Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Житие преподобнаго Іоасафа Каменскаго, Вологодскаго чудотворца [1].

У князя Димитрія Васильевича было три сына: Симеонъ, Ѳеодоръ, Андрей и одна дочь — Софія. Княжичъ Андрей, въ иночествѣ Іоасафъ, былъ самымъ младшимъ въ семьѣ [6]. Когда онъ родился, точно неизвѣстно.

Въ 1429 году князь Димитрій Васильевичъ Заозерскій былъ убитъ въ Ярославлѣ казанскими татарами, во время ихъ набѣга на приволжскіе города. Княжичъ Андрей былъ въ то время вѣроятно груднымъ ребенкомъ. Благочестивая мать его княгиня Марія занялась воспитаніемъ своихъ дѣтей. Семи лѣтъ Андрея начали учить грамотѣ. Охотно учился онъ, съ любовію погружался въ глубину Божественныхъ писаній, какъ дорогой бисеръ собиралъ богооткровенныя слова Писанія и слагалъ въ своемъ младенческомъ сердцѣ. Первыхъ дѣтей своихъ княгиня Марія успѣла устроить. Старшій ея сынъ Симеонъ былъ женатъ, дочь Софія Димитріевна выдана замужъ за князя Звенигородскаго Димитрія Шемяку [7]. Ѳеодоръ же и Андрей женаты не были [8].

Но вскорѣ благочестивая княгиня скончалась. Впавши въ недугъ, она послала къ преподобному Александру Куштскому просить его молитвъ о выздоровленіи. Но преподобный сказалъ, что княгиня скончается отъ этой болѣзни, и совѣтовалъ ей по христіански приготовиться къ смерти [9]. По смерти матери князь Андрей остался круглымъ сиротой. Тогда надъ осиротѣлой семьей князя Заозерскаго стряслась новая бѣда. Мужъ Софіи Димитріевны князь Димитрій Георгіевичъ Шемяка затѣялъ усобицу съ великимъ княземъ Московскимъ Василіемъ Васильевичемъ Темнымъ. Когда Московскій князь, ослѣпленный Шемякой, вернулъ себѣ великокняжескій столъ, онъ отдалъ княжество Заозерское двумъ князьямъ — Михаилу Андреевичу Верейскому и Ивану Андреевичу Можайскому [10]. Такимъ образомъ дѣти Заозерскаго князя лишились своего удѣла и перестали быть владѣтельными князьями.

Раннее сиротство, лишеніе, хотя и небольшого, княжескаго удѣла, благочестивое воспитаніе въ особенномъ почтеніи къ иноческому званію — все это привело богобоязненнаго юношу князя Андрея Димитріевича къ сознанію тлѣнности и временности всего земного, — всего того, къ чему стремятся, чего ищутъ, чѣмъ живутъ мірскіе люди. Сосѣдній Каменный монастырь на уединенномъ маленькомъ островѣ Кубенскаго озера показался юношѣ-князю тихой пристанью, въ которой онъ могъ отдохнуть отъ суеты, невзгодъ и обидъ мірской жизни. И вотъ, имѣя за 20 лѣтъ отъ роду, князь Андрей приходитъ въ монастырь (въ 1452 г.) и проситъ игумена Кассіана [11] удостоить его иноческаго образа. Но игуменъ былъ не радъ приходу молодого князя. Его просьба о принятіи въ монастырь привела игумена въ страхъ и трепетъ, потому что онъ боялся гнѣва великаго князя Московскаго, непріязненно относившагося къ князьямъ Заозерскимъ, родственникамъ Шемяки. Однако усиленныя моленія князя Андрея склонили Кассіана на согласіе. Онъ изобразилъ князю всю скудость монастырскаго житія, всю трудность иноческаго подвига; лишь когда эти рѣчи не разубѣдили князя въ его намѣреніи, игуменъ постригъ его въ монашество и нарекъ Іоасафомъ, вѣроятно въ честь святаго Іоасафа царевича, который также происходилъ изъ владѣтельнаго рода и оставилъ міръ ради Христа, — почему впослѣдствіи и преподобный Іоасафъ въ Спасо-Каменномъ монастырѣ именовался «Іоасафомъ царевичемъ». Новопостриженнаго инока игуменъ передалъ въ послушаніе и для руководства въ монашеской жизни опытному старцу Григорію.

