Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День девятый.

Житіе святыхъ и праведныхъ богоотецъ Іоакима и Анны.

Святый праведный Іоакимъ происходилъ изъ колѣна Іудина, изъ дома царя Давида. Родословіе его таково: у сына Давида Наѳана родился сынъ Левій, Левій родилъ Мелхію и Панфира, Панфиръ родилъ Варпафира, Варпафиръ же родилъ Іоакима, отца Божіей Матери.

Святый Іоакимъ жилъ въ городѣ Назаретѣ Галилейскомъ [1] и имѣлъ жену по имени Анну изъ колѣна Левіина, изъ рода Ааронова, дочь священника Матѳана, жившаго предъ царствованіемъ Ирода [2], сына Антипатра. Сей священникъ Матѳанъ имѣлъ женою Марію, изъ колѣна Іудина, изъ города Виѳлеема [3], и трехъ дочерей: Марію, Совію и Анну. Изъ нихъ первою вышла замужъ Марія въ Виѳлеемъ и родила Саломію; потомъ вышла замужъ Совія, также въ Виѳлеемъ, и родила Елисавету, мать Іоанна Предтечи; третья же, какъ мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замужъ за Іоакима въ страну Галилейскую, въ городъ Назаретъ. Супруги сіи, Іоакимъ и Анна, происходя изъ знатнаго рода, поучались въ законѣ Господнемъ и были праведны предъ Богомъ. Имѣя богатство вещественное, они не были лишены и богатства духовнаго. Украшенные всѣми добродѣтелями, они безпорочно соблюдали всѣ заповѣди закона Божія. На каждый праздникъ благочестивые супруги отдѣляли отъ своего имущества двѣ части, — одну отдавали на церковныя потребности, а другую раздавали нищимъ.

Своею праведною жизнію Іоакимъ и Анна такъ угодили Богу, что Онъ сподобилъ ихъ быть родителями Пресвятой Дѣвы, предъизбранной Матери Господа. Изъ этого одного уже видно, что ихъ жизнь была свята, богоугодна и чиста, такъ какъ у нихъ родилась Дщерь, Святѣйшая всѣхъ святыхъ, угодившая Богу больше всѣхъ и херувимовъ Честнѣйшая. Въ то время на землѣ не было болѣе угодныхъ Богу людей, нежели Іоакимъ и Анна, по непорочной ихъ жизни. Хотя въ то время можно было найти и многихъ живущихъ праведно и угождающихъ Богу, но эти двое превзошли всѣхъ своими добродѣтелями и явились предъ Богомъ самыми достойными того, чтобы отъ нихъ родилась Божія Матерь. Такая милость имъ не была бы дарована Богомъ, если бы они дѣйствительно не превосходили всѣхъ праведностью и святостью. Но какъ Самъ Господь имѣлъ воплотиться отъ Пресвятой и Пречистой Матери, такъ подобало и Матери Божіей произойти отъ святыхъ и чистыхъ родителей. Подобно тому какъ земные цари имѣютъ свои порфиры, сдѣланныя не изъ простой матеріи, а изъ златотканной, такъ и Небесный царь восхотѣлъ имѣть Пречистою Своею Матерью, въ плоть Которой, какъ въ царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не отъ обыкновенныхъ невоздержныхъ родителей, какъ-бы изъ простой матеріи, но отъ цѣломудренныхъ и святыхъ, какъ-бы изъ матеріи златотканной, прообразомъ чего служила ветхозавѣтная скинія, которую Богъ велѣлъ Моисею сдѣлать изъ багряной и червленой матеріи и изъ виссона (Исх. 27, 16). Скинія эта прообразовала Дѣву Марію, вселившійся въ Которую Богъ имѣлъ съ человѣки пожити, какъ написано: се скинія Божія съ человѣки, и вселится съ ними (Апок. 21, 3). Багряная и червленая матерія и виссонъ, изъ которыхъ была сдѣлана скинія, прообразовали родителей Божіей Матери, Которая произошла и родилась отъ цѣломудрія и воздержанія, какъ-бы отъ багряной и червленой одежды, и совершенства ихъ въ исполненіи всѣхъ заповѣдей Господнихъ, какъ-бы отъ виссона.

