданія слова Божія довольно долгое время, святый Автономъ снова возвратился къ Корнилію: ему хотѣлось посѣтить пріобрѣтенное имъ стадо Христово. Онъ поставилъ Корнилія пресвитеромъ и вмѣстѣ съ нимъ сталъ служить спасенію рода человѣческаго.

Когда нечестивый царь Діоклитіанъ прибылъ въ Никомидію, съ цѣлью погубить всѣхъ находящихся тамъ послѣдователей Христовыхъ, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святаго Автонома, какъ самаго извѣстнаго изъ христіанъ. Но святитель, желая еще болѣе народа привести отъ тьмы бѣсовской къ свѣту познанія истиннаго Бога, не предалъ себя въ руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святый Автономъ отплылъ въ Клавдіополь, находившійся на берегу моря Евксинскаго [3], гдѣ и сѣялъ сѣмена слова Божія, кои, падая на добрую почву сердецъ человѣческихъ, вскорѣ по благодати Божіей принесли многіе духовные плоды. Устроивъ здѣсь какъ должно все относящееся ко благочестію и наставивъ вѣрующихъ на путь спасенія, святый Автономъ опять возвратился въ Сореосъ.

Увидавъ, что число вѣрующихъ здѣсь еще болѣе умножилось, святый Автономъ поставилъ Корнилія епископомъ, а самъ отправился въ Асійскую страну [4], гдѣ сталъ искоренять терніе безбожія и распространять святую вѣру въ Единаго Бога. И здѣсь, по благодати Божіей, онъ многихъ избавилъ отъ заблужденія и вѣчной погибели, разрушая проповѣдью идольскіе жертвенники и созидая въ сердцахъ человѣческихъ духовные храмы — Духу Святому.

Вскорѣ святый Автономъ снова посѣтилъ Корнилія и порученную ему паству. Увидѣвъ, что всѣ поучаются здѣсь закону Божію и преуспѣваютъ въ добродѣтеляхъ, Автономъ былъ утѣшенъ симъ и благодарилъ Бога, что труды его были не напрасны и что его духовныя чада, — коихъ онъ породилъ благовѣствованіемъ, — умножились.

Близъ города Сореосъ находилось одно селеніе, по имени Лимна; жители сего города были еще омрачены тьмою идолослуженія. И вотъ, отправившись къ нимъ, святый Автономъ сталъ проповѣдыватъ имъ Христа и, обративъ здѣсь многихъ въ христіанство, научилъ ихъ тайнамъ святой вѣры, просвѣтилъ крещеніемъ, и чрезъ то присоединилъ ихъ къ избранному стаду Христову.

Однажды мѣстные жители, оставшіеся въ невѣріи, совершили праздникъ одному изъ своихъ скверныхъ идоловъ, и, принося жертву бѣсамъ, ликовали въ своемъ идольскомъ храмѣ; тогда христіане, которыхъ въ то время было уже много, собравшись, пришли къ празднующимъ язычникамъ, ниспровергли ихъ жертвенники и разбили всѣхъ идоловъ, храмъ же ихъ разрушили до основанія. Симъ они показали невѣрнымъ, что боги ихъ ничтожны, ибо они не могутъ сопротивляться, когда ихъ сокрушаютъ, и не вопіютъ, если ихъ разбиваютъ.

Язычники, разгнѣвавшись на христіанъ за такое тяжкое посрамленіе, рѣшили отомстить имъ за сокрушеніе своихъ идоловъ и стали ждать удобнаго для сего времени.

Узнавъ однажды тотъ день, когда служитель Господень Автономъ долженъ былъ въ выстроенной имъ церкви архистратига Михаила въ городѣ Сореосъ приносить безкровную жертву Богу, они изъ Лимны вмѣстѣ съ язычниками другихъ окрестныхъ селъ собрались въ безчисленномъ количествѣ и тайно приготовились напасть внезапно на храмъ Божій и убить пастыря христіанъ, святаго Автонома, что имъ и удалось исполнить.

