Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Память святыхъ трехъ женъ, обрѣтенныхъ въ пустынной горѣ [1].

Епископъ Монемвасійскій [2] Павелъ повѣдалъ слѣдующее сказаніе. Когда я былъ міряниномъ, — говорилъ онъ, — то былъ посланъ на Востокъ для собиранія царской дани. По пути я увидалъ пустынный монастырь и пожелалъ войти въ него. На встрѣчу мнѣ вышелъ изъ монастыря игуменъ съ братіею, и мы послѣ взаимныхъ привѣтствій присѣли на монастырскомъ дворѣ, гдѣ былъ разбитъ фруктовый садъ. И вотъ, мы видимъ, что къ деревьямъ прилетаютъ птицы, отламываютъ вѣтки съ плодами и быстро улетаютъ. Я спросилъ игумена.

— «Отчего птицы не ѣдятъ здѣсь же, на мѣстѣ, плодовъ, а уносятъ ихъ вмѣстѣ съ вѣтками?»

Игуменъ отвѣчалъ:

— «Вотъ уже одиннадцатый годъ, какъ эти птицы дѣлаютъ такъ».

Тогда я, какъ-бы по откровенію отъ Бога, высказалъ, что гдѣ-нибудь въ близлежащихъ горахъ находятся подвижники или подвижницы Божіи, и имъ-то, по повелѣнію Господа, птицы носятъ эти плоды. Въ то время, какъ я говорилъ это, прилетѣлъ воронъ и отломилъ вѣтку съ плодомъ. Тогда я предложилъ игумену пойти за птицею, и мы послѣдовали за ворономъ, который летѣлъ предъ нами съ плодомъ: но вотъ воронъ взлетѣлъ на холмъ и опустился, положивъ вѣтку на землю. Когда мы стали подниматься на холмъ, то воронъ вновь взялъ вѣтку и полетѣлъ въ глубокое, какъ пропасть, ущелье, откуда вслѣдъ затѣмъ и вылетѣлъ, но уже безъ вѣтки. Тогда и мы подошли къ тому ущелью и бросили туда камень. Вдругъ до насъ донесся оттуда голосъ:

— «Если вы — христіане, не убивайте насъ».

Мы спросили:

— «Кто вы такіе?»

Они отвѣчали:

— «Если вы желаете видѣть насъ, то бросьте намъ три одежды, ибо мы — женщины и наги, — и тогда идите возлѣ горы и найдете тамъ узкую тропу, которая и приведетъ къ намъ».

Тогда три монаха, изъ сопровождавшей насъ братіи, сняли съ себя одежду и, завернувъ въ нее камни, бросили ту одежду къ нимъ въ низъ; сами же мы, спустившись съ холма, нашли, какъ намъ было сказано, тѣсный проходъ, по которому едва можно было пройти, и этимъ путемъ достигли ущелья, гдѣ находились три святыя женщины. При встрѣчѣ съ нами, женщины поклонились до земли: мы же, сотворивъ молитву, сѣли; сѣла также и одна изъ женщинъ, а другіе двѣ остались стоять. Тогда игуменъ обратился къ сидѣвшей женщинѣ съ вопросомъ:

— «Откуда ты и какъ пришла въ такое мѣсто?»

Вопрошаемая отвѣчала:

