Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Житіе святой царицы Пульxеріи.

Греческій императоръ Аркадій [1], умирая, оставилъ послѣ себя восмилѣтняго сына Ѳеодосія [2] и трехъ дочерей — Пульхерію, Аркадію и Марину. Пульхерія, бывшая по лѣтамъ старше брата, отличалась разумомъ и скромностію. То былъ великій даръ Божественнаго Промысла Греческому царству — въ помощь юному Ѳеодосію и въ защиту православія отъ нападеній еретиковъ [3]. Мудрая не по лѣтамъ, она принята была братомъ въ соцарствованіе и получила титулъ Августы [4]. Ей было 16 лѣтъ, когда, достигши власти, она начала управлять греческою имперіею не съ разумѣніемъ жены, а съ мудростію мужа, вызывая удивленіе всего тогдашняго міра: такъ дано было ей отъ Бога за чистоту ея жизни. Ибо по любви своей къ Богу, а также заботясь о мирѣ и спокойствіи своихъ подданныхъ, она отказалась отъ замужества, чтобы не было какихъ-либо раздоровъ между ея мужемъ и братомъ, и, обручивъ себя Богу, до смерти пребывала въ дѣвствѣ: а въ знакъ порученія своего дѣвства Богу устроила въ соборной [5] церкви св. престолъ изъ золота и драгоцѣнныхъ камней, дивной работы и многоцѣнный. Сестеръ своихъ она также убѣждала хранить дѣвство, и онѣ дали Богу обѣтъ хранить дѣвическую чистоту до самой кончины своей и жили вмѣстѣ съ нею въ постѣ и молитвахъ, повинуясь ей не только какъ старшей сестрѣ, но и какъ матери и царицѣ.

Пульхерія была вмѣсто матери и брату своему, императору Ѳеодосію, и всячески заботилась о немъ, научая его страху Божію. Хорошо зная греческій и латинскій языки, она сама была его учительницею и учила его не только книгамъ, но и благонравію; она давала ему наставленія въ томъ, каковъ онъ долженъ быть въ бесѣдѣ, какъ долженъ вообще держать себя, какъ — наказывать и миловать виновныхъ, словомъ — учила его всему тому, что необходимо для добраго правителя. И доброе сѣмя пало не на худую землю, ибо онъ во всемъ слушался ея; и полученное имъ доброе воспитаніе привело къ тому, что, достигши зрѣлаго возраста, онъ болѣе другихъ царей былъ добръ, кротокъ, терпѣливъ, незлобивъ, мудръ, разсудителенъ и милосердъ; но, кромѣ воспитанія, и молитвы святой Пульхеріи помогали ему въ жизни. Она устроила благолѣпный храмъ во имя Пречистой Богородицы во Влахернахъ [6] и многія другія церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищимъ. Ея заботами греческое царство пребывало, кромѣ внутреннихъ еретическихъ волненій, въ мирѣ и тишинѣ.

Когда Ѳеодосію пошелъ двадцатый годъ и настало время ему вступить въ супружество, блаженная Пульхерія озабочена была пріисканіемъ ему достойной жены. Въ это время изъ Аѳинъ [7] прибыла въ Царьградъ одна дѣвица, по имени Аѳинаида, языческой вѣры, прекрасная собою, скромная и разумная, дочь славнаго философа Аѳинскаго Леонтія, наученная отцомъ астрономіи [8], геометріи [9] и всякой Еллинской [10] мудрости и превосходившая разумомъ многихъ мудрецовъ. Въ Царьградъ явилась она по слѣдующему поводу. Отецъ ея, умирая, раздѣлилъ все свое достояніе между двумя сыновьями своими Валеріемъ и Аэціемъ, а ей не оставилъ ничего, кромѣ нѣсколькихъ золотыхъ монетъ; когда же родственники и сосѣди спрашивали его, что онъ оставляетъ своей дочери, Леонтій отвѣчалъ:

— «Довольно съ нея ея красоты и мудрости». По смерти отца, два брата раздѣлили между собою все отцовское имущество, а сестрѣ не дали ничего: съ жалобою на братьевъ она и явилась въ Константинополь. Увидѣвъ ее, святая Пульхерія обратила вниманіе на ея красоту, благонравіе и умъ, и рѣшила женить на ней брата. Но сначала она привела ее къ вѣрѣ Христовой и приблизила ее къ себѣ, какъ родную дочь, и только тогда уже какъ достойную брака съ царемъ выдала за Ѳеодосія. Во св. крещеніи ей было дано имя Евдокіи. Отъ брака ея съ Ѳеодосіемъ родилась дочь Евдокія, бывшая впослѣдствіи замужемъ за Римскимъ императоромъ Валентиніаномъ III [11].