Но сіи святые супруги, по Божію повеленію, долгое время были бездѣтны, — дабы въ самомъ зачатіи и рожденіи такой дочери была явлена и сила Божіей благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарѣвшейся женщинѣ родить иначе невозможно, какъ по силѣ благодати Божіей; здѣсь дѣйствуетъ уже не природа, но Богъ, побѣждающій законы природы и уничтожающій узы неплодія. Родиться отъ неплодныхъ и престарѣлыхъ родителей — большая честь и для самой Рожденной, потому что Она рождается тогда не отъ невоздержныхъ родителей, но отъ воздержныхъ и престарѣлыхъ, каковыми были Іоакимъ и Анна, которые пятьдесятъ лѣтъ жили въ супружествѣ и не имѣли дѣтей. Наконецъ, чрезъ таковое рожденіе открывается достоинство и самихъ родителей, такъ какъ они послѣ долгаго неплодства родили радость всему міру, чѣмъ уподобились святому патріарху Аврааму и благочестивой супругѣ его Саррѣ, родившимъ, по обѣтованію Божію, Исаака въ старости (Быт. 21, 2). Однако, безъ сомнѣнія, можно сказать, что рождество Богородицы выше рожденія Авраамомъ и Саррою Исаака. Насколько Сама рожденная Дѣва Марія выше и болѣе достойна почести, нежели Исаакъ, настолько больше и выше достоинство Іоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усерднымъ постомъ и молитвами, въ душевной горести и сердечной скорби умолили о семъ Бога: и скорбь ихъ обратилась въ радость, а безчестіе ихъ явилось предвѣстникомъ великой чести, и усердное прошеніе руководителемъ къ полученію благъ, и молитва — лучшей ходатаицей.

Іоакимъ и Анна долгое время скорбѣли и плакали, что у нихъ нѣтъ дѣтей. Однажды Іоакимъ въ большой праздникъ приносилъ въ Іерусалимскомъ храмѣ дары Господу Богу; вмѣстѣ съ Іоакимомъ и всѣ Израильтяне приносили свои дары въ жертву Богу. Бывшій въ то время первосвященникъ Иссахаръ не захотѣлъ принять даровъ Іоакима, потому что онъ былъ бездѣтнымъ.

— «Не должно, — говорилъ онъ, — принимать отъ тебя дары, потому что ты не имѣешь дѣтей, а слѣдовательно и благословенія Божія: навѣрное, у тебя есть какіе-нибудь тайные грѣхи».

Также и одинъ еврей изъ колѣна Рувимова, вмѣстѣ съ прочими приносившій свои дары, укорялъ Іоакима, говоря:

— «Зачѣмъ ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? развѣ ты не знаешь, что ты не достоинъ приносить дары вмѣстѣ съ нами, ибо ты не знаешь въ Израилѣ потомства?» [4]

Укоры сіи очень опечалили Іоакима, и онъ въ сильной скорби ушелъ изъ храма Божія посрамленнымъ и униженнымъ, и праздникъ для него обратился въ печаль, а праздничная радость смѣнилась скорбію. Глубоко скорбя, онъ не возвратился домой, но ушелъ въ пустыню къ пастухамъ, пасшимъ его стада, и тамъ плакалъ о неплодствѣ своемъ и о поношеніи и укорахъ, сдѣланныхъ ему. Вспомнивъ про Авраама, праотца своего, которому уже въ преклонномъ возрастѣ Богъ даровалъ сына, Іоакимъ сталъ усердно молить Господа, чтобы Онъ и его сподобилъ такого же благоволенія, услыхалъ бы его молитву, помиловалъ бы и отнялъ отъ него поношеніе со стороны людей, даровавъ въ старости плодъ его супружеству, какъ нѣкогда Аврааму.

— «Да буду я, — молился онъ, — имѣть возможность именоваться отцомъ ребенка, а не бездѣтнымъ и отверженнымъ отъ Бога терпѣть укоры отъ людей!»

Къ сей молитвѣ Іоакимъ присоединилъ постъ и сорокъ дней не вкушалъ хлѣба.

— «Не буду ѣсть, — говорилъ онъ, — и въ домъ свой не возвращусь; пусть слезы мои будутъ мнѣ пищею, а пустыня сія домомъ, до тѣхъ поръ пока не услышитъ и не отниметъ отъ меня поношеніе Господь Богъ Израилевъ».

Точно также и жена его, будучи дома и услыхавъ, что первосвященникъ не хотѣлъ принять ихъ дары, укоряя въ неплодствѣ, и что мужъ ея отъ великой скорби удалился въ пустыню, плакала неутѣшными слезами.

— «Теперь, — говорила она, — я несчастнѣе всѣхъ: Богомъ отвержена, у людей въ поношеніи и мужемъ оставлена! О чемъ плакать теперь: о вдовствѣ ли своемъ, или о безчадіи, о сиротствѣ своемъ или о томъ, что не удостоилась называться матерью!»

Такъ горько плакала она всѣ тѣ дни.

Рабыня Анны, по имени Юдиѳь, старалась ее утѣшить, но не могла: ибо кто можетъ утѣшить ту, печаль которой глубока, какъ море?