Преподобный Іоасафъ отличался полнымъ послушаніемъ не только игумену монастыря и своему старцу, но и прочимъ братіямъ, — смиреніемъ сердца, постничествомъ, душевнымъ умиленіемъ, усердіемъ къ молитвѣ келейной и благоговѣйнымъ стояніемъ въ церкви во время богослуженія; любилъ читать книги, особенно о житіяхъ преподобныхъ отцевъ. Преподобный преуспѣвалъ въ добродѣтеляхъ: былъ украшенъ благою кротостію и разумною простотою. Онъ оставилъ всякую печаль о земномъ, объ одномъ только заботясь — объ угожденіи Богу. Съ братіей онъ встрѣчался лишь на молитвѣ. Всѣ въ монастырѣ удивлялись его добродѣтелямъ. Мѣстомъ своихъ подвиговъ преподобный Іоасафъ былъ очень доволенъ. Спасо-Каменный монастырь стоитъ на островѣ Кубенскаго озера, и водою, какъ стѣнами, огражденъ отъ соблазновъ и печалей міра. Святый радовался такому мѣстоположенію обители и восклицалъ: «се покой мой! здѣ вселюся».

Старецъ преподобнаго Іоасафа, какъ добрый кормчій, велъ своего послушника впередъ по пути добродѣтели, но вскорѣ преставился къ вѣчной жизни. Не смотря на юность свою, преподобный Іоасафъ достигъ высшихъ степеней совершенства и Господь удостоилъ его Своего явленія. Сидя разъ въ келліи, преподобный Іоасафъ пѣлъ псаломъ Давида; тогда явился ему Господь нашъ Іисусъ Христосъ и сказалъ:

— «Миръ тебѣ, возлюбленный угодникъ Мой!»

Преподобный исполнился страха и трепета и спросилъ:

— «Какая причина явленію Твоему, Господи Человѣколюбче?»

— «Видишь ли эту окрестную пустыню, — изрекъ ему Господь, — ради тебя всю ее наполню пустынниками, славящими имя Мое».

Преподобный спросилъ Господа, какое болѣе дѣйствительное оружіе противъ врага нашего спасенія, и узналъ, что дѣйствительнѣе всего исполненіе заповѣдей Божіихъ.

Но діаволъ не оставляетъ въ покоѣ истинныхъ угодниковъ Божіихъ. Много разъ духи злобы вооружались на преподобнаго Іоасафа, но молитвою онъ отгонялъ ихъ, — а игуменъ, по смерти старца, постоянно наставлялъ и руководилъ юнаго подвижника.

Однажды пріѣхалъ въ обитель родной дядя преподобнаго, князь Ржевскій Борисъ Васильевичъ. Онъ привезъ преподобному Іоасафу деньги для раздачи инокамъ. Но подвижникъ отказался принять ихъ и сказалъ князю:

— «Инокамъ нѣтъ нужды въ золотѣ и серебрѣ. Мы живемъ въ пустынѣ и никто изъ пустынниковъ не приметъ отъ тебя даже малаго. Но не скорби, Богъ приметъ твой даръ, если принесенныя деньги раздашь нищимъ и нуждающимся, сиротамъ и вдовицамъ, которыхъ такъ много по городамъ».

Князь Борисъ Васильевичъ поступилъ по совѣту преподобнаго Іоасафа.

Не довольствуясь обычными иноческими подвигами, преподобный рѣшилъ жить въ безмолвіи, — то-есть затворился въ своей келліи, такъ что не видѣлъ лица человѣческаго и не велъ бесѣдъ съ людьми. Мысль его непрестанно устремлена была теперь къ горнему. Ставъ на молитву, онъ какъ на крыльяхъ возносился духомъ своимъ на небо и сподобился предвкушенія райскаго блаженства. Въ послѣднее время своей жизни преподобный достигъ крайней степени поста и воздержанія: по воскреснымъ днямъ онъ причащался святыхъ Христовыхъ Таинъ и послѣ того постился цѣлую седмицу.