Въ царствованіе императоровъ Ѳеодосія и Валентиніана [12], стараніями блаженной Пульхеріи, былъ собранъ третій вселенскій соборъ въ Ефесѣ [13] противъ нечестиваго Несторія [14]. Пульхерія имѣла великую ревность по благочестіи и своими увѣщаніями обратила брата, который началъ было увлекаться ересью и отдаляться отъ истиннаго ученія [15], и утвердила его въ православіи, за что и почтена была многими похвалами отъ святыхъ отцевъ. Но прошло нѣсколько лѣтъ, и врагъ рода человѣческаго, не желая болѣе терпѣть ударовъ, наносимыхъ ереси святою Пульхеріею, вооружился противъ нея и замыслилъ удалить ее отъ царскаго престола и отъ власти, что и удалось ему на нѣкоторое время, такъ какъ Богъ попускаетъ иногда, чтобы святые угодники подвергались искушеніямъ. Искушеніе святой Пульхеріи началось слѣдующимъ образомъ. У императора Ѳеодосія былъ одинъ евнухъ [16], по имени Хрисафій, любимецъ и совѣтникъ императора, человѣкъ лукавый, злобный и сребролюбивый. Онъ враждебно относился къ патріарху Флавіану [17], преемнику святаго Прокла. Флавіанъ былъ вполнѣ достоинъ патріаршества за свое благочестіе и безукоризненную жизнь, а Хрисафій былъ еретикъ [18] и потому не сочувствовалъ поставленію Флавіана въ патріархи. Желая возвести на Флавіана какое-нибудь обвиненіе, Хрисафій потребовалъ отъ него, чтобы онъ поднесъ императору какой-либо даръ «на благословеніе», какъ новопоставленный святитель. Флавіанъ, приказавъ изготовить нѣсколько хлѣбовъ изъ чистой муки, отправилъ ихъ во дворецъ; но Хрисафій не принялъ ихъ, говоря, что «на благословеніе» патріархъ долженъ прислать не хлѣбы, а золото. Патріархъ чрезъ посланныхъ отвѣтилъ:

— «Хрисафій хорошо знаетъ, что церковное золото и серебро — Божіе, и никому не можетъ быть отдано, кромѣ развѣ нищихъ».

Этимъ онъ еще болѣе вооружилъ противъ себя Хрисафія, который сталъ изыскивать способъ погубить патріарха, но, видя, что блаженная Пульхерія по благочестію своему сильно держитъ сторону патріарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, онъ сталъ строить новыя козни и противъ нея: онъ началъ сѣять раздоръ между нею и царицею Евдокіею, всякими способами стараясь нарушить ихъ взаимную любовь.

Между тѣмъ произошло слѣдующее событіе. У императора Ѳеодосія былъ обычай подписывать бумаги, не читая, чтó въ нихъ написано. Пульхерія, по своей всегдашней заботѣ о немъ, пожелала исправить его и отъ этого недостатка; заготовивши грамату отъ лица императора, въ которой говорилось, что императоръ, по просьбѣ Пульхеріи, отдаетъ ей въ рабство свою жену и объявляетъ, что съ этого времени онъ уже не имѣетъ надъ Евдокіею никакой власти, — поднесла эту грамоту Ѳеодосію для подписи. Тотъ, по своему обычаю не прочитавъ грамоты и не зная, что въ ней написано, приложилъ къ ней свою руку. Пульхерія, взявши грамату, пригласила къ себѣ во дворецъ императрицу Евдокію и пріятною бесѣдою и почтительнымъ обхожденіемъ задерживала ее у себя долгое время, а когда императоръ прислалъ за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерія съ улыбкою отвѣчала:

— «Пусть императоръ знаетъ, что онъ уже не имѣетъ власти надъ своею супругою, ибо онъ отдалъ мнѣ ее въ рабство и подтвердилъ это своимъ императорскимъ указомъ».