Однажды Анна печальная пошла въ свой садъ, сѣла подъ лавровымъ деревомъ, вздохнула изъ глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слезъ къ небу, увидала на деревѣ птичье гнѣздо съ маленькими птенцами. Зрѣлище сіе причинило ей еще большую скорбь, и она съ плачемъ начала взывать:

— «Горе мнѣ бездѣтной! Должно быть, я самая грѣшная среди всѣхъ дщерей Израилевыхъ, что одна предъ всѣми женами такъ унижена. Всѣ носятъ плодъ своего чрева на своихъ рукахъ, — всѣ утѣшаются своими дѣтьми: я же одна чужда сей радости. Горе мнѣ! Дары всѣхъ принимаются въ храмѣ Божіемъ, и за чадородіе имъ оказываютъ уваженіе: я же одна отвержена отъ храма Господа моего. Горе мнѣ! Кому я уподоблюсь? ни птицамъ небеснымъ, ни звѣрямъ земнымъ: ибо и тѣ приносятъ тебѣ, Господи Боже, плодъ свой, я же одна неплодна. Даже съ землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябаетъ и выращиваетъ сѣмена и, принося плоды, благословляетъ Тебя, Небеснаго Отца: я же одна безплодна на землѣ. Увы мнѣ, Господи, Господи! Я одна, грѣшная, лишена потомства. Ты, Который даровалъ нѣкогда Саррѣ въ глубокой старости сына Исаака (Быт. 21, 1-8), Ты, Который отверзъ утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1 Цар. 1, 20), призри нынѣ на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоѳъ! Ты знаешь поношеніе бездѣтства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную содѣлай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебѣ въ даръ, благословляя, воспѣвая и согласно прославляя Твое милосердіе».

Когда Анна съ плачемъ и рыданіемъ такъ восклицала, явился ей ангелъ Господень и сказалъ:

— «Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыханія твои прошли сквозь облака, слезы твои явились предъ Богомъ, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрезъ Нее получатъ благословеніе всѣ племена земныя и будетъ даровано всему міру спасеніе; имя ей будетъ Марія».

Услышавъ ангельскія слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

— «Живъ Господь Богъ, если родится у меня дитя — я отдамъ его на служеніе Богу. Пусть оно служитъ Ему и прославляетъ святое имя Божіе день и ночь во все время жизни своей».

Послѣ сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла въ Іерусалимъ, чтобы тамъ съ молитвою воздать благодареніе Богу за Его милостивое посѣщеніе.

Въ то же самое время Ангелъ явился и Іоакиму въ пустынѣ и сказалъ:

— «Іоакимъ, Іоакимъ! Услышалъ Богъ молитву твою и благоволитъ даровать тебѣ благодать Свою: жена твоя Анна зачнетъ и родитъ тебѣ Дщерь, рожденіе Которой будетъ радостью для всего міра. И вотъ тебѣ знаменіе, что я благовѣствую тебѣ истину: иди въ Іерусалимъ къ храму Божію и тамъ, у золотыхъ воротъ, найдешь свою супругу Анну, которой я возвѣстилъ то же самое».

Іоакимъ, удивленный такимъ ангельскимъ благовѣстіемъ, славословя Бога и благодаря Его сердцемъ и устами за великое милосердіе, съ радостію и веселіемъ поспѣшно отправился въ Іерусалимскій храмъ. Тамъ, какъ и возвѣстилъ ему ангелъ, онъ нашелъ у золотыхъ воротъ Анну, молящуюся Богу, и разсказалъ ей объ ангельскомъ благовѣстіи. Также и она повѣдала ему о томъ, что видѣла и слышала ангела, возвѣстившаго о рожденіи у нея дочери. Тогда Іоакимъ и Анна прославили Бога, сотворившаго имъ такую великую милость и, поклонившись Ему въ святомъ храмѣ, возвратились въ свой домъ.

И зачала святая Анна въ девятый день декабря мѣсяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дѣва Марія, начало и ходатаица нашего спасенія, о рождествѣ Коей возрадовались и небо и земля. Іоакимъ по случаю Ея рожденія принесъ Богу великіе дары, жертвы и всесожженія, и получилъ благословеніе первосвященника, священниковъ, левитовъ и всѣхъ людей за то, что сподобился благословенія Божія. Потомъ онъ устроилъ въ домѣ своемъ обильную трапезу, и всѣ съ веселіемъ прославляли Бога.