Во время совершенія Божественной литургіи язычники во множествѣ напали на церковь: одни изъ нихъ имѣли въ рукахъ оружіе, другіе палки или камни; они разогнали изъ церкви всѣхъ бывшихъ тамъ христіанъ и безчеловѣчно убили святаго Автонома: они замучили его въ алтарѣ, такъ что послѣдній весь обагрился святою его кровію. Такъ, принося Богу безкровную жертву, святитель самъ былъ принесенъ какъ кровавая жертва въ пренебесный жертвенникъ [5].

Убивъ святаго Автонома, язычники набросали на него множество камней, коими они его убили. Совершивъ торжество въ честь того, что отомстили христіанамъ за поруганіе своихъ боговъ, всѣ они разошлись. И лежалъ святитель убитымъ, — и было тогда великое смущеніе въ церкви и неутѣшный плачъ вѣрующихъ по причинѣ убіенія ихъ отца и добраго пастыря. Нѣкая же діаконисса [6], по имени Марія, взявъ святое тѣло священномученика, съ благоговѣніемъ предала его погребенію.

По прошествіи многихъ лѣтъ по погребеніи святаго Автонома, въ то время, когда Константинъ Великій вступилъ на престолъ, нѣкій вельможа, по имени Севиріанъ, посланъ былъ царемъ въ Александрію. Боясь морского волненія, онъ поѣхалъ не моремъ, но сушею по берегу моря. По смотрѣнію Божію, пришлось имъ идти мимо того мѣста, гдѣ лежало тѣло священномученика Автонома; и вдругъ лошади сразу остановились и никакъ не могли ѣхать далѣе. Какъ ихъ ни били бичами, ни одна не могла двинуться съ мѣста; ихъ облегчили отъ тяжестей, которыя онѣ везли, но и тогда онѣ не могли продолжать путь: какъ будто какая невидимая рука ихъ удерживала; — и былъ Севиріанъ въ большемъ недоумѣніи.

Вмѣстѣ съ Севиріаномъ ѣхалъ нѣкій благочестивый мужъ, который былъ надѣленъ даромъ прозрѣвать тайны Божіи. Онъ сказалъ Севиріану:

— «Слѣдуетъ тебѣ на семъ мѣстѣ воздвигнуть церковь тому мученику, тѣло коего здѣсь погребено; и если ты дашь обѣтъ сдѣлать сіе, то увидишь, что лошади твои быстро пойдутъ далѣе».

Севиріанъ съ радостію обѣщалъ сдѣлать это, и лошади его дѣйствительно тотчасъ же тронулись и быстро побѣжали. Севиріанъ же, до возвращенія своего изъ Александріи, построилъ на томъ мѣстѣ небольшой молитвенный храмъ въ честь святаго мученика; а возвратившись воздвигъ надъ гробомъ его прекрасную церковь.

По прошествіи многихъ лѣтъ, одинъ священникъ, не зная, что въ сей церкви подъ землею лежатъ святыя мощи святаго Автонома, разобралъ ее вслѣдствіе ветхости, а новую построилъ на другомъ мѣстѣ, близъ моря [7]. То же мѣсто, гдѣ подъ спудомъ лежали мощи святаго, было шестьдесятъ лѣтъ пусто, — до самой смерти Византійскаго царя Зинона [8], — и никто не зналъ о томъ многоцѣнномъ сокровищѣ, которое было сокрыто въ нѣдрахъ земли. Въ то время одинъ изъ царскихъ тѣлохранителей, по имени Іоаннъ, исполняя нѣкое царское повелѣніе, — находился въ вышеупомянутыхъ мѣстностяхъ — въ г. Сореосѣ и Лимнѣ; онъ однажды пошелъ на охоту и случилось, что на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ нѣкогда стояла церковь надъ мощами святаго, онъ увидѣлъ зайца и, натянувъ лукъ и пустивъ стрѣлу, убилъ его; убивъ много и другихъ звѣрей, онъ возвратился домой. Но вотъ ночью, когда онъ уже спалъ на одрѣ своемъ, явился ему во снѣ священномученикъ Автономъ и повелѣлъ ему создать церковь на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ наканунѣ онъ убилъ зайца. Іоаннъ проскувшись рѣшилъ приложить все стараніе, чтобы исполнить повелѣнное ему, и въ скоромъ времени создалъ дивную церковь во имя священномученика Автонома; мощи же его обрѣлъ въ землѣ цѣлыми и совершенно нетлѣнными, и отъ нихъ стало совершаться много чудесъ, и многіе больные получили здѣсь исцѣленіе.