Послѣ того она сама отправилась къ брату и сказала ему:

— «Смотри, какъ дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая ихъ», — и показала ему тотъ указъ.

Такою своею находчивостію она заставила императора быть съ того времени осмотрительнѣе — разсматривать и читать бумаги, которыя ему приходилось подписывать.

Узнавъ объ этомъ, лукавый Хрисафій явился къ императрицѣ Евдокіи и сказалъ ей:

— «Смотри, чтó дѣлаетъ съ тобою Пульхерія, какъ она унижаетъ тебя: хочетъ имѣть тебя своею рабою; долго ли ты будешь терпѣть отъ нея? развѣ ты не такая же царица, какъ и она? развѣ ты не ближе всѣхъ къ царю, будучи съ нимъ единымъ тѣломъ?»

Такими и подобными имъ рѣчами онъ вызвалъ въ Евдокіи гнѣвъ на Пульхерію, и она стала настраивать мужа, чтобы тотъ, отнявъ у сестры власть, царствовалъ одинъ. Научаемый женою и Хрисафіемъ, царь, хотя и готовъ былъ сдѣлать по ихъ желанію, но стыдился подвергнуть безчестію свою сестру и учительницу, старшую его лѣтами. Посему Евдокія и Хрисафій стали просить патріарха, чтобы онъ убѣдилъ Пульхерію, когда она явится въ храмъ, принять на себя званіе діакониссы, въ виду ея чистой и святой жизни. Въ то время былъ обычай: дѣвицъ и вдовъ, извѣстныхъ чистотою жизни, понуждать, хотя-бы и противъ ихъ желанія, къ служенію въ діакониссахъ; именно чрезъ это враги святой Пульхеріи надѣялись удалить ее отъ власти [19]. Патріархъ тайно извѣстилъ ее объ ихъ проискахъ. Но Пульхерія, понявъ умыселъ брата и видя вражду къ себѣ со стороны Евдокіи и Хрисафія, сама оставила царскую власть, ушла съ служившими ей дѣвицами изъ дворца въ уединенную мѣстность и тамъ въ молчаніи проводила благочестивую жизнь.

Между тѣмъ еретикъ Хрисафій, выждавъ удобное время для осуществленія своихъ злобныхъ замысловъ, возстановилъ царя противъ патріарха. И вотъ, для Церкви Божіей наступило время смутъ, ибо въ отсутствіе Пульхеріи, защитницы благочестія, еретики стали дѣйствовать безъ всякой боязни, пока Богъ не открылъ духовныя очи царя, такъ что онъ, наконецъ, созналъ свое заблужденіе, убѣдился въ несправедливости гнѣва своей супруги на святую Пульхерію и понялъ злобу Хрисафія.

Однажды императору Ѳеодосію принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красотѣ и величинѣ, онъ отослалъ его своей супругѣ, а та, подержавъ его у себя, не съѣла сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему въ то время больнымъ. Павлинъ, ничего не зная, послалъ яблоко царю. Получивъ яблоко, царь узналъ его, отправился къ царицѣ и спросилъ ее:

— «Гдѣ яблоко, которое я прислалъ тебѣ?»

Она, не зная, что то яблоко опять попало въ руки мужа, отвѣчала:

— «Я его съѣла».

Тогда царь, показавъ ей яблоко, спросилъ:

— «А это что?»