— «Я изъ Константинополя, гдѣ была замужемъ за царедворцемъ; но мужъ мой умеръ въ молодыхъ лѣтахъ, а я осталась вдовою двадцати съ небольшимъ лѣтъ, оплакивая какъ свое вдовство, такъ и бездѣтность. По прошествіи нѣсколькихъ дней, одинъ вельможа, услыхавъ о мнѣ, прислалъ своихъ рабовъ, желая силою взять меня къ себѣ, и посланные требовали, чтобы я немедленно шла къ ихъ господину. Тогда я, вознеся молитву къ Господу моему Іисусу Христу, дабы Онъ избавилъ меня отъ того человѣка, желавшаго насиліемъ растлить мою душу и тѣло, сказала рабамъ: «неужели вы сомнѣваетесь, что я съ радостію пошла бы къ вашему столь важному господину? но въ настоящее время я одержима женскою болѣзнію и нечиста отъ постояннаго кровотеченія. Подождите немного, пока я оправлюсь отъ болѣзни и очищусь, и тогда я съ радостію отправлюсь къ вашему господину». Выслушавъ меня, посланные ушли, говоря: «хорошо, нашъ господинъ подождетъ тебя до 40 дней». По уходѣ ихъ, я отпустила на волю рабовъ и рабынь, одѣливъ ихъ золотомъ, и оставила при себѣ лишь двухъ, которыхъ вы видите здѣсь, раздавъ все свое имущество нищимъ. Затѣмъ я пригласила къ себѣ родственника своего, человѣка богобоязненнаго, и подъ страшною клятвою взяла съ него слово, чтобы онъ распродалъ мои помѣстья и дома и вырученныя суммы роздалъ нищимъ. Вслѣдъ затѣмъ ночью я взяла съ собою сихъ двухъ служанокъ, нынѣ же сестеръ моихъ, и сѣла съ ними въ корабль, на которомъ, по указанію Божію, и прибыла на это мѣсто, и вотъ идетъ уже одиннадцатый годъ, какъ мы не видали ни одного человѣческаго лица, кромѣ васъ сегодня. Одежды же наши, по прошествіи года, обветшавъ, спали съ насъ».

Игуменъ спросилъ ее:

— «Откуда вы достаете себѣ пропитаніе?»

Святая жена отвѣтила:

— «Благій и человѣколюбивый Богъ нашъ, питавшій Свой народъ въ пустынѣ въ теченіе сорока лѣтъ, посылаетъ и намъ, недостойнымъ рабынямъ Своимъ, пищу. Ежедневно, по Его Божественному промыслу, птицы приносятъ намъ пищу въ несравненно большемъ количествѣ, чѣмъ намъ потребно. Тотъ же преблагій Господь покрываетъ насъ нагихъ и согрѣваетъ насъ Своею благодатію, такъ какъ мы не боимся ни стужи — зимою, ни зноя — лѣтомъ, но живемъ, какъ въ раю, постоянно прославляя Святую Троицу».

Подивившись слышанному, игуменъ сказалъ:

— «Если позволишь, госпожа, я пошлю одного изъ братіи въ монастырь за пищею, — и подкрѣпимся съ вами».

Но святая жена отвѣчала:

— «Лучше прикажи, чтобы пришелъ священникъ и, совершивъ здѣсь святую литургію, сподобилъ насъ причащенія пречистыхъ Таинъ Христовыхъ, ибо съ тѣхъ поръ, какъ вышли мы изъ города, мы лишены причащенія».

Игуменъ точасъ же отправилъ монаха въ монастырь за священникомъ и пищею. Пришедшій священникъ совершилъ литургію, и затѣмъ причастилась Пречистыхъ Таинъ прежде сама госпожа, а потомъ и рабыни ея. Послѣ того, вкусивъ съ нами пищи, — заканчиваетъ свой разсказъ епископъ Павелъ, — святая жена обратилась къ игумену съ просьбою пробыть у нихъ три дня, — на что игуменъ отвѣчалъ согласіемъ. Тогда блаженная жена, вставши, сотворила усердную молитву и предала духъ свой Богу. Мы же со слезами пропѣли надгробныя пѣснопѣнія и затѣмъ похоронили ее. На другой день вторая женщина, помолившись, мирно также преставилась, а на третій день и — третья женщина. Похоронивъ ихъ, мы возвратились въ монастырь, славя Христа Бога нашего, творящаго во святыхъ Своихъ преславныя знаменія и чудеса. Ему подобаетъ честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Подвизались въ X вѣкѣ.
[2] Монемвасія — городъ на о. Миноа, въ Аргосскомъ заливѣ, бывшій сильнымъ укрѣпленіемъ и главнымъ центромъ торговыхъ сношеній Византіи съ Востокомъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 231-234.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0