Возрастающую Дѣву Марію родители Ея берегли, какъ зеницу ока, вѣдая, по особенному откровенію Божію, что Она будетъ свѣтомъ всему міру и обновленіемъ естества человѣческаго. Посему они воспитывали Ее съ такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имѣла быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только какъ дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, какъ госпожу свою, помня ангельскія слова, сказанныя о Ней, и провидя духомъ, что должно надъ Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатію и своихъ родителей. Подобно тому какъ солнце своими лучами освѣщаетъ звѣзды небесныя, удѣляя имъ частицы своего свѣта, такъ и Богоизбранная Марія, какъ солнце, озаряла лучами данной Ей благодати Іоакима и Анну, такъ что и они были исполнены Духа Божія, и твердо вѣровали въ исполненіе ангельскихъ словъ.

Когда отроковицѣ Маріи исполнилось три года, родители ввели Ее со славою въ храмъ Господень, сопровождая съ возжженными свѣтильниками, и посвятили Ее на служеніе Богу, какъ то обѣщали. По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ послѣ введенія Маріи во храмъ, святый Іоакимъ умеръ, восьмидесяти лѣтъ отъ рожденія. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назаретъ и пришла въ Іерусалимъ, гдѣ пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь безпрестанно въ храмѣ Божіемъ. Проживъ въ Іерусалимѣ два года, она почила о Господѣ, имѣя 79 лѣтъ отъ рожденія [5].

О, сколь благословенны вы, святые родители, Іоакимъ и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери! Сугубо благословенны вы ради Сына Ея, Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго получили благословеніе всѣ народы и племена земные! Справедливо васъ святая Церковь наименовала Богоотцами [6], ибо мы знаемъ, что отъ Пресвятой вашей Дочери родился Богъ. Нынѣ предстоя Ему близко на небѣ, молитесь, да удѣлится и намъ хотя нѣкая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Небольшой городокъ Назаретъ находился въ сѣверной части Палестины, которая называлась Галилеею. Населеніе его было бѣдно и не пользовалось уваженіемъ въ глазахъ другихъ іудеевъ (Іоан. 1, 46). Но здѣсь было отечество Іосифа, обручника Святой Дѣвы; здѣсь было Благовѣщеніе Богородицѣ; здѣсь протекло дѣтство и отрочество Іисуса Христа; здѣсь Онъ воспитывался; здѣсь пребывалъ и въ началѣ Своего открытаго служенія, отъ чего и назывался Назаряниномъ. Съ этого времени Назаретъ, бывшій дотолѣ неизвѣстнымъ, сдѣлался знаменитѣйшимъ мѣстомъ во всей Галилеѣ. Но въ 1263 г. онъ былъ обращенъ Турками въ совершенныя развалины. Чрезъ нѣсколько столѣтій онъ былъ построенъ вновь и долго былъ бѣднымъ селеніемъ. Нынѣ Назаретъ имѣетъ около 6000 жителей, состоитъ подъ особеннымъ покровительствомъ христіанскихъ консуловъ и служитъ мѣстомъ паломничества со всѣхъ концовъ христіанскаго міра.
[2] Иродъ, называемый въ исторіи Великимъ, сынъ Антипатра, царя Іудеевъ, сначала былъ правителемъ Галилеи, но при первомъ Римскомъ императорѣ Октавіѣ Августѣ, еще до воцаренія его, въ 40 г. до Р. X., получилъ титулъ іудейскаго царя и управлялъ всей Іудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
[3] Виѳлеемъ («домъ хлѣба») — небольшой, незначительный городокъ въ колѣнѣ Іудиномъ, недалеко отъ Іерусалима, около 2 часовъ пути къ югу, названный такъ, вѣроятно, по плодородію земли, — мѣсто Рождества Христова.
[4] Еще патріархамъ Израильскаго народа неоднократно было дано Богомъ обѣтованіе о размноженіи потомства ихъ; поэтому Израильтяне на многочисленное потомство смотрѣли, какъ на высшее счастье и благословеніе Божіе. Съ другой стороны, по древнему обѣтованію Божію, Израильтяне надѣялись въ своемъ потомствѣ обрѣсти обѣтованное Богомъ «Сѣмя жены» — Мессію. Вотъ почему безчадіе считалось у Евреевъ тяжкимъ несчастіемъ и наказаніемъ Божіимъ за грѣхи, и на людей, неимѣющихъ дѣтей, Евреи смотрѣли, какъ на великихъ грѣшниковъ.
[5] Память преставленія праведной Анны Церковь совершаетъ 25-го іюля.
[6] Церковь ежедневно по окончаніи Божественныхъ службъ, на отпустѣ, испрашиваетъ исходящимъ изъ храма помилованіе и спасеніе отъ Господа молитвами Богородицы и святыхъ праведныхъ Богоотецъ Іоакима и Анны, и ежегодно совершаетъ память ихъ на другой день Рождества Богородицы, ибо послѣ праздника Рождества Богоматери прилично славить и святыхъ Ея родителей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 185-192.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0