Онъ страшно разгнѣвался на жену и всячески поносилъ ее, думая, что она прелюбодѣйствуетъ съ Павлиномъ. Послѣдняго императоръ отправилъ въ ссылку въ Каппадокію [20], а женѣ запретилъ показываться на глаза. Но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пришелъ въ сильный гнѣвъ и на Хрисафія, такъ какъ узналъ, что онъ былъ причиною многихъ золъ. Сначала царь отнялъ у Хрисафія имѣніе, а потомъ осудилъ въ ссылку. Самъ Богъ наказалъ Хрисафія за безвинное оскорбленіе святой Пульхеріи. Плывя въ ссылку на кораблѣ, Хрисафій утонулъ въ морѣ, а неповинный ни въ чемъ Павлинъ, находясь въ ссылкѣ, былъ, по повелѣнію императора, усѣченъ мечемъ. Впослѣдствіи сама Евдокія, умирая, съ клятвою засвидѣтельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Богъ попустилъ приключиться съ ними такому несчастію — Павлину во спасеніе души, а царицѣ въ наказаніе. Царица, услышавъ о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тѣмъ, что изъ-за нея неповинно погибъ столь благоразумный и цѣломудренный человѣкъ, и стала просить у мужа позволенія поклониться св. мѣстамъ. Получивъ позволеніе, она отправилась въ Іерусалимъ и тамъ раздала богатую милостыню, соорудила многіе храмы и устроила монастыри. Въ Іерусалимѣ она оставалась долгое время, — пока усиленными просьбами не смягчила гнѣвъ супруга и не примирилась съ святой Пульхеріей, которой, въ знакъ мира и ненарушимой любви, она послала образъ Пречистой Богородицы, писанный, по преданію, святымъ евангелистомъ Лукою.

Послѣ того какъ императрица Евдокія отправилась въ Іерусалимъ, Ѳеодосій обратился къ святой Пульхеріи съ просьбою возратиться опять на царство; но она не пожелала сего, предпочитая уединенное служеніе Единому Богу владычествованію надъ многими странами. Тогда царь вторично умолялъ ее возвратиться во дворецъ и раздѣлить съ нимъ управленіе царствомъ, и не прекращалъ своихъ просьбъ до тѣхъ поръ, пока не достигъ просимаго: святая Пульхерія съ великими почестями возвратилась въ свой царскій дворецъ. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: въ Церкви настала тишина, и Греческая имперія наслаждалась миромъ. — По прошествіи довольно продолжительнаго времени, возвратилась изъ Іерусалима и императрица Евдокія, принеся съ собою руку святаго первомученика Стефана. Когда Евдокія по пути внесла ее въ Халкидонъ [21], святый Стефанъ ночью явился Пульхеріи и сказалъ:

— «Вотъ, ты получила желаемое, ибо я уже пришелъ въ Халкидонъ».

Воставъ на утро, Пульхерія вмѣстѣ съ Ѳеодосіемъ отправилась въ срѣтеніе рукѣ святаго первомученика; здѣсь же они съ любовію приняли и императрицу Евдокію.

На 42-мъ году отъ роду императоръ Ѳеодосій заболѣлъ и, чувствуя приближеніе смерти, повѣдалъ святой Пульхеріи объ откровеніи, бывшемъ ему въ Ефесѣ въ церкви святаго Іоанна Богослова. Когда онъ стоялъ тамъ на молитвѣ, ему было открыто, что послѣ его смерти преемникомъ его будетъ воинъ Маркіанъ. Посему Ѳеодосій просилъ Пульхерію содѣйствовать Маркіану въ достиженіи престола.

Маркіанъ былъ родомъ изъ Ѳракіи [22], сынъ воина и самъ храбрый воинъ, человѣкъ зрѣлыхъ лѣтъ, разумный и добраго нрава. Предъизбранный свыше на царство отъ юности, онъ чудесно хранимъ былъ отъ смерти. Однажды, идя въ Филиппополь [23], онъ нашелъ на пути трупъ человѣка, недавно убитаго, и остановился надъ нимъ, растроганный жалостью къ убитому. Желая сотворить дѣло милосердія, — предать мертваго погребенію, — онъ началъ копать для сего яму; и вотъ, проходившіе тѣмъ же путемъ увидѣли Маркіана, погребающаго мертвеца; думая, что онъ совершилъ убійство, они схватили его и, приведя въ городъ, предали суду. Такъ какъ не было никого, кто бы засвидѣтельствовалъ о его невиновности, а собственнымъ его оправданіямъ не дали вѣры, то онъ, какъ убійца, былъ осужденъ на смерть. Когда уже готовы были приступить къ его казни, — въ сіе самое время Божественнымъ откровеніемъ указанъ былъ дѣйствительный убійца. Послѣдній воспріялъ по дѣламъ своимъ, а Маркіанъ былъ съ честью отпущенъ. Затѣмъ онъ служилъ въ греческомъ войскѣ подъ начальствотъ Аспара. Во время войны съ Вандалами [24], когда послѣдніе одолѣли Грековъ и многихъ взяли въ плѣнъ, вмѣстѣ съ другими былъ взятъ также Маркіанъ и приведенъ къ вождю Вандаловъ Гизериху. Однажды Гизерихъ, желая посмотрѣть на плѣнниковъ, взошелъ въ полдень въ сильный жаръ на возвышеное мѣсто и увидѣлъ издалека Маркіана, спящаго на землѣ, а надъ нимъ орелъ, спустившись, устроилъ какъ-бы палатку, простерши крылъя и прикрывая его отъ солнечныхъ лучей. Видя то, Гизерихъ уразумѣлъ будущее своего плѣнника и, призвавъ его къ себѣ и разспросивъ его объ имени и происхожденіи, сказалъ:

— «Если хочешь быть живъ, цѣлъ и свободенъ, поклянись мнѣ, что когда ты взойдешь на царскій престолъ, никогда не будешь воевать съ Вандалами, но будешь жить съ нами въ мирѣ».

Маркіанъ поклялся въ томъ, чего желалъ Гизерихъ, и былъ съ честью отпущенъ на родину.

Возвратившись изъ плѣна, Маркіанъ опять занялъ видное мѣсто въ греческомъ войскѣ. Однажды, во время похода Грековъ противъ Персовъ, Маркіанъ на пути разболѣлся и остался въ одномъ Ликійскомъ городѣ — Сидинѣ; здѣсь его приняли въ свой домъ добрые люди — два брата Татіанъ и Іуліанъ, которые, весьма полюбивъ его, тщательно заботились о его здоровьѣ. Вскорѣ же по выздоровленіи его, оба брата отправились вмѣстѣ съ нимъ охотиться на птицъ. Когда наступилъ полдень и солнечный жаръ усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всѣхъ проснулся Татіанъ и такъ-же, какъ нѣкогда Гизерихъ, увидѣлъ большого орла, парящаго надъ соннымъ Маркіаномъ, осѣняющаго его простертыми крыльями и заслоняющаго отъ солнечнаго жара. Увидѣвъ это, Татіанъ разбудилъ младшаго брата своего Іуліана, и оба они дивились чудесному явленію. Когда затѣмъ всталъ и Маркіанъ, орелъ улетѣлъ, а братья предсказывали Маркіану, что онъ будетъ царемъ, и спрашивали, какую окажетъ онъ имъ благодарность и милость, когда воцарится. Онъ сказалъ имъ:

— «Если предсказаніе ваше сбудется, то вы будете мнѣ вмѣсто отца».

Послѣ того Маркіанъ началъ пріобрѣтать все бóльшую и бóльшую славу, ибо Самъ Богъ прославлялъ мужа, котораго избралъ по сердцу своему. Между тѣмъ скончался благочестивый императоръ Ѳеодосій Младшій, а супруга его Евдокія опять удалилась въ Іерусалимъ и тамъ, проживъ благочестиво нѣсколько лѣтъ, тоже скончалась и погребена была въ созданной ею церкви святаго первомученика Стефана. По смерти Ѳеодосія, святая Пульхерія, согласившись съ придворными и военачальниками, избрала на царство Маркіана, какъ мужа достойнаго и угоднаго Богу. Воцарившись, Маркіанъ вызвалъ ко двору двухъ вышеупомянутыхъ братьевъ Татіана и Іуліана и, почтивъ ихъ высокими званіями, поставилъ правителями — одного Ѳракіи, другого — Ликіи [25]. Также исполнилъ онъ свою клятву Гизериху, сохранивъ съ нимъ миръ ненарушимый до конца царствованія. По воцареніи Маркіана, святая Пульхерія пожелала было снова возвратиться въ свое уединеніе, но новоизбранный царь и весь синклитъ просили ее не оставлять ихъ, а помочь управлять царствомъ, такъ какъ она премудра и опытна въ дѣлахъ правленія; но это было возможно для нея не иначе, какъ сдѣлавшись супругою императора. Она указывала имъ на обѣщанное ею Богу дѣвство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркіанъ объявилъ, что онъ также далъ Богу обѣтъ хранить чистоту. Тогда ради нуждъ святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерія согласилась вступить въ супружество съ Маркіаномъ, съ тѣмъ однако, чтобы ей до конца жизни остаться дѣвственною, ибо сего требовали — и данное Богу обѣщаніе и природное цѣломудріе обоихъ супруговъ, и далеко уже немолодыя лѣта ихъ: ей было тогда 51 годъ, да и императоръ былъ уже немолодъ. Такимъ образомъ Пульхерія называлась женою его, а на самомъ дѣлѣ была не женою, а сестрою, соцарствующей ему и правящею съ великою пользою для всей Церкви Божіей и для всего царства; точно также и Маркіанъ назывался ея мужемъ, а на самомъ дѣлѣ былъ ей не мужемъ, а братомъ, соцарствующимъ ей, какъ царской дочери, унаслѣдовавшей престолъ своего отца. Итакъ, въ то время можно было видѣть на греческомъ престолѣ какъ-бы царствующую дѣвственную чистоту, ибо царствовали — и царь, чистый душою и тѣломъ, и царица — дѣва, хранящая себя непорочною.

