Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День девятый.

Память блаженнаго Никиты, тайнаго угодника Божія, котораго видѣлъ діаконъ Созонтъ.

Тайный угодникъ Божій, блаженный Никита, называемый хартуларій [1], былъ рожденъ и воспитанъ благородными родителями въ Царьградѣ; живя въ мірѣ и тайно служа Богу, онъ настолько угодилъ Ему, что и церковныя двери сами отверзались, когда онъ въ полночь приходилъ на молитву, и свѣтильникъ, зажженый не человѣческими руками, освѣщалъ его, и былъ онъ въ состояніи показать діакону Созонту умершаго священника, какъ живаго, о чемъ существуетъ такое сказаніе.

Одинъ благочестивый священникъ и благоговѣйный діаконъ возъимѣли любовь въ Богѣ другъ къ другу, но, спустя нѣкоторое время, оба, подъ вліяніемъ бѣсовскаго навѣта, измѣнили любовь на вражду. Имя діакону было — Созонтъ, а имя священника осталось неизвѣстно. Много времени находились они во враждѣ, и въ этихъ чувствахъ священнику пришлось умереть. Тогда діаконъ началъ смущаться мыслію и терзаться совѣстію, что онъ не прекратилъ вражды со священникомъ и не уничтожилъ гнѣвливости прощеніемъ. Посему онъ отправился искать мудраго духовнаго отца, которому можно было бы открыть свою совѣсть, и ходилъ онъ по пустыннымъ мѣстамъ, отыскивая врача для болѣзни своего сердца; наконецъ, найдя одного, великаго въ добродѣтеляхъ, святаго старца, признался ему въ своемъ грѣхѣ гнѣва и вражды, какую имѣлъ со священникомъ, и просилъ прощенія.

Старецъ сказалъ ему:

Всякій, просящій съ вѣрой, получитъ, и толкущему отверзется (Матѳ. 7, 7; Лук. 11, 10-11). Хорошо дѣлаешь, братъ, заботясь о скоромъ разрѣшеніи сего великаго грѣха; да поможетъ тебѣ Господь, такъ какъ не мое дѣло помирить тебя, чадо, съ умершимъ. Однако, возвращайся въ Царьградъ, откуда и пришелъ; придя ночью къ великой церкви Святой Софіи [2], стань у великихъ прекрасныхъ дверей, и кого ты прежде увидишь подходящимъ къ дверямъ, тому поклонись, сообщи о насъ и дай это запечатанное письмо; отъ него и будетъ тебѣ исправленіе въ твоемъ грѣхѣ».

Діаконъ, исполняя повелѣніе своего духовнаго отца, пошелъ въ городъ, достигъ ночью церковныхъ дверей Святой Софіи и сталъ въ ожиданіи прихода неизвѣстнаго лица. И вотъ, увидѣлъ онъ нѣкоего приближающагося къ дверямъ мужа, — то и былъ блаженный Никита, о которомъ идетъ повѣствованіе. Діаконъ поклонился ему, поцѣловалъ его, подалъ письмо старца и высказалъ ему свою печаль. Мужъ тотъ, слушая признаніе діакона, обсудивъ и прочитавъ полученное письмо старца, облился слезами и сказалъ:

— «Какъ я могу рѣшиться на дѣло, превышающее мои силы? Однако, надѣясь на молитвы пославшаго тебя, и насколько поможетъ мнѣ Богъ, приступлю къ тому, что мнѣ повелѣно».

Сказавъ сіе, онъ сталъ предъ дверями и, поднявъ руки къ небу, началъ шепотомъ молиться. Потомъ, преклонивъ колѣна и приложивъ голову къ землѣ, сталъ тихо творить молитву и, по прошествіи нѣкоего времени, вставши, сказалъ:

— «Господи, отверзи намъ врата Твоей милости!»

Тотчасъ преддверіе храма само собой открылось, и блаженный Никита, взявши діакона, вошелъ на паперть и, подошедши къ самымъ церковнымъ дверямъ, сказалъ ему: «Стой здѣсь неподвижно», самъ же сдѣлалъ поклонъ на порогѣ церкви; двери открылись, и онъ вошелъ внутрь. Когда, молясь, сталъ онъ посреди церкви, зажженный свѣтильникъ съ потолка церкви спустился надъ головой того мужа и освѣтилъ всю церковь; потомъ онъ пошелъ къ жертвеннику, и тамъ двери сами открылись; преклонивъ голову и молча помолившись, онъ вышелъ къ діакону, и снова всѣ двери сами собой закрылись. Видя сіе, діаконъ ужаснулся и не смѣлъ приблизиться къ тому мужу, ибо великій страхъ объялъ его; кромѣ того, и лицо его казалось діакону какъ-бы лицомъ ангела, прославленнымъ молитвой. И подумалось діакону: не ангелъ ли это? Но не скрылось сіе отъ мужа того, и онъ сказалъ діакону:

— «Зачѣмъ ты смущаешься мыслями о мнѣ? Вѣруй, что и я — человѣкъ изъ крови и плоти, родившійся въ честномъ домѣ и воспитанный въ этомъ городѣ. Благодать Божія, если восхощетъ, дѣйственна и въ немощахъ. Пойдемъ же въ путь, намъ предстоящій!»

