Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День одиннадцатый.

Память преподобнаго Евфросина.

Преподобный Евфросинъ [1] происходилъ отъ незнатныхъ родителей, но своими добродѣтелями превзошелъ и всѣхъ благородныхъ по происхожденію. Многіе при знатности своего рода не имѣютъ никакихъ добродѣтелей, и посему впадаютъ въ глубину ада. Напротивъ нерѣдко люди простого происхожденія, при своемъ благодѣтельномъ смиреніи, возносятся въ рай Божій. Такъ и сей преподобный Евфросинъ былъ узрѣнъ въ видѣніи находящимся въ раю, который онъ и наслѣдовалъ своимъ святымъ житіемъ.

Въ монастырѣ Евфросинъ служилъ братіи въ поварнѣ, и служилъ не какъ людямъ, но какъ бы Богу, — въ великомъ смиреніи и повиновеніи. Трудясь день и ночь на послушаніи, онъ никогда не оставлялъ молитвы и поста. Терпѣніе его было изумительно: ибо онъ претерпѣвалъ большія непріятности, поношенія, поруганія и частыя досажденія. Возжигая въ поварнѣ огонь вещественный, онъ распалялся духовнымъ огнемъ любви къ Богу, и къ Нему пламенѣло сердце его. Приготовляя пищу братіи, онъ своимъ добродѣтельнымъ житіемъ уготовлялъ себѣ трапезу въ Царствіи Божіемъ, дабы насытиться тамъ небеснымъ блаженствомъ съ тѣми, о которыхъ сказано: блаженъ, иже снѣсть обѣдъ въ Царствіи Божіи (Лук. 14, 15). Онъ служилъ Господу втайнѣ, дабы воздано ему было явно, какъ сіе дѣйствительно и исполнилось.

Вотъ какимъ образомъ показалъ Господь то, чего заслужилъ рабъ Его Евфросинъ.

Нѣкій іерей, жившій въ одномъ монастырѣ съ Евфросиномъ, всегда молилъ Бога показать ему въ чувственномъ видѣ тѣ будущія блага, которыя уготованы любящимъ Его. И вотъ въ одну ночь онъ имѣлъ такое видѣніе: ему представилось, что онъ стоитъ въ раю, со страхомъ и радостію созерцая его неизреченную красоту; тамъ онъ увидалъ повара своего монастыря Евфросина.

Приблизившись къ нему, іерей спросилъ:

— «Братъ Евфросинъ, — что это? Неужели это рай?»

Евфросинъ отвѣчалъ:

— «Да, отче, это рай».

Іерей опять вопросилъ его: — «А ты какъ здѣсь?»

Евфросинъ отвѣчалъ:

— «По великой милости Божіей, я поселился здѣсь жить, ибо сія есть обитель избранныхъ Божіихъ».

Іерей спросилъ:

— «Имѣешь-ли ты какую-нибудь власть надъ этими красотами?»

Евфросинъ отвѣчалъ:

— «Сколько могу, столько и даю изъ того, что видишь».

Іерей сказалъ:

— «Не можешь ли и мнѣ дать что-нибудь изъ сихъ благъ?»

Евфросинъ отвѣчалъ:

— «По благодати Бога моего, возьми, что хочешь».

Тогда іерей, указавъ рукою на яблоки, попросилъ ихъ. Евфросинъ, сорвавъ три яблока, положилъ ихъ іерею въ платокъ, говоря:

— «Возьми то, чего просилъ, и насладись».

Въ это время начали ударять въ церковное било къ утренѣ. Іерей, проснувшись и придя въ себя, счелъ видѣнное за сонъ, но, протянувъ руку къ платку, нашелъ въ немъ тѣ яблоки, которыя получилъ въ видѣніи отъ Евфросина, и ощутилъ неизреченное благоуханіе отъ нихъ и посему находился въ изумленіи. Вставъ съ постели и положивъ на нее яблоки, онъ пошелъ въ церковь и увидѣлъ тамъ Евфросина, стоящимъ на утренней службѣ. Подойдя къ нему, іерей клятвенно упрашивалъ его открыть ему, гдѣ онъ былъ въ нынѣшнюю ночь. Евфросинъ отвѣчалъ:

— «Прости меня, отче, въ нынѣшнюю ночь я былъ тамъ, гдѣ ты меня видѣлъ».

Іерей сказалъ:

— «Потому-то я и заклялъ тебя объявить дѣла Божіи, чтобы ты не утаилъ правды».

Тогда смиренномудрый Евфросинъ сказалъ:

— «Ты, отче, просилъ у Господа показать тебѣ въ чувственномъ видѣ воздаянія избранникамъ Его, и Господь благоизволилъ твоему преподобію показать сіе чрезъ меня, худого и недостойнаго, и вотъ ты увидѣлъ меня въ раю Бога моего».

Іерей спросилъ:

— «А что ты далъ мнѣ, отче, въ раю, когда я просилъ у тебя?»

Евфросинъ отвѣчалъ:

— «Я далъ тебѣ три яблока — тѣ самыя, которыя ты положилъ въ келліи своей на одрѣ, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человѣкъ».

По окончаніи утрени, іерей собралъ братію и, показавъ ей три райскихъ яблока, подробно разсказалъ о томъ, что видѣлъ. Тогда всѣ ощутили отъ тѣхъ яблоковъ неизреченное благоуханіе и радость духовную и въ умиленіи дивились тому, о чемъ повѣдалъ іерей. Они пошли въ поварню къ Евфросину, дабы поклониться рабу Божію, но уже не нашли его, ибо онъ вышелъ изъ церкви и скрылся, избѣгая славы человѣческой, и никакъ не могли его найти. А куда именно онъ скрылся, — объ этомъ нѣтъ нужды много допытываться; ибо если для него былъ открытъ рай, то куда же онъ могъ скрыться? Яблоки тѣ братія раздѣлили между собою и раздавали многимъ на благословеніе, въ особенности же — для исцѣленія: ибо больные, вкушавшіе отъ нихъ, исцѣлялись отъ своихъ болѣзней. И много пользы всѣ получили отъ такого дара святаго Евфросина и, сохраняя описанное дивное видѣніе не только на хартіяхъ, но и въ сердцахъ своихъ, стремились къ великимъ подвигамъ и благоугождали Богу.

Молитвами преподобнаго Евфросина да сподобитъ Господь и насъ райскихъ обителей! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Жилъ и подвизался въ IX в. въ странахъ Аморрейскихъ, въ Палестинѣ, близъ Іордана.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 257-260.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0