Отъ великаго воздержанія и трудовъ преподобный Іоасафъ, еще юный подвижникъ, изнемогъ тѣлесными силами и впалъ въ болѣзнь. Благодаря Бога за посланную болѣзнь, терпѣливо переносилъ онъ ее и, чуждаясь общенія съ людьми, пребывалъ въ молитвѣ и богомысліи. Но когда преподобный почувствовалъ приближеніе своей кончины, онъ призвалъ къ себѣ игумена и всю братію. Умоляя онъ просилъ ихъ о томъ, о чемъ постоянно заботился и раньше, — чтобы общежительный уставъ нерушимо соблюдался въ обители. Послѣ того, получивъ нѣкоторое облегченіе своей болѣзни, преподобный принималъ участіе въ общей молитвѣ братіи. Въ праздникъ Рождества Пресвятыя Богородицы (8 сентября) онъ велѣлъ вести себя въ церковь къ литургіи, причастился за нею святыхъ Таинъ, получилъ благословеніе и прощеніе отъ братіи, опять отведенъ былъ въ келлію и положенъ на одръ. Снова подвижникъ впалъ въ немощь, такъ что игуменъ и братія, приходя къ нему и видя его страданія, очень скорбѣли. На смертномъ одрѣ своемъ преподобный продолжалъ увѣщавать и утѣшать скорбящихъ объ немъ иноковъ, наставлялъ ихъ избѣгать всякихъ споровъ и несогласій. Приходившіе къ нему монахи цѣловали его со слезами и просили у него послѣдняго благословенія, — и святый самъ всѣхъ лобызалъ и у всѣхъ просилъ благословенія и молитвъ. Наступило 10-е число сентября, день кончины преподобнаго. Когда братія собрались къ нему, онъ велѣлъ начать правило и, по совершеніи его, всталъ съ постели, взялъ кадильницу съ ѳиміамомъ и велѣлъ игумену окадить святыя иконы и всю братію. Затѣмъ онъ самъ сотворилъ молитву Господу и Богоматери, изливая въ ней свои прошенія не о себѣ только, но и о всей обители, въ которой подвизался добрымъ подвигомъ, о ея духовномъ процвѣтаніи. По окончаніи молитвы преподобный опять возлегъ на одръ и молился о своемъ исхожденіи, ни мало не печалясь, а болѣе радуясь въ надеждѣ на будущее блаженство, и съ молитвой на устахъ тихо скончался. Лице его было свѣтло, какъ будто онъ не умеръ, но уснулъ. Игуменъ и вся братія скорбѣли и рыдали. Положивъ святое тѣло подвижника на одръ, они понесли его на своихъ главахъ въ церковь, совершили надгробное пѣніе и, по окончаніи его, погребли его въ Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой сторонѣ. Пять лѣтъ подвизался преподобный въ Спасо-Каменномъ монастырѣ. Онъ пришелъ въ обитель въ 1452 г.; слѣдовательно, кончина его послѣдовала въ 1457 г. Вскорѣ по преставленіи преподобнаго Іоасафа начались чудеса при его гробѣ. Уже изъ первыхъ богомольцевъ, стекавшихся въ обитель по преставленіи преподобнаго, — многіе больные выздоровѣли. Исцѣленія неоскудно изливались и послѣ. Особенно много больныхъ лихорадкой получили здѣсь исцѣленіе [12]. Мѣстное празднованіе преподобному Іоасафу установлено было вскорѣ послѣ его кончины.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преподобномъ Іоасафѣ Каменскомъ почерпаются изъ трехъ древнихъ источниковъ: изъ Сказанія старца Паисія Ярославова о Каменскомъ монастырѣ, написаннаго въ концѣ XV или въ нач. XVI в., изъ Житія преп. Іоасафа, составленнаго неизвѣстно кѣмъ въ XVI в., а также изъ родословной книги.
[2] Князь Димитрій Васильевичъ Заозерскій былъ потомкомъ святаго благовѣрнаго князя Ѳеодора Ростиславича Смоленскаго и Ярославскаго (скончался въ 1299 г.; память его 19 сентября). Отецъ кн. Димитрія Василій Васильевичъ былъ сподвижникъ Донского по Куликовской битвѣ.
[3] Деревня Чирково существуетъ до сихъ поръ въ Кадниковскомъ уѣздѣ Вологодской губерніи. Среди деревни, на красивой возвышенности стоитъ каменная часовня, — на томъ мѣстѣ, гдѣ были терема и палаты князя Димитрія.