О, дѣвственное супружество, мало гдѣ видѣнное или слышанное! Да дивится сему міръ, полный нечистыхъ похотей! Да стыдятся люди, служащіе плотскимъ страстямъ и наслажденіямъ, слыша о такомъ супружествѣ сей благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистотѣ!

Заботами святой царицы, кромѣ вышеупомянутаго собора въ Ефесѣ, созванъ былъ соборъ святыхъ отцевъ въ Халкидонѣ противъ нечестиваго Діоскора и архимандрита Евтихія [26]. Она всѣми силами отстаивала православіе, такъ что нѣкоторые писатели ей именно приписываютъ защиту вѣры на обоихъ этихъ соборахъ.

Такая ревность Пульхеріи по благочестіи и ея великая мудрость происходили оттого, что Духъ Святый обиталъ въ ея душѣ и чистомъ сердцѣ, какъ въ Своемъ святомъ храмѣ, и наполнялъ ее Своими великими дарами.

Проживъ 54 года и раздавъ все свое имѣніе церквамъ, монастырямъ и нищимъ, святая Пульхерія преставилась ко Господу, Коему послужила всѣмъ своимъ сердцемъ [27].

Ея молитвами, Господи, не лиши и насъ Царствія Твоего небеснаго. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Царствовалъ съ 395 по 408 годъ.
[2] Ѳеодосій II или Младшій — Восточный Римскій (Византійскій) императоръ, внукъ Ѳеодосія Великаго, царствовалъ съ 408 по 450 г.
[3] Несторіанъ и Евтихіанъ.
[4] Титулъ этотъ перешелъ къ христіанскимъ Греческимъ императорамъ отъ языческихъ Римскихъ, которые всѣ назывались, въ прибавленіе къ собственному имени, Августами — въ честь перваго римскаго императора Октавія, носившаго это имя (ум. 14 г. по Р. Х.); отсюда наше слово «Августѣйшій».
[5] Т. е. въ патріаршей (которая назначена была для служенія патріарха).
[6] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города — во времена Византійской имперіи славились по всему Востоку своими святынями. Особенно извѣстны были Влахерны Богородичною церковью, построенной императоромъ Львомъ Великимъ, при которомъ въ этой церкви въ 474 г. положены были честныя ризы Пресвятыя Богородицы, принесенныя изъ Палестины.
[7] Городъ въ Греціи; теперь — столица греческаго государства; въ древности этотъ городъ славился своею ученостію.
[8] Астрономія — наука о свѣтилахъ небесныхъ.
[9] Наука объ измѣреніи видимыхъ предметовъ.
[10] Еллинскій — греческій; иногда это слово значитъ языческій; ко времени Рождества Христва Греки были самымъ образованнымъ народомъ древности.
[11] Царствовалъ съ 423 по 455 годъ.
[12] Здѣсь разумѣется Валентиніанъ III, современникъ Ѳеодосія II.
[13] Ефесъ — іоническій городъ, на западномъ берегу Малой Азіи, бывшій первоначально центромъ малоазійскихъ греческихъ колоній, а во время владычества Римлянъ — главный городъ Азіи проконсульской; славился обширною торговлею, науками и искусствами и великолѣпнымъ храмомъ въ честь языческой богини Діаны. Впослѣдствіи Ефесъ быстро пришелъ въ упадокъ.
[14] Несторій былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 428 по 431 г. — 3-й Вселенскій Соборъ былъ созванъ въ 431 г.
[15] Ѳеодосій сдѣлалъ было Несторія архіепископомъ Константинопольскимъ.