Послѣ сего онъ направился къ торговому мѣсту, а діаконъ послѣдовалъ за нимъ. Когда они достигли здѣсь церкви Пресвятой Богородицы, двери церковныя по молитвѣ опять открылись; пробывши въ церкви и помолившись, угодникъ Божій вышелъ, и двери сами затворились. Діаконъ, смотря на это, только съ ужасомъ говорилъ про себя: «Господи, помилуй!» Такъ пошли они ко Влахернской церкви. Впослѣдствіи уже діаконъ сообразилъ, что замѣченное имъ шествіе по церквамъ совершалось столь быстро, какъ будто бы было подобно летанію птицъ. Когда они подошли къ дверямъ Влахернской церкви [3], и мужъ тоть со слезами совершилъ молитву, тотчасъ, какъ и въ другихъ церквахъ, двери сами открылись; поставивъ діакона въ дверяхъ и приказавъ внимательно смотрѣть внутрь, самъ онъ вошелъ въ церковь, преклонилъ колѣна и началъ усердно молиться. Діаконъ же, стоя въ дверяхъ, увидѣлъ внутри церкви свѣтъ, освѣщающій все вокругъ, и нѣкоего свѣтовиднаго діакона, вышедшаго изъ олтаря и кадящаго по всей церкви. Спустя немного времени, онъ увидѣлъ ликъ священниковъ, одѣтыхъ въ бѣлыя одежды и вышедшихъ изъ алтаря на средину церкви; онъ увидѣлъ и другой ликъ священниковъ, одѣтыхъ въ красныя ризы; всѣ вмѣстѣ собрались они по срединѣ церкви и пѣли прекрасныя и какія-то особенныя церковныя пѣсни, изъ коихъ діаконъ не могъ запомнить ни одной, кромѣ «аллилуіа».

Мужъ же тотъ, вставъ послѣ своей молитвы, сказалъ діакону:

— «Братъ, войди внутрь церкви безъ страха и посмотри на лѣвый ликъ стоящихъ священниковъ: не узнаешь ли ты того священника, съ которымъ имѣлъ вражду?»

Діаконъ, съ трепетомъ вошедши и приблизившись къ Божьему человѣку, посмотрѣлъ на лѣвый ликъ и не нашелъ искомаго священника. Ангеловидный мужъ повелѣлъ діакону разсмотрѣть также и правый ликъ священниковъ. Діаконъ, посмотрѣвъ, увидѣлъ того священника, съ которымъ имѣлъ вражду, и указалъ на него Божьему человѣку. Онъ же сказалъ діакону:

— «Иди, скажи священнику, котораго узналъ: Никита хартуларій стоитъ снаружи храма и зоветъ тебя, чтобы ты пришелъ къ нему!»

Діаконъ пошелъ по приказанію, взялъ священника за правую руку и привелъ къ Божьему человѣку, который въ то время уже вышелъ изъ церкви. Кротко онъ посмотрѣлъ на священника и тихимъ голосомъ сказалъ:

— «Отче пресвитеръ, побесѣдуй съ братомъ твоимъ, и прекратите вражду, какую имѣете между собою».

Тотчасъ священникъ и діаконъ стали другъ противъ друга на колѣни и, послѣ продолжительныхъ привѣтствій, прекратили вражду. Священникъ послѣ прощенія вошелъ въ церковь и сталъ на свое мѣсто, а Никита, человѣкъ Божій, на порогѣ церковномъ сдѣлалъ поклонъ, и тотчасъ двери церковныя затворились. Затѣмъ, вмѣстѣ съ діакономъ пошелъ онъ въ обратный путь. Прошедши нѣкоторую часть пути, блаженный Никита сказалъ діакону:

— «Братъ Созонтъ, спаси душу свою для себя и для моей пользы: отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святыхъ молитвъ и упованіе на Бога могуть и мертвыхъ воздвигнуть!»

Сказавъ сіе, блаженный исчезъ изъ глазъ діакона. Сей же, поклонившись на томъ мѣстѣ, гдѣ стояли ноги сего дивнаго мужа, пошелъ къ старцу — духовному отцу своему — со страхомъ и радостію, славя и благодаря Бога за то, что Онъ сподобилъ его дивнымъ и чудеснымъ образомъ примириться съ умершимъ священникомъ, по молитвамъ тайнаго раба Божія Никиты хартуларія, столь угодившаго Богу среди народа и мірскихъ смятеній.

Примѣчанія:
[1] Хартуларіями назывались въ греческой церкви письмоводители при должностныхъ лицахъ Церкви. — Жизнь и подвиги блаж. Никиты, тайнаго угодника Божія, относятся къ XII столѣтію.
[2] Здѣсь разумѣется величественнѣйшій великолѣпный соборъ во имя св. Софіи — Премудрости Божіей, построенный императоромъ Византійскимъ Юстиніаномъ Великимъ въ Константинополѣ въ 537 г. Въ 1453 году, по завоеваніи Константинополя Турками, Софійскій соборъ обращенъ въ мечеть.
[3] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города — во времена Византійской имперіи славились по всему Востоку своими святынями. Особенно извѣстны были Влахерны Богородичною церковью, построенной императоромъ Львомъ Великимъ, при которомъ въ этой церкви въ 474 г. положены были честныя ризы Пресвятыя Богородицы, принесенныя изъ Палестины.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 199-202.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0