[4] Спасо-Каменный монастырь — одинъ изъ древнѣйшихъ въ Заволжскомъ краѣ. Онъ стоитъ на островкѣ Кубенскаго озера, (размѣры островка въ настоящее время около 200 саженъ въ окружности, — отъ берега до острова 7 верстъ). Устроенъ монастырь въ XIII стол. княземъ Бѣлозерскимъ Глѣбомъ Васильковичемъ, который былъ застигнутъ бурей на озерѣ и далъ обѣтъ построить монастырь на томъ мѣстѣ, куда пристанетъ; приставъ къ Каменному острову, князь нашелъ на немъ 23 пустынниковъ, построилъ для нихъ церковь въ честь Преображенія Господня, поставилъ игумена. Древнѣйшая исторія монастыря неизвѣстна до конца XIV в. Не разъ онъ горѣлъ. Въ 1773 г. пожаръ истребилъ монастырь и братія переведена въ Духовской Вологодскій; въ 1801 г. на Каменный островъ переведена Бѣлавинская Богоявленская Кадниковская пустынь. Въ 1892 г. указомъ Св. Синода предписано пустыни снова именоваться по древнему — Спасо-Каменнымъ монастыремъ.
[5] Память перваго 1 іюня, втораго 9 іюня.
[6] Эти свѣдѣнія заимствованы изъ родословной книги. Древнее житіе неправильно повѣствуетъ, будто преп. Іоасафъ былъ единственнымъ сыномъ князя Димитрія.
[7] Извѣстенъ своею враждою съ Московскимъ княземъ Василіемъ Васильевичемъ Темнымъ. Женился онъ въ 1436 г.; въ 1446 г. добился великокняжескаго стола; умеръ въ 1453 г. въ Новгородѣ отъ отравы.
[8] Сказаніе древняго житія о женитьбѣ княжича Андрея и о раннемъ его вдовствѣ невѣрно.
[9] Годъ кончины княгини Маріи неизвѣстенъ точно. Скончалась она послѣ 1429 г., когда былъ убитъ князь Димитрій, и ранѣе 9 іюня 1439 г., когда скончался преподобный Александръ Куштскій. Тѣло княгини Маріи было погребено въ Ярославлѣ.
[10] Договоры великаго князя Василія съ названными князьями заключены въ 1447 году, съ первымъ въ іюнѣ, со вторымъ въ сентябрѣ.
[11] Игуменъ Кассіанъ управлялъ Спасо-Каменнымъ монастыремъ нѣсколько позднѣе — съ 1469 г., но и въ Сказаніи старца Паисія и въ житіи преподобнаго Іоасафа онъ — Кассіанъ называется современнымъ преподобному игуменомъ обители.
[12] Тѣло преподобнаго лежало въ Успенской церкви цѣло и невредимо до пожара 3 сентября 1472 г., истребившаго весь монастырь. Попущеніемъ Божіимъ огонь коснулся и нетлѣнныхъ мощей преп. Іоасафа, но останки ихъ собраны были старцемъ монастыря Мартиніаномъ Сокольниковымъ и положены въ ковчегѣ подъ престоломъ. Послѣ того часть ихъ была задѣлана въ трипядный позолоченный крестъ. Въ 1650 г., по благословенію архіепископа Вологодскаго Маркелла, во вновь устроенной соборной каменной церкви во имя Преображенія Господня была сдѣлана для останковъ преп. Іоасафа гробница и на нее возложенъ крестъ съ его мощами. Въ 1775 г., послѣ новаго великаго пожара (1773 г.), на время прекратившаго самое существованіе Спасо-Каменнаго монастыря, — святыя мощи преп. Іоасафа перенесли въ г. Вологду, въ Свято-Духовъ монастырь, и здѣсь заключили ихъ въ особо устроенной ракѣ, въ соборной Свято-Духовской церкви. Только въ недавнее время указомъ Св. Синода (отъ 10 ноября 1892 г.) разрѣшено было святыя мощи преп. Іоасафа перенести изъ Вологодскаго Свято-Духова монастыря на первоначальное мѣсто ихъ нахожденія, въ Спасо-Каменный монастырь. 13 декабря 1892 г. онѣ положены были въ тепломъ храмѣ монастыря, въ новоустроенной кипарисной ракѣ, — гдѣ почиваютъ и донынѣ. Такъ и въ отношеніи къ святымъ мощамъ преп. Іоасафа исполнилось его восклицаніе о Спасо-Каменномъ монастырѣ: «се покой мой! здѣ вселюся!»

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 62-67.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0