[16] Евнухъ, съ греч, языка значитъ «хранитель постели»; такъ назывались въ Византіи особые придворные чиновники, завѣдывавшіе царскою спальнею; вмѣстѣ съ тѣмь обычно это были самыя приближенныя къ царю лица.
[17] Св. Флавіанъ (I-й) патріаршествовалъ съ 447 по 449 годъ.
[18] Хрисафій былъ евтихіанинъ. — Евтихій, осужденный 4-мъ Вселенскимъ соборомъ, училъ, что Іисусъ Христосъ имѣлъ одно естество — Божеское, тогда какъ св. Церковь всегда признавала и признаетъ въ Іисусѣ Христѣ два естества несліянныя и нераздѣльныя — Божеское и человѣческое.
[19] Діаконисса — съ греч. языка значитъ служительница. Учрежденіе діакониссъ восходитъ ко временамъ апостольскимъ (см. Рим. 16, 1). На должность діакониссъ избирались пожилыя (не моложе 40 лѣтъ) дѣвственницы или вдовы. Обязанностью ихъ было наблюдать за благочиніемъ и порядкомъ среди женщинъ во время Богослуженія, наставлять женщинъ, обращающихся въ христіанство, — какъ тѣ должны держать себя при крещеніи, прислуживать при крещеніи женщинъ епископу и, вмѣсто него, совершать помазаніе частей тѣла, кромѣ чела и т. д. Относительно діакониссъ есть нѣсколько каноническихъ постановленій, а именно: IV-го Всел. собора правило 15, VI-го — правило 14 и св. Василія Великаго правило 44. — Діаконисса, вступившая въ бракъ, подлежала анаѳемѣ вмѣстѣ съ мужемъ. Такимъ образомъ, св. Пульхеріи, въ случаѣ вступленія ея въ діакониссы, совершенно закрывался путь къ царскому престолу.
[20] Каппадокія — область въ Малой Азіи. Каппадокія была прежде самостоятельнымъ государствомъ. Съ 363 г. по 370 г. до Р. X. сначала находилась подъ властью Персовъ, а затѣмъ, Македонянъ. Потомъ до 16-го г. по Р. X. опять имѣла своихъ царей. Въ 17 г. при императорѣ Тиверіи соединена была съ Понтомъ и Малой Арменіей и обращена въ Римскую провинцію. Въ концѣ XI в. (1074 г.) Каппадокія подпала подъ власть турокъ и доселѣ принадлежитъ имъ. Во времена прп. Симеона христіанство здѣсь процвѣтало. Великіе учители Церкви: св. Григорій Назіанзенъ, другъ его св. Василій Великій, братъ св. Василія св. Григорій Нисскій — были родомъ Каппадокіане.
[21] Городъ въ Малой Азіи, на берегу Константинопольскаго пролива (на другой сторонѣ противъ него — Константинополь).
[22] Область въ Византійской имперіи въ сѣверо-восточной части Балканскаго полуострова.
[23] Городъ въ западной части Ѳракіи.
[24] Вандалы — народъ, жившій сначала въ южной Испаніи, а потомъ въ сѣверной Африкѣ; принадлежали къ германскому племени и во времена святой Пульхеріи исповѣдывали аріанство.
[25] Ликія — область Византійской имперіи на юго-западѣ въ Малой Азіи.
[26] Діоскоръ, патріархъ Александрійскій, и Евтихій учили, что въ Іисусѣ Христѣ — одна Божественная природа, ибо человѣчество въ Немъ было поглощено Божествомъ. Послѣдователи ихъ назывались евтихіанами или монофизитами (отъ греческихъ словъ, означающихъ «одинъ» и «природа»). — 4-й Вселенскій Халкидонскій соборъ былъ созванъ въ 451 году.
[27] Кончина святой царицы Пульхеріи послѣдовала въ 453 г. — Память ея вскорѣ послѣ кончины сталъ праздновать царь Левъ (457-474 гг.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 221-231.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0