О самомъ обрѣтеніи мощей святаго Автонома блаженный Симеонъ Метафрастъ [9] говоритъ такъ:

«Видя достославнаго подвижника, препобѣждающаго свойства человѣческой природы, я всталъ на славословіе Божіе; и вотъ, приникая нѣкогда очами въ гробъ святаго мученика Автонома, я узрѣлъ, что его святыя мощи остаются непобѣжденными силою смерти. Смерть, похваляющаяся въ три дня разрушить весь составъ живаго существа, не могла, въ продолженіе столь многихъ лѣтъ, уничтожить ни одного волоса у сего славнаго мужа. Глава его и волосы были невредимы, лице цѣло, кожа крѣпка, — не истлѣлъ ни одинъ волосъ на рѣсницахъ его: — лишь очи его сомкнулись. И когда я глядѣлъ на него, мнѣ казалось, что смерть заставила его лишь хранить молчаніе, а все его тѣло и всѣ его составы сохраняетъ цѣлыми: ни съ головы его ничто не отпало, ни отъ прочихъ частей тѣла ничто не отдѣлилось». Такъ прославляетъ Господь тѣхъ, кои прославляютъ Его въ святыхъ тѣлесахъ своихъ. Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе нынѣ, всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Виѳинія — область въ Малой Азіи, на южномъ берегу Пропонтиды (Мраморнаго моря). — Сореосъ, или Сореи — находилась на правой рукѣ у судовъ, входившихъ въ заливъ Никомидійскій или Астаценскій.
[2] Ликаонія — область Малой Азіи, рядомъ съ Исавріей, также малоазійской областью, съ городомъ того же имени. Исаврія принадлежала ранѣе то Фригіи, то Писидіи, то Ликаоніи.
[3] Евксинское море, или Понтъ — древнее названіе Чернаго моря, которое по преданію называлось ранѣе «Аксинскимъ», т. е. негостепріимнымъ, по причинѣ бурь; когда же берега его, начиная съ VII вѣка, стали покрываться греческими колоніями, то оно стало называться «Евксинскимъ», т. е. гостепріимнымъ.
[4] Асія — Римская провинція, заключавшая въ себѣ западную часть Малой Азіи, иначе «Проконсульская Азія».
[5] Кончина св. священномученика Автонома послѣдовала около 313 года, вскорѣ послѣ гоненія Діоклитіана.
[6] Діаконисса — съ греч. языка значитъ служительница. Учрежденіе діакониссъ восходитъ ко временамъ апостольскимъ (см. Рим. 16, 1). На должность діакониссъ избирались пожилыя (не моложе 40 лѣтъ) дѣвственницы или вдовы. Обязанностью ихъ было наблюдать за благочиніемъ и порядкомъ среди женщинъ во время Богослуженія, наставлять женщинъ, обращающихся въ христіанство, — какъ тѣ должны держать себя при крещеніи, прислуживать при крещеніи женщинъ епископу и, вмѣсто него, совершать помазаніе частей тѣла, кромѣ чела и т. д.
[7] Это было около 430 года; обрѣтеніе же нетлѣнныхъ мощей святаго Автонома послѣдовало лѣтъ чрезъ 60.
[8] Византійскій императоръ Зинонъ царствовалъ съ 474 по 491 годъ.
[9] Симеонъ Метафрастъ — извѣстный церковный писатель X в. († 940 г.), составитель и собиратель Житій Святыхъ: его труды въ этой области послужили впослѣдствіи главнымъ источникомъ для Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго. Метафрастъ повторяетъ здѣсь свидѣтельство другого лица, жившаго чрезъ 200 лѣтъ по смерти святаго Автонома и называющаго себя современникомъ императора Юстина (518-527 гг.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 